Функции муниципальных органов в сфере городским хозяйствованием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 01:52, реферат

Описание работы

Городское хозяйство находится в ведении муниципальных органов, которые в зависимости от своих прав и обязанностей, определяемых социальным строем страны, её государственной политикой, законодательством и экономическими возможностями, осуществляют руководство городского хозяйства, надзор за состоянием обслуживания населения, эксплуатацией, развитием предприятий, организаций и служб городского хозяйства. Уровень развития городского хозяйства и степень благоустройства городов оказывают большое влияние на условия труда, быта и отдыха их населения, во многом сказываются на производительности труда и поэтому имеют большое социальное и экономическое значение.1

Файлы: 1 файл

Функции муниципальных органов в сфере городским хозяйствованием.doc

— 126.50 Кб (Скачать файл)

Реферат. Стратегическое управление в городском хозяйстве. Тема: Функции муниципальных органов  в сфере городским хозяйствованием.

 

Содержание

 

Введение

Городское хозяйство - это  комплекс служб, предприятий, инженерных сооружений и сетей, призванных удовлетворять  повседневные коммунальные, бытовые и социально-культурные нужды жителей городов и посёлков городского типа. К городскому хозяйству относятся: жилищное хозяйство, коммунальное хозяйство, предприятия и организации бытового обслуживания населения, городского транспорта, связи, торговли и общественного питания, а также соответствующие службы, сооружения, учреждения просвещения, здравоохранения, культуры, социального обеспечения и т. д.

Городское хозяйство  находится в ведении муниципальных  органов, которые в зависимости  от своих прав и обязанностей, определяемых социальным строем страны, её государственной  политикой, законодательством и экономическими возможностями, осуществляют руководство городского хозяйства, надзор за состоянием обслуживания населения, эксплуатацией, развитием предприятий, организаций и служб городского хозяйства. Уровень развития городского хозяйства и степень благоустройства городов оказывают большое влияние на условия труда, быта и отдыха их населения, во многом сказываются на производительности труда и поэтому имеют большое социальное и экономическое значение.1

Эти обстоятельства определяют актуальность темы исследования.

Работа состоит из введения, четырех параграфов, заключения, списка литературы.

 

1. Управление городским хозяйством

Обеспечение жизнедеятельности  городского населения, в том числе  безопасности транспорта, систем электро-, газо-, тепло-, водоснабжения, канализации и других систем коммунального хозяйства (рис. 1), в значительной мере зависит от эффективности управления городским хозяйством.

Рисунок 1 - Муниципальное управление жилищно-коммунальным комплексом2

 

Эффективное управление городским хозяйством возможно при  использовании современных компьютерных технологий, позволяющих оперативно решать задачи административного, технического и планировочного направлений городской инфраструктуры.

Создание информационной системы, способной охватить все направления управления городским хозяйством - сложная задача, обусловленная как широким разнообразием решаемых вопросов, так и большими объемами обрабатываемой информации.

Городское хозяйство - это  единый организм, единая многоуровневая система, имеющая свою иерархию. Целостное функционирование этой системы становится результатом взаимодействия всех ее уровней иерархии.

В структурах администраций районов, департаментов  и служб, осуществляющих тактическое и оперативное управление городским хозяйством, создаются информационно-аналитические центры по сферам деятельности. Система сбора, обработки, передачи информации, а также структура информационных потоков соответствуют перечню решаемых задач и иерархии подчинения.

Цель муниципального управления градообслуживающей сферой - достижение установленных нормативов и стандартов обслуживания населения:

- содержания жилищного фонда,

- обеспечения надежности и устойчивости функционирования инженерной инфраструктуры,

- устойчивой работы городского транспорта, общегородских коммунальных объектов, сфер торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения, строительства и ремонта зданий, сооружений и коммуникаций на территории муниципального образования,

- безопасности функционирования всех систем жизнеобеспечения3.

Основной  задачей высшего уровня является стратегическое управление муниципальным образованием, определяющее долгосрочную ориентацию его развития в целом и отдельных объектов и территорий (стратегический план, концепция развития и т.д.). Остальные уровни иерархии осуществляют тактическое и оперативное управление городским хозяйством.

Стратегическое  управление городским хозяйством подразумевает управление комплексным социально-экономическим развитием муниципального образования, включающим взаимно согласованные программы развития всех сфер его деятельности. В основе стратегического управления лежит единая обобщенная информационная база данных об объектах недвижимости, населении, экологии и др., заложенная в подсистему информационного обеспечения процесса управления. Результатом аналитической работы последней являются перспективные планы и целевые программы развития городского хозяйства4.

2. Городское хозяйство  в экономической системе местного  самоуправления

В основе развития местного самоуправления лежат экономические  процессы. Следовательно, экономическую  деятельность местного сообщества можно  описать через понятие «городское хозяйство». Городское хозяйство можно рассматривать как инструмент, с помощью которого органы местного самоуправления осуществляют экономическую и хозяйственную деятельность. Эта категория имеет множество толкований, предопределяемых различным пониманием ее сущности.

Раскроем некоторые  из встречающихся в литературе определений городского хозяйства.

Первая точка зрения представлена классиками муниципальной  науки (Л.А. Велихов). Это деятельность населения и органов местного самоуправления с использованием муниципальной  собственности по воздействию на поведение хозяйствующих субъектов независимо от формы собственности в интересах населения.

Вторая точка зрения сводит городское хозяйство к совокупности предприятий и организаций муниципальной собственности, т. е. речь идет о коммунальном хозяйстве.

Третья точка зрения относит к городскому хозяйству хозяйствующие субъекты, действующие в границах муниципального образования и в определенной законом степени подвластные муниципалитету.

