Формы и методы управленческих действий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2014 в 07:51, реферат

Описание работы

Основной целью данного реферата является рассмотрение форм и методов управленческих действий, из которой вытекают следующие задачи:
- охарактеризовать понятие и виды форм государственного управления;
- рассмотреть методы управленческих действий.

Содержание работы

Введение
I. Формы и методы управленческих действий
1. Понятие и виды форм государственного управления
2. Методы государственного управления
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

салчак.docx

— 32.29 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение

I. Формы и методы  управленческих действий

1. Понятие и виды  форм государственного управления

2. Методы государственного  управления

Заключение

Список литературы

 

Введение

Государственное управление - важнейший вид социально значимой деятельности, обеспечивающей организацию  и системное взаимодействие всех заинтересованных субъектов в экономической, социальной, культурной деятельности, создающей гарантии реализации их прав и обязанностей при соблюдении интересов  общества, государства, граждан и  их объединений в рамках действующего законодательства.

В процессе государственно - управленческой деятельности исполнительных органов и должностных лиц  используются различные способы  осуществления управляющего воздействия, в которых с наибольшей наглядностью проявляется содержание государственной  деятельности по управлению важнейшими сферами жизни общества.

Именно управленческие связи по универсальному типу «субъект-объект»  в максимальной степени выражают содержание повседневного процесса функционирования всех звеньев государственно-властного  механизма, созданного для претворения  в жизнь управленческой миссии государства.

Использование в  рамках управленческой деятельности различных  форм и методов управления обусловливается  целями, задачами и функциями государственного управления. Формы управления призваны обеспечить наиболее целесообразное выполнение функций управления и достижение целей управления с наименьшими  затратами сил, средств и времени.

Управленческая  деятельность государственных органов  и органов местного самоуправления, должностных лиц, служащих осуществляется в определенных формах, каждая из которых  обусловлена задачами и функциями  управления и имеет особое содержание. Всякая деятельность по управлению характеризуется  собственным содержанием, то есть конкретными  связями, принципами, процессами, участниками  и элементами; всякое содержание управления имеет конкретную форму своего внешнего выражения.

Основной целью  данного реферата является рассмотрение форм и методов управленческих действий, из которой вытекают следующие задачи:

- охарактеризовать  понятие и виды форм государственного  управления;

- рассмотреть методы  управленческих действий.

 

I. Формы и методы  действий управленческих

1. Понятие и виды  форм государственного управления

Задачи и функции  государственного регулирования реализуются  в конкретных действиях органов  и должностных лиц, осуществляющих управление. А осуществление ими  функций государственного управления происходит в определенных формах управленческой деятельности, которые регламентируются правовыми актами в целях их упорядоченности  и результативности.

Таким образом, внешнее  практическое выражение государственно- управленческой деятельности представляет собой форму этой деятельности.

Поскольку правовые формы управления имеют юридическое  установление и содержание, то они  влекут соответствующие правовые последствия. Правовая форма управления «характеризуется следующими признаками:

- установление в  нормативном акте;

- наличие государственно-властной  природы;

- подзаконность  управленческих действий и подзаконный  характер полномочий органов  управления и их должностных  лиц;

- главное содержание - исполнительно-распорядительная деятельность» Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: Учебник для вузов. - 2-е изд., изм. и доп. - М.: Норма, 2005. - 800 с..

Среди форм управления выделяют:

- установление норм  права (правотворчество);

- применение норм  права (издание индивидуальных  актов управления);

- проведение организационных  действий;

- осуществление  материально-технического обеспечения  этих действий.

Выделяют следующие  две наиболее общие и крупные  группы форм управленческой деятельности:

а) правовые формы, которые связаны с установлением, применением и защитой норм административного  права;

б) неправовые формы, в которых совершение тех или  иных управленческих действий непосредственно  не связано с изданием юридических  актов управления.

