Формирование и развитие стиля менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 09:00, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение сущности руководителя и совокупности, характерных для руководства методов, приемов и действий по отношению к подчиненным.
В процессе изучения ставятся следующие задачи:
1.Дать определение стиля руководства;
2.Рассмотреть формирование стиля управления и определяющие его факторы;
3.Определить основные факторы классификации стилей руководства;

Содержание работы

Введение 3 1. Культура и стиль управления 4
2. Стиль управления как многокомпонентная характеристика менеджмента 11
2.1. Подходы к определению стиля руководства 14
2.2. Формирование стиля управления и факторы его определяющие 18
3. Выбор эффективного стиля управления и его развитие 21
Заключение 27
Список литературы 29

Файлы: 1 файл

Формирование и развитие стиля менеджмента.doc

— 182.50 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО  ПО ОБРАЗОВАНИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  НЕФТЕГАЗОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Институт менеджмента  и бизнеса

 

 

 

 

                                               Кафедра МТЭК

 

 

 

 

Курсовая работа

 

по дисциплине: Менеджмент

на тему: «Формирование  и развитие стиля менеджмента»

 

 

Выполнил:

 

 

 

 

 

 

 

Тюмень, 2010г.

Содержание

 

Введение                                 3                                                                                                                                                                             1. Культура и стиль управления                                                                          4

2. Стиль управления как многокомпонентная характеристика менеджмента    11                                                                                             

    2.1. Подходы к определению стиля руководства                                         14                                 

    2.2. Формирование стиля управления и факторы его определяющие         18

3. Выбор эффективного стиля управления и его развитие                               21                

Заключение                                                                                                        27  

Список литературы                                                                                            29 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В связи с быстрым  роста фирм и увеличением их в количестве, возникает проблема эффективного руководства и управления человеческими ресурсами. Выбор руководителя какого-либо определенного стиля и способности влиять на подчиненных для эффективного достижения целей организации является самой актуальной темой на сегодняшний день.

Современный руководитель, эффективно управляющий предприятием, должен не только успешно осуществлять финансовую или хозяйственную деятельность, но и правильно организовать и направить действия персонала, что в свою очередь может к определенному стилю руководства.

В настоящее время  существует некоторый минимум различных  характеристик для современного менеджера. Что это за характеристики, и каким должен быть портрет современного менеджера, какие методы и стили руководства он должен использовать и пойдет речь в этой работе.

Целью курсовой работы является изучение сущности руководителя и совокупности, характерных для руководства методов, приемов и действий по отношению к подчиненным.

В процессе изучения ставятся следующие задачи:

1.Дать определение стиля руководства;

2.Рассмотреть формирование стиля управления и определяющие его факторы;

3.Определить основные факторы классификации стилей руководства;

4. Выбор эффективного  стиля управления и его развитие.

 

1. КУЛЬТУРА И СТИЛЬ УПРАВЛЕНИЯ.

                

Повышение культуры управления - важнейшее условие повышения  эффективности управления. В процессе развития библиотечного дела происходило накопление культуры управления. Культура управления - понятие сложное, комплексное, ёмкое и многогранное. Оно зависит от многих факторов в частности от квалификации управленческих кадров. Отсюда первоочередная задача - обучение работников аппарата управления основным и последним достижениям науки управления и смежных с ней общих и отраслевых наук. Овладение культурой управления необходимо для каждого работника аппарата управления, оно является его прямой обязанностью, ибо эффективная работа любого подразделения, любой организации, в том числе и библиотеки, возможна лишь при высокой культуре его работников. Культура управления - это совокупность достижений и осуществлений процесса управления, организации управленческого труда, использования техники управления, а также требований, предъявляемых к системам управления и к работникам, обусловленных нормами и принципами морали, этики, эстетики, права.

