Функции информационного менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 19:27, контрольная работа

Описание работы

Управление – важнейшая функция, без которой немыслима целенаправленная деятельность любой социально-экономической, организационно-производственной системы (предприятия, организации, территории).
Систему, реализующую функции управления, называют системой управления. Важнейшими функциями, реализуемыми этой системой, являются прогнозирование, планирование, учет, анализ, контроль и регулирование.
Управление связано с обменом информацией между компонентами системы, а также системы с окружающей средой. В процессе управления получают сведения о состоянии системы в каждый момент времени, о достижении (или не достижении) заданной цели с тем, чтобы воздействовать на систему и обеспечить выполнение управленческих решений.

Содержание работы

1 Типы и роль различных информационных систем в организации………….3
2 Функции информационного менеджмента…..……………………………….8
Список использованных источников информации……………………….……13

Файлы: 1 файл

к.р. ИСЭ.doc

— 101.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

1 Типы и роль различных информационных систем в организации………….3

2 Функции информационного менеджмента…..……………………………….8

Список использованных источников информации……………………….……13

 

1 Типы и роль различных информационных систем в организации

Управление – важнейшая функция, без которой немыслима целенаправленная деятельность любой социально-экономической, организационно-производственной системы (предприятия, организации, территории).

Систему, реализующую  функции управления, называют системой управления. Важнейшими функциями, реализуемыми этой системой, являются прогнозирование, планирование, учет, анализ, контроль и регулирование.

Управление связано  с обменом информацией между  компонентами системы, а также системы  с окружающей средой. В процессе управления получают сведения о состоянии системы в каждый момент времени, о достижении (или не достижении) заданной цели с тем, чтобы воздействовать на систему и обеспечить выполнение управленческих решений.

Таким образом любой  системе управления экономическим объектом соответствует своя информационная система, называемая экономической информационной системой.

Экономическая информационная система – это совокупность внутренних и внешних потоков прямой и  обратной информационной связи экономического объекта, методов, средств, специалистов, участвующих в процессе обработки информации и выработке управленческих решений.

Автоматизированная информационная система представляет собой совокупность информации, экономико-математических методов и моделей, технических, программных, технологических средств и специалистов, предназначенную для обработки информации и принятия управленческих решений.

Таблица 1 Классификация информационных технологий

По способу реализации в ИС

Традиционные

Новые информационные технологии

По степени охвата задач управления

Электронная обработка  данных

Автоматизация функций  управления

Поддержка принятия решений

Электронный офис

Экспертная поддержка

По классу реализуемых  технологических операций

Работа с текстовым  редактором

Работа с табличным процессором

Работа с СУБД

Работа с графическими объектами

Мультимедийные системы

Гипертекстовые системы

По типу пользовательского  интерфейса

Пакетные

Диалоговые

Сетевые

По способу построения сети

Локальные

Многоуровневые

Распределенные

По обслуживаемым предметным областям

Бухгалтерский учет

Банковская деятельность

Налоговая деятельность

Страховая деятельность

Другие


Таким образом, информационная система может быть определена с  технической точки зрения как  набор взаимосвязанных компонентов, которые собирают, обрабатывают, запасают и распределяют информацию, чтобы поддержать принятие решений и управление в организации. В дополнение к поддержке принятия решений, координации и управлению информационные системы могут также помогать менеджерам проводить анализ проблемы, делают видимыми комплексные объекты и создают новые изделия.[3]

Информационные системы  содержат информацию о значительных людях, местах и объектах внутри организации  или в окружающей среде. Информацией  мы называем данные, преобразованные в форму, которая является значимой и полезной для пользователей. Данные, напротив, являются потоками сырых фактов, представляющих результаты, встречающиеся в организациях или в физической среде прежде, чем они были организованы и преобразованы в форму, которую пользователи могут понимать и использовать.

По источникам поступления  информацию можно разделить на внешнюю  и внутреннюю. Внешняя информация состоит из директивных указаний вышестоящих органов, различных  материалов центральных и местных органов управления, документов, поступающих от других организаций и предприятий-смежников. Внутренняя информация отражает данные о ходе производства на предприятии, о выполнении плана, о работе цехов, участков служб, о сбыте производства.

