Франчайзинг как способ ведения малого бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2014 в 12:07, курсовая работа

Описание работы

Преимущества франчайзинга заключаются в получении известной марки и связанных с ней технологий. Франчайзинг, купив франшизу, не придется думать о рекламе своего предприятия, разработке имиджа, создании технологий работы, так как все это в готовом и проверенном временем виде приобретается у франчайзера, а реклама осуществляется централизованно.
Кроме этого, франчайзинг защищен от корпоративной конкуренции: согласно договору франчайзер на этой территории не продаст франшизу никому другому.
Потребитель также остается в выигрыше - он получает возможность пользоваться в своем районе продуктами (услугами) известной торговой марки определенного качества и по единой цене.

Файлы: 1 файл

франчайзинг в малом бизнесе.doc

— 101.00 Кб (Скачать файл)

3 сложность, а порой и невозможность получения кредитов для создания стартового капитала из-за нежелания кредитных учреждений финансировать начальный бизнес, а отсутствие законодательства по франчайзингу делает невозможным выступить франчайзеру гарантом прибыльности планируемого предприятия.

-Социально-психологические проблемы:

1 отсутствие отечественного опыта;

2 отсутствие должного уважения к интеллектуальной собственности;

3 боязнь франчайзи потерять самостоятельность и собственное «лицо» предпринимателя и менеджера.

-Организационно-правовые проблемы. Хотя франчайзинг — это экономический  инструмент и его проблемы  в первую очередь следует искать  в сфере экономики, в России  сдерживание развития франчайзинга — прежде всего в правовой сфере.

Они, эти проблемы, связаны с практически полным отсутствием правового обеспечения франчайзинга в России. Отечественное законодательство практически не оперирует понятием «франчайзинг». Отсутствие правовой базы существенно сужает возможность развития франчайзинга и в первую очередь значительно усложняет возможность кредитования франчайзи, т.к. при кредитовании франчайзинговой сделки франчайзер выступает гарантом франчайзи и должен показать банку прибыльность проекта.

При заключении международных договоров франчайзинга, стороны должны руководствоваться законодательством принимающей стороны. По этой причине зарубежные франчайзеры не торопятся предоставить права использования своих технологий под своей торговой маркой и товарным знаком на территории Российской Федерации. Отсутствие российской нормативно-правовой базы, регулирующей франчайзинговые отношения, сдерживает становление малого предпринимательства и развитие его по технологиям опытных зарубежных франчайзеров, а так же приток возможных инвестиций в нашу экономику (состоявшиеся франчайзеры частично финансируют деятельность франчайзи на начальном этапе – этапе становления бизнеса).

Исходя из вышесказанного, при заключении международных договоров франчайзинга необходимо учитывать множество аспектов, из которых наиболее важными являются следующие: отношение Правительства к франчайзингу; правовой статус партнеров; законы, регулирующие конкурентную борьбу; законы, защищающие индустриальную и интеллектуальную собственность; правила налогообложения зарубежных предпринимателей; условия регистрации зарубежных компаний; законы о занятости; правила регулирования экспортно-импортных потоков и виды контроля за обменом валют.

Разумеется, до тех пор, пока не будет принят специальный закон, регулирующий нормы, статус и другие юридические аспекты развития российского франчайзинга, сам процесс будет идти более болезненно. Но одно не вызовет никаких сомнений: появление широкой сети франчайзинга в России – вопрос только времени, причем ближайшего. И чем быстрее законодательные структуры обратят внимание на этот процесс, тем лучше и проще будут развиваться, и укрепляться франчайзинговые системы в нашей стране.

Следует отметить, что современное развитие малого бизнеса требует решения проблем, снижающих экономическую эффективность предпринимательства: необходимость расширения реализации продукции на широком, часто региональном рынке, сложность взаимодействия предприятий малого и крупного бизнеса и многие другие.

Для решения этих проблем необходимы новые экономические механизмы, одним из которых является франчайзинг. Именно в целях продвижения франчайзинговых отношений на Российский рынок в июле 2001 года инициативная группа, состоящая из ряда Региональных фондов поддержки малого предпринимательства и коммерческих структур, заинтересованных в развитии франчайзинга на территории Российской Федерации был учрежден Франчайзинговый Центр Малого Бизнеса, основными целями и предметом деятельности которого является:

-содействие развитию франчайзинга  для малых и средних предприятий;

-участие и содействие в реализации  франчайзинговых проектов, включая  международных и межгосударственных;

-содействие развитию международного франчайзинга;

-организация проведения выставок, конференций, семинаров, симпозиумов  и т.д. по развитию франчайзинга;

-содействие издательской деятельности, направленной на популяризацию  франчайзинга;

-предоставление предпринимательским  структурам консалтинговых, информационных и других услуг;

-содействие совершенствованию  законодательства, создающего благоприятные  условия для развития франчайзинга;

-содействие привлечению инвестиций, а также международной и иностранной  помощи, в развитие франчайзинга;

-иная деятельность, направленная  на развитие франчайзинга.

