Функции менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 18:57, контрольная работа

Описание работы

Общеметодологические проблемы управления социальным процессом получили отражение в работах И.Н. Герчиковой, М. Портера, Ф. Тейлора, А. Тоффлера, А. Файоля. Теория и практика управления образованием, построение системы управления персоналом образовательного учреждения рассмотрены А.П. Егоршиным, Д.В. Хавиным и другими.2 Необходимость совершенствования управления в современной ситуации России подробно представлена в трудах В.С. Лазарева, М.М. Поташника, П.И. Третьякова и других. Они акцентируют внимание на управлении по результатам и управлении развитием.

Содержание работы

Введение 3
1. Теоретическая часть 5
2.Практическая часть 13
Заключение 16
Список литературы 17

Файлы: 1 файл

Menedzhment_Funktsii_menedzhmenta.doc

— 100.00 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

Введение

 

Актуальность работы. Сегодня России, как никогда, нужны системы управления, которые бы обеспечили предприятию или фирме достижение стандартов производства мирового класса, высокий уровень конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках. Безусловно, можно двигаться методом проб и ошибок, без какого-либо анализа опыта других стран. Однако наиболее распространенным в решении любых проблем в современном управлении является всё же научный подход, так как он является наиболее эффективным и малозатратным, ведь ошибки в управлении в отдельных случаях могут стоить очень дорого. Научный подход подразумевает предварительный анализ ситуации – то есть как она решалась в иное время или в ином месте (или и то, и другое). Выявление наиболее эффективных методов управления, возможно эффективной модели менеджмента полностью позволит при необходимости в дальнейшем рассмотреть их использование в менеджменте России с тем, чтобы ликвидировать недостатки современного управления переходного типа. Процесс рыночных преобразований в России потребовал формирования новых методических подходов к рациональному распределению функций управления и реализации функции «организации», необходимой в хозяйственной практике для проведения изменений в системе управления.

В XXI век человечество шагнуло с  новыми реальностями, новыми проблемами и новыми задачами. Наиболее существенными мировыми тенденциями являются «резкое повышение темпов общественных перемен, мировая интеграция, увеличение роли информационных технологий и телекоммуникаций, надвигающиеся жесткие ресурсные, экологические и демографические ограничения»1.  Также следует отметить, что одной из важных функций менеджмента является воспитание персонала в организации. Специфика реализации этой функции во многом определяется отраслевыми особенностями деятельности торговых предприятий. В связи с этим исследование проблемы системы обучения и воспитания персонала является не только актуальным, но и необходимым. Анализ источников по теме исследования показывает, что различные стороны данной проблематики находились в поле зрения отечественных и зарубежных ученых.

Изучение научных трудов по рассматриваемой проблематике показывает её неоднозначность. Прежде всего, следует отметить ряд публикаций, носящих теоретико-методологический характер. Общеметодологические проблемы управления социальным процессом получили отражение в работах И.Н. Герчиковой, М. Портера, Ф. Тейлора, А. Тоффлера, А. Файоля.  Теория и практика управления образованием, построение системы управления персоналом образовательного учреждения рассмотрены А.П. Егоршиным, Д.В. Хавиным и другими.2 Необходимость совершенствования управления в современной ситуации России подробно представлена в трудах В.С. Лазарева, М.М. Поташника, П.И. Третьякова и других. Они акцентируют внимание на управлении по результатам и управлении развитием. Требования к системе управления персоналом и состав механизмов обеспечения качества данной системы представлена в работах А. Ваймерских, С. Джоржа, В.В. Дудникова, Н.В. Рогожкиной, Л.И. Фишман, Дж. Харрингтона, В.Н. Чупина, Е.В. Шубенковой, Т.А. Яковлевой и других.3 Обзор зарубежных источников мирового опыта в управлении персоналом представлен П.В. Журавлевым, М.Н. Кулаповым, С.А. Сухаревым и другими.

Цель настоящей работы – исследовать функции менеджмента.

