Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 01:52, реферат
Городское хозяйство находится в ведении муниципальных органов, которые в зависимости от своих прав и обязанностей, определяемых социальным строем страны, её государственной политикой, законодательством и экономическими возможностями, осуществляют руководство городского хозяйства, надзор за состоянием обслуживания населения, эксплуатацией, развитием предприятий, организаций и служб городского хозяйства. Уровень развития городского хозяйства и степень благоустройства городов оказывают большое влияние на условия труда, быта и отдыха их населения, во многом сказываются на производительности труда и поэтому имеют большое социальное и экономическое значение.1
Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (паям, долям), в том числе между работниками предприятия.
Имущество муниципальных учреждений, закрепленное за ними на праве оперативного управления, вновь создаваемое имущество, возможные доходы от разрешенной им предпринимательской деятельности, иные объекты, поступающие в их оперативное управление, становятся одновременно объектами муниципальной собственности. Представительный орган или глава администрации могут устанавливать дополнительные правила, связанные с обеспечением большей самостоятельности учреждениям при осуществлении ими права оперативного управления отдельными объектами муниципальной собственности, в особенности вновь приобретенными самими учреждениями.
3. Приобретение имущества по сделкам и по иным основаниям, предусмотренным законодательством.
Имущество муниципальной
собственности может быть приобретено
на основании договоров купли-
В соответствии с действующим законодательством право муниципальной собственности может возникнуть также на имущество при самовольной постройке в черте муниципального образования, существовании на территории МС бесхозных объектов, в силу приобретательской давности и по другим основаниям.
Бесхозные недвижимые объекты
принимаются на учет муниципальным
учреждением технической
При отказе в иске этот объект может быть приобретен в муниципальную собственность в силу приобретательской давности. На этом же основании в муниципальную собственность могут перейти и движимые бесхозные объекты.
Следует отметить, что
хозяйственные отношения
Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий вправе:
а) координировать участие
предприятий и организаций в
комплексном социально-экономич
б) объединять на добровольной основе средства предприятий, организаций, граждан и местного бюджета для финансирования строительства, ремонта и содержания объектов производственной и социальной инфраструктуры;
в) привлекать в установленном
законодательством порядке
Анализ показывает, что существенно выигрывают те муниципальные образования, где серьезное внимание уделяется выработке новых методических и организационных основ повышения эффективности управления собственностью. Это обусловлено тем, что в масштабах страны процесс определения политики в сфере управления государственной собственностью неоправданно затянулся. В этих условиях местные органы власти должны взять на себя инициативу пересмотра идеологии дальнейшего развития процесса преобразования отношений собственности, поиска новых управленческих решений в этой сфере.
Одним из условий, определяющих управление муниципальной собственностью с применением административных методов, является обеспечение выполнения законов и других нормативно-правовых и методических документов, принятых на всех трех уровнях управления в Российской Федерации. Область применения административных методов управления муниципальной собственностью определяется степенью свободы объекта управления в связи с воздействием на него субъекта. Примером излишней свободы является формальная независимость муниципальных унитарных предприятий в своей хозяйственной деятельности от управленческих воздействий своих учредителей — собственников переданного им в хозяйственное ведение муниципального имущества.
Собственность местного самоуправления для целей анализа, прогнозирования, планирования, управления целесообразно рассматривать как имущественный комплекс. Выделяя в нем недвижимое имущество, необходимо обратить внимание на такую важную составляющую, как инфраструктура хозяйства муниципального образования, определяющая во многом его нормальное функционирование. В первую очередь это относится к инженерной инфраструктуре муниципального образования. Она состоит из систем энергоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, канализации, дождевой канализации и газоснабжения.
Инженерная инфраструктура муниципального образования представляет собой совокупность объектов, обеспечивающих функционирование различных производств, и считается поэтому производственной инфраструктурой. В то же время она может быть с полным правом отнесена и к социальной инфраструктуре, так как в большей своей части обеспечивает условия жизнедеятельности людей11.
Российское законодательство предусматривает следующее разграничение полномочий между уровнями публичной власти в сфере жизнеобеспечения поселений:
- на федеральном уровне формируется законодательная и нормативно-методологическая база, регулирующая развитие жизнеобеспечения поселений;
- на уровне субъектов РФ разрабатываются территориальные аспекты градообслуживающей политики, принимаются и финансируются региональные программы, проекты;
- на муниципальном уровне практически реализуются задачи по удовлетворению потребностей населения в соответствующих муниципальных услугах.
Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»12 впервые разграничил функции муниципальных образований разных типов по удовлетворению потребностей населения в услугах городского хозяйства. На городские округа возложена совокупность функций поселений и муниципальных районов.
