Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2015 в 18:48, контрольная работа
Описание работы
Объектом исследования, соответственно, будут основные функции управления, которые используют все менеджеры в любой организации, как для решения текущих задач, так и определения дальнейшей перспективы.
-распределение работы среди
работников, групп работников и подразделений;
-разработки структуры органов
управления;
-регламентация функций, подфункций,
работ, операций;
-установление прав и обязанностей
органов управления и должностных лиц;
-подбора и расстановки кадров.
Организация работ – функция,
которую должны осуществлять все руководители
независимо от ранга. Однако, хотя смысл
этой концепции состоит в делегировании
прав и обязанностей для разделения труда
по горизонтали и вертикали, решение о
выборе структуры организации в целом
почти всегда принимается руководством
высшего звена. При этом задача менеджеров
состоит в том, чтобы выбрать такую организационную
структуру, которая лучше всего отвечает
целям и задачам организации, позволяет
ей эффективно взаимодействовать с внешней
средой, продуктивно распределять и направлять
усилия своих сотрудников.
Структура не может оставаться
неизменной, потому что меняется как внешнее,
так и внутреннее ее окружение. Организация
управления основывается на ряде основных
принципов:
1. Принцип разделения труда.
Основной смысл – все виды деятельности
предприятия должны быть так определены
и сгруппированы, чтобы максимально способствовать
достижению поставленных задач. Важно,
чтобы сгруппированные виды деятельности
соответствовали способностям и побуждениям
сотрудников, которые будут их выполнять.
Для преодоления отрицательных
последствий узкой специализации труда,
целесообразно расширение зоны труда,
ротация (чередование) работ и привлечение
сотрудников к принятию касающихся их
решений (стратегия участия).
2. Скалярный принцип. Относится
к цепочке прямых должностных отношений
руководителей и подчиненных в масштабе
всей организации. Всегда должно быть
лицо, обладающее верховной властью в
организации. Чем отчетливее линия должностной
связи высшего управляющего с каждым из
подчиненных, тем эффективней процесс
принятия решения и коммуникации.
3. Принцип диапазона управления.
Для каждой управленческой должности
существует предельное число сотрудников,
которыми в состоянии эффективно руководить
один человек.
Еще одной важной характеристикой
организации управления является уровень
централизации (децентрализации) полномочий
(власти).
Централизация - концентрация
прав на принятие решения на высшем уровне
управления организацией. Децентрализация
- передача прав низшим уровням управления.
2.3. Контроль
Контроль – это системное наблюдение
за выполнением планов, заданий и результатами
хозяйственной деятельности, обеспечение
с помощью информации обратной связи с
управляемым объектом. Учет и контроль
необходимы для управления плановой, финансовой,
производственной и трудовой дисциплины
на предприятии. Контроль как основная
функция менеджмента объединяет все виды
управленческой деятельности, связанные
с формированием информации о состоянии
и функционировании объекта управления
(учет), изучения информации о процессах
и результатах деятельности (анализ), работой
по диагностике и оценке процессов развития
и достижения поставленных целей. Процесс
контроля состоит из установки стандартов,
изменения фактически достигнутых результатов
и проведения корректировок в том случае,
если достигнутые результаты существенно
отличаются от установленных стандартов.
Существует три основных вида
контроля: предварительный, текущий и
заключительный.
Предварительный контроль обычно
реализуется в форме определенной политики,
процедур и правил. Прежде всего, он применяется
по отношению к трудовым, материальным
и финансовым ресурсам. Текущий контроль
осуществляется, когда работа уже идет
и обычно производится в виде контроля
работы подчиненного его непосредственным
начальником. Заключительный контроль
осуществляется после того, как работа
закончена или истекло отведенное для
нее время.
Текущий и заключительный контроль
основывается на обратных связях. Управляющие
системы в организациях имеют разомкнутую
обратную связь, так как руководящий работник,
являющийся по отношению к системе внешним
элементом, может вмешиваться в ее работу,
изменяя и цели системы, и характер ее
работы.
