Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 19:06, доклад
Фредерик Герцберг на основе экспериментальных исследований предположил, что на мотивацию и удовлетворенность персонала влияют две группы факторов и предложил свою теорию мотивации персонала - Двухфакторную теорию мотивации (Herzberg, F., Mausner, В., and Snyderman B. The Motivation to Work. N.Y: John Wiley, 1959).
Двухфакторная теория мотивации персонала (Фредерик Герцберг)
Фредерик Герцберг на основе экспериментальных исследований предположил, что на мотивацию и удовлетворенность персонала влияют две группы факторов и предложил свою теорию мотивации персонала - Двухфакторную теорию мотивации (Herzberg, F., Mausner, В., and Snyderman B. The Motivation to Work. N.Y: John Wiley, 1959).
Двухфакторная теория мотивации — психологическая теория мотивации, созданная в конце 1950-х годов Фредериком Герцбергом. Согласно этой теории, на рабочем месте, наряду с определёнными факторами, которые вызывают удовлетворение от работы, в то же время, существует отдельный набор факторов, который вызывает неудовлетворённость от работы.
Теория базируется
на потребностях человека. По его просьбе
200 инженеров и бухгалтеров одной
крупной фирмы описали
- Факторы, удерживающие
на работе (гигиенические факторы)
— административная политика
компании, условия труда, величина
заработной платы,
- факторы, мотивирующие к работе, (мотиваторы) — достижения, признание заслуг, ответственность, возможности для карьерного роста.
Гигиенические факторы связаны со средой, в которой выполняется работа. По теории Герцберга, отсутствие или недостаток гигиенических факторов приводит к неудовлетворённости человека своей работой. Но, если они представлены в достаточном объёме, сами по себе они удовлетворения не вызывают и не способны мотивировать человека к нужным действиям.
Отсутствие мотиваторов, а они связаны с характером и сутью самой работы, не ведет к неудовлетворению людей работой, однако их присутствие в должной мере вызывает удовлетворение и мотивирует работников к нужным действиям и повышению эффективности.
Таким образом, исходя из теории, можно сказать, что 2 группы факторов приводят к следующим результатам:
1) факторы мотивации - к удовлетворенности трудом
Примерный список мотивационных факторов
Достижения, карьера
- Премия за достижения
- Достижения
- Свобода действий
- Получение информации
- Карьера на основе достижений
Ответственность, признание
- Ответственность
- Постановка главных целей
- Планирование
- Использование опыта
- Собственно работа
- Признание
- Сотрудничество
2) факторы гигиены - лишь к отсутствию неудовлетворенности
Примерный список факторов гигиены
Экономические
- Зарплата и доплаты к ней
- Социальные преимущества
- Пенсионные льготы
- Отпуск
- Обучение, оплачиваемое работодателем
Физические
- Рабочая обстановка
- Организация труда
- Предписания
- Рабочее место: чистота, освещенность, температура
- Месторасположение
Социальные
- Сотрудники
- Команда
- Праздники, увлечения, дом отдыха
Статус
- Престиж компании/продукта/
- Оценка работы
- Титулы
- Привилегии
Ориентация
- Отчеты
- Собрания
- Беседы на рабочем
месте
Безопасность
- Сохранение рабочего места
- Безопасность труда
Итог
Таким образом, для того чтобы персонал ощутил полную удовлетворенность трудом, менеджер должен обеспечить сначала наличие факторов гигиены (состояние отсутствия неудовлетворенности), а затем - наличие факторов мотивации (состояние удовлетворенности).