Функция планирования в менеджменте: сущность, принципы, процедуры, операции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 20:34, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение основных положений функции, а так же ряда управленческих действий, наполняющих смыслом функцию планирования.
На основе цели, возникает ряд задач:
1. раскрыть сущность планирования в менеджменте;
2. рассмотреть принципы планирования;
3. дать характеристику основным видам планирования;
4. проанализировать этапы планирования;
5. рассмотреть основные операции планирования

Содержание работы

Введение 3
Глава 1.Функция планирования в менеджменте. 5
1.1. Понятие и сущность планирования. 5
1.2. Принципы планирования. 8
1.3. Виды планирования. 11
Глава 2. Сущность процесса планирования. 14
2.1. Этапы планирования. 14
2.2. Операции планирования 18
2.3. Значение планирования в процессе управления. 23
Заключение. 26
Список используемой литературы 28

Файлы: 1 файл

основные положения курсовой.docx

— 76.15 Кб (Скачать файл)

Принцип гибкости

Принцип гибкости тесно взаимосвязан с принципом непрерывности и  подразумевает возможность пересмотра ранее принятых планов при изменении  различного рода обстоятельств. Таким  образом, выполнение этого принципа подразумевает упреждающее придание планам каких-то резервов для изменения  текущего направления без потери направленности (целеустремленной сосредоточенности  на чем-нибудь мыслей, интересов)

Принцип точности

В соответствии с принципом  точности каждый план должен составляться с той степенью точности, которая  для него необходима. Так, например, стратегическое планирование определяет только общие направления деятельности. В частных планах информация прорабатывается  и конкретизируется.

Изложенные принципы в  известной мере являются универсальными, пригодными для всех уровней управления. В теории управления рассматриваются  и другие принципы планирования (полнота планирования, принцип оптимальности, принцип экономичности и т.д.). \

Таким образом, планирование осуществляется в соответствии с  рядом принципов, из которых основными  являются принципы единства, непрерывности, гибкости, точности и участия. Несоблюдение принципов приводит к неэффективности  планирования.

 

    1. Виды планирования.

Выделяются различные  виды планирования.

  1. Общее планирование, охватывающее всю сферу деятельности фирмы
  2. Частное планирование, охватывающее определенные сферы деятельности.
  3. Виды планирования по срокам:
  • долгосрочное осуществляется на срок более пяти лет и заключается в разработке перспективных целевых программ (стратегическое планирование);
  • среднесрочное осуществляется на срок от года до пяти лет (различные программы);
  • краткосрочное осуществляется на срок менее года (оперативные планы на день и др.).

Планирование можно классифицировать по содержанию в аспекте предпринимательской  деятельности:

  • стратегическое – поиск новых возможностей и продуктов
  • тактическое – предпосылки для известных возможностей и продуктов
  • оперативное – реализация данной возможности).

Основными признаками стратегического  планирования являются:

  • цель планирования – долгосрочное обеспечение существования и выполнения основной цели фирмы,
  • носитель идеи планирования – высший менеджмент,
  • проблемы планирования – отсутствие надежности и структурирования,
  • горизонт планирования – долгосрочное,
  • охват – глобальный, широкий спектр альтернатив,
  • принципы – изменение окружающей обстановки (контролируемые факторы).

Это планирование включает: выработку стратегии, стратегическое планирование производственной программы, планирование развития потенциала, планирование развития структуры потенциала.

Тактическое планирование осуществляется на основе стратегического и является ядром осуществления стратегических планов (горизонт 1–5 лет), касается в  первую очередь финансирования, инвестиций, средних сроков сбыта, персонала.

Отличительными чертами  оперативного планирования являются:

  • носитель идей планирования – средние и низшие уровни менеджмента,
  • задача планирования – обеспечение относительной надежности и относительного структурирования,
  • горизонт – короткие и средние сроки, глубина – детализация планов,
  • диапазон – ограниченный спектр альтернатив,
  • основа – созданный потенциал.