Возможна также  смешанная или «организационно-правовая форма управления, например, разработка оптимальных организационных структур и штатной численности территориального органа исполнительной власти» Тимошенко И.В. Административное право: конспект лекций / И.В. Тимошенко - Изд. 2-е. доп. и перераб. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 316 с..

Неправовые формы  представлены организационными действиями и материально-техническими операциями. Последние не связаны с реализацией  государственно-властных полномочий исполнительной власти, хотя и способствуют их осуществлению. Такие формы при их применении не влекут юридических последствий, не создают новых и не изменяют старых административно-правовых отношений.

Неправовые формы  управления традиционно включают:

- организационные,  организационно-инструкционные действия  или мероприятия (проведение совещаний,  распространение опыта), разработку  методических рекомендаций, оказание  практической помощи исполнителям  на местах.

- материально-технические  действия: формы управленческой  деятельности, обеспечивающие эффективность  служебной деятельности и связанные  с ведением делопроизводства, регистрацией, оформлением, размножением и рассылкой  документов, обработкой информации.

Правовые формы  управления всегда связаны с осуществлением органами государственной власти и  органами местного самоуправления властных полномочий правоустановительного, правоприменительного, регулятивного и правоохранительного  характера. Правовые формы гос. управления классифицируются по своему содержанию, по целенаправленности и по способу  выражения.

По содержанию правовые формы подразделяются на правотворческую  и правоприменительную деятельность. Правотворческая управленческая деятельность состоит в создании правовых норм, их изменении или отмене. Правоприменительная  деятельность заключается в действиях  субъектов управления по подведению конкретного жизненного факта под  соответствующую норму права  с целью принятия на этой основе индивидуального правового акта.

По целенаправленности правовые формы управленческой деятельности подразделяются на внутренние (применяются  внутри самой системы государственного управления) и внешние (связанные  с реализацией задач государственного управления в соответствующей сфере  общественной жизни).

По способу выражения  правовые формы управления делятся  на словесные (устные и письменные) и конклюдентные (выраженные знаками, сигналами или иным несловесным  образом).

Также правовые формы  могут быть квалифицированы следующим  образом:

- по степени юридического  выражения: основные (издание правовых  актов, заключение административных  договоров, выпуск ценных бумаг)  и базирующиеся на них (регистрационные,  разрешительные, контрольные, лицензионные);

- по достигаемым  результатам: позитивное регулирование  либо реакция на негативные  явления в сфере государственного  управления;

- по направленности: воздействие на общественные  отношения в сфере государственного  управления (внешняя направленность) либо на деятельность подчиненного  управленческого персонала (внутренняя  направленность);

- по объему: общеобязательные  либо адресованные конкретным  объектам;

- по субъектному  выражению: односторонне выраженные (правовые акты) либо многосторонне  выраженные (административно-правовые  договоры);

- по инициативе  применения: используемые субъектами  исполнительной власти по своей  инициативе либо по инициативе  вышестоящих органов, либо по  инициативе других участников  управленческих отношений (н-р,  по обращениям граждан, сообщениям  средств массовой информации, результатам  опросов населения)

- по условиям  применения: нормальная обстановка  или режим чрезвычайного (военного) положения;

- по отношению  к другим субъектам государственной  власти: используемые в отношениях  с законодательными либо судебными  органами;

- по особенностям  объекта управляющего воздействия:  юр. лица, граждане РФ, иностранцы;

- по юридическому  содержанию: дозволительные, запретительные, предписывающие;

- по характеру  и методам решения вопросов  компетенции: процедурные и процессуальные.

Разграничивают  также публично-правовые и частноправовые формы осуществления управления. Среди публично-правовых форм выделяют нормоустановление, волеизъявление и  реальные административные акты.

Нормоустановление - это появление норм права, адресованных публичным управлением внешней  среде (субъектам права, связанным  с управлением, или обязанным  выполнять его предписания).

К нормоустановлению  можно отнести:

а) правовые положения, которые являются абстрактно - всеобщими  правилами органов управления;

б) положения (уставы) - абстрактные правила субъектов  непосредственного управления;

в) внутренние административные предписания должностных лиц.