В процессе контроля есть три
четко различимых этапа: выработка стандартов
и критериев, сопоставление с ними реальных
результатов и принятие необходимых корректирующих
действий. На каждом этапе реализуется
комплекс различных мер.
Первый этап процесса контроля
- это установка стандартов, т.е. конкретных,
поддающихся измерению целей, имеющих
временные границы. Для управления необходимы
стандарты в форме показателей результативности
объекта управления для всех его ключевых
областей, которые определяются при планировании.
На втором этапе сравнения показателей
функционирования с заданными стандартами
определяется масштаб допустимых отклонений.
В соответствии с принципом исключения,
только существенные отклонения от заданных
стандартов должны вызывать срабатывание
системы контроля, иначе она станет неэкономичной
и неустойчивой.
Следующий этап – измерение
результатов – является обычно самым
хлопотным и дорогостоящим. Сравнивая
измеренные результаты с заданными стандартами,
менеджер получает возможность определить,
какие действия необходимо предпринимать.
Такими действиями могут быть изменения
некоторых внутренних переменных системы,
изменение стандартов или невмешательство
в работу системы. Для того чтобы контроль
мог выполнить свою истинную задачу, т.е.
обеспечить достижение целей организации,
он должен обладать несколькими важными
свойствами.
Контроль является эффективным,
если он имеет стратегический характер,
нацелен на достижение конкретных результатов,
своевременен, гибок, прост и экономичен.
Когда организации осуществляют свой
бизнес на зарубежных рынках, функция
контроля приобретает дополнительную
степень сложности. Контроль на международном
масштабе является особенно трудным делом
из-за большого числа различных областей
деятельности и коммуникационных барьеров.
Результативность контроля можно улучшить,
если периодически проводить встречи
ответственных руководителей в штаб-квартире
организации и за границей. Особенно важно
не возлагать на иностранных управляющих
ответственность за решение тех проблем,
которые от них не зависят.
С помощью контроля менеджер
выявляет проблемы, причины их возникновения
и принимает активные меры по корректировке
отклонений от цели и плана деятельности.
Контроль есть фундаментальный
элемент процесса управления. Ни планирование,
ни создание организационных структур,
ни мотивацию нельзя рассматривать полностью
в отрыве от контроля. Действительно, фактически
все они являются неотъемлемыми частями
общей системы контроля в данной организации.
Посредством функции контроля
выявляются проблемы, что позволяет скорректировать
деятельность организации для предотвращения
кризисного положения. Контроль позволяет
фиксировать ошибки, сознательные и несознательные
нарушения и исправлять их до того, как
они возникнут на пути достижения цели.
Вместе с тем контроль позволяет определить,
какая деятельность на пути достижения
цели была наиболее эффективна. Для того
чтобы быть действенным и эффективным,
контроль должен быть активным. Это значит,
что он не должен сводиться к констатации
обнаруженных ошибок или отклонений, а
включать средства и механизмы их исправления.
2.4. Мотивация
При планировании и организации
работы руководитель определяет, что конкретно
должна выполнить данная организация,
когда, как и кто, по его мнению, должен
это сделать. Если выбор этих решений сделан
эффективно, руководитель получает возможность
воплотить свои решения в дела, применяя
на практике основные принципы мотивации.
Функция мотивации — это деятельность,
имеющая целью активизировать людей, работающих
в организации, и побудить их эффективно
трудиться для выполнения целей, поставленных
в планах. Для этого осуществляется их
экономическое и моральное стимулирование,
обогащается само содержание труда и создаются
условия для проявления творческого потенциала
работников и их саморазвития. С конца
XVIII по XX век было распространенное мнение,
что люди всегда будут работать лучше,
если у них есть возможность заработать
больше. Считалось, таким образом, что
мотивация — это простой вопрос, который
сводится к предложению предоставления
соответствующих денежных вознаграждений
в обмен на усилие. Руководители узнали,
что мотивация — это результат сложной
совокупности потребностей, которые постоянно
изменяются.
