Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 13:40, курсовая работа
Тема «Формирование кадрового резерва» очень актуальна, так как является важной составляющей политики любой организации. Отсутствие данного аспекта грозит снижением эффективности даже самому успешному предприятию. Административно-командная система, сформированная в годы советской власти, в условиях рыночной экономически сдает свои позиции. Система подготовки кадров в новых условиях начала формироваться сравнительно недавно.
Цель курсовой работы: исследовать процесс формирования и работы кадрового резерва.
Введение…………………………………………………………………..……….3
Глава 1 Теоретические аспекты кадрового резерва …….…..……….……..5
1.1 Типы кадрового резерва…………………………………………..………….5
1.2 Этапы работы с резервом………………………………………… ………..7
1.3 Методы для формирования списка резерва………………..………………..9
1.4 Социально-психологическая подготовка………………..…………………12
Глава 2: «Формирование кадрового резерва государственной
службы» …………………………………..………………………………….….14
2.1 Обоснование необходимости новой системы работы с кадровым резервом…………………………………………………….…………………….14
2.2 Нормативно-правовая база работы с кадровым резервом………………...20
Глава 3: «Современные технологии отбора, оценки, обучения кадрового резерва……………………………………………………………………...……24
3.1 Структура кадрового резерва……………………………………………….24
3.2 Формирование кадрового резерва……………………………………….….25
3.3 Зарубежный опыт подготовки резерва управленческих кадров….………30
Заключение……………………………………………………………….……..33
Список литературы………………………………………………………………34
В процессе изучения возможных кандидатур могут быть использованы также и другие методы: социологические исследования, анкетирование, тестирование, экспертная оценка, матричный метод оценки, метод групповой дискуссии, деловые игры, "центры оценки" и др.
При этом надо помнить, что
лишь использование различных
Подготовку лица, включенного
в состав кадрового резерва, рекомендуется
проводить по индивидуальному плану.
Содержание и объем подготовки определяются
исходя из соответствия уровня знаний,
практических умений и навыков кандидата
в резерв на определенную государственную
должность требованиям, предъявляемым
к данной должности Федеральным законом
"Об основах государственной службы
Российской Федерации", профессионально-
В индивидуальном плане подготовки "резервиста" предусматриваются мероприятия по приобретению теоретических, управленческих и специальных знаний, по выработке практических умений и навыков руководства на уровне современных требований.
В связи с этим в индивидуальные планы подготовки лиц, состоящих в кадровом резерве, рекомендуется включать:
- повышение деловой
- перевод специалиста,
состоящего в кадровом резерве,
- временное исполнение
обязанностей вышестоящего
- получение в учебных
заведениях высшего
- стажировку в аппарате
органов государственной
- работу в семинарах,
научно-практических
- исполнение решений отдельных
вопросов по той должности,
на которую готовится "
- участие в подготовке
проектов решений, служебных
- самостоятельную подготовку
по профилю планируемой
Контроль за подготовкой лиц, состоящих в резерве на выдвижение, за их использованием, обновлением состава кадрового резерва осуществляют, как правило, кадровые службы. Списки резерва рекомендуется пересматривать ежегодно. Лица, снизившие уровень профессиональной деятельности и не проявившие себя должным образом, исключаются из состава кадрового резерва.
3.3 Зарубежный опыт подготовки резерва управленческих кадров
Определенный опыт подготовки резерва управленческих кадров накоплен в Японии. Особый интерес представляет анализ деятельности Школы государственного управления и промышленного менеджмента в городе Тигасаки.10 Выпускникам этой школы предназначено стать политическими и экономическими лидерами Японии в XXI в., т. е. речь идет о подготовке резерва кадров для занятия высших должностей в государстве в стратегической перспективе.
Учатся в школе физически здоровые мужчины не старше 25 лет, уже получившие образование в объеме университета или колледжа и имеющие стаж практической деятельности. При отборе учащихся учитываются их личные качества и жизненные устремления, склонность к карьере. Все они выходцы из верхнего слоя общества: сыновья президентов крупных фирм, губернаторов, депутатов парламента.
В школе нет обязательных теоретических дисциплин. Слушатели изучают теорию самостоятельно, поскольку они уже имеют высшее образование. В этой связи на первом курсе их учат методам самостоятельного приобретения знаний. Такой способ приобщения к теоретическим знаниям можно признать весьма рациональным. Научившись самостоятельной работе с литературой, выпускники школы смогут регулярно обновлять свой теоретический багаж.
