ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 21:34, контрольная работа

Описание работы

Следует заметить, что преобразования и реформы последних лет не обошли и такой предмет, как правоведение. Слишком очевиден разрыв между традиционно сложившимся содержанием монографий, учебников и учебных пособий и теми государственными и правовыми реальностями, которые характеризовали состояние и развитие человеческого общества вообще, российского общества в частности. К настоящему времени существенно обогатилось научное знание о важных сторонах функционирования и развития государства и права. Новые процессы в государственно-правовой жизни общества потребовали пересмотра многих привычных представлений.

Содержание работы

Введение стр.2

Глава I. Понятие функции государства: стр.3
1.1. Понятие “функция государства” стр.3
1.2. Признаки функций стр.4
1.3. Классификация функций стр.5
Глава II. Внутренние функции: стр.6
2.1. Обеспечение народовластия стр.6
2.2. Экономическая функция стр.7
2.3. Социальная стр.7
2.4. Экологическая функция стр.8
2.5. Защита прав и свобод граждан стр.9
Глава III. Внешние функции: стр.10
3.1. Интеграции в мировую экономику стр.10
3.2. Функция обороны стр.10
3.3. Функция поддержки мирового порядка стр.12
3.4. Функция сотрудничества с другими государствами в решении глобальных проблем стр.13

Заключение стр.14

Список литературы стр.15

Файлы: 1 файл

контрольная функции государства.doc

— 100.00 Кб (Скачать файл)

 

 

Тема № 2. ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА

 

 

 

План контрольной работы:

 

Введение стр.2

 

 Глава I. Понятие функции государства: стр.3

 

1.1. Понятие “функция государства” стр.3

1.2. Признаки функций стр.4

1.3. Классификация функций стр.5

 

 Глава II. Внутренние функции: стр.6

 

2.1. Обеспечение народовластия стр.6

2.2. Экономическая функция стр.7

2.3. Социальная стр.7

2.4. Экологическая функция стр.8

2.5. Защита прав и свобод граждан стр.9

 

 Глава III. Внешние функции: стр.10

 

3.1. Интеграции в мировую экономику стр.10

3.2. Функция обороны стр.10

3.3. Функция поддержки мирового порядка стр.12

3.4. Функция сотрудничества с другими государствами в решении глобальных проблем стр.13

 

 

 Заключение стр.14

 

 Список литературы стр.15

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Следует заметить, что преобразования и реформы последних лет не обошли и

такой предмет, как правоведение. Слишком очевиден разрыв между традиционно

сложившимся содержанием  монографий, учебников и учебных  пособий и теми

государственными и  правовыми реальностями, которые  характеризовали состояние

и развитие человеческого  общества вообще, российского общества в частности.

К настоящему времени  существенно обогатилось научное  знание о важных сторонах

функционирования и  развития государства и права. Новые  процессы в

государственно-правовой жизни общества потребовали пересмотра многих

привычных представлений.

Как данные процессы отразились на таком понятии как “функции государства”? Я

считаю этот вопрос очень  важным и актуальным, т.к. если до конца  не

разобраться в “том, что  и как государство делает”, что оно должно делать,

нашей стране невозможно будет найти пути выхода из сложившегося кризиса.

Поэтому среди предложенных тем к написанию контрольной  работы я выбрала

именно эту.

Кроме этого, мне кажется, что подробное изучение данной темы поможет глубже

развить представления  о государстве как о социальном институте, о том, как

этот институт живет, действует, изменяется, каковы основные тенденции его

развития, как он выполняет  свое социальное назначение.

 

 

 

 

 

 

 

     Глава I. Понятие «функции государства»

 

     1.1. Понятие “функция государства”

Функции государства - это  основные направления его деятельности, выражающие

сущность и социальное назначение государственного управления обществом.

В функциях государства  выражается его сущность, его предназначение, и

структура государства, т.е. его внутреннее строение, которое  определяется в

первую очередь его назначением  и направлением деятельности, которую  оно

осуществляет на конкретном этапе истории развития.

 

Теория государства для описания, объяснения и прогнозирования деятельной

стороны государства использует понятие  функции государства - характеристики

именно того, что и как государство "делает".