Оперативным планированием  охватываются отдельные функциональные области предприятия.

Подход менеджмента к  планированию может быть осуществлен  постановкой критериев и задач  планирования, определением средств планирования, методов согласования планов, направлений и методов планирования.

Следует четко определить:

объект планирования (что  планируется),

  • субъект планирования (кто планирует),
  • период (горизонт) планирования (на какой срок),
  • средства планирования (например, компьютерное обеспечение),
  • методику планирования (как планировать),
  • согласование планов (каких, с кем и на каких условиях).

Различают:

  • последовательное планирование (новый план составляется по истечении срока действия предыдущего)
  • скользящее планирование (по истечении части срока действия предыдущего плана производится его ревизия на оставшийся период и составляется новый на период после окончания всего срока предыдущего и т.д.,
  • жесткое планирование (конкретно указываются все цели и мероприятия),
  • гибкое планирование (учитывается возможность возникновения неоднозначных условий и пересмотра плана с их учетом).

 

Таким образом, существует большое  количество видов планирования, и все они различаются по определенным признакам. Например, по содержанию в аспекте предпринимательской деятельности выделяют тактическое, оперативное и стратегическое планирование. Каждому из них присущи свои характерные признаки, отличаются составом решаемых задач, используемой информацией, планируемыми параметрами и степенью их детализации, методами выполнения плановых расчетов.

 

Глава 2. Сущность процесса планирования.

2.1. Этапы планирования.

Продуктом планирования является план – он представляет собой сложную  социально-экономическую модель будущего состояния организации, упорядоченную  схему действий по достижению целей.

«План – это управленческое решение, представляющее собой установленную  систему целей и мероприятий, порядок, последовательность и сроки  их осуществления». 5

Каким же образом, по какому алгоритму  будет приниматься это управленческое решение?

Независимо от видов планов в  процесс планирования обязательно  будут включены три универсальных  этапа:

    • постановка задачи планирования;
    • разработка плана;
    • реализация планового решения.

Этап постановки задачи планирования состоит из формирования цели и анализа  проблемы планирования. Конкретное выражение  целей планирования зависит от вида разрабатываемого плана. Анализ проблемы заключается в соотношении фактически достигнутого или ожидаемого на момент разработки плана состояния объекта планирования с требуемыми значениями параметров.

Этап разработки плана предусматривает  формирование возможных вариантов  решения проблемы планирования, прогнозирование  возможных последствий их реализации для организации, оценку вариантов  и принятие планового решения.

Процесс работ по планированию можно  представить схематично, как преобразование входа системы планирования в  ее выход по достижению целей организацией (схема 1).

В этой системе вход, выход, внешняя  среда и обратная связь являются компонентами внешнего окружения системы  планирования.

Вход – это нормативы конкурентоспособности  планируемого объекта, разработанные  в соответствии с миссией и  целями организации, дополнительная информация для разработки планов, необходимые  ресурсы, документы. Выход – планы, разработанные в соответствии с  запросами потребителей (рынка) для  исполнения нормативов конкурентоспособности  и других требований.

Внешняя среда – факторы макро- и микросреды организации, инфраструктуры данного региона, прямо или косвенно влияющие на процесс планирования, его параметры, параметры входа  и выхода системы. Это могут быть такие факторы, как антимонопольная, налоговая и таможенная политика государства, сила конкуренции в  данной отрасли и смежных отраслях, активность маркетинговых посредников, наличие качественной нормативно-методической документации по различным функциям менеджмента (прежде всего по планированию), и другие.

Обратная связь характеризует  различную информацию, поступающую  от исполнителя плана к его  разработчику (направлена в «процесс планирования») или к поставщикам  входа системы планирования (направлена к «входу»).

Виды планирования (пункт 1.3) отличается составом решаемых задач, используемой информацией, планируемыми параметрами  и степенью их детализации, методами выполнения плановых расчетов.