Для ведения занятий по
практической политике, конкретной экономике,
идеологии приглашаются руководители
политических партий, в первую очередь
правящей, президенты фирм и банков,
министры, известнейшие журналисты. Чтобы
слушатели привыкали к
Слушатели занимаются также традиционной японской каллиграфией, постигают тайны чайной церемонии, тонкости икебаны.
Физическое воспитание -
один из двух обязательных предметов.
Физическому воспитанию отводится
ежедневно 90 минут, кроме этого обязательна
ежедневная физзарядка. Лидер - будь то
премьер-министр или глава
Другой обязательный предмет
- английский язык. Как считают руководители
школы, управлять страной, являющейся
мировым экономическим
Учебный процесс в школе отвечает ее назначению - готовить деятелей крупного масштаба. Их подготовка может быть только строго индивидуальной, "поштучной". На это в школе не жалеют ни денег, ни времени, ни сил.
Слушателю, прочащему себя, скажем, в партийные лидеры, индивидуальные консультации дает генеральный секретарь правящей в Японии партии. Этот слушатель получает командировку в Европу, чтобы узнать о деятельности, например, английских консерваторов непосредственно от председателя партии тори, а о тактике французских социалистов - от первого секретаря Французской социалистической партии.
Будущему президенту банка лекции читают министр финансов Японии и глава Японской торгово-промышленной палаты. Для семинарских занятий стараются пригласить одного из директоров Международного валютного фонда или члена Совета управляющих Международного банка реконструкции и развития.
Практику слушатели школы проходят в компаниях, стоящих на грани банкротства, но с явной тенденцией выхода из кризиса.
Подводя итоги деятельности
Школы государственного управления
и промышленного менеджмента
по подготовке кадров высшего эшелона,
намеревающегося руководить Японией
в будущем, можно отметить, что
такой опыт подготовки будущих политических
и экономических лидеров
Заключение
В России формирование новой системы работы с кадровым резервом еще не завершено, сделаны лишь небольшие шаги по ее становлению, приняты основные нормативно-правовые акты, ведомственные положения, регламентирующие порядок комплектования, требования к подбору кандидатов в состав кадрового резерва, формы и методы подготовки "резервистов", обязанности должностных лиц, ответственных за работу с резервом кадров.
Анализ показал, что институт резерва кадров используется еще недостаточно. Не во всех министерствах и ведомствах утверждены положения, определяющие порядок работы с резервом кадров. России необходим единый для федерального и регионального уровня механизм эффективного использования кадрового резерва.
Список используемой литературы
1. Государственная кадровая политика и механизм ее реализации. РАГС 1998
2. Конституция Российской Федерации Москва - 1993 г.
3. Малахова Г.Н. Лекция №2 для слушателей СПО.
4. «Новые законы и нормативные акты» приложение к «Российской газете»
5. Положение о формировании и работе с кадровым резервом в системе Госатомнадзора России, утвержденное 9 августа 1994 г.
6. Указ Президента РФ от 30 января 1996 г. "О квалификационных требованиях по государственным должностям федеральной государственной службы"
7. Федеральный Закон №119-ФЗ 1995 г. «Об основах государственной службы Российской Федерации».
8. Антропов В.А. Современные проблемы управления персоналом предприятия.- М.: Вершина. 2008.
9. Волгин А.П. Управлением персоналом в условиях рыночной экономики. М.: Просвещение. 2009.
10. Резник С.Д., Игошина И.А. Управление персоналом. М.: Инфра – М. 2008
11. Коханов Е.Ф. Отбор персонала и введение в должность. М.: Дело. 2008.
12. Интернет ресурс http://www.yk-megaline.kz
1 Резник С.Д., Игошина И.А. Управление персоналом. М.: Инфра – М. 2008
2 РАГС 1998 г. стр. 280.
3 Малахова Г.Н. Лекция №2 для слушателей СПО.
4 ФЗ №119-ФЗ 1995 г. «Об основах государственной службы РФ» ст. 9.
5 «Новые законы и нормативные акты» приложение к «Российской газете»
6 Собрание актов Президент и Правительства Российской Федерации. 1993. № 3. Ст. 2108.
7 Указ Президента РФ от 30 января 1996 г. "О квалификационных требованиях по государственным должностям федеральной государственной службы"
8 Там же
9 РАГС 1998 г. стр. 288.
10 Интернет ресурс http://www.yk-megaline.kz