 

Функция, как и многие иные обществоведческие  понятия, не является собственно

юридическим и политическим понятием, это понятие заимствованное.

 

 Это есть свойство юридического  языка, - заимствовать чужие понятия  и

наполнять их своим специальным, особенным  смыслом, причем таким, который

понятен порой лишь специалистам в  этой области и, который подчас почти

полностью утрачивает связь с первоначальным смыслом.

Вот и с понятием "функция", когда оно включается в юридический  понятийный

аппарат, происходит этот процесс. Функция  в теории государства и права

означает направление, предмет  деятельности того или иного политико-правового

института, содержание этой деятельности, ее обеспечение. Именно в этом смысле

говорится о функции государства, правительства, министерства, других

государственных органов.

Следовательно, функция государства - это рассматриваемые в комплексе предмет

и содержание деятельности государства, и обеспечивающие ее средства и

способы. Функции государства обусловлены  его задачами, зависят от его

сущности и изменяются по мере его  изменения, по мере перехода к сущности

другого порядка.

   

    1.2. Признаки функций

Попробуем выделить признаки функций, то есть те устойчивые характеристики,

которые позволяют отнести  различные стороны деятельности государства именно к

функции.

К этим признакам относятся:

- прочно сложившаяся  предметная деятельность государства в важнейших сферах

общественной жизни: экономической, политической, социальной, духовной

(идеологической, религиозной), правовой;

- непосредственная связь  между сущностными, формальными  характеристиками

государства и его  социальным назначением, которое и реализуется в

деятельности государства;

- направление деятельности  государства на решение крупных  социально -

экономических, политических и иных задач, достижение крупных, общественно

значимых целей, которые  встают на каждом историческом этапе развития

общества;

- деятельность государства  в определенных формах (чаще всего  правовых) и с

применением особых, в  том числе властно - принудительных методов.

Совокупность этих признаков  позволяет утверждать, что действительно  речь идет

о функциональной характеристике государства, о наличии у того или иного

государства соответствующих  функций.

 

 

 

 

    

     1.3. Классификация функций

Эффективно используется метод классификаций и при  изучении непосредственно

функций самого государства.

Классификационные критерии, то есть признаки (их сумма), позволяющие отнести

те или иные функции  к конкретному классу, группе, имеют  разный характер.

Выделяют, например:

- объекты и сферы  государственной деятельности;

- территориальный масштаб;

- способ государственного воздействия на общественные отношения;

- взаимоотношения государств;

- содержание функций.

По времени действия функции делятся на:

- постоянные (осуществляемые  государством на всех этапах  его существования);

- временные (появление  которых вызвано специфическими условиями общественного

развития, а прекращение - их исчезновения).

По сферам политической направленности (внутренняя и внешняя  политика) функции

государства делятся  на:

- внутренние (представляющие  его деятельность внутри страны, определяющие его

роль в жизни данного общества);

- внешние (деятельность  за ее пределами, в которой  проявляется роль

государства во взаимоотношениях с другими государствами).

Внутренние и внешние  функции любого государства тесно  связаны, поскольку

внешняя политика, определяющая линию поведения с другими государствами, во

многом зависит от внутренних условий существования  данного государства.

 

 

 

 

 

 

    

     Глава II. Внутренние функции:

 

     2.1. Обеспечение народовластия

Представительные органы, выбираемые народом и уполномоченные от имени

народа осуществлять государственную власть в стране, органы местного

самоуправления, а так  же осуществление народом своей  власти непосредственно,

через референдум.

Обладая верховенством  в системе государственной организации, представительные

органы сосредотачивают  в своих руках государственное  руководство обществом,

выполняют функцию публичной  власти, защиты конституционного строя. Содержание

данной функции составляют:

а) реализация волеизъявления народа в форме законодательства (правотворчества).

б) обеспечение государственного суверенитета, определение правового положения

конкретных территорий и управление ими.

в) официальное представительство общества, т.е. будучи носителем политической

власти, государство представляет собой юридическую личность, субъект права.

Вместе с тем осуществление  функции обеспечения народовластия  предполагает

наличие правовых отношений  между государством и обществом, зависимость

государства от общества, ответственность перед ним.

г) защита конституционного строя, которая реализуется как специальными

органами (Конституционным  судом), так и непосредственно  народом, путем

осуществления права  на сопротивление любой попытке  насильственного изменения

или устранения существующего  конституционного строя.

