Функции менеджмента в рыночной организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 17:51, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: рассмотреть функции менеджмента в организации.
Объект исследования: управление в организации.
Предмет исследования: функции управления и взаимосвязь между ними.
Задачи исследования:
выделить исходные функции управления;
изучить содержание и сущность функций менеджмента;
осуществить анализ взаимосвязи между функциями управления.

Содержание работы

Введение
2
Глава 1. Функции менеджмента в организации.

1.1. Понятие организации.
4
1.2. Сущность и содержание функций менеджмента организации.
8
Глава 2. Функции управления и взаимосвязь между ними.

2.1. Прогнозирование как функция менеджмента.
12
2.2. Планирование и организация как функция управления и основные принципы.
14
2.3. Координация, мотивация, контроль как функция менеджмента.
19
Заключение
28
Библиография

Файлы: 1 файл

Функции менеджмента в рыночной организации. Взаимосвязь функции менеджмента..doc

— 231.50 Кб (Скачать файл)

Сущностная  характеристика  менеджмента - это  функция или вид деятельности по руководству людьми. Эту особенность  любого вида управления отмечала Мэри Паркер Фоллет в определении менеджмента как обеспечения выполнения работы с помощью других лиц. В процессе развития менеджмента сущность управления получила трактовку “воздействия” на  людей для согласования и упорядочения их действий в совместном труде посредством мотивации поведения.

Наиболее полное содержание менеджмента как процесса отражают основные функции, выступающие  общим условием управления социальными  и социально-экономическими процессами. Процесс воздействия будет реальным при его завершении в производственно-хозяйственной деятельности, где применяются любые средства взаимодействия: цели, стратегии, методы, структуры управления. Поэтому процесс управления может быть рассмотрен как процесс взаимодействия субъекта и объекта управления, где реализуются идеи субъекта, т.е. менеджера. Данная группа функций объединяется процессом выработки и реализации управленческого решения, имеющим универсальные этапы в определенной их последовательности, которые можно трактовать как группы функций менеджмента, т.е. видов деятельности по выработке и реализации управленческих решений.

Сущностная  особенность менеджмента обуславливает  наличие менеджера - субъекта управления, профессионального управляющего, прошедшего специальную подготовку, дающую ему  право на выполнение функций по руководству людьми.

В рыночных условиях должны закрепляться не только функции, но и ресурсы, связанные с выполнением  данных функций и принятием решений, конкретные виды ответственности за результативность менеджмента.

Для менеджеров знание взаимосвязи и взаимодействия групп функций менеджмента создает условия принятия правильных решений в области формирования  и функционирования систем менеджмента.

Отметим главные  особенности функций менеджмента. Отношения управления в рыночной экономике многогранны, многослойны, ибо отражают разные грани социально-экономических отношений между людьми и коллективами, занятыми  в   производственных и непроизводственных сферах деятельности организаций различных форм собственности.

Важная особенность  функций менеджмента, обусловленная спецификой российской экономики, заключается в потребности высокой степени адаптивности к изменениям внешней и внутренней среды.

Переходный  этап развития рыночной экономики России характеризуется особым характером взаимодействия рыночных рычагов управления и системы государственного регулирования. Поэтому функции менеджмента, помимо их интеграционной роли, обеспечивают адаптацию производственно-хозяйственных систем к новым и часто изменяющимся государственным  регулятором, а также адаптацию к новым рыночным условиям во всех сферах хозяйственной и социальной деятельности.

Под адаптивностью  понимается способность сохранения качественной определенности функции  менеджмента при изменениях социально-экономической  среды. В систему адаптивных элементов  системы менеджмента включается вся совокупность средств воздействия: целевые, регулирующие, координирующие, активизирующие, мотивирующие, контролирующие, самоорганизующие. Отсюда следует, что система средств воздействия и взаимодействия по каждой функции должна обладать гибкостью и обеспечивать меньшие потери ресурсов при изменении социально-экономических и организационно-технических факторов.

Следует отметить и процессы адаптации к ошибочным  решениям и негативным явлениям в  системе управления. Так, нынешняя практика реформирования производственных отношений (одномоментный отпуск цен, введение законодательных актов задним числом, отсутствие механизмов их реализации) вызывает возмущение экономической среды и адаптацию к данным условиям низших звеньев (сокрытие доходов, неуплата налогов, неисполнение государственных решений).