Все виды информации, необходимой для управления на предприятии, представляют собой информационную систему. Система управления и система информации на любом уровне управления образует единство. Управление без информации невозможно.

Существуют формальные и неформальные организационные компьютерные информационные системы. Формальные системы опираются на принятые и упорядоченные данные и процедуры сбора, хранения, изготовления, распространения и использования этих данных.

Неформальные информационные системы (типа сплетен) основаны на неявных соглашениях и неписаных правилах поведения. Нет никаких правил, что является информацией или как она будет накапливаться и обрабатываться. Такие системы необходимы для жизни организации. К информационным технологиям они имеют весьма отдаленное отношение.

Хотя компьютерные информационные системы используют компьютерные технологии, чтобы переработать непроверенные  сведения в значимую информацию, существует ощутимое различие между компьютером  и компьютерной программой, с одной  стороны, и информационной системой – с другой. Электронные вычислительные машины и программы для них – техническое основание, инструментальные средства и материалы современных информационных систем. Компьютеры обеспечивают оборудование для хранения и изготовления информации. Компьютерные программы, или программное обеспечение, являются наборами руководств по обслуживанию, которые управляют работой компьютеров. Но компьютеры – только часть информационной системы.

С позиции делового видения  информационная система представляет собой организационные и управленческие решения, основанные на информационных технологиях, в ответ на вызов, посылаемый окружающей средой. Понимать информационные системы – это не означает быть грамотным в использовании компьютеров, менеджер должен более широко понимать сущность организации, управления и технологий информационных систем и их возможность обеспечить решение проблем в деловой окружающей среде. [1]

Так как имеются различные  интересы, особенности и уровни в  организации, существуют различные виды информационных систем. Никакая единственная система не может полностью обеспечивать потребности организации во всей информации. Организацию можно разделить на уровни: стратегический, управленческий, знания и эксплуатационный; и на функциональные области типа продажи и маркетинга, производства, финансов, бухгалтерского учета и человеческих ресурсов. Системы создаются чтобы обслужить эти различные организационные интересы. Различные организационные уровни обслуживают четыре главных типа информационных систем: системы с эксплуатационным уровнем, системы уровня знания, системы уровня управления и системы со стратегическим уровнем.

Таблица 2 Типы информационных систем

Типы информационных систем

Группы служащих

Стратегический уровень

Высшее руководство

Управленческий уровень

Средние менеджеры

Уровень знаний

Работники знания и данных

Эксплуатационный уровень

Управляющие операциями


Типичная организация  имеет системы различных уровней: эксплуатационную, управленческую, знания и стратегическую для каждой функциональной области. Например, коммерческая функция имеет коммерческую систему на эксплуатационном уровне, чтобы делать запись ежедневных коммерческих данных и обрабатывать заказы. Система уровня знания создает соответствующие дисплеи для демонстрации изделий фирмы. Система прогноза предсказывает коммерческие тренды в течение пятилетнего периода – обслуживает стратегический уровень.[5]

2 Функции информационного  менеджмента

Функции менеджмента - набор  взаимосвязанных действий, объединенных в относительно самостоятельное направление управленческой деятельности.

Реализация совокупности функций  управления представляет собой суть процесса управления. Анри Файоль выделял  пять исходных функций управления- планирование, организацию, распорядительство, координацию и контроль.В литературе по менеджменту наибольшее распространение получила классификация, выделяющая четыре наиболее общие функции управления- планирование, организация, руководство, контроль.

Функция планирования связана  с принятием решений о том, какими должны быть цели организации  и что нужно делать ее работникам для достижения этих целей. Реализуя эту функцию, управляющий на основе глубокого и всестороннего анализа  ситуации, в которой в настоящий момент находится организация, и ее перспектив формулирует цели и задачи на предстоящий период., разрабатывает стратегию действий, составляет необходимые планы и программы. Построение и использование планов, программ, прогнозов- одна из важнейших предпосылок оптимального управления производством.

Другой важной функцией управления выступает организация, что понимается как процесс создания структуры предприятия, которая  дает возможность эффективной совместной деятельности людей для достижения целей.

Организационная функция берет на себя подготовку к практическому воплощению замыслов , содержащихся в планах, стратегиях.