 

 

 

 

 

 

 

     2.2. Экономическая функция

Государство влияет на экономику  через налоговую политику, кредитно-финансовую

и валютно-денежную системы.

В условиях развитых рыночных отношений, свободы предпринимательской

деятельности, многообразия и равенства всех форм собственности,

добросовестной конкуренции  экономика развивается на основе саморегулирования.

Вмешательство государства  имеет определенные пределы. Оно  сводится, как

правило, к:

а) выработке экономической  политики;

б) управлению предприятиями  и организациями, составляющими государственную

собственность. Их круг должен быть ограничен важнейшими отраслями, имеющими

общегосударственное значение, например ядерной энергетикой, деятельностью  в

космосе, транспортом, связью и т.д.

в) установлению правовых основ рынка и ценовой политики, в частности,

стимулированию государственными средствами предпринимательства и  свободного

труда, обеспечения равноправия  всех форм собственности, правовой защите

собственника, принятию мер для пресечения монополизма  и недобросовестной

конкуренции, охране прав потребителя и пр.

 

     2.3. Социальная  функция

Социальная функция  многообразна по содержанию и масштабна  по объему

деятельности. Главное  ее назначение - обеспечить общественное благополучие,

создать равные возможности  для всех граждан в его достижении.

В Российском государстве финансируются федеральные программы охраны и

укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной,

муниципальной, частной  систем здравоохранения, поощряется деятельность,

способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и

спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому  благополучию.

Таким образом, государство  принимает различные меры для  повышения жизненного

уровня граждан.

В реализации социальной функции большое место принадлежит проведению

государственной политики в области образования, науки, культуры, здоровья

граждан. В указанных  сферах социальная функция осуществляется в форме

государственной поддержки (финансовой,  материальной, программной и др.)

образовательных, воспитательных и научных учреждений, а так же учреждений

культуры.

Государство поощряет и развивает  искусство, обеспечивает для граждан  свободу

творческой деятельности.

 

     2.4. Экологическая функция

Непосредственно примыкает  к социальной экологическая функция, которая

обусловлена социальной обязанностью государства обеспечивать экологическое

благополучие граждан, их экологическую безопасность.

Охрана природы, окружающей среды - насущная необходимость современного мира.

В основе осуществления  функции лежат следующие принципы:

1) Природные богатства  подлежат охране со стороны  государства независимо от

того, вовлечены ли они  в хозяйственный оборот или нет.

2) Использование природных  богатств должно быть рациональным, соответствовать

развитию государства.

3) Неукоснительное соблюдение  природоохранительных законодательств  и строгая

ответственность за его  нарушение.

 

 

 

 

    

     2.5. Защита прав и свобод граждан

Переход России от тоталитаризма  к демократическому правовому государству

возвел в ряд приоритетных функцию защиты прав и свобод граждан, обеспечения

законности  и правопорядка.

Это функция государственной  деятельности проявляется в обеспечении

государством общественного  и правового порядка, защите и  охране прав и

интересов граждан и  организаций, защите конституционного строя и государства

от противоправных посягательств. Обеспечение внутреннего мира и согласия в

обществе, урегулирования общественных отношений, снятие социальных

противоречий, неизбежных в обществе, состоящем из различных классов, групп,

слоев, - это насущная необходимость, одна из тех причин, которые вызывали

возникновение государства.

Эта функция также  направлена на охрану жизни, здоровья, чести и достоинства

граждан, а также на охрану государственного и общественного имущества, на

охрану частной собственности.

Общественный порядок  охраняется государственными органами, общественными

организациями и гражданами. Особая роль в обеспечении общественного  порядка

принадлежит органам  внутренних дел, милиции.

Таким образом, любое  посягательство на частную собственность  граждан, их

имущество, а также  и на государственное имущество  влечет за собой

административные и  уголовные наказания.

 

 

 

 

 

 

 

 

     Глава III. Внешние функции:

 

     3.1. Интеграции в мировую экономику

Рассматривая внешние  функции государства, следует отметить, что интеграция

России в мировое  сообщество существенно изменила ее внешнюю политику и

Информация о работе ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА