Функции менеджемнта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 12:25, контрольная работа

Описание работы

С развитием рыночной экономики, в частности в нашей стране, термины “менеджмент”, “менеджер”, быстро и прочно вошли в нашу жизнь и наш словарный обиход, заменив такие термины, как “управление”, “управленческая деятельность”, “руководитель”, “директор”. Хотя все эти слова являются синонимами по отношению друг к другу, термин управление имеет более широкий смысл. Менеджмент — это самостоятельный вид профессиональной деятельности, направленный на достижение в ходе любой хозяйственной деятельности фирмы, действующей в рыночных условиях, определенных намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента.

Содержание работы

Введение
1.1 Законы менеджмента
1.2 Принципы менеджмента
1.3 Принципы управления
2. Функции менеджмента
2.1 Планирование
2.2 Принципы планирования
2.3 Организация
2.4 Основные принципы рациональной организации производственных процессов
3. Регулирование
3.1 Координация
3.2 Мотивация
3.3 Руководство
3.4 Контроль

Файлы: 1 файл

функции менеджемнта.docx

— 79.47 Кб (Скачать файл)

 

Введение

 

1.1 Законы менеджмента

1.2 Принципы менеджмента

1.3 Принципы управления

2. Функции менеджмента

2.1 Планирование

2.2 Принципы планирования

2.3 Организация

2.4 Основные принципы рациональной организации производственных процессов

3. Регулирование

3.1 Координация

3.2 Мотивация

3.3 Руководство

3.4 Контроль

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

С развитием рыночной экономики, в частности в нашей стране, термины “менеджмент”, “менеджер”, быстро и прочно вошли в нашу жизнь  и наш словарный обиход, заменив  такие термины, как “управление”, “управленческая деятельность”, “руководитель”, “директор”. Хотя все эти слова  являются синонимами по отношению друг к другу, термин управление имеет  более широкий смысл.

Менеджмент — это самостоятельный  вид профессиональной деятельности, направленный на достижение в ходе любой хозяйственной деятельности фирмы, действующей в рыночных условиях, определенных намеченных целей путем  рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением  принципов, функций и методов  экономического механизма менеджмента. 

                   1.1    Законы менеджмента

По сравнению с другими  видами труда в организации управленческий труд имеет ряд специфических  особенностей:

  • представляет собой умственный труд, состоящий из трех видов деятельности: организационно-административной и воспитательной, аналитической и конструктивной, информационно-технической;
  • участвует в создании материальных благ и оказании услуг опосредованно, через труд других работников;
  • предмет труда – информация;
  • средство труда – организационная и вычислительная техника;
  • результат труда – управленческое решение.

 

1.2 Принципы менеджмента

Специфические особенности  менеджмента, т.е. творчества менеджеров, реализуются с помощью определенных принципов.

Принципы – правила, нормы, предписания к действию.

Рыночная концепция менеджмента  потребовала пересмотра принципов  менеджмента. Были сформулированы новые  принципы, относящиеся к неформальной модели менеджмента:

  • лояльность к работающим;
  • ответственность – обязательное условие успешного менеджмента;
  • атмосфера в фирме, способствующая раскрытию способностей сотрудников;
  • своевременная реакция на изменения окружающей среды;
  • установление долевого участия каждого сотрудника в общих результатах;
  • методы работы с людьми, обеспечивающие их удовлетворенность собственным трудом;
  • коммуникации, пронизывающие фирму по горизонтали и по вертикали;
  • непосредственное участие менеджеров в деятельности групп на всех этапах как условие согласованной работы;
  • честность и доверие к людям;
  • умение менеджера слушать всех, с кем он сталкивается в своей работе;
  • этика бизнеса – золотое правило менеджмента;
  • качество личной работы и ее постоянное совершенствование;
  • опора на фундаментальные основы менеджмента: качество, затраты, сервис, нововведения, контроль ресурсов, персонал.

 

 

 

 

1.3 Принципы управления

2. Функции менеджмента

Специфические особенности  менеджмента, т.е. творчества менеджеров, реализуются с помощью определенных функций.

Функции – виды деятельности, с помощью которых субъект управления (руководитель, аппарат по руководству предприятием) воздействует на управляемый объект (трудовой коллектив).

Функции управления бывают:

  • общие – часть управленческого цикла, характеризующаяся регулярным видом деятельности;
  • конкретные – определяются по принадлежности к конкретной стадии производственного процесса;
  • специальные – подфункция конкретной функции.

При этом объективно необходимые  функции – это:

  • организационно-техническая (согласование и координирование деятельности в процессе производства);
  • социально-экономическая (контроль за трудом, использованием машин и механизмов).

Любое предприятие рассматривается  как сложная система, для которой  необходимо определить состав функций  управления и учесть следующие факторы:

  • ресурсы: материальные, трудовые, финансовые, оборудование, здания, сооружения, информация, производственная технология, продукт;
  • содержание процесса управления: планирование, организация, регулирование, контроль, учет;
  • цикл принятия управленческого решения: подготовка, утверждение, внедрение, оценка;
  • стадии жизненного цикла продукта.

В примере представлен  вариант подхода к формированию полного набора управленческих решений  при функциональной структуризации целей предприятия.