Поскольку работу на предприятии  выполняют люди, важным аспектом функции  организации является определение  того, кто должен выполнять конкретное задание. В рамках этой функции формируются трудовые ресурсы организации, осуществляются наем, расстановка работников и их адаптация, производится обучение и повышается квалификация, осуществляется движение персонала для поддержания соответствия изменяющимся параметрам внешней и внутренней среды.

Ни одна задача не будет  успешно решена с должным качеством  и минимальными затратами, если работники- не будут в этом заинтересованы.

Отсюда вытекает еще  одна важнейшая функция менеджмента- мотивация. Она заключается в определении потребностей людей, выборе наиболее подходящего и действенного в данной ситуации способа их удовлетворения. Согласно теории управления , поведение человека определяют пять основных типов потребностей: физиологические, безопасности, социальные, успеха , самовыражения. Часть потребностей может удовлетворяться вознаграждениями. В управлении используются внешние и внутренние вознаграждения. К внешним вознаграждением относят денежные выплаты, продвижение по службе, к внутренним- чувство удовлетворенности при достижении цели.

Результаты работы организации  и ее сотрудников необходимо время  от времени проверять, оценивать  и корректировать.

Это составляет содержание функции контроля. Функция контроля является важнейшей составляющей деятельности руководителя. Ни одна из перечисленных функций не может эффективно реализовываться при отсутствии должного контроля. В процессе контроля определяется качество планирования, недостатки в организации и мотивации. Контроль предусматривает сопоставление запланированного и реально получаемого результата. Наличие отклонений свидетельствует о недостатках в системе. Задача менеджера- своевременно выявить причины отклонения и принять адекватные меры по исправлению ситуации. Элементом данной функции является учет, т.е. сбор, обработка, анализ и хранение информации о состоянии объекта управления и внешней среды; определение минимального необходимого ее объема для управления; предоставление этой информации всем заинтересованным в удобной для использования форме.

Контроль - это деятельность по формированию стандартов управления, проверке и оценке их исполнения, осуществлению корректирующих шагов. Эффективно функционирующая система контроля является важной составляющей менеджмента каждого предприятия. Контроль обеспечивает получение результата в соответствии с требованиями руководителя. Результаты контроля служат информационной базой для принятия решений на будущее, выявления наиболее перспективных направлений развития.

Контроль позволяет  оценить эффективность делового и управленческого общения. Требования к системе контроля:- контроль должен быть всеохватывающим. Контроль должен держать в поле зрения основные сферы деятельности предприятия и процессы , протекающие в нем. К контролю необходимо привлекать весь персонал предприятия , т.к. лучший контроль- это самоконтроль заинтересованных в результатах своего труда исполнителей.

- Контроль должен иметь четкую стратегическую направленность. Главная цель контроля не поиск, а предотвращение ошибок, что значительно дешевле. Поэтому контроль

представляет собой  неотъемлемый элемент процесса планирования не всех его стадиях.

- Контроль должен быть гибким. Контроль необходимо увязывать со всеми изменениями, происходящими в структуре предприятия.

- Контроль должен быть своевременным. Контроль должен устранять нарушения прежде, чем они примут опасные размеры.

- Контроль должен быть экономичным. Результат, приносимый контролем, должен превышать расходы на его проведение. Отсутствие экономического эффекта от контроля свидетельствует о том, что он не улучшает степени владения руководством реальной ситуацией.

На практике существует три основных вида управленческого  контроля:

- предварительный;

- текущий;

- итоговый.

Предварительный предшествует активной деятельности, а тем более  каким-то конкретным результатам. Задача его состоит в проверке готовности предприятия, персонала, производства, системы управления к работе.

Текущий контроль существует в формах стратегического и оперативного. Стратегический имеет в качестве своего основного объекта эффективность использования ресурсов предприятия. Оперативный контроль ориентирован на текущую производственную и хозяйственную деятельность.

Важнейшим объектом текущего контроля является качество продукции  и услуг.

Итоговый контроль связан с оценкой выполнения предприятием своих планов и предполагает всесторонний анализ результатов , а также сильных и слабых сторон предприятия. Данные итогового контроля используются для составления очередных планов.

Информация о работе Функции информационного менеджмента