Один из выполненных Франчайзинговым Центром Малого Бизнеса проектов заключался в подготовке и проведении по заданию Федерального фонда поддержки малого предпринимательства в августе 2002 года Межрегионального семинара-конференции на тему «Франчайзинг в малом бизнесе», который был посвящен перспективам применения франчайзинга в российском малом бизнесе.

По мнению выступающих на семинаре, в настоящее время в России развиты два основных направления франчайзинга: проникновение иностранных фирм в Россию, привлекающих в качестве франчайзинга российских предпринимателей, и развитие франчайзинга российскими фирмами. При этом, выделялись некоторые виды бизнеса, в которых франчайзинг в России особенно перспективен. Это - производство и реализация технически сложной продукции, предназначенной для использования населением, оказание помощи в организации и ведении бизнеса, строительство и ремонт жилых и нежилых помещений, услуги, связанные с образованием, отдых и развлечения, общественное питание, медицинские и косметические услуги, розничная торговля и др. (Приложение 1,  рис.1).

На сегодняшний день Франчайзинговый Центр Малого Бизнеса наряду с осуществлением уставной деятельности, действуя по решениям семинара-конференции, заинтересовывает структуры, курирующие развитие предпринимательства Российской Федерации, в необходимости совершенствования нормативно-правовой базы по франчайзингу, а также в создании отдельного законодательного акта, регулирующего франчайзинговые отношения на территории России.

Если проанализировать действующее в настоящее время законодательство Российской Федерации, регулирующее франчайзинговые отношения, становится очевидным его несоответствие международной практике. При составлении постатейных комментариев главы 54 Гражданского кодекса Российской Федерации2 «Коммерческая концессия» обнаруживаются факторы, сдерживающие развитие франчайзинговых отношений на Российском рынке, и пути их решения.

Франчайзинг в России делает первые шаги. С его развитием предпринимательство в целом и в особенности малый бизнес получат мощный положительный импульс, что послужит фундаментом для процветания экономики Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 ФРАНЧАЙЗИНГ В МАЛОМ  БИЗНЕСЕ

 

Современное развитие малого бизнеса требует решения целого ряда проблем, которые могут существенно снижать экономическую эффективность предпринимательства. Наиболее сложными являются:

1 необходимость расширения реализации продукции, произведенной одной фирмой на широком, часто региональном рынке;

2 потребность привлечения специалистов в дилерскую сеть крупных фирм;

3 сложность взаимодействия предприятий малого и крупного бизнеса;

4 снижение эффективности и сокращение срока работы предприятий малого бизнеса.

Для решения всех перечисленных проблем требуются новые экономические механизмы. Одним из таких механизмов является франчайзинг. Можно утверждать, что франчайзинг, в настоящее время, единственный, известный инструмент, позволяющий повысить эффективность малого бизнеса. Он дает возможность объединить достоинства малого и крупного предпринимательства.

В настоящее время в России можно складываются два основных направления развития франчайзинга:

1 проникновение в Россию иностранных фирм, привлекающих в качестве франчайзи российских предпринимателей;

2 развитие франчайзинга российскими фирмами.

К разговору о франчайзинге, о его возможностях и проблемах следует, наверное, подойти со стороны малого бизнеса. В последние два-три года в деловом языке заметно участилось использование в тесной связке этих двух экономических понятий: «франчайзинг» и «малый бизнес». Причем эта связка, весьма эффективна: малый бизнес выступает как реальная база для франчайзинга, а франчайзинг – как действенный механизм для подъема малого бизнеса. Заметное оживление деятельности франчайзинговых схем в малом бизнесе особенно актуально и важно, поскольку развитие малого бизнеса, к великому сожалению, вот уже на протяжении 10 лет остается совершенно неудовлетворительным.

В развитых странах малое предпринимательство давно стало одним из ключевых экономических факторов. Оно дает основную долю ВВП и обеспечивает высокий процент занятости населения (в странах ЕС до 70% ВВП и 72% рабочих мест, в Японии ВВП – более 60% и 75,3% рабочих мест, в США до 40% и более 50% рабочих мест).

