Функции менеджмента в туризме

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 22:42, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – изучить основные функции менеджмента и его понятие.
Исходя из поставленной цели, в работе решаются следующие задачи:
• Изучены теоретические аспекты функций управления: сущность, виды и принципы планирования , организации;
• Проанализированы содержательные и процессуальные теории мотивации, виды и этапы контроля;
Предмет исследования - функции управления.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………..……….………..3
Глава 1. Понятие и функции менеджмента……………………………………..7
1.1. Прогнозирование и планирование…………………………..……………..13
1.2. Функция организации………………………………………………………15
1.3. Мотивация и стимулирование……………………………………………...17
1.4. Контроль……………………………………………………………………..19
1.5. Координация и регулирование……………………………………..………20
Глава 2. Функции менеджмента в туризме…………………………………….21
Заключение ………………………………………………………………………28
Библиографический список………...………………………

Файлы: 1 файл

готовая.doc

— 158.00 Кб (Скачать файл)

Процесс менеджмента – это совокупность и непрерывная последователь-ность взаимосвязанный действий управленческих работников по реализации функций менеджмента, осуществляемых по определенной технологии, направленных на достижение целей социально – экономической системы.

Функция менеджмента отражает содержание процесса управления, вид управленческой деятельности, совокупность обязанностей управляющей подсистемы (субъекта управления). Конечным результатом управления является выработка управленческого воздействия, команды, приказа, направленных на достижение поставленной цели. Один работник может выполнять несколько функций, несколько работников могу выполнять одну функцию. Каждая функция менеджмента представляет собой сферу действия определенного процесса управления, а система управления конкретным объектом или видом деятельности – это со вокупность функций, связанных единым управленческим циклом.

Анри Файоль разработчик теории административного управления в начале 20 века выделил 5 исходных функций административного процесса: предвидение, организация, распорядительство, согласование, контроль.

Предвидеть - изучать  будущее, устанавливать программу  действий. Организовывать – строить двойной организм предприятия (материальный и социальный). Распоряжаться – приводить в действие персонал предприятия. Согласовывать – связывать, объединять, сочетать все действия и усилия. Контролировать - наблюдать, что бы всё происходило по установленным правилам и отданным распоряжениям.

В течение 20 столетия содержание функций и название некоторых  претерпело существенные изменения  в сравнении с теми, которые  приведены в работах А. Фойля. Это обусловлено изменениями  в экономике и социальной структуре общества.

Все функции менеджмента  можно разделить по двум признакам: по содержанию процесса управления (основные функции) и по направлению воздействия  на объекты управления (специфические  или конкретные функции). Основные функции  являются основополагающими всего процесса менеджмента, а специфические функции отражают особенности конкретной управленческой деятельности работников. Они изучаются специальными дисциплинами:

- товароведение,  организация коммерческой деятельности, бухгалтерский

учет, планирование, правоведение и др.

Наиболее полное содержание менеджмента как процесса отражают основные функции. Они являются общим условием управления социальными  и социально - экономическими процессами.

Основными функциями менеджмента  являются:

Предвидение – прогнозирование, целеполагание, стратегическое плани-рование.

Прогнозирование – это предвидение  результатов деятельности предприятия.

Целеполагание- это постановка и  формирование целей в соответствии с потребностью общества в производимой предприятием продукции (услугах), в обеспечении ресурсообеспеченности целей и реализуемости.

Цели – это конкретные желаемые результаты, которых стремится достичь  коллектив в процессе своей деятельности.

Цели могут быть различные: экономические, социальные, маркетинговые и др.

Социально-экономические и в  особенности производственно-хозяйственные  системы являются многоцелевыми.

Основная задача менеджеров – добиться реальных конечных результатов деятельности. Менеджеры должны правильно определить, уяснить свои цели, поставить цели персоналу с тем, чтобы определить и уточнить исходные данные, выяснить сильные и слабые стороны системы и эффективно их использовать. Менеджер должен постоянно контролировать цели и результаты их достижения. В процессе управления осуществляется постоянный процесс согласования и определение взаимного соответствия целей и результатов.

