Функции менеджемнта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 12:25, контрольная работа

Описание работы

С развитием рыночной экономики, в частности в нашей стране, термины “менеджмент”, “менеджер”, быстро и прочно вошли в нашу жизнь и наш словарный обиход, заменив такие термины, как “управление”, “управленческая деятельность”, “руководитель”, “директор”. Хотя все эти слова являются синонимами по отношению друг к другу, термин управление имеет более широкий смысл. Менеджмент — это самостоятельный вид профессиональной деятельности, направленный на достижение в ходе любой хозяйственной деятельности фирмы, действующей в рыночных условиях, определенных намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента.

Содержание работы

Введение
1.1 Законы менеджмента
1.2 Принципы менеджмента
1.3 Принципы управления
2. Функции менеджмента
2.1 Планирование
2.2 Принципы планирования
2.3 Организация
2.4 Основные принципы рациональной организации производственных процессов
3. Регулирование
3.1 Координация
3.2 Мотивация
3.3 Руководство
3.4 Контроль

Файлы: 1 файл

функции менеджемнта.docx

— 79.47 Кб (Скачать файл)

Задача регулирования – обновление плановых заданий, нормативов, стандартов с целью обеспечения своевременного и эффективного достижения целей организации.

В зависимости от содержания проблемы (выявленного отклонения) и способа выработки регулирующего  воздействия различают два вида регулирования:

  • реактивное – осуществляется, когда не достигнуты стандарты. Направлено на сглаживание отклонений от стандартов;
  • упреждающее – проблема рассматривается как потенциальная возможность. Направлено на улучшение деятельности или извлечение наибольшей выгоды из представившихся возможностей.

Процесс оперативного регулирования  включает следующие этапы:

  • информационную подготовку для принятия решения;
  • разработку и принятие решений (формирование альтернативных вариантов, установление сроков выполнения, выбор исполнителей, обработка дополнительной информации, утверждение варианта решения, выделение ресурсов для его реализации);
  • реализацию решения и контроль его исполнения (необходимо организационное обеспечение решения, т.е. наличие ресурсов в распоряжении ответственных лиц, а также инструктивных материалов; информационное обеспечение, дающее возможность проводить согласованные действия всем исполнителям).

Регулирование хода производства должно отвечать следующим требованиям:

  • опираться на четкую организацию оперативного планирования производства, непосредственным продолжением которого оно является;
  • предполагать непрерывность контроля и наблюдения за ходом производства;
  • осуществлять обязательное быстрое и четкое выполнение распоряжений руководства;
  • базироваться на четкой ответственности и преемственности оперативного руководства производством.

Функция регулирования в  процессе управления производством  выполняет роль гибкого инструмента, с помощью которого ход производства непрерывно вводится в строгие рамки, предусмотренные планом (рис. 3.5).

Рис. 3.5. Результат  регулирования

3.1 Координация

Координация – управленческая деятельность, обеспечивающая согласованность работы различных производственных и функциональных подразделений предприятия в процессе выполнения плановых заданий.

Содержание координации  как функции менеджмента состоит  в том, чтобы своевременно принять  меры по обеспечению равномерного хода производства и устранению «узких мест»  из-за рассогласования в сроках поставки материалов, технологического оснащения.

Эффективным средством достижения скоординированной работы подразделений  является проведение совещаний менеджеров, на которых осуществляется согласование их деятельности по обслуживанию, материальному  обеспечению производства.

Оперативная координация  работ состоит из этапов:

  • выяснение причин отклонений от плановых заданий;
  • определение состава дополнительных работ и производственных заданий для их выполнения;
  • определение резервов, выделяемых предприятием для выполнения дополнительных работ;
  • уточнение распределения обязанностей и ответственности между менеджерами различных уровней управления, призванным устранять возникшие отклонения в ходе производства.

3.2 Мотивация

Мотивация – процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения определенных целей; воздействие на факторы результативности работы менеджеров, специалистов и на основе ее оценки использование соответствующих побудительных мотивов.

Сущность мотивации как  функции менеджмента состоит  в том, чтобы персонал предприятия  выполнял работу в соответствии с  делегированными ему правами  и обязанностями и сообразуясь  с принятыми управленческими  решениями.

В зависимости от целей теории мотивации можно разделить на три большие группы:

  • содержательные, цель которых – установить потребности работников и определить оптимальное для них соотношение внутреннего и внешнего вознаграждения;
  • процессуальные, цель которых – установить вероятность наступления ожидаемого от работника результата при мотивирующей роли различных потребностей и возможной различной степени их удовлетворения;
  • параллельные, цель которых – определить, какие виды деятельности удовлетворяют параллельно низшие и высшие потребности человека, и какие отдельно каждую группу потребностей, и создать на этой базе оптимальную систему стимулирования труда с материальными и нематериальными составляющими.