Культура управления в общем виде позволяет оценить  степень соблюдения системой управления тех требований, которые к ней предъявляются. На практике уровень культуры системы управления оценивается по показателям отдельных элементов системы. Сюда относятся показатели, характеризующие культуру работников, и в особенности руководителей, культуру процессов управления, техники управления, условий труда и т.д. Разнообразие элементов культуры управления предопределяет необходимость следования в процессе управления многим нормам, а именно: моральным, юридическим, экономическим, организационным, техническим, эстетическим. Моральные нормы регулируют поведение человека в области нравственности и морали. Моральные нормы закреплены в Конституции Украины. Соблюдение моральных норм в процессе управления является показателем его уровня культуры. Юридические нормы управления отражены в государственно-правовых и организационно-правовых нормативных актах. Примером могут быть “Закон о библиотеках и библиотечном деле”, "Типовое положение о библиотеке вуза". Уровень культуры управления в значительной мере зависит от степени разработки юридических норм управления и их использования в процессе управления. Экономические нормы устанавливают значение экономических показателей, которые должны быть достигнуты в процессе работы библиотеки. Наличие экономических норм и степень их соблюдения в процессе управления также характеризуют культуру управления. Организационные нормы устанавливают структуру библиотеки, состав и порядок деятельности её структурных подразделений и сотрудников, а также их взаимоотношение и взаимодействие, правила внутреннего распорядка, последовательность и периодичность выполнения различных операций и различных видов деятельности по управлению. В процессе разработки и использования организационных норм должны быть также четко установлены и зафиксированы функциональные обязанности сотрудников, объемы, направления, периодичность и место формирования информации, процессы переработки и использования информации. Технические нормы устанавливают пропорции между живым и овеществлённым трудом, т.е. нормы оснащенности подразделений библиотеки, выполняющих управленческие функции, соответствующими техническими средствами. Эстетические требования и нормы распространяются как на технические средства и устройства, используемые в процессе управления, так и на внешнюю среду, окружающую работников аппарата управления. Учет и реализация требований культуры управления в разнообразной деятельности органов управления позволяют повысить уровень организации управленческого труда, упростить различные управленческие операции и сам процесс управления, улучшить условия труда управленческих работников, обеспечить слаженную и согласованную работу сотрудников аппарата управления, другими словами значительно повысить эффективность труда управленческих работников.

 

Культура управления включает совокупность элементов, каждый из которых обеспечивает соответствие составных частей процесса управления тем требованиям, которые к ним предъявляются. Культура управления включает такие основные элементы: культуру работников управления, культуру процессов управления, культуру условий труда и культуру документации.

Культура сотрудников управления включает в себя уровень общей культуры, знание библиотековедения, информатики и науки управления, владение искусством управления, наличие личных и деловых качеств, необходимых этой категории сотрудников, стиль работы и управления.

Культура процессов управления включает в себя внедрение прогрессивной технологии управления, рациональную организацию управленческого труда и процессов работы библиотеки, структурного подразделения, комплексную механизацию и автоматизацию процессов управления, культуру приема сотрудников и читателей, разговор по телефону, проведение совещаний, заседаний, собраний.

Культура условий труда включает в себя культуру организации рабочих  мест, их планировку, организацию, техническую  оснастку, по технологии пути книги, читательского  требования, последовательности операций, которые дополняются в отделе; культуру производственной среды; световой режим, воздухообмен, температурный влажный режим, интерьер, шум, чистоту.

Культура документации включает оформление документации, долговечность документации, удобство пользования документами, надёжность и быстродействие документационного обслуживания.

Совершенствовать культуру управления - значит усиливать внимание ко всем её элементам. Это позволяет увеличить  эффективность управления, сделать четкой и сложенной работу аппарата управления, повысить трудовую дисциплину. В каждом конкретном случае особого внимания требуют те или другие стороны культуры управления. Однако её общий уровень во многом характеризуется успехом борьбы за экономию времени, много времени тратиться на работу с документами, язык их должен быть предельно простым и лаконичным. В настоящее время внедряется система ГОСТов на управленческую документацию и по информации, библиотечному и издательскому делу. Это значительно повысит культуру работы с документами, сократит время их составления и чтения, формулировки наименования процессов и операций, осуществляемых библиотеками, унификацию библиографической и информационной терминологии. Получает все большее распространение внедрение бланков с типовыми текстами визиток, что является весьма эффективным. Особенностью этих мероприятий является то, что благодаря им происходит наиболее полный и разносторонний обмен информацией по обсуждаемым вопросам в относительно короткий промежуток времени. Кроме того, они являются наиболее действенной формой воспитательной работы в коллективе. Однако в этих мероприятиях занято, как правило, значительное количество сотрудников, которые отрываются от своего непосредственного дела, отсюда насущная потребность соизмерять полезную информацию, получаемую от массовых мероприятий, с издержками на проведение этих мероприятий. Стиль руководства во многом сказывается на организации, проведении и конечной эффективности указанных мероприятий. Библиотеке необходимо иметь установленный график проведения мероприятий на год, где указывается время, место, ответственные за проведение мероприятий. Большое значение имеет порядок работы совещаний и их содержание. Порядок определяется четким утвержденным регламентом. Учитывая специфику женского коллектива библиотеки, не лишним напоминать какое значение имеет регламент.

Порядок проведения массовых мероприятий  предполагает выработку соответствующих  методических материалов, например, "Положение  о совещаниях" (постоянное место, где, когда, круг людей, которые участвуют в обсуждении каждого вопроса). По итогам совещания принимаются конкретные решения, а их исполнение берётся под строгий контроль.

