Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 11:58, реферат
Управление по целям подразумевает, что руководители будут формулировать на своем уровне цели, с тем чтобы довести их до своих подчиненных. Те, в свою очередь, будут формулировать свои цели, руководствуясь целями руководителей. Таким образом, управление по целям помогает увязать цели подчиненных с целями начальников и всей организации в целом. В отдельной литературе "MBO" именуется как философия управления, ориентированная на результаты.
1. Понятие функций менеджмента и их взаимосвязь
2. Планирование
3. Организация
4. Контроль
5. Мотивация
Список литературы
Функции менеджмента и их взаимосвязь
Реферат по предмету «Менеджмент» выполнил студент гр. 3эк02 Кимяев Руслан
Государственное Образовательное Учреждение
Московский автомобильный колледж при АМО ЗИЛ
Кафедра экономических дисциплин
Московский Комитет Образования
г. Москва
2000/2001 учебный год
1. Понятие функций менеджмента и их взаимосвязь
Менеджмент организации представляет собой сложный процесс, включающий разнообразные виды управленческой деятельности, которые взаимосвязаны в целостной системе, нацеленной на достижение конечных результатов. Конкретный, обособленный вид управления (функция) отличается специфическими методами, приемами (см. схему 1).
Планирование |
||||
Организация |
Мотивация |
Контроль | ||
Руководство |
Схема 1. Процесс управления
2. Планирование
Планирование - это базовая, стартовая функция менеджмента. Именно с составления плана начинается деятельность любой фирмы или компании.
Планирование - процесс
определения целей и
Существует несколько разновидностей планов:
1. Стратегические (долгосрочные)
планы составляются на период
от 3 до 5 лет. Сроки этих планов
напрямую зависят от
2. Среднесрочные планы
- составляются на период от 1 до
3-5 лет. Содержат вполне
3. Краткосрочное планирование - планы составляются на период в пределах одного года (квартала, месяца и т.д.).
Опытные менеджеры в своей деятельности обычно применяют все три вида планирования. Умение сочетать их, заботясь не только об интересах фирмы и ее персонала, но и об интересах клиентов, деловых партнеров, общества в целом, напрямую связано с их профессионализмом.
Необходимость в составлении
планов требует от менеджера не только
способности мыслить в
При постановке целей менеджер должен выяснить:
1. В каком состоянии находится фирма?
2. В каком состоянии она хочет находиться?
3. Что для этого необходимо сделать?
Определив, таким образом, перечень целей, менеджер также должен осознавать степень значимости каждой из них и уметь выделять:
- главные цели (ГЦ);
- важные цели (ВЦ);
- промежуточные цели (ПЦ);
- низшие цели (НЦ).
В мировой практике управленческой деятельности широко используется управление по целям (англ. management by objectives, "MBO"). Этот метод управления позволяет объединить такие функции менеджера, как планирование и контроль.
Управление по целям подразумевает, что руководители будут формулировать на своем уровне цели, с тем чтобы довести их до своих подчиненных. Те, в свою очередь, будут формулировать свои цели, руководствуясь целями руководителей. Таким образом, управление по целям помогает увязать цели подчиненных с целями начальников и всей организации в целом. В отдельной литературе "MBO" именуется как философия управления, ориентированная на результаты.
3. Организация
Если стратегическое планирование определяет, что именно будет делать организация, то при организовывании определяется структура организации и условия для обеспечения функционирования организации (обеспечение персоналом, материалами, финансовыми и др. ресурсами). Таким образом, организация как функция менеджмента включает в себя две составляющие:
- организационное
- организацию процесса работы,
Организационное проектирование - деление организации на блоки, соответствующие важнейшим направлениям деятельности по реализации целей организации. Этот процесс предполагает установление полномочий различных должностей, определение должностных отношений конкретных лиц.
Организация процесса работы включает в себя обеспечение нормального функционирования и взаимодействия различных подразделений организации при достижении запланированных целей.
Организационная структура является "продуктом" процесса организационного проектирования и представляет собой формальные правила, разрабатываемые менеджерами для эффективного разделения труда и распределения официальных обязанностей среди отдельных сотрудников и групп. Структура характеризует устойчивые связи между элементами организации, позволяет определить сферы контроля управляющих и скоординировать все функции. Организационная структура является единственным способом перехода от планов к действиям.
Элементами структуры являются отдельные работники, группы и другие звенья организации. Горизонтальная структура является следствием разделения
труда менеджеров на одном уровне, и связи по горизонтали носят характер согласования. Вертикальная структура связывает высшие и низшие уровни структуры при наличии иерархии управления. Организационную структуру можно рассматривать как форму разделения и кооперации управленческого труда, в рамках которой осуществляется процесс управления.