Разграничение вопросов
местного значения по непосредственному
обеспечению жизнедеятельности
населения муниципальных
Таблица 1 - Функции органов местного самоуправления в сфере городского хозяйства
Поселения |
Муниципальные районы |
1 |
2 |
Организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом |
Организация в границах муниципального района электро- и газоснабжения поселений |
Содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах населенных пунктов поселения (за исключением объектов федерального и регионального значения) |
Содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования между населенными пунктами, мостов и иных транспортных инженерных сооружений вне границ населенных пунктов в границах муниципального района (за исключением объектов федерального и регионального значения) |
Организация строительства и содержание муниципального жилищного фонд |
- |
Создание условий для жилищного строительств |
- |
Продолжение таблицы 1
1 |
2 |
Создание условий для транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения |
Создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района |
Участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения |
Участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района |
Обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения |
Организация охраны общественного порядка на территории муниципального района муниципальной полицией |
Организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды | |
Организация и осуществление экологического контроля объектов производственного и социального назначения на территории муниципального района за исключением объектов, экологический контроль которых осуществляют федеральные органы | |
Организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора |
Организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов |
Организация благоустройства и озеленения территории поселения, использования и охраны городских лесов, расположенных в границах населенных пунктов поселения |
|
Планирование застройки территориальное зонирование земель поселения, установление правил землепользования и застройки |
Территориальное зонирование земель межселенных территорий |
Организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения |
Содержание на территории муниципального района межпоселенческих мест захоронения, организация ритуальных услуг |
Создание условий для обеспечения поселений, входящих в состав муниципального района, услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания |
Городское хозяйство - это комплекс служб, предприятий, инженерных сооружений и сетей, призванных удовлетворять повседневные коммунальные, бытовые и социально-культурные нужды жителей городов и посёлков городского типа. Управление городским хозяйством осуществляет мэрия города.
К числу традиционных отраслей муниципальной экономики относятся снабжение населения водой, газом, теплом, электроэнергией; канализация и переработка сточных вод, вывоз и переработка мусора, городской и пригородный пассажирский транспорт, общественное питание, социальные услуги.
Ведущая роль в муниципальной экономике принадлежит органам местного самоуправления.
Местные органы власти занимают особое место в системе муниципальных экономических отношений. С одной стороны, они, подобно государственным властным структурам, выполняют функцию регулирования хозяйственных отношений на подведомственной им территории. С другой - выступают в роли полноправного субъекта этих отношений, способного самостоятельно расширять свой экономический потенциал (пополнять состав муниципальной собственности, укреплять местный бюджет и т. п.).
Вместе с тем в ходе распределения полученной в результате хозяйственной деятельности прибыли или любых других ресурсов органы местного самоуправления выступают в роли гаранта обеспечения населению определенного уровня благоустройства, предоставления социальных услуг на уровне не ниже общепринятых стандартов, что в большей степени роднит их уже с государственными структурами, поскольку и те, и другие своей деятельностью призваны обеспечить жизненные потребности населения, среди которых жилье, коммунально-бытовое обслуживание, общественный транспорт, поддержание здоровой санитарной и экологической среды.
1 Селеванов, Т.А. Планирование городского хозяйства / Т.А. Селеванов, М.А. Тельперин. - М.: Прогресс, 2008. – С. 12.
2 Давлетшина Л.М. Управление системами жизнеобеспечения муниципального образования: Учебное пособие в схемах / Л.М. Давлетшина. – Казань: Казанский (Приволжский) Федеральный университет, 2011. – С. 22.
3 Давлетшина Л.М. Управление системами жизнеобеспечения муниципального образования: Учебное пособие в схемах / Л.М. Давлетшина. – Казань: Казанский (Приволжский) Федеральный университет, 2011. – С. 11.
4 Гусев, А.А. Концепция управления городским хозяйством на основе единой информационно – аналитической системы / А.А. Гусев. // Общество и экономика. – 2005. - №4. – С. 21-23.
5 Велихов, Л.А. Основы городского хозяйства / Л.А. Велихов. – М.: Наука, 2006. - С. 437-439.
6 Васильев, М.В. Генезис и логика развития местного хозяйства в условиях рыночной трансформации российской экономики / М.В. Васильев. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. – С. 111.
7 Экономика муниципальных образований: Учебное пособие / Под общей ред. проф. В.Г. Игнатова. - М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: издательский центр «МарТ», 2005. - С. 238-239.
8 Горный, М.Б. Основы муниципальной экономики./ М.Б. Горный, В.Н. Иванова, А.Т. Ощурков. - М.: «Весь Мир», 2009. – С. 63.
9 Филиппов, Ю.В. Основы развития местного хозяйства: Учебник. / Ю.В. Филиппов, Т.Т. Авдеева. - М.: Издательская группа "Логос", 2011. – С. 52-57.
10 Горный, М.Б. Основы муниципальной экономики / М.Б. Горный, В.Н. Иванова, А.Т. Ошурков, Н.И. Скрябина. – М.: Изд-во "Весь мир", 2009. – С. 33.
11 Гладышев, А.Г. Муниципальное управление: Учеб. пособие для вузов / А.Г. Гладышев, В.Н. Иванов, Е.С. Савченко и др.; Под общ. ред. В.Н. Иванова, В.И. Патрушева; Академия наук социальных технологий и местного самоуправления. - М.: Муниципальный мир, 2008. - С. 174-192.
12 Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 06.12.2011, с изм. от 07.12.2011) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 16.09.2003) (с изм. и доп., вступающими в силу с 05.01.2012) // Собрание законодательства РФ. 06.10.2003. - № 40. - Ст. 3822.
Информация о работе Функции муниципальных органов в сфере городским хозяйствованием