Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 18:32, контрольная работа
Управление персоналом признается одной из наиболее важных направлений деятельности любой современной организации, способное многократно повысить её эффективность и конкурентоспособность.
Само понятие «управление персоналом» для российской практики является относительно новым, и рассматриваться в широком диапазоне: от интересов, поведения и деятельности отдельных работников до научных методов управления кадрами и социальным развитием коллектива в целях максимального развития организации.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
Высшего профессионального образования
«УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ЦЕНТР ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине: Информационные технологии в менеджменте.
на тему: Функции службы управления персоналом.
Студент: Бабкин Павел Владимирович
Направление МЕНЕДЖМЕНТ
Группа ГМУ-11 СР
Екатеринбург
1. ФУНКЦИИ СЛУЖБЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ
Управление персоналом признается одной из наиболее важных направлений деятельности любой современной организации, способное многократно повысить её эффективность и конкурентоспособность.
Само понятие «управление персоналом» для российской практики является относительно новым, и рассматриваться в широком диапазоне: от интересов, поведения и деятельности отдельных работников до научных методов управления кадрами и социальным развитием коллектива в целях максимального развития организации.
Система управления персоналом,
являясь непременной
Например, на крупных промышленных предприятиях большую часть объема работ по управлению кадрами выполняют линейные руководители, а главной движущей силой производства, на сегодняшний день для организации является персонал как её основной капитал. Новые службы управления персоналом создаются, как правило, на базе традиционных структур: отдела кадров, отдела организации труда и заработной платы, отдела охраны труда и техники безопасности.
Задачи новых служб заключаются в разработке и реализации кадровой политики по управлению трудовыми ресурсами в организации. В связи с этим они начинают расширять круг своих функций и от чисто кадровых вопросов переходят к разработке систем стимулирования трудовой деятельности, управлению профессиональным движением, предотвращению конфликтов, изучению рынка трудовых ресурсов. Управление персоналом в такой ситуации приобретает особую значимость: оно позволяет обобщить и реализовать целый спектр вопросов адаптации этих функций.
Работа с персоналом первоначально
возлагалась на кадровые службы, существовавшие
и ныне существующие практически
во всех организациях и предприятиях.
Долгие годы на советских предприятиях
отделы кадров выполняли, в основном,
административно-учетные
В развитых странах в последние
годы отделы кадров из служб «по
хранению кадровой информации» переросли
в самостоятельные
К настоящему времени наиболее функциональными направлениями деятельности по управлению человеческими ресурсами организации являются:
- организационное развитие
- разработка и реализация
- улучшение качества
- обеспечение организации
человеческими ресурсами,
- управление эффективностью труда на основе оценки труда и оценки кадрового потенциала, определения и удовлетворения потребностей в обучении.
- развитие способностей
работников для карьерного
- управление системами материальных и нематериальных вознаграждений: системами оплаты труда, премирования, предоставления социальных благ, расширения ответственности и полномочий.
Характерный подход к формированию
общей концепции и
Таблица 1 - Состав функциональных блоков по управлению персоналом
Функциональный блок
Содержание задач в функциональном блоке
Определение потребности в персонале
Планирование качественной потребности в персонале. Выбор методов расчета количественной потребности в персонале. Планирование количественной потребности в персонале.
Обеспечение персоналом
Получение и анализ маркетинговой
(в области персонала) информации.
Разработка и использование инструментария
обеспечения потребности в
Развитие персонала
Планирование и реализация
карьеры и служебных
Использование персонала
Определение содержания и результатов труда на рабочих местах. Производственная социализация. Введение персонала, его адаптация в трудовой деятельности. Упорядочение рабочих мест. Обеспечение безопасности труда. Высвобождение персонала.
Мотивация результатов труда и поведения персонала
Управление содержанием
и процессом мотивации
Правовое и информационное обеспечение процесса управления персоналом
Правовое регулирование трудовых взаимоотношений. Учет и статистика персонала. Информирование коллектива и внешних организаций по кадровым вопросам. Разработка кадровой политики.