Соподчиненность элементов оргструктуры представляет систему непрерывных линий власти, связывающих уровни управления. Структура соподчиненности имеет строго определенный вид (каждый работник подчинен только одному начальнику) и охватывает всех работников.
При построении оргструктуры учитывается норма управления (сфера контроля), т.е. количество людей, находящихся в непосредственном подчинении у менеджера. На величину нормы управления влияют индивидуальные способности менеджера, навыки работников, род их деятельности и виды мотивации, число иерархических уровней компании. Низкая норма управления соответствует высокой структуре, а высокая норма управления - плоской структуре организации.
Формирование структурных
подразделений может
в соответствии с функцией;
в соответствии со специализацией;
по командам;
по матрицам;
по сетям.
Эти принципы не являются взаимоисключающими и могут использоваться в одной оргструктуре. Взаимосвязи между подразделениями могут носить линейный и функциональный характер. Линейные связи отражают движение информации и решений между линейными руководителями, отвечающими полностью за деятельность организации и ее подразделений. Функциональные связи отражают
движение информации и управленческих решений по функциям управления.
Организационные структуры подразделяются на два типа:
- иерархические структуры;
-органические структуры.
1 Концепция иерархической структуры сформулирована Максом Вебером (модель рациональной бюрократии). Принципы рациональной бюрократии включали следующие положения:
- четкое разделение труда,
- иерархичность уровней управления, при которой каждый нижестоящий уровень контролируется и подчиняется вышестоящему;
- наличие взаимоувязанной
- дух формальной обезличенности, с которым официальные лица выполняют свои обязанности;
- осуществление найма на работу
в строгом соответствии с
Линейно-штабная структура
Линейно-штабная структура
Линейно-функциональная структура построена по принципу специализации по функциональным подсистемам организации. Наиболее эффективны в условиях рутинных, редко изменяющихся функций аппарата управления.
Органические оргструктуры являются гибкими, адаптивными, могут сравнительно легко менять форму, приспосабливаясь к новым условиям. Как правило, органические структуры формируются на временной основе для решения сложных проблем, для реализации сложных программ и проектов.
2. В проектной структуре
Схема 2. Матричная оргструктура
При сетевом способе деления оргструктуры основные функции распределены по отделениям, связанным между собой и с небольшой головной организацией единой электронной системой. Такое деление удобно для осуществления международных операций.
4. Контроль
Контроль - это наблюдение
за достижением организацией своих
целей и корректировка
организации. Он необходим для обнаружения и разрешения возникающих проблем раньше, чем они станут слишком серьезными.
Контроль связывает
воедино все функции
Существует три разновидности контроля :
Предварительный |
Текущий |
Заключительный |
контроль |
контроль |
контроль |
I этап |
11 этап |
111 этап |
Время
Схема 3. Разновидности контроля
1. Предварительный контроль
Предварительный контроль позволяет проверить готовность фирмы к началу работы
2. Текущий контроль
Основным видом контроля считается текущий. Текущий контроль осуществляется, когда работа уже идет, и обычно производится в виде контроля работы подчиненного его непосредственным начальником.
3. Заключительный контроль
Заключительный (итоговый) контроль связан с оценкой выполнения фирмой своих планов. Он требует всестороннего анализа сильных и слабых сторон деятельности организации за истекший период с целью получения необходимой информации для последующих этапов планирования. Заключительный контроль осуществляется, когда работа уже закончена.
5. Мотивация
Общая характеристика мотивации в менеджменте
В самом общем виде мотивация человека к деятельности понимается как
совокупность движущих сил, побуждающих человека к осуществлению определенных действий. Эти силы находятся вне и внутри человека и заставляют его осознанно или же неосознанно совершать некоторые поступки. Различные люди могут совершенно по-разному реагировать на одинаковые воздействия со стороны одинаковых сил. Более того, поведение человека, осуществляемые им действия в свою очередь также могут влиять на его реакцию на воздействия, в результате чего может меняться как степень влияния воздействия, так и направленность поведения, вызываемая этим воздействием.
Мотивация - это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности.
Мотивация - процесс стимулирования человека или группы к деятельности, направленной на достижение целей организации.
Мотивация - это особый вид управленческой деятельности, имеющий целью активизировать людей, работающих в организации, и побуждающий их эффективно трудиться для выполнения целей, поставленных в планах.
Для этого осуществляется их экономическое и моральное стимулирование, обогащается само содержание труда и создаются условия для проявления творческого потенциала работников и их саморазвития.