Четвертая точка зрения признает городским хозяйством хозяйствующие субъекты как муниципальной, так и других форм собственности, но лишь те, деятельность которых служит удовлетворению коллективных потребностей населения муниципального образования.

В понимании городского хозяйства наиболее полной и системной представляется точка зрения Л.А. Велихова. Под городским хозяйством он понимает совокупность организаций, предприятий и учреждений, осуществляющих на территории муниципального образования хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение общественных потребностей населения5.

Городское хозяйство имеет целью решение местных вопросов, т. е. вопросов местного значения. Результатом такой деятельности пользуются все жители муниципального образования, они выступают «заказчиками» услуг, оказываемых с помощью муниципального хозяйства. В основе данного процесса находится осуществление собственных полномочий органами местного самоуправления6 (рис. 2).

Рисунок 2 - Система городского хозяйства7

 

Городское хозяйство состоит из различных хозяйствующих субъектов, деятельность которых определяет и координирует соответствующий орган местного самоуправления. Исходя из этого, можно выделить три элемента в системе муниципального хозяйства: органы местного самоуправления, осуществляющие нормативное и экономическое регулирование деятельности хозяйствующего субъекта на территории муниципального образования, при этом целью такого регулирования является удовлетворение коллективных потребностей населения муниципального образования; предприятия, учреждения и организации, находящиеся в муниципальной собственности. Органы местного самоуправления определяют цели, условия и порядок их деятельности; регулируют цены и тарифы на их продукцию, утверждают их устав, назначают и увольняют их руководителей; a предприятия, учреждения и организации, не находящиеся в муниципальной собственности. Их взаимоотношения с органами местного самоуправления построены на договорной основе, что дает право органам местного самоуправления координировать деятельность этих субъектов в комплексном социально-экономическом развитии территории муниципального образования, устанавливать в определенных случаях ограничения на их деятельность8. Можно рассмотреть трактовку субъектов городского хозяйства, предложенную Ю.В. Филипповым и Т.Т. Авдеевой. Они также выделяют три элемента городского хозяйства:

  • домашние хозяйства;
  • предпринимательский сектор;
  • местное правительство.

Весь мировой опыт свидетельствует, что наиболее эффективно работают отнюдь не муниципальные предприятия, а предприятия, находящиеся в частной собственности, поэтому целесообразно заинтересовать их в производстве товаров и услуг, направленных на удовлетворение общественных потребностей населения муниципального образования. Сделать это органы местного самоуправления могут с помощью муниципального заказа, льгот, предоставляемых таким предприятиям.

Муниципальный заказ, являясь наиболее эффективным способом взаимодействия органов местного самоуправления с предприятиями, не находящимися в муниципальной собственности, в настоящее время получает все более широкое распространение9.

Реализуя цель городского хозяйства, органы местного самоуправления решают вопросы местного самоуправления двух видов: вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно; вопросы местного значения межпоселенческого характера -часть вопросов местного значения, решение которых в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и муниципальными правовыми актами осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления муниципального района самостоятельно.

3. Управление муниципальной  собственностью

Муниципальной собственностью управляют органы местного самоуправления (муниципальный совет, местная администрация, комитет по управлению муниципальным имуществом или иной уполномоченный орган в соответствии с уставом муниципального образования), которые от имени муниципального образования осуществляют права собственника в отношении муниципального имущества. В отдельных случаях, предусмотренных законодательством и уставами муниципального образования права собственника осуществляет население непосредственно.

 Органы местного самоуправления в соответствии с законом вправе:

- передавать объекты муниципальной собственности во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам;

- сдавать объекты муниципальной собственности в аренду;

- отчуждать объекты муниципальной собственности;

- закреплять муниципальное имущество за муниципальными предприятиями и учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления;

- совершать с имуществом, находящимся в муниципальной собственности, иные сделки, например, в рамках договоров мены, дарения, ренты, проката, доверительного управления и т.п.:

- определять в договорах и соглашениях условия использования приватизируемых или передаваемых в пользование объектов муниципальной собственности.

Следует помнить, что в соответствии с гражданским законодательством  собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имуществом, если иное не предусмотрено законом или договором10

Муниципальная собственность как  материальная основа местного самоуправления должна формироваться для удовлетворения комплекса интересов территориального сообщества в целом и всех его  членов в отдельности.

Основными способами формирования муниципального имущества являются:

1. Передача объектов государственной собственности в собственность муниципального образования в порядке разграничения государственной собственности в Российской Федерации на федеральную и субъектную государственную собственность, а также муниципальную собственность в соответствии с действующим законодательством.

Передаче в собственность муниципального образования подлежат объекты, необходимые  для решения вопросов местного значения.

Механизм передачи и  порядок внесения в реестр муниципальной  собственности определяются представительным органом с учетом особенностей правового  режима соответствующих объектов.

При возникновении спора о принадлежности объектов, переданных ранее из государственной собственности, отмена акта местного самоуправления о включении соответствующих объектов в реестр муниципальной собственности возможна лишь в судебном порядке.

2. Формирование имущества муниципальной собственности в результате коммерческой и некоммерческой деятельности муниципальных предприятий и учреждений.

Коммерческая деятельность муниципальных  предприятий осуществляется на праве  хозяйственного ведения в пределах, установленных действующим законодательством  и допускающих возможность более  детального регулирования соответствующих полномочий представительного органа и главы администрации. Существующее, создаваемое и приобретенное имущество, полученная прибыль, иные объекты, находящиеся в хозяйственном ведении предприятий, являются одновременно объектами муниципальной собственности.

Информация о работе Функции муниципальных органов в сфере городским хозяйствованием