Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 23:26, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение теоретических основ управленческого, его видов и процесса его осуществления.
Введение 3
Глава 1. Значение и сущность контроля 4
1.1. Основные аспекты и задачи управленческого контроля 4
1.2. Цели контроля в работе менеджера 5
Глава 2. Виды контроля 8
2.1. Предварительный контроль 8
2.2. Текущий контроль 10
2.3. Заключительный контроль 12
2.4. Внутренний и внешний контроль 13
Глава 3 Процесс контроля 16
3.1. Система, принципы и подходы к контролю 16
3.2. Содержание процесса контроля 20
Заключение 24
Список литературы 25
5. Процедура контроля — последовательность действий по проведению контроля.
6. Методы контроля
— способы его проведения. При
подборе методов контроля
7. Средства контроля
— все то, что используется
в процессе проведения
Выбор принципиальных положений, определяющих специфику элементов контроля, осуществляется на основе анализа ряда факторов. К наиболее значимым из них относят: особенности стратегии и организационной структуры предприятия, специфику объекта контроля, имеющиеся ресурсы, уровень зрелости персонала, политику администрации в области контроля. Политика в области контроля представляет собой основополагающие положения, которыми руководствуется персонал организации при разработке и реализации систем контроля. Они устанавливают границы принятия решений в области децентрализации отдельных функций контроля, степени его жесткости, требования к регламентирующей документации, разработки механизма стимулирования персонала, осуществляющего контроль.
Процесс контроля состоит из нескольких этапов. На первом определяются параметры функционирования и развития организации, которые необходимо контролировать и источники информации о них. Эти параметры на практике принимают вид различного рода стандартов и нормативов, отражающих заложенные в планы задачи. Речь может идти о нормативах расходования материальных ресурсов на единицу продукции или объем работ, нормах денежных затрат, показателях эффективности, программных нормативах (сроках выполнения или продолжительности тех или иных работ и т.п. ).
К нормативам предъявляются такие требования как научная обоснованность, гибкость, то есть способность изменяться в соответствии с новыми условиями, надежность, выполнимость в нормальной ситуации (слишком высокие нормативы пугают, а слишком низкие — расхолаживают), адекватность отражения реальных процессов. Соответствие этим требованиям позволяет нормативам служить критериями оценки подразделений и отдельных лиц.
Кроме того, в хозяйственной практике нормативы используются для распределения работы между исполнителями, внешних сопоставлений, определения кандидатур на выдвижение.
Не все, что нужно контролировать, удается выразить в количественных показателях, например, морально-психологический климат в коллективе. Это усложняет процесс контроля, но в ряде случаев последний можно осуществить, ориентируясь, скажем, на различные реакции людей.
На втором этапе процесса контроля создается модель управления организацией, на которой отражаются потоки ресурсов, информации, места образования промежуточных и конечных результатов, наиболее подходящие места для наблюдений — так называемые «точки контроля».
Третий этап процесса контроля заключается в снятии информации о состоянии и результатах функционирования объекта контроля, сопоставлении ее с нормативами. Это позволяет определить, имеются или нет отклонения от стандартов, насколько они находятся в пределах допустимого и не пора ли осуществлять корректирующие действия.
Измерения — самый трудоемкий
и дорогостоящий элемент
Информация, предназначенная
для нужд контроля, должна быть своевременной,
точной, позволяющей принимать
При оценке ситуации могут возникать различные «подводные камни», прежде всего связанные с психологией людей, поскольку любая информация рассматривается через призму личного восприятия, а поэтому приобретает субъективную окраску. Так, очевидными кажутся те факты, в истинности которых никто не хочет сомневаться, а не те, истинность которых действительно неоспорима. Поэтому сомнению подвергается все, и прежде всего самое очевидное, кажущееся аксиоматичным. Для уменьшения субъективизма и ошибок в крупных организациях создаются специальные подразделения по планированию, сбору и оценке информации.
Высшее руководство
Не все отклонения от стандартов
нужно устранять, ибо иногда сами
стандарты могут оказаться
Четвертый этап процесса контроля
состоит в корректировке
Корректировка может быть
осуществлена путем улучшения значения
Но к этому нужно относиться весьма осторожно. Если дела в организации идут неплохо и поставленные цели в основном достигаются, лучше не вносить в ее деятельность лишних изменений. Обычно, за исключением особых случаев, те или иные отклонения далеко не всегда нарушают нормальный ход работы и не так уж значительно влияют на конечные результаты. Между тем, борьба с ними обходится недешево и ее по возможности стараются избегать.
На практике существуют два
варианта корректирующих действий. Первый
заключается в устранении причин,
порождающих отклонения, их ликвидации или
нейтрализации; второй — в изменении стандартов,
которые могут быть и ошибочными, поскольку
часто устанавливаются на основе прогнозов,
от которых реальная ситуация иногда существенно
отличается [5].
Заключение