Функции муниципальных органов в сфере городским хозяйствованием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 01:52, реферат

Описание работы

Городское хозяйство находится в ведении муниципальных органов, которые в зависимости от своих прав и обязанностей, определяемых социальным строем страны, её государственной политикой, законодательством и экономическими возможностями, осуществляют руководство городского хозяйства, надзор за состоянием обслуживания населения, эксплуатацией, развитием предприятий, организаций и служб городского хозяйства. Уровень развития городского хозяйства и степень благоустройства городов оказывают большое влияние на условия труда, быта и отдыха их населения, во многом сказываются на производительности труда и поэтому имеют большое социальное и экономическое значение.1

Файлы: 1 файл

Функции муниципальных органов в сфере городским хозяйствованием.doc

— 126.50 Кб (Скачать файл)

Имущество унитарного предприятия  является неделимым и не может  быть распределено по вкладам (паям, долям), в том числе между работниками  предприятия.

Имущество муниципальных  учреждений, закрепленное за ними на праве  оперативного управления, вновь создаваемое имущество, возможные доходы от разрешенной им предпринимательской деятельности, иные объекты, поступающие в их оперативное управление, становятся одновременно объектами муниципальной собственности. Представительный орган или глава администрации могут устанавливать дополнительные правила, связанные с обеспечением большей самостоятельности учреждениям при осуществлении ими права оперативного управления отдельными объектами муниципальной собственности, в особенности вновь приобретенными самими учреждениями.

3. Приобретение имущества по сделкам и по иным основаниям, предусмотренным законодательством.

Имущество муниципальной  собственности может быть приобретено  на основании договоров купли-продажи, дарения, иных сделок об отчуждении этого  имущества.

В соответствии с действующим законодательством право муниципальной собственности может возникнуть также на имущество при самовольной постройке в черте муниципального образования, существовании на территории МС бесхозных объектов, в силу приобретательской давности и по другим основаниям.

Бесхозные недвижимые объекты  принимаются на учет муниципальным  учреждением технической инвентаризации на основании распоряжения главы  администрации и вносятся комитетом  по управлению имуществом в реестр муниципальной собственности. По истечении года со дня постановки бесхозного недвижимого объекта на учет администрация муниципальное образование может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на него.

При отказе в иске этот объект может быть приобретен в муниципальную собственность в силу приобретательской давности. На этом же основании в муниципальную собственность могут перейти и движимые бесхозные объекты.

Следует отметить, что  хозяйственные отношения органов  местного самоуправления с предприятиями, учреждениями, организациями, не находящимися в составе муниципальной собственности, строятся на договорной основе.

Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий вправе:

а) координировать участие  предприятий и организаций в  комплексном социально-экономическом развитии муниципального образования;

б) объединять на добровольной основе средства предприятий, организаций, граждан и местного бюджета для  финансирования строительства, ремонта  и содержания объектов производственной и социальной инфраструктуры;

в) привлекать в установленном  законодательством порядке предприятия  и организации к строительству  и содержанию местных дорог, объектов природоохранного и другого назначения.

Анализ показывает, что  существенно выигрывают те муниципальные  образования, где серьезное внимание уделяется выработке новых методических и организационных основ повышения эффективности управления собственностью. Это обусловлено тем, что в масштабах страны процесс определения политики в сфере управления государственной собственностью неоправданно затянулся. В этих условиях местные органы власти должны взять на себя инициативу пересмотра идеологии дальнейшего развития процесса преобразования отношений собственности, поиска новых управленческих решений в этой сфере.

Одним из условий, определяющих управление муниципальной собственностью с применением административных методов, является обеспечение выполнения законов и других нормативно-правовых и методических документов, принятых на всех трех уровнях управления в Российской Федерации. Область применения административных методов управления муниципальной собственностью определяется степенью свободы объекта управления в связи с воздействием на него субъекта. Примером излишней свободы является формальная независимость муниципальных унитарных предприятий в своей хозяйственной деятельности от управленческих воздействий своих учредителей — собственников переданного им в хозяйственное ведение муниципального имущества.

Собственность местного самоуправления для целей анализа, прогнозирования, планирования, управления целесообразно рассматривать как имущественный комплекс. Выделяя в нем недвижимое имущество, необходимо обратить внимание на такую важную составляющую, как инфраструктура хозяйства муниципального образования, определяющая во многом его нормальное функционирование. В первую очередь это относится к инженерной инфраструктуре муниципального образования. Она состоит из систем энергоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, канализации, дождевой канализации и газоснабжения.

Инженерная инфраструктура муниципального образования представляет собой совокупность объектов, обеспечивающих функционирование различных производств, и считается поэтому производственной инфраструктурой. В то же время она может быть с полным правом отнесена и к социальной инфраструктуре, так как в большей своей части обеспечивает условия жизнедеятельности людей11.