Функции управления имеют специфический характер, особое содержание и могут осуществляться самостоятельно, быть как не связанными между собой, так и неразрывно связанными, более того, они как  бы взаимопроникают друг в друга. Иными словами, в системе управления все управленческие функции объединены в единый целостный процесс.

Таким образом  функции управления - это конкретный вид управленческой деятельности, который  осуществляется специальными приемами и способами, а также соответствующая организация работ.

 

 

 

Глава 2. Функции управления и взаимосвязь между ними

2.1. Прогнозирование  как функция  менеджмента

Хотя планирование тесно связано с прогнозированием — оценкой принимаемых решений, с точки зрения их выполнимости и последствий, к которым они могут привести, они существенно различаются. Если в процессе планирования определяются действия, которые необходимо совершить для достижения целей, а также их последовательность, то при прогнозировании основная задача заключается в оценке имеющихся возможностей и отборе тех из них, которые являются наиболее удобными и результативными.

Следовательно, прогнозирование должно предшествовать планированию. Прежде чем определить, каким именно образом будет действовать организация, необходимо со всех сторон рассмотреть как можно больше возможностей с целью определить, к каким результатам могут они привести, могут ли они иметь негативные последствия, какова их эффективность, насколько они доступны и т. д. И лишь после того, как выбраны наиболее приемлемые и эффективные возможности, можно приступать к планированию в собственном смысле слова.

Неопределенности, с которыми приходится иметь дело менеджеру, многочисленны. Условно их можно разделить на несколько групп:

1)  неопределенности, связанные с природными факторами (количеством ресурсов, природными и погодными условиями, авариями);

2) неопределенности, связанные с ближайшим окружением фирмы (поведение покупателей, конкурентов, отношения с поставщиками и торговыми организациями);

3) неопределенности, связанные с экономической, социальной и политической жизнью (смена власти, резкие изменения проводимой государством экономической политики, экономические кризисы, колебания экономических показателей, инфляция, деятельность профсоюзов, экологических организаций и т. д.)

Прогнозирование — это очень сложный этап. Дело в том, что строить прогнозы всегда приходится в ситуации неопределенности. По этой причине представления о возможных вариантах развития событий неизбежно окажутся неполными и неточными. По этой причине в процессе прогнозирования необходимо учитывать как можно больше информации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Планирование и организация как функция управления и его основные принципы.

 

Любая организация ставит перед собой цели, от достижения которых зависит ее существование, и стремится к их реализации. Планирование предполагает:

1. Определение целей и задач стоящих перед организацией или отделом. Цель обычно бывает одна, и ее можно разбить на несколько задач таким образом, что выполнение всех задач автоматически означает достижение цели. Кроме того, цель обычно является более общей и абстрактной, чем задачи. Допустим, перед фирмой стоит цель увеличить объем продаж. Задачами в этом случае могут быть:

а) увеличение числа оптовых покупателей продукции,

б) повышение качества и конкурентоспособности продукции,

в) снижение себестоимости продукции и, как следствие, снижение ее цены,

г) проведение широкомасштабной рекламной кампании и т. д.

Определение цели предполагает и осознание того, в каком положении находится организация на момент планирования. Сопоставление исходного состояния и того состояния, к которому организация стремится, позволит ответить на ряд важных вопросов, в частности, определить средства достижения цели и необходимое для этого количество ресурсов.

Целей у организации может быть несколько. В этом случае план существенно усложняется.

        2. Определение путей и средств достижения поставленных 
целей. Одну и ту же цель можно достичь разными способами. Поэтому желательно рассмотреть все варианты, которые имеются в наличии. 
Одни из них окажутся экономически невыгодными, другие — неприемлемыми с этической точки зрения, третьи — малоэффективными. В конечном счете, взвешивая все «за» и «против», можно будет определить самые оптимальные средства.

       3. Определение количества ресурсов, необходимых для достижения цели. Можно ставить какие угодно цели, но если в распоряжении организации нет средств, необходимых для их достижения, этот 
план ничего не стоит. Необходимо четко отдавать себе отчет в том, 
какие именно средства могут быть израсходованы, а что для организации «не по карману».

       4. Выполнение плана и контроль за ним. Наконец, необходимо 
четко указать сроки, в которые план должен быть выполнен, а также 
формы контроля, которые будут использоваться. Иногда целесообразно назначить лицо, ответственное за выполнение плана (это особенно 
уместно в том случае, если речь идет не о стратегических, а о тактических целях). Иногда целесообразно назначить сроки и для выполнения 
частных задач, связанных с целью.