В России вклад малого бизнеса в ВВП уже многие годы остается на уровне 10% – 12%. В стране насчитывается 946 тыс. малых предприятий, из которых 203 тысячи работают в Москве, обеспечивая 2 млн. рабочих мест. Малый бизнес столицы развивается с 1987 года и его потенциал достаточно устойчив. Как отметил мэр столицы Ю. Лужков на открытии Форума делового партнерства в Москве, «малое предпринимательство стало основой экономики города со всеми его преимуществами и проблемами, с инициативой, энергией и талантом, которые свойственны малому бизнесу».

Однако темпы его роста оставляют желать лучшего. Если число зарегистрированных предприятий в Москве за 2003 год увеличилось на 98,7 тыс. единиц, темпы роста малого бизнеса сократились по сравнению с 2002 годом в пять раз (0,8%). Причин такого положения много. Прежде всего это, конечно же, отсутствие государственной политики в отношении льгот для малых предприятий, отсутствие для них ясной системы учета и отчетности. В сфере налогообложения малого предпринимательства не решены основные вопросы и не создана такая система налогообложения, которая позволила бы малому бизнесу нормально развиваться. Руководство Москвы совместно с ТПП РФ неоднократно обращались по поводу того, чтобы все налоговые поступления от малого бизнеса оставлять в региональных бюджетах, что позволило бы поддерживать и развивать малый бизнес. Однако федеральная власть решить эти проблемы никак не хочет.

Франчайзинговые сети благодаря своим структурным особенностям представляют государству значительно, большие возможности целенаправленно воздействовать на развитие малого бизнеса, считает Г.Б. Кочетков, заведующий центром проблем управления Института США и Канады РАН. Массовое внедрение франчайзинга, по его мнению, повысит стабильность развития малого бизнеса и экономики в целом, т.к. стимулирует не рост отдельных организаций, а развитие сетей, которые обладают больше устойчивостью и потенциалом роста.

Сеть – это "живая система", которая формируется только в реальных взаимодействующих структурах. Ее нельзя спроектировать заранее, ее рост и развитие зависят от инициативы операторов (юридически независимых лиц, узлов сети, связанных с остальной сети только франчайзинговым договором и общими интересами), и в меньше – от желания правообладателя или административных решений контролирующих органов. Сети вводят новый тип «коллективной» конкуренции: в рамках сети отдельные операторы не являются конкурентами, а помогают друг другу. В рамках отдельного рынка конкурируют не операторы, а сети.

Также в России с ее коллективистскими традициями франчайзинг может получить мощный стимул развития. Оператор сети получает в свои руки проверенный, стабильный бизнес, который начинает давать экономическую отдачу гораздо быстрее, чем при индивидуальном развитии. Экономика страны получает стабильный малый бизнес: франчайзинг мобилизует финансовые сбережения населения для малых инвестиций, он позволяет эффективно внедрять культуру управления, а также вовлекать в активную деятельность слои населения, по разным причинам стоящие в стороне от экономики. Для этого необходим ряд мер по созданию условия для использования франчайзинга. Необходимо осуществить пересмотр главы 54 действующего ГК, создание налоговых льгот для индивидуального инвестирования во франчайзинговые проекты, упрощение процедур открытия точек в рамках франшизных сетей, упрощение систем отчетности и налогообложения предприятий, входящих в сети.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

рис. 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В заключении хотелось бы отметить, что применение франчайзинга в предпринимательской деятельности дает существенные преимущества как правообладателю (лицу, предоставляющему право использования своих средств индивидуализации и ноу-хау), так и пользователю (лицу, которому эти права предоставляются).

Для правообладателя франчайзинг является наиболее удобным средством расширения своего бизнеса, в том числе и в международном масштабе. Франчайзинг избавляет его от необходимости открывать огромное число филиалов или регистрировать предприятия на удаленных от него территориях, инвестировать средства в приобретение недвижимости и других основных фондов, необходимых для осуществления соответствующей деятельности, нанимать работников. Вместе с тем предприятия, созданные пользователями, вливаются в интегрированную систему правообладателя, который сохраняет над ними практически такой же контроль, как если бы они в действительности были его подразделениями или филиалами. Все это и дает возможность в течение относительно короткого срока создавать разветвленные сети фирменных магазинов, ресторанов или гостиниц.

Информация о работе Франчайзинг как способ ведения малого бизнеса