 

1. Теоретическая часть

 

Менеджмент – по-русски «управление» – это функция, вид деятельности по руководству людьми в самых разнообразных организациях. Менеджмент – это также область человеческого знания, помогающего осуществить эту функцию. Наконец, менеджмент как собирательное от менеджеров – это определенная категория людей, социальный слой тех, кто осуществляет работу по управлению. Решения менеджеров, подобно решениям государственных деятелей, могут определять судьбы миллионов людей, государств и целых регионов.  Для большинства организаций выживание, возможность существовать как можно дольше является основной задачей. Для этого им приходится периодически менять свои цели, выбирая их соответственно изменяющимся потребностям внешнего мира. Почти все организации, существующие ради бизнеса, периодически разрабатывают новые виды продукции или услуг для своих потребителей.

Функция менеджмента - это вид деятельности, основанный на разделении и кооперации управленческого труда и характеризующийся определенной однородностью, сложностью и стабильностью воздействий на объект и субъект менеджмента. Любое предприятие для поддержания своего существования, реализации корпоративных целей выполняет различные виды деятельности, называемые функциями. Впервые основные виды управленческой деятельности описал и формализовал А. Файоль. Он утверждал, что управлять - это значит планировать, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать.

В дальнейшем состав этих функций  был дополнен.

Каждая функция менеджмента  характеризуется однородностью  содержания и целевой направленностью. Функции являются составными частями любого процесса управления вне зависимости от особенностей (размера, назначения, формы собственности и т. д. ) той или иной организации. Поэтому их называют основными, или общими.

В теории и практике менеджмента существуют различные подходы к классификации функций. В отечественной теории управления различают функции основные (общие) и конкретные (специфические). В настоящее время большинство авторов в состав общих функций включают: прогнозирование и планирование; организация работы; активизация и стимулирование; координация и регулирование; контроль, учет и анализ.

Все основные (общие) функции управления выполняются в каждом подразделении на любом уровне управления любой социально-экономической системы.

Конкретные функции управления - функции, связанные с видами управленческой деятельности, зависимыми от особенностей объектов управления: конструкторская подготовка производства, технологическая подготовка производства, управление материально-техническим снабжением и др.

Все рассматриваемые функции (основные и конкретные) имеют две общие характеристики: они обе требуют принятия решений, и для всех необходимы коммуникации, обмен информацией. Эти характеристики связывают все управленческие функции, и поэтому их часто называют связующими процессами.

Выделение функций менеджмента  происходит в результате разделения и специализации труда в сфере  управления. Применяются различные  классификации функций управления. Дадим определение основным функциям менеджмента.

Функции управления определяются решаемыми  задачами. Наиболее общий перечень этих задач:

    1. выбор и обоснование целей организации (набор целей, приоритеты и пр.);
    2. постановка задач, которые надо решить для достижения поставленных целей;
    3. определение необходимых ресурсов;
    4. построение структуры организации, вытекающей из системы целей;
    5. мотивация групп и конкретных работников в выполнении порученных работ в конкретные сроки;
    6. регулирование и контроль над решением поставленных задач4.

Кроме вышеперечисленных функций, многие авторы рассматривают  функции коммуникации и руководства.

Выполнение управляющих функций  связано с принятием решений, включающих сбор информации, выявление  и анализ возможных альтернатив, выбор варианта действий, реализацию решений и анализ эффективности результатов.

Все функции управления взаимосвязаны  и образуют систему. Действительно, для того, чтобы спланировать работу предприятия, необходимо спрогнозировать его развитие. При этом важную роль играет анализ выполнения плана в предшествующем периоде, сделанный на основе информации, полученной в результате контроля. Кроме того, мотивация исполнителей требует определенных ресурсов, которые должны быть предусмотрены на этапе планирования и т.п.

Функции управления образуют единый процесс управленческой деятельности. Выполнением основных функций занят весь аппарат управления, однако решающее значение имеет деятельность руководителя, который выполняет в процессе работы различные роли. Эти роли взаимосвязаны.

Можно сказать, что основной проблемой  менеджмента является рассмотрение  функций управления и ролей руководителя.5

«Содержание планирования как функция управления предприятием состоит в обоснованном определении основных направлений и пропорций развития производства с учетом материальных источников его обеспечения и спроса рынка»6. Сущность планирования проявляется в конкретизации целей развития всей организации и каждого подразделения в отдельности на установленный период, определения хозяйственных задач, средств их достижения, сроков и последовательности реализации, выявления материальных, трудовых и финансовых ресурсов, необходимых для решения поставленных задач.