         Чтобы деятельность организации была эффективной, каждый ее член должен точно знать свои функции. Любая коллективная деятельность предполагает совместные действия разных людей, направленные на достижение общих целей. Если эти люди не были должным образом организованы, то и их действия не будут эффективными.

Под организацией производства понимают распределение властных полномочий по разным уровням управленческой иерархии. В процессе работы возникает необходимость принимать решения, и именно поэтому в организациях право решать некоторые вопросы отдают конкретным должностным лицам. Это существенно упрощает деятельность, поскольку каждый работник знает, кто должен принимать решение по тому или иному вопросу.

Организация предполагает решение по меньшей мере двух задач, изложенных ниже.

1. Делегирование полномочий (права принимать решения и использовать ресурсы) конкретным работникам.

Нередко можно столкнуться с ситуацией, когда начальник берет на себя всю полноту ответственности. В этом случае находящиеся в его подчинении работники вынуждены обращаться к нему по каждому вопросу. Естественно, подобное сосредоточение властных полномочий может себе позволить только уверенный в себе человек, считающий себя (и действительно являющийся) высококомпетентным. Однако такая организация работы далеко не всегда оптимальна. Конечно, она дает руководителю возможность удовлетворить свои амбиции, а подчиненные в такой ситуации могут снять с себя всю ответственность. Тем не менее более рациональным было бы равномерное распределение полномочий: руководителю необходимо делегировать некоторые из своих обязанностей подчиненным, то есть дать им право самостоятельно решать некоторые вопросы.

Психологи утверждают, что в оптимальном случае у любого руководителя должно быть не более семи подчиненных. Если количество подчиненных не превышает этой цифры, руководитель может хорошо узнать их и учитывать их особенности при распределении заданий. Когда количество работников превышает указанное число, контакты становятся поверхностными, что сказывается на качестве работы. Следовательно, иерархичное устройство управленческих систем представляет собой неизбежность, обусловленную психологическими особенностями людей.

По этой причине необходимо обеспечить следующие условия:

- менеджер должен быть в состоянии  проконтролировать 
выполнение работы всеми своими подчиненными, другими 
словами, в его подчинении должно находиться такое количество работников, чтобы осуществление контроля было возможным;

- руководитель должен отвечать за поступки своих подчиненных.

2. Приспособление организационной структуры к задачам, которые должна решать организация. Чтобы достигнуть этого, необходимо обеспечить следующие условия:

-  каждый работник должен иметь только одного начальника, в 
ином случае он может получать противоречащие друг другу 
распоряжения, что очень осложняет работу и может привести к 
внутреннему конфликту (принцип прямой соподчиненности);

-  все подразделения должны действовать в интересах предприятия, то есть содействовать достижению стоящих перед ним целей;

-  подразделение или управляющий орган должны создаваться для выполнения конкретной функции — придумывание функции «под человека» недопустимо;

-  сочетание свободы и ответственности должно быть оптимальным; кроме того, необходимо, чтобы количество распоряжений 
уравновешивало количество решений, принимаемых работни 
ком самостоятельно (принцип эластичности организационной 
структуры). При этом уровень ответственности должен соответствовать уровню полномочий: недопустимо налагать на работника ответственность за действия, если у него практически нет 
свободы действия, и наоборот, нельзя освобождать работника 
от ответственности, если ему даны значительные полномочия.

  Таким образом «Организация — крайне важная функция менеджмента, поскольку благодаря ей предприятие или фирма превращаются в единый организм, способный слаженно действовать в любых ситуациях. От того, насколько прочны связи между подразделениями и отдельными работниками, насколько слаженно действуют объединяющие их механизмы, зависит, будет ли деятельность организации успешной», но не менее важно планирование — процесс, результатом которого является четкая формулировка целей и определение средств и методов, при помощи которых поставленные цели могут быть достигнуты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Координации,  мотивация и контроль как функция  менеджмента.

 

Огромную роль в процессе координирования играет организация информационных потоков. Если выполнение частной задачи зависит от выполнения другой задачи, необходимо, чтобы информация о том, что последняя задача решена, своевременно поступала к работникам, которые должны решать следующую задачу.

Информация о работе Функции менеджмента в рыночной организации