Мотивация как основная функция
менеджмента связана с процессом побуждения
себя и других людей к деятельности через
формирование мотивов поведения для достижения
личных целей организации.
В связи с тем, что существуют
различные пути мотивации, менеджер должен:
- во-первых, установить набор
критериев (принципов), которые наиболее
сильно влияют на поведение сотрудника;
- во-вторых, создать атмосферу,
благоприятную для мотивации работников;
- в-третьих, активно общаться
со своими сотрудниками, поскольку для
того, чтобы был полностью мотивирован
и работал с полной отдачей, он должен
четко представлять себе, чего от него
ждут.
Мотив – это побудительная
причина, повод к деятельности. Различные
теории мотивации разделяют на две категории:
содержательные и процессуальные. Содержательные
теории мотивации в первую очередь стараются
определить потребности, побуждающие
людей к действию, особенно при определении
объема и содержания работы. Чтобы
понять смысл теории содержательной и
процессуальной мотивации, нужно сна чала
усвоить смысл основополагающих понятий:
потребности и вознаграждения.
Потребности – это осознанное
отсутствие чего-либо, вызывающее побуждение
к действию. Первичные потребности заложены
генетически, а вторичные вырабатываются
в ходе познания и обретения жизненного
опыта. Потребности невозможно непосредственно
наблюдать или измерять. Об их существовании
можно судить лишь по поведению людей.
Потребности служат мотивом к действию.
Потребности можно удовлетворить вознаграждениями.
Вознаграждение – это то, что человек
считает для себя ценным. Менеджеры используют
внешние вознаграждения (денежные выплаты,
продвижение по службе) и внутренние вознаграждения
(чувство успеха при достижении цели),
получаемые посредством самой работы.
Теория мотивации представляет собой
специальную область знаний, которая формировалась
последовательно с начала 20 века.
Содержательные теории мотивации
в первую очередь стараются определить
потребности, побуждающие людей к действию,
особенно при определении объема и содержания
работы.
Мотивация представляет собой
процесс побуждения других людей к деятельности
для достижения целей организации.
Теории мотивации основаны
на определении потребностей человека
и их структуры. Потребность – это ощущение
человеком недостатка, отсутствия чего-либо.
Для побуждения работника к действию менеджеры
используют вознаграждение: внешнее (денежное,
продвижение по служебной лестнице) и
внутреннее (чувство успеха). К числу таких
теорий относят теории Маслоу, Мак Клелланда
и Герцберга.
По теории А. Маслоу потребности
делятся на первичные (физиологические,
безопасности и защищенности) и вторичные
(социальные, уважение, самовыражение).
Поведение человека определяет самая
нижняя неудовлетворенная потребность.
После того как потребность удовлетворена,
ее мотивирующее воздействие прекращается.
По теории Мак Клелланда существуют
три потребности, мотивирующие человека,
– это потребность власти, успеха и принадлежности.
В настоящее время важны эти потребности
высшего порядка, поскольку потребности
низших уровней, как правило, уже удовлетворены.
В теории Герцберга потребности
делятся на гигиенические факторы и мотивации.
Наличие гигиенических факторов всего
лишь не дает развиваться неудовлетворению
работой. Мотивации, которые примерно
соответствуют потребностям высших уровней
Маслоу и Мак Клелланда, активно воздействуют
на поведение человека. Для того чтобы
эффективно мотивировать подчиненных,
руководитель должен сам вникнуть в сущность
проблемы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Концепция нашего российского
менеджмента как процесса выполнения
взаимосвязанных функций планирования,
организации, координирования и регулирования,
мотивации, контроля объединила ряд теорий
управления в частности, школу научного
управления, административную теорию,
бихевиористическую школу, исследующую
тенденции поведения людей исходя из развития
потребностей и формирующейся теории
мотивации. На сегодняшний момент модель,
сущность и функции менеджмента уточняются
и расширяются, углубляются вследствие
применения к менеджменту методологии
системного и ситуационного подходов,
социологических исследований, экономико-математических
методов и моделирования.