Таким образом, назначение планирования как функции менеджмента  состоит в стремлении заблаговременно учесть по возможности все внутренние и внешние факторы, обеспечивающие благоприятные условия для нормального функционирования и развития предприятий. Оно предусматривает разработку комплекса мероприятий, определяющих последовательность достижения конкретных целей с учетом возможностей наиболее эффективного использования ресурсов каждым производственным подразделением и всем предприятием.

Одной из важнейших функций  менеджмента является организация, носящая комплексный характер и определяющая большинство параметров предприятия как социально-экономической системы. Функция организации направлена на создание необходимых условий для достижения поставленных целей. Основными ее составляющими являются:

    • формирование организационной структуры, исходя из размера предприятия, его стратегии, технологии, персонала и др. переменных;
    • установление конкретных параметров, режимов работы подразделений, отношений между ними;
    • обеспечение деятельности фирмы ресурсами (человеческими, финансовыми, материальными, информационными).

Организация, как функция управления, должна обеспечивать соответствие социально-экономической системы новым целям, установленным в плановых заданиях, и изменившимся внешним условиям функционирования предприятия.

Менеджмент в своем  развитии прошел несколько этапов, для каждого из которых характерны свои задачи и наиболее актуальные функции управления, обеспечивающиеся соответствующим набором технологий, организованных в так называемые управленческие модели. Между этапами развития производительных сил и периодами господства соответствующих моделей управления прослеживается четкая корреляция, из чего следует наличие между ними определенной связи. Действительно, поскольку управление является неотъемлемой частью производственного процесса, его развитие не может быть не связанным с развитием последнего.

Для осуществления эффективного управления необходимо располагать наиболее полной информацией об управляемом объекте. Процесс управления персоналом необходимо рассматривать как организационно-функциональную систему, методическую основу которой составляет совокупность научных принципов и методов управления, и состоящую из взаимосвязанных структурных элементов7.

В качестве инструментария, позволяющего выявлять противоречия и узкие места исследуемой системы, необходимо рассматривать диагностический анализ, основанный на сочетании свойств ряда методов структурного анализа: структуризации целей, организационного моделирования, экспертно-аналитического метода и метода аналогий.

При этом диагностическое исследование целесообразно осуществлять путем последовательного изучения и реализации трех взаимосвязанных направлений:

  1. структуры системы управления;
  2. исследования методологической базы системы управления персоналом;
  3. структуры системы управления персоналом.

Базовой проблемой, определяющей последующий ход диагностического анализа, является проблема синтеза структуры системы управления. Основными направлениями ее решения могут быть:

      1. установление иерархии уровней и звеньев управления;
      2. определение объектов управления;
      3. определение функциональных связей, технологии процесса функционирования системы;
      4. определение степени автоматизации работ;
      5. формулирование требований к рабочим местам и персоналу8.

Особо следует выделить проблему, т.к. именно она, в совокупности с решением других названных проблем, определяет состав информационной базы системы управления, основные регламенты решения поставленных задач, сроки и порядок прохождения всех видов информации и т.д.

Основными направлениями решения данной проблемы могут быть:

      1. определение степени централизации и децентрализации задач управления, решаемых на различных иерархических уровнях управления;
      2. определение степени сочетания единоначалия и коллегиальности на каждом уровне и в каждом звене управления;
      3. определение степени участия отдельных подразделений и филиалов в реализации частных задач управления9.

Решение данной проблемы должно включать:

      1. построение дерева целей системы управления персоналом;
      2. проведение диагностического анализа дерева целей 
      3. построение концептуальной модели управления персоналом10.

Судить о степени соответствия системы (либо ее отдельных элементов) выбранному стандарту, с учетом требований современной теории и практики управления персоналом, можно лишь на основании результатов, полученных после проведения ее полного диагностического исследования.

Наука и практика выработали инструментарии изучения состояния действующей системы управления персоналом организации, построения, обоснования и реализации новой системы - методы построения системы управления персоналом . Раскроем сущность основных из этих методов.

Информация о работе Функции менеджмента