Для успешной мотивации сотрудников  руководителю необходимо предоставить им возможность удовлетворения определенных активных потребностей для творческого  выполнения производственных задач, распределенных дифференцированно, с учетом индивидуальных особенностей каждого работника. Этот процесс будет сопровождаться повышением преданности интересам организации  и производительности труда. При  этом каждый человек должен рассматриваться  не в качестве орудия для достижения целей, а как личность, требующая  к себе бережного отношения и  индивидуального подхода. Итак, работа в значительной мере должна соответствовать  интересам и способностям работника.

Анализ отечественных  и западных теорий мотивации приведен в разделе 6 настоящего учебного пособия.

3.3 Руководство

Руководство – управленческая деятельность, обеспечивающая нормальное протекание производственных и управленческих процессов.

Рис. 3.6. Типы власти 

Содержание руководства  как функции менеджмента состоит  в том, что руководитель влияет на других так, что его идею не только принимают, но и начинают внедрять. Для этого руководителю нужна  власть – возможность влиять на поведение других людей.

Эффективному менеджеру  власть необходима, но эффективный  менеджер никогда не будет проявлять  свою власть в приказной манере, ожидая беспрекословного подчинения.

Власть – это возможность влиять на поведение других (рис. 3.6).

Влияние – это поведение одного человека, которое вносит изменения в поведение, отношения, ощущения другого человека.

Существуют две формы влияния, которые могут побудить исполнителя к более активному сотрудничеству:

  • убеждение;
  • участие сотрудников в управлении.

Для эффективного использования  влияния менеджеру необходимо выполнять  ряд условий:

  • потребность, к которой аппелируют, должна быть актуальной;
  • человек, на которого влияют, должен рассматривать влияние как источник удовлетворения или неудовлетворения (в той или иной степени) какой-то потребности;
  • человек, на которого влияют, должен ожидать с достаточно высокой вероятностью, что исполнение задания приведет к удовлетворению или неудовлетворению его потребности;
  • человек, на которого влияют, должен верить, что его усилия имеют хороший шанс оправдать ожидания руководителя.

Особенно эффективным  является влияние лидера, признанного  коллективом. Применительно к управлению лидерство – это способность оказывать влияние на отдельные личности и группы, направляя их усилия на достижение целей организации.

        3.4 Контроль

Контроль, учет, анализ –  система наблюдений и проверки соответствия процесса функционирования объекта  управления принятым управленческим решениям.

Контроль – управленческая деятельность, фиксирующая состояние объекта управления в заданные моменты времени.

Содержание контроля как  функции менеджмента заключается  в своевременном обнаружении  возникающих в ходе производственно-хозяйственной  деятельности объектов управления проблем (отклонений от плановых заданий, нормативов, стандартов) и изменений внешней среды (рис. 3.7).

Контроль – комплексная  функция, включающая функции учета, оценки, анализа.

Задачи контроля:

  • сбор и систематизация информации о фактическом состоянии деятельности и ее результатах (функция – учет);
  • оценка состояния и значимости полученных результатов деятельности, выявление отклонений от стандартов – плановых заданий, нормативов (функция – оценка);
  • анализ причин отклонений и дестабилизирующих факторов, влияющих на результаты деятельности (функция – анализ);
  • прогнозирование последствий сложившейся ситуации и обоснование необходимости принятия корректирующих воздействий.

Значение контроля:

  • завершает управленческий цикл и связывает результаты анализа отклонений от желаемого состояния объекта со всеми основными предметными функциями менеджмента;
  • производится корректировка ранее принятых решений, плановых заданий, нормативов, показателей или организационных условий их выполнения, т.е. осуществляется обратная связь в управленческом цикле.

Процесс контроля включает:

  • установку стандартов, выработку критериев оценки;
  • изменение фактических результатов;
  • принятие необходимых корректирующих действий.

По форме осуществления контроль может быть:

  • внутренним – система контроля организуется предприятием самостоятельно;
  • внешним – контроль со стороны внешних контрольных органов, вышестоящей организации, государственных органов и т.д.

Рис. 3.7. Принципы функции контроля 

В табл. 3.7 приводятся характеристики основных видов контроля.

Эффективная система контроля характеризуется:

  • стратегической направленностью;
  • ориентацией на результаты;
  • соответствием контролируемому виду деятельности;
  • своевременностью (нужная информация нужным людям до того, как произойдет кризис) и гибкостью;
  • экономичностью и простотой.

Учет – управленческая деятельность по финансированию состояния объекта управления с начального до конкретного момента времени.

Содержание учета как  функции менеджмента состоит  в учете выполнения производственной программы, наличии материальных и  финансовых ресурсов и т.д.

По виду учет делится на:

  • оперативный – текущее управление определенными видами хозяйственной деятельности или отдельными операциями;
  • финансовый (бухгалтерский) – информация о кругообороте всех средств и ресурсов в процессе хозяйственной деятельности предприятия;
  • статистический– дополняет предыдущие виды учета информацией о процессах, не имеющих стоимостной оценки; может быть сплошным и выборочным.

 


Информация о работе Функции менеджемнта