Схема 1. Основные функции  управления.

    1. Прогнозирование и планирование

Экономическое прогнозирование –  это предвидение хода экономического развития на предстоящий период для конкретной организации.

Планирование – это разработка плана, определяющего то, чего нужно  достичь и какими рычагами, сообразуясь  со временем и пространством.1

В широком смысле слова планирование – это деятельность по выработке  и принятию управленческого решения. План как система взаимосвязанных решений, направленных на достижение желаемого результата, предусматривает следующее:

  • Цели и задачи. На современном этапе экономического развития осуществляется стратегия рыночной экономики, высшая цель которой – неуклонный подъем материального и культурного уровня жизни народа, создание лучших условий для всестороннего развития личности на основе дальнейшего повышения эффективности всего общественного производства.
  • Пути и средства. Для достижения поставленных целей выбираются методы совокупности взаимосвязанных действий.
  • Ресурсы, необходимые для выполнения поставленных задач. Цели и задачи, поставленные в плане, должны увязываться с материальными, финансовыми и трудовыми ресурсами.
  • Пропорции. Поддержание пропорциональности между отдельными элементами производства – важнейшее условие его эффективности.
  • Организация выполнения плана и контроль. Устанавливается связь плановой работы с конечной целью производства, удовлетворением потребностей общества.

Существует три основных типа планирования.

Стратегическое планирование (высший уровень) – это попытка взглянуть  в долгосрочной перспективе на основополагающие составляющие организации; оценить, какие  тенденции наблюдаются в ее окружении; определить, каким вероятнее всего будет поведение конкурентов. Главная задача планирования на этом уровне состоит в том, чтобы определить, как организация будет вести себя в своей рыночной нише.

Тактическое планирование (средний  уровень) – это определение промежуточных  целей на пути достижения стратегических целей и задач. В основе стратегического планирования лежат идеи, которые были рождены при стратегическом планировании.

Оперативное планирование (низший уровень) – это основа основ планирования. В оперативных планах стандарты деятельности, описание работ и т.п. вписываются в такую систему, при которой каждый направляет свои усилия на достижение общих и главных целей организации.

Эффективность планирования зависит  от того, какими принципами руководствуются  при составлении планов.

  1. Полнота планирования – учитываются все события и ситуации, которые могут иметь значение для развития организации.
  2. Точность планирования – использование современных методов и средств для обеспечения точности прогнозов.
  3. Ясность планирования – формулировки планов должны быть доступны всем членам организации.
  4. Непрерывность планирования – планирование это не одноразовый акт, а непрерывный процесс.
  5. Экономичность планирования – расходы на планирование должны соизмеряться с выгодой от планирования. 2

1.2. Функция организации

Реализация планов требует организации, которая представляет следующий  этап менеджмента.

Под организацией понимается процесс:

  • Определение рациональных форм разделения труда;
  • Распределение работы среди работников, групп работников и подразделений;
  • Разработки структуры органов управления;
  • Регламентация функций, подфункций, работ, операций;
  • Установление прав и обязанностей органов управления и должностных лиц;
  • Подбора и расстановки кадров.

Функцию организации можно рассматривать  в двух аспектах: во-первых, как процесс создания системы, во-вторых, как процесс ее совершенствования, упорядочения.

Организация работ – функция, которую  должны осуществлять все руководители – независимо от ранга. Однако, хотя смысл этой концепции состоит  в делегировании прав и обязанностей для разделения труда по горизонтали и вертикали, решение о выборе структуры организации в целом почти всегда принимается руководством высшего звена. При этом задача менеджеров состоит в том, чтобы выбрать такую организационную структуру, которая лучше всего отвечает целям и задачам организации, позволяет ей эффективно взаимодействовать с внешней средой, продуктивно распределять и направлять усилия своих сотрудников.