Содержание общих функций  менеджмента

Современный подход к изучению процесса менеджмента бизнесом состоит  в разделении управленческих функций. Первоначальный перечень пяти функций  А. Файоля расширен сегодня до семи (рис. 3.1).

Все эти функции должны рассматриваться с позиций комплексного подхода.

Рис. 3.1. Современные  управленческие функции

 

 

 

2.1 Планирование

Планирование – управленческая деятельность, отражаемая в планах и фиксирующая будущее состояние объекта менеджмента в текущие моменты времени.

Содержание планирования как функции менеджмента состоит  в обоснованном определении основных направлений и пропорций развития производства с учетом материальных источников его обеспечения и  спроса на рынке.

Задачи планирования:

  • обеспечение целенаправленного развития организации в целом и всех ее структурных подразделений;
  • перспективная ориентация и раннее распознавание проблем развития. План намечает состояние объекта, желаемое в будущем, и предусматривает конкретные меры, направленные на поддержку благоприятных или сдерживание отрицательных тенденций развития;
  • координация деятельности структурных подразделений и сотрудников организации. Координация осуществляется как предварительное согласование действий при подготовке планов и как согласованная реакция на возникающие помехи и проблемы при выполнении планов;
  • создание объективной базы для эффективного контроля. Наличие планов позволяет производить объективную оценку деятельности предприятия путем сравнения фактических и планируемых значений параметров по принципу «факт – план»;
  • стимул (мотивация) трудовой активности сотрудников. Успешное выполнение плановых заданий – объект особого стимулирования и основание для взаимных расчетов, создающие действенные мотивы для продуктивной и скоординированной деятельности всех участников процесса управления;
  • информационное обеспечение работников организации. Планы содержат важную для каждого участника его реализации информацию в целях, прогнозах, альтернативах, сроках, ресурсных и административных условиях проведения работ.

Необходимость планирования состоит в определении:

  • конечных и промежуточных целей;
  • задач, решение которых необходимо для достижения целей;
  • средств и способов решения задач;
  • требуемых ресурсов, их источников и способов распределения.

В эффективно функционирующих  организациях обычно достигается разумный компромисс между плановой директивой администрации и оперативной  импровизацией менеджера. Обеспечивается он, в частности, реализацией перечисленных  принципов в плановой деятельности менеджера.

Результатом процесса планирования в организации является система  взаимосвязанных плановых документов – планов.

План – основа деятельности организации любой формы собственности  и размеров; содержит указания, кому, какую задачу и в какое время решать, какие ресурсы нужновыделить на решение каждой задачи.

По форме планирование может быть:

  • перспективным {стратегическим): определение главных целей деятельности на период более 5 лет;
  • среднесрочным: выбор средств для выполнения целей на период от 1 до 5 лет;
  • текущим {оперативным): программа использования ресурсов на период до 1 года с детализацией по месяцам.

 
2.2 Принципы планирования

 

 

Характер планирования во многом зависит от типа предприятия (табл. 3.4). 

Таблица 3.4

 

Принцип планирования в современном  менеджменте: от будущего к настоящему, а не от прошлого к будущему (рис. 3.2).

Рис. 3.2. Общая  схема планирования 

2.3 Организация

Организация – управленческая деятельность, посредством которой система управления приспосабливается для выполнения задач, поставленных на этапе планирования.

Содержание организации  как функции менеджмента состоит  в установлении постоянных и временных  взаимоотношений между всеми  подразделениями предприятия, определении  порядка и условий функционирования предприятия (рис. 3.3).

Рис. 3.3. Принципы функции организации 

Организация как функция  менеджмента реализуется через:

  • административно-оперативное управление:
  • определение структуры предприятия;
  • распределение функций между подразделениями;
  • установление ответственности (предоставление прав) между работниками аппарата управления;
  • оперативное управление:
  • периодическое или непрерывное сравнение фактических результатов с плановыми;
  • корректировка результатов.

Формы организации производственных процессов – это концентрация, специализация, комбинирование, кооперирование: 

2.4 Основные принципы рациональной организации производственных процессов

 

концентрация – процесс сосредоточения производства на более крупных предприятиях, производствах, в регионах;

специализация – выделение особого (специализированного) вида производства и создание нового производственного процесса, подразделения;

комбинирование – производство продукта ведется из готовой продукции предыдущего передела или отходов производства других переделов;

кооперирование – установление производственных связей между производителями на основе их специализации.

Организация управления обеспечивает создание наиболее благоприятных условий  для достижения поставленных целей  в установленный период времени  при минимальных затратах производственных ресурсов.

Особое значение функция  организации приобретает в случаях, когда при выполнении принятых решений  действия отдельных исполнителей выходят  за рамки нормативных актов, утвержденных инструкций, методик и требуют  оперативной организации работы (табл. 3.6).

       3. Регулирование

Регулирование – управленческая деятельность, направленная на ликвидацию отклонений от заданного режима функционирования и приведение объекта управления в требуемое состояние.

Содержание регулирования  как функции менеджмента состоит  в перераспределении материально-технических  и финансовых ресурсов, оперативном  управлении ходом производственного  процесса (рис. 3.4).

Рис. 3.4. Принципы функции регулирования 

Регулирование предполагает процесс выработки корректирующих мер и реализации принятых организационно-технологических, экономических и технических  решений, обеспечивающих своевременное  и безусловное устранение выявленных проблем (отклонений).

Информация о работе Функции менеджемнта