Главными признаками нормоустановления являются абстрактно всеобщее действие, односторонность, установление для адресатов необходимого регулирования  соответствующих отношений или  правил.

Волеизъявление  публичного управления (администрации). К таким актам относятся:

а) административный акт (типичная форма управленческих действий в системе юрисдикционного (принуждающего) управления).

б) административный договор (форма управленческих действий в системе обеспечивающего управления).

Основной признак  волеизъявления - это сознательное объявление, причем воля субъекта получает правовое оформление (заявление о  расторжении контракта в системе  государственной службы).

Реальные административные акты - это важнейшая форма управления, отличающаяся от волеизъявления тем, что  не направлены на создание определенных правовых последствий, а влекут за собой  практический результат (заявления  прессы, отзывы (заключения), выдача справок).

Основной признак  реальных актов - появление практического  результата управления.

Формы управленческих действий носят организационный  характер, «реализуя такие действия, как: «исполнение», «принятие мер», «согласование», «координация», «контроль», «учет», «подписание», «передача», «подготовка» и т.п.» Административное право Российской Федерации / Отв. ред. ред. Н.Ю. Хаманева. - М.: Юристъ, 2004. - 556 с.

Самой общей организационной  формой управления является подготовка и принятие управленческого решения, которое оформляется в виде правового  акта - нормативного или индивидуального. Управленческое решение готовится  соответствующими подразделениями  органа управления, а принимается  в установленной форме руководителем  органа.

Кроме того, важную роль играют такие организационные  формы работы, как согласование, координация, получение и сбор информации, информирование.

Орган управления, его персонал в пределах своей  компетенции реализуют право  получать информацию от других субъектов  и обеспечивать доступ к своей информации, необходимой как другим органам управления, государственным и негосударственным, так и гражданам (ФЗ ОТ 27.07.2006 № 149-ФЗФедеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (принят ГД ФС РФ 08.07.2006)., Постановление Правительства РФ от 12.02.2003 № 98 Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 (ред. от 25.10.2007) «О защите прав потребителей».).

Все большее значение приобретают формы деятельности органов исполнительной власти, связанные  с обеспечением непосредственного  контакта с гражданами. Порядок приема населения, соблюдение процедур оформления их заявлений, просьб, предложений, результатов  опросов и др. должен быть включен  в функции субъектов управления. Многие органы управления, используя  информационные технологии, осуществляют контакт с гражданами по форме  «одного окна». Система «одного  окна» состоит в том, что бы граждане могли обращаться за предоставлением  информации в одну организацию, которая  сама обеспечивает контакты с другими  структурами, имеющими необходимую  информацию.

Специальные формы  управления связаны с реализацией  функции учетно-регистрационного характера, лицензирования, сертификации, стандартизации. Это функции, обеспечивающие требования к качеству и безопасности видов  деятельности, имеющих особо важное значение для жизнеобеспечения граждан, унификации продукции, работ, услуг.

Самостоятельной формой деятельности является выполнение работ  регистрационно-учетного характера - ведение  государственных реестров, кадастров, регистров. Примером конкретных реестров может быть ЕГРП на недвижимое имущество  и сделок с ним (ФЗ от 21.07.1997 № 122-ФЗ Федеральный закон от 21.07.1997 № 122-ФЗ (ред. от 30.06.2008) «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (принят ГД ФС РФ 17.06.1997).), ведутся реестры налогоплательщиков, реестры владельцев ценных бумаг, реестры лицензий.

Разрешительной  и одновременно контрольной формой управленческой деятельности является лицензирование. Эта форма установлена  для отдельных видов деятельности, для обеспечения требований государства  в наиболее чувствительных областях производства, услуг, предпринимательской  деятельности. Лицензирование включает такие формы деятельности, как: выдачу лицензий, приостановление и аннулирование  лицензий, надзор за соблюдением лицензиатами соответствующих требований и условий.

Информация о работе Формы и методы управленческих действий