Культура - важнейшее слагаемое  стиля управления. Образцом для каждого руководителя является стиль, сочетающий  целеустремлённость, доверие и любовь к человеку, высокую культуру, четкую организованность конкретность и оперативность. Однако это не простой набор отдельных элементов культуры управления. Все они тесно взаимосвязаны и взаимозависимы. Причем определяющим среди них является культура работников управления. Обладая высокой культурой, каждый работник будет качественно выполнять свою работу, т.е. поддерживать высокий уровень культуры процесса управления и стремиться совершенствовать организацию своего труда. С культурой управления несовместимы проявления волокиты, бездушия, грубости, бюрократизма, чванства, формализма, отсутствие деловитости, исполнительской дисциплины. В отношениях с подчинёнными должно иметь место справедливое, ровное отношение ко всем подчиненным, объективная оценка их работы, своевременная похвала за успехи. Наиболее полную и концентрированную оценку действительной культуры работника управления можно определить по стилю его работы. Таким образом, культура работников управления является важнейшим и определяющим элементом культуры управления. Значение культуры управления в повышении эффективности управления огромно. Учет элементов культуры управления в разнообразной управленческой деятельности позволяет улучшить организацию управления, упростить и удешевить процесс дня, обеспечить слаженность и четкость работы аппарата управления, повысить государственную и трудовую дисциплину в библиотеке. Без учета требований культуры управления практически невозможно реализовать ни одну из рекомендаций, разработанных наукой управления. Совершенствовать культуру управления - значит совершенствовать все её элементы. В каждом конкретном случае те или другие элементы могут приобретать решающее значение для повышения эффективности управления. Поэтому, решая проблему  совершенствования управления, необходимо проводить детальный комплексный анализ уровня культуры управления в целях выявления тех элементов в культуре и тех направлений её совершенствования, которые могут дать наибольший эффект.

Стиль управления — это  совокупность приемов, которые использует руководитель по отношению к своим подчиненным. Эффективность того или иного стиля определяется тем, насколько он помогает воздействовать на сотрудников с целью решения существующей в данный момент времени задачи.

Менеджмент и практическая психология свидетельствуют, что для подавляющего большинства подчиненных при получении приказа от менеджера огромное значение имеют такие факторы, как тон, манера поведения руководителя, конкретные слова, в которые облечены инструкции и т.д. Очень важно и то, учитывает или же наоборот, игнорирует менеджер мнения персонала, подбирает ли для них роли, соответствующие профессиональному потенциалу каждого конкретного человека.

Из этих черт и складывается конкретный стиль руководства. Как правило, он обусловлен уровнем общих и профессиональных знаний, опытом, идеалами и системой ценностей руководителя, а также его темпераментом – т.е., всем тем, что определяет содержание его личности.

Стиль управления есть устойчивая манера поведения руководителя (лидера) по отношению к подчиненным, позволяющая оказывать на них влияние и побуждать их к достижению целей организации. Лидерство - это способность влиять на личность и группы, а власть - это возможность воздействовать на поведение других. Современный руководитель – это человек, который одновременно является лидером и обладает властью.

Стиль руководства определяет систему  методов, приемов, образцов поведения, с помощью которых лидер организует межличностные отношения в коллективе и воздействует на подчиненных для решения поставленных задач. Способности руководителя реализовать властные полномочия находятся в непосредственной зависимости от стиля его работы. Стиль выражается в том, какими приемами руководитель побуждает подчиненных к согласию со своими решениями, к выполнению возложенных на них обязанностей и как он контролирует результаты их деятельности; стиль обнаруживается также во взаимоотношениях с контрагентами и вышестоящими руководителями. Принятый стиль может служить характеристикой качества деятельности руководителя и руководящего органа, их способности создавать и воспроизводить в коллективе атмосферу, благоприятствующую высокопроизводительной работе. В различных отечественных учебниках по менеджменту термины "руководство" и "лидерство" употребляются как синонимы и соответствуют английскому термину "leadership".

Обычно стиль отличается устойчивостью, выражающейся в частом повторении тех или иных приемов руководства. Но эта устойчивость относительна, ведь стилю присущ и динамизм, весьма ценимый в руководителе.

В основе своей стиль объективен, так как определяется совокупностью социальных и экономических требований к руководящей деятельности. Но он окрашен индивидуальными качествами руководителя и неизбежно субъективен, индивидуален. Существенное воздействие на становление стиля оказывают интеллект и общая культура руководителя, уровень его профессиональной подготовки, особенности характера и темперамента, личностные нравственные ценности, умение создавать атмосферу увлеченности работой, нетерпимости ко всякого рода недостаткам. Таким образом, личные качества руководителя сказываются – непосредственно или опосредованно - на степени удовлетворенности трудом и на мотивации поведения подчиненных, характере их межличностных отношений, согласованности действий.

Информация о работе Формирование и развитие стиля менеджмента