Исходя из вышеперечисленных задач в функциональных блоках, можно сделать вывод, что общей и главной задачей службы управления персоналом является обеспечение соответствия качественных и количественных характеристик персонала целям организации.
Под качественными характеристиками персонала следует понимать:
- способности (уровень образования, объем знаний, профессиональные навыки, опыт работы в определенной сфере и т.п.);
- мотивации (круг
- свойства (личностные качества,
влияющие на выполнение
Служба управления персоналом может выполнить свои задачи следующими способами:
- через затребованную
линейными руководителями
- через совместную с
линейными руководителями
- через собственные
При определении круга задач по управлению персоналом зарубежные специалисты условно выделяют так называемые основные и дополнительные задачи. К основным относятся практически все перечисленные в табл. 1. К дополнительным следует отнести задачи, которые могут выполняться совместно с основными, но, как правило, управленческое распорядительство по ним осуществляют внешние (по отношение к службе персонала) подразделения. К такого рода задачам относятся: охрана труда и техника безопасности; расчет и выплата заработной платы; оказание различного рода услуг (например, организация информационной связи, услуги в области социальной инфраструктуры).
В развитии функциональных особенностей управления персоналом проявляются следующие достаточно устойчивые тенденции, сформировавшиеся в последние годы:
- выделение практически
всех функциональных
- широкое развитие внешних
консультативных,
- делегирование полномочий
и ответственности по
- интернационализация
Следует отметить, что наличие указанных выше тенденций говорите высоком уровне развития управления персоналом, общей культуры управления в деятельности предприятий.
Рассмотрим функции служб управления персоналом на примере деятельности дирекции по управлению персоналом ЗАО УК «БМЗ», позиция которой в организационной структуре предприятия представлена в приложении 1.
При изучении модели управления персоналом были исследованы основные процессы менеджмента персонала, происходящие на ЗАО УК «Брянский машиностроительный завод»:
- Планирование текущей и перспективной потребности в персонале;
- Внутренний и внешний маркетинг персонала;
- Определение потребности в развитии персонала;
- Адаптация и развитие персонала;
- Анализ и нормирование трудовых процессов;
- Совершенствование системы мотивации персонала;
- Взаимодействие с органами власти, профсоюзными и общественными организациями.
Главной целью деятельности дирекции по управлению персоналом и социальному развитию ЗАО УК «Брянский машиностроительный завод» является достижение стратегических целей предприятия через обеспечение завода высококвалифицированным персоналом, мотивированным к эффективному труду по производству качественной продукции для потребителей.
Ключевые цели:
- Обеспечение эффективности инвестирования средств в персонал предприятия;
- Формирование компетентного, уверенного в завтрашнем дне и заинтересованного в успехе деятельности предприятия персонала;
- Применение и внедрение
современных, передовых
- Формирование корпоративной
культуры, повышающей конкурентные
преимущества предприятия,
Для описания обязанностей кадровой службы ЗАО УК «Брянский машиностроительный завод» воспользуемся информацией отдела кадров и отдела развития персонала.
Задачи отделов:
- Организация работы по
обеспечению набора, отбора, ротации,
расстановки, изучения и
- Разработка текущих и
перспективных планов
- Анализ состава, деловых и других качеств специалистов предприятия с целью их рациональной расстановки, подбора кадров на замещение должностей, входящих в номенклатуры руководителя предприятия,
- Представление руководству
предприятия предложения по
- Подготовка и систематизация
материалов на работников при
собеседовании и реализации
- Оформление приема, перевода
и увольнения работников в
соответствии с Трудовым
- Изучение текучести движения кадров, причин текучести кадров, разработка мероприятий по их устранению;
- Принятие мер по
- Осуществление
Реализация всех задач отдела кадров и отдела развития персонала ЗАО УК «Брянский машиностроительный завод» происходит посредством следующих механизмов:
- Стандарт предприятия
«Управление человеческими
- Положения о подразделениях,
должностные инструкции
- Нормы труда, обслуживания, управляемости;
- Социологические исследования;
- Договора о сотрудничестве с учебными заведениями;
- Программы подготовки рабочих и специалистов;
- Положение о формировании и развитии кадрового резерва;
- Система показателей оценки результатов труда;