Структура не может  оставаться неизменной, потому что  меняется как внешнее, так и внутреннее ее окружение.3

Тем не менее, организация  управления основывается на ряде основных принципов:

Принцип разделения труда. Основной смысл – все виды деятельности предприятия должны быть так определены и сгруппированы, чтобы максимально способствовать достижению поставленных задач. Важно, чтобы сгруппированные виды деятельности соответствовали способностям и побуждениям сотрудников, которые будут их выполнять.

Для преодоления отрицательных  последствий узкой специализации труда, целесообразно расширение зоны труда, ротация (чередование) работ и привлечение сотрудников к принятию касающихся их решений (стратегия участия).

Скалярный принцип. Относится к  цепочке прямых должностных отношений  руководителей и подчиненных в масштабе всей организации. Всегда должно быть лицо, обладающее верховной властью в организации. Чем отчетливее линия должностной связи высшего управляющего с каждым из подчиненных, тем эффективней процесс принятия решения и коммуникации.

Принцип диапазона управления. Для каждой управленческой должности существует предельное число сотрудников, которыми в состоянии эффективно руководить один человек.

Еще одной важной характеристикой  организации управления является уровень  централизации (децентрализации)  полномочий (власти).

Централизация – концентрация прав на принятие решения на высшем уровне управления организацией. Децентрализация  – передача прав низшим уровням  управления.4

1.3.Мотивация и стимулирование

Мотивация – это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личностных целей и целей организации.

Теории мотивации основаны на определении  потребностей человека и их структуры. Потребность – это осознание  отсутствия чего-либо, вызывающее побуждение к действию.

К числу таких теорий относят теории Маслоу, МакКлелланда и Герцберга.5

Теория А. Маслоу:

  1. Потребности делятся на первичные (физиологические, безопасности и защищенности) и вторичные (социальные, уважение, самовыражение).
  2. Поведение человека определяет самая нижняя неудовлетворенная потребность.
  3. После того как потребность удовлетворена, ее мотивирующее воздействие прекращается.

Теория МакКлелланда:

  1. Три потребности, мотивирующие человека, - это потребность власти, успеха и принадлежности.
  2. В настоящее время важны эти потребности высшего порядка, поскольку потребности низших уровней, как правило, уже удовлетворены.

Теория Герцберга:

  1. Потребности делятся на гигиенические факторы и мотивации.
  2. Наличие гигиенических факторов всего лишь не дает развиваться неудовлетворению работой.
  3. Мотивации, которые примерно соответствуют потребностям высших уровней А. Маслоу и МакКлелланда, активно воздействуют на поведение человека.
  4. Для того чтобы эффективно мотивировать подчиненных, руководитель должен сам вникнуть  в сущность проблемы.

В связи с тем,  что существуют различные пути мотивации, менеджер должен:

во-первых, установить набор критериев (принципов), которые наиболее сильно влияют на поведение сотрудника;

во-вторых, создать атмосферу, благоприятную  для мотивации работников;

в-третьих, активно общаться со своими сотрудниками, поскольку для того, чтобы был полностью мотивирован и работал с полной отдачей, он должен четко представлять себе, чего от него ждут.6

Система стимулирования – это совокупность взаимосвязанных и взаимодополняющих  стимулов, воздействие которых активизирует деятельность человека для достижения поставленных целей.

Стимулы делятся на материальные и  нематериальные.

Материальные, в свою очередь, делятся  на денежные (заработная плата, доплаты, надбавки, ссуды и льготные кредиты) и не денежные, состоящие из социальных (мед. обслуживание, страхование, путевки, питание, подарки и т.п.) и функциональных (улучшение организации труда, улучшение условий труда).

Нематериальные стимулы состоят  из социально-психологических (общественное признание, похвала, поддержка и одобрение), творческих (повышение квалификации, стажировки и командировки) и стимулов свободного времени (гибкий график работы, доп. отпуск). 7

Информация о работе Функции менеджмента в туризме