4. Функции муниципальных  органов в управлении градообслуживающей сферой

Российское законодательство предусматривает следующее разграничение полномочий между уровнями публичной власти в сфере жизнеобеспечения поселений:

- на федеральном уровне формируется законодательная и нормативно-методологическая база, регулирующая развитие жизнеобеспечения поселений;

- на уровне субъектов РФ разрабатываются территориальные аспекты градообслуживающей политики, принимаются и финансируются региональные программы, проекты;

- на муниципальном уровне практически реализуются задачи по удовлетворению потребностей населения в соответствующих муниципальных услугах.

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»12 впервые разграничил функции муниципальных образований разных типов по удовлетворению потребностей населения в услугах городского хозяйства. На городские округа возложена совокупность функций поселений и муниципальных районов.

Разграничение вопросов местного значения по непосредственному  обеспечению жизнедеятельности  населения муниципальных образований  и функций органов местного самоуправления по удовлетворению потребностей в услугах  городского хозяйства между поселениями и муниципальными районами показано в табл. 113.

Таблица 1 - Функции органов местного самоуправления в сфере городского хозяйства

Поселения

Муниципальные районы

1

2

Организация в границах поселения  электро-,

тепло-, газо- и водоснабжения населения, 

водоотведения, снабжения населения

топливом

Организация в границах

муниципального района электро- и

газоснабжения поселений

Содержание и строительство  автомобильных

дорог общего пользования, мостов и  иных

транспортных инженерных сооружений в

границах населенных пунктов поселения (за

исключением объектов федерального и

регионального значения)

Содержание и строительство

автомобильных дорог общего

пользования между населенными

пунктами, мостов и иных

транспортных инженерных

сооружений вне границ населенных

пунктов в границах муниципального

района (за исключением объектов

федерального и регионального

значения)

Организация строительства и содержание

муниципального жилищного фонд

-

Создание условий для жилищного

строительств

-


 

Продолжение таблицы 1

1

2

Создание условий для предоставления

транспортных услуг населению  и организация

транспортного обслуживания населения  в

границах поселения

Создание условий для

предоставления транспортных услуг

населению и организация

транспортного обслуживания

населения между поселениями в

границах муниципального района

Участие в предупреждении и ликвидации

последствий чрезвычайных ситуаций в

границах поселения

Участие в предупреждении и

ликвидации последствий

чрезвычайных ситуаций на

территории муниципального района

Обеспечение первичных мер пожарной

безопасности в границах населенных пунктов

поселения

Организация охраны общественного

порядка на территории

муниципального района

муниципальной полицией

 

Организация мероприятий межпоселенческого

характера по охране окружающей среды

 

Организация и осуществление экологического

контроля объектов производственного  и

социального назначения на территории

муниципального района за исключением

объектов, экологический контроль которых

осуществляют федеральные органы

Организация сбора и вывоза

бытовых отходов и мусора

Организация утилизации и переработки

бытовых и промышленных отходов

Организация благоустройства и

озеленения территории поселения,

использования и охраны городских

лесов, расположенных в границах

населенных пунктов поселения

 

Планирование застройки территории поселения,

территориальное зонирование земель

поселения, установление правил

землепользования и застройки

Территориальное зонирование

земель межселенных территорий

Организация ритуальных услуг и содержание

мест захоронения

Содержание на территории

муниципального района

межпоселенческих мест

захоронения, организация

ритуальных услуг

 

Создание условий для

обеспечения поселений,

входящих в состав

муниципального района, услугами

связи, общественного питания,

торговли и бытового

обслуживания


 

 

Заключение

Городское хозяйство - это комплекс служб, предприятий, инженерных сооружений и сетей, призванных удовлетворять повседневные коммунальные, бытовые и социально-культурные нужды жителей городов и посёлков городского типа. Управление городским хозяйством осуществляет мэрия города.

К числу традиционных отраслей муниципальной экономики  относятся снабжение населения водой, газом, теплом, электроэнергией; канализация и переработка сточных вод, вывоз и переработка мусора, городской и пригородный пассажирский транспорт, общественное питание, социальные услуги.

Ведущая роль в муниципальной экономике принадлежит органам местного самоуправления.

Местные органы власти занимают особое место в системе муниципальных экономических отношений. С одной стороны, они, подобно государственным властным структурам, выполняют функцию регулирования хозяйственных отношений на подведомственной им территории. С другой - выступают в роли полноправного субъекта этих отношений, способного самостоятельно расширять свой экономический потенциал (пополнять состав муниципальной собственности, укреплять местный бюджет и т. п.).

Вместе с тем в  ходе распределения полученной в  результате хозяйственной деятельности прибыли или любых других ресурсов органы местного самоуправления выступают в роли гаранта обеспечения населению определенного уровня благоустройства, предоставления социальных услуг на уровне не ниже общепринятых стандартов, что в большей степени роднит их уже с государственными структурами, поскольку и те, и другие своей деятельностью призваны обеспечить жизненные потребности населения, среди которых жилье, коммунально-бытовое обслуживание, общественный транспорт, поддержание здоровой санитарной и экологической среды.