Состав и сочетание различных  видов планов в рамках отдельной  организации формируются исходя из принятой в ней концепции планирования. Наиболее существенными факторами, определяющими систему планов в  организации, являются организационная  структура и профиль деятельности организации, состав осуществляемых производственных процессов, уровень кооперации при  их выполнении, масштабы и постоянство  планируемой деятельности.

Качество планирования зависит  от компетентности менеджеров всех уровней  управления, как субъектов планирования, их квалификации, а также информационного  обеспечения.

В крупных организациях, как правило, планирование осуществляется на высшем уровне управления и имеет характер директивы для низовых уровней  управления. Высшее звено управления определяет цели, основные направления  и главные хозяйственные задачи развития организации. На каждой более  низкой ступени управления они конкретизируются с учетом возможностей каждого подразделения.

Планирование всегда ориентируется  на данные прошлых лет, стремясь при  этом определить и контролировать развитие предприятия в перспективе. Надежность планирования зависит от точности фактических  показателей прошлых периодов. Для  точного планирования необходимо получить как можно больше достоверной  информации о рынке и о деятельности предприятия, обеспечиваемой учетом и  обширной статистической базой. Условиями  повышения качества планов являются:

- применение научных подходов  к управлению;

- применение принципов планирования;

- повышение качества информационного  и методического обеспечения  планирования;

- стимулирование качества планов.

Вышеперечисленные условия повышения  качества планов на практике очень  трудно выполнить. Для этого требуются  высокая квалификация плановых работников, качественная исходная или прогнозная информация, технические средства и время.

Обычно организация формирует  единый план для управления ее общей  деятельностью, но в ее рамках отдельными менеджерами применяются для  достижения конкретных целей и задач  организации различные методы, в  том числе составление карты  пути, по которому должна пройти организация  за конкретный период времени.

Единого метода планирования, который  бы соответствовал каждой ситуации, не существует. Тип планирования и акцент, который делает менеджер в процессе планирования, зависят от его положения  в организационной иерархии фирмы, то есть процесс планирования осуществляется соответственно уровням организации. (рис 3). Так, стратегическое планирование (высший уровень) - это попытка взглянуть в долгосрочной перспективе на основополагающие составляющие организации.

На среднем уровне управления занимаются тактическим планированием, то есть определяют промежуточные цели на пути достижения стратегических целей и  задач.

На нижнем уровне организации планирование осуществляется в виде оперативного и является основой основ планирования

Рис. 3. Общая схема планирования

Таким образом, планирование – один из важнейших процессов принятия управленческих решений на предприятии. Оно состоит из отдельных этапов и процедур их реализации, которые находятся в определенной логической взаимосвязи и осуществляются в постоянно повторяющейся последовательности, образуя на предприятии специфический плановый цикл.

2.2. Операции планирования

Планирование предполагает принятие конкретных решений о функционировании развитии производственной системы. Это  позволяет обеспечить ее эффективное  функционирование и развитие в будущем, уменьшить их неопределённость. Такие  решения принято относить к плановым, которые могут быть связаны с постановкой определённых параметров.

В принятии таких решений состоит  процесс планирования в широком  смысле. В узком - планированием является сопоставление специальных документов - планов, определяющих конкретные шаги организации в деле осуществления принятых решений.

Зачастую в планах отражаются: прогнозы развития организации; промежуточные  и конечные цели и задачи, стоящие  перед ней и её отдельными подразделениями; механизмы координации текущей  деятельности и распределения ресурсов; стратегии на случай чрезвычайных обстоятельств (рис1).

Рис. 1. Основные этапы управленческого цикла

 

План является маршрутом движения организации к поставленным целям, включающим в себя схемы распределения  ресурсов, различные графики, промежуточные  задачи. Термин планирование объединяет цели и планы, то есть это процесс определения целей организации и средств их достижения. Значение целей определяется тем, что каждая организация существует ради некого результата, а цели позволяют как определить его, так и довести информацию до сотрудников и общества.

Информация о работе Функция планирования в менеджменте: сущность, принципы, процедуры, операции