Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 20:07, курсовая работа
В общем виде менеджмент следует представлять как науку и искусство побеждать, умение добиваться поставленных целей, используя труд, мотивы поведения и интеллект людей. Речь идет о целенаправленном воздействии на людей с целью превращения неорганизованных элементов в эффективную и производительную силу. Другими словами, менеджмент - это человеческие возможности, с помощью которых лидеры используют ресурсы для достижения стратегических и тактических целей организации.
1. Введение 3
2. Сущность и содержание функций менеджмента 5
3. Основные функции менеджмента 7
4. Характеристика основных функций управления 13
4.1. Функция планирования 13
4.2. Функция организации 14
4.3. Функция мотивации 15
4.4. Функция контроля 15
5. Конкретные функции управления 17
5.1. Управление персоналом 17
5.2. Маркетинг 17
5.3. Управление исследованиями и разработками 18
5.4. Управление финансами 18
6. Заключение 18
7. Список использованной литературы
Сущностная особенность
менеджмента обуславливает
В рыночных условиях должны закрепляться не только функции, но и ресурсы, связанные с выполнением данных функций и принятием решений, конкретные виды ответственности за результативность менеджмента.
Для менеджеров знание взаимосвязи и взаимодействия групп функций менеджмента создает условия принятия правильных решений в области формирования и функционирования систем менеджмента.
Отметим главные особенности функций менеджмента. Отношения управления в рыночной экономике многогранны, многослойны, ибо отражают разные грани социально-экономических отношений между людьми и коллективами, занятыми в производственных и непроизводственных сферах деятельности организаций различных форм собственности.
Важная особенность функций менеджмента, обусловленная спецификой российской экономики, заключается в потребности высокой степени адаптивности к изменениям внешней и внутренней среды.
Переходный этап развития
рыночной экономики России характеризуется
особым характером взаимодействия рыночных
рычагов управления и системы
государственного регулирования. Поэтому
функции менеджмента, помимо их интеграционной
роли, обеспечивают адаптацию производственно-
Под адаптивностью понимается
способность сохранения качественной
определенности функции менеджмента
при изменениях социально-экономической
среды. В систему адаптивных элементов
системы менеджмента включается
вся совокупность средств воздействия:
целевые, регулирующие, координирующие,
активизирующие, мотивирующие, контролирующие,
самоорганизующие. Отсюда следует, что
система средств воздействия
и взаимодействия по каждой функции
должна обладать гибкостью и обеспечивать
меньшие потери ресурсов при изменении
социально-экономических и
Следует отметить и процессы адаптации к ошибочным решениям и негативным явлениям в системе управления. Так, нынешняя практика реформирования производственных отношений (одномоментный отпуск цен, введение законодательных актов задним числом, отсутствие механизмов их реализации) вызывает возмущение экономической среды и адаптацию к данным условиям низших звеньев (сокрытие доходов, неуплата налогов, неисполнение государственных решений.
Функции управления имеют специфический характер, особое содержание и могут осуществляться самостоятельно, быть как не связанными между собой, так и неразрывно связанными, более того, они как бы взаимопроникают друг в друга. Иными словами, в системе управления все управленческие функции объединены в единый целостный процесс.
Основные функции менеджмента.
Основные функции менеджмента
характеризуются полнотой содержания,
устойчивостью структуры, системностью
и универсальностью использования
в разных сферах деятельности. Главная
их особенность в том, что каждая
основная функция менеджмента представляет
собой отдельный процесс
На рисунке 1 показан состав
и взаимосвязь современных
Рис.1. Взаимосвязь между
основными функциями
Функции интересны тем, что в систематизированном виде могут дать полное представление о процессах мотивации, воздействия и взаимодействия от зарождения идей до их реализации, оценки результата и появления последствий. Основные функции характеризуют воздействие, обусловливая его определяющие средства, реализация которых может обеспечить требуемый результат.
Целеполагание как основная
функция менеджмента
Цели - конкретные желаемые результаты,
которых стремится достичь
Осознание общей цели, сопричастность
к процессу ее достижения и получение
выгоды от конечного состояния системы
выступают воздействующими
Постоянный контроль целей
и результатов их достижения позволяет
уточнить промежуточные цели, порядок
их важности и характер выработанной
стратегии. Таким образом, цели и
стратегии их достижения тесным образом
взаимосвязаны, корректировка или
уточнение одной из данных категорий
сразу же непосредственно отражается
на другой. В процессе управления осуществляется
постоянный процесс их согласования,
определения взаимного
Стратегия управления разрабатывается
на длительны период, но может разрабатываться
и на текущий период при коренных
поворотах в хозяйственной
При оценке любого средства воздействия менеджер анализирует процесс управления по всем его стадиям и основным функциям.
Планирование как основная
функция менеджмента
Концепция - идея, теоретические
и методологические основы ее разработки,
обоснование, методы и условия реализации.
Любая теоретическая
Прогноз - научное предвидение
возможного состояния фирмы, корпорации,
экономики, общества в будущем. Прогнозы
в бизнесе разрабатываются по
сложным социально-
Программа - законченный комплекс
заданий, мероприятий, работ, объединенных
общей целью, имеющий конкретный
конечный результат, требующий привлечения
значительных ресурсов, осуществляемый
совокупностью
Регулирование - вид деятельности
по поддержанию режимов
Регулирование как основная
функция имеет самостоятельное
содержание, и ее нельзя рассматривать
как часть системы
Содержание функции
Организация как основная
функция менеджмента
Содержание функции
По таким критериям различают линейные звенья (руководитель фирмы, цеха), функциональные (планово-экономический отдал), линейно-функциональное звено (главный инженер), функционально-линейное звено (руководитель творческой группы). Следует отметить, что связи между звеньями и место звена в иерархии системы управления определяются критериями формирования системы, среди которых важнейшими выступают: целесообразность интеграции функций, управляемость, производственные и жизненные циклы изделий.
Координация как основная
функция менеджмента
В других случаях, например при формировании программно-ориентированных систем типа творческих групп, координация становится основной организующей функцией, ибо в данных системах требуется не жесткая формализация, а лишь согласованность творческих усилий, целенаправленность на идеи, их мотивированность.
Мотивация как основная функция
менеджмента связана с
В качестве мотивов могут выступать причастность к крупной компании, к решению значимых проблем, заинтересованность в интересных коммуникациях, потребность в формировании карьеры. Можно сказать, что мотивы, побуждающие человека к активной, производительной, творческой работе, многогранны, как многогранен сам человек и общественные отношения, которые оказывают на него воздействие.
Мотивационный подход к поведенческой деятельности является центральной функцией менеджмента. Менеджер воздействует на другого человека через его реальные цели, жизненные установки и ожидания, создавая эффективную мотивацию производственной деятельности работника. В качестве примера можно указать особенности мотивации разных категорий самих управленцев. Мотивация специалистов - ориентация на профессиональный рост, накопление знаний; они предпочитают, чтобы их оценивали профессионалы.
Мотивация через потребности
отражает процесс их возвышения от
простых (пища, жилище, безопасность) до
сложных (самоутверждение, самосовершенствование,
самоуправление). Если мотивация основана
на удовлетворении высших потребностей,
то такой человек склонен к
самоуправлению. Для удовлетворения
высших потребностей предварительно должны
быть удовлетворены первичные