Список литературы

  1. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 06.12.2011, с изм. от 07.12.2011) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 16.09.2003) (с изм. и доп., вступающими в силу с 05.01.2012) // Собрание законодательства РФ. 06.10.2003. - № 40. - Ст. 3822.
  2. Васильев, М.В. Генезис и логика развития местного хозяйства в условиях рыночной трансформации российской экономики / М.В. Васильев. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 330 с.
  3. Велихов, Л.А. Основы городского хозяйства / Л.А. Велихов. – М.: Наука, 2006.  - 480 с.
  4. Гладышев, А.Г. Муниципальное управление: Учеб. пособие для вузов / А.Г. Гладышев, В.Н. Иванов, Е.С. Савченко и др.; Под общ. ред. В.Н. Иванова, В.И. Патрушева; Академия наук социальных технологий и местного самоуправления. - М.: Муниципальный мир, 2008. - 560 с.
  5. Горный, М.Б. Основы муниципальной экономики / М.Б. Горный, В.Н. Иванова, А.Т. Ошурков, Н.И. Скрябина. – М.: Изд-во "Весь мир", 2009. – 236 с.
  6. Давлетшина, Л.М. Управление системами жизнеобеспечения муниципального образования: Учебное пособие в схемах / Л.М. Давлетшина. – Казань: Казанский (Приволжский) Федеральный университет, 2011. – 48 с.
  7. Селеванов, Т.А. Планирование городского хозяйства / Т.А. Селеванов, М.А. Тельперин. - М.: Прогресс, 2008. – 220 с.
  8. Система муниципального управления / Под ред. В.Б. Зотова. - СПб.: Питер, 2005. - 493 с.
  9. Филиппов, Ю.В. Основы развития местного хозяйства: Учебник. / Ю.В. Филиппов, Т.Т. Авдеева. - М.:  Издательская группа "Логос", 2011. –275 с.
  10. Экономика муниципальных образований: Учебное пособие / Под общей ред. проф. В.Г. Игнатова. - М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: издательский центр «МарТ», 2005. -  544 с.
  11. Гусев, А.А. Концепция управления городским хозяйством на основе единой информационно – аналитической системы / А.А. Гусев. // Общество и экономика. – 2005. - №4. – С. 21-23.

1 Селеванов, Т.А. Планирование городского хозяйства / Т.А. Селеванов, М.А. Тельперин. - М.: Прогресс, 2008. – С. 12.

2 Давлетшина Л.М. Управление системами жизнеобеспечения муниципального образования: Учебное пособие в схемах / Л.М. Давлетшина. – Казань: Казанский (Приволжский) Федеральный университет, 2011. – С. 22.

3 Давлетшина Л.М. Управление системами жизнеобеспечения муниципального образования: Учебное пособие в схемах / Л.М. Давлетшина. – Казань: Казанский (Приволжский) Федеральный университет, 2011. – С. 11.

4 Гусев, А.А. Концепция управления городским хозяйством на основе единой информационно – аналитической системы / А.А. Гусев. // Общество и экономика. – 2005. - №4. – С. 21-23.

5 Велихов, Л.А. Основы городского хозяйства / Л.А. Велихов. – М.: Наука, 2006.  - С. 437-439.

6 Васильев, М.В. Генезис и логика развития местного хозяйства в условиях рыночной трансформации российской экономики / М.В. Васильев. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. – С. 111.

7 Экономика муниципальных образований: Учебное пособие / Под общей ред. проф. В.Г. Игнатова. - М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: издательский центр «МарТ», 2005. -  С. 238-239.

8 Горный, М.Б. Основы муниципальной экономики./ М.Б. Горный, В.Н. Иванова, А.Т. Ощурков. -  М.:  «Весь Мир», 2009. – С. 63.

9 Филиппов, Ю.В. Основы развития местного хозяйства: Учебник. / Ю.В. Филиппов, Т.Т. Авдеева. - М.:  Издательская группа "Логос", 2011. – С. 52-57.

10 Горный, М.Б. Основы муниципальной экономики / М.Б. Горный, В.Н. Иванова, А.Т. Ошурков, Н.И. Скрябина. – М.: Изд-во "Весь мир", 2009. – С. 33.

11 Гладышев, А.Г. Муниципальное управление: Учеб. пособие для вузов / А.Г. Гладышев, В.Н. Иванов, Е.С. Савченко и др.; Под общ. ред. В.Н. Иванова, В.И. Патрушева; Академия наук социальных технологий и местного самоуправления. - М.: Муниципальный мир, 2008. - С. 174-192.

12 Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 06.12.2011, с изм. от 07.12.2011) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 16.09.2003) (с изм. и доп., вступающими в силу с 05.01.2012) // Собрание законодательства РФ. 06.10.2003. - № 40. - Ст. 3822.

13 Система муниципального управления / Под ред. В.Б. Зотова. - СПб.: Питер, 2005. - 493 с. С. 166.




Информация о работе Функции муниципальных органов в сфере городским хозяйствованием