Функция планирования в менеджменте: сущность, принципы, процедуры, операции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 20:34, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение основных положений функции, а так же ряда управленческих действий, наполняющих смыслом функцию планирования.
На основе цели, возникает ряд задач:
1. раскрыть сущность планирования в менеджменте;
2. рассмотреть принципы планирования;
3. дать характеристику основным видам планирования;
4. проанализировать этапы планирования;
5. рассмотреть основные операции планирования

Содержание работы

Введение 3
Глава 1.Функция планирования в менеджменте. 5
1.1. Понятие и сущность планирования. 5
1.2. Принципы планирования. 8
1.3. Виды планирования. 11
Глава 2. Сущность процесса планирования. 14
2.1. Этапы планирования. 14
2.2. Операции планирования 18
2.3. Значение планирования в процессе управления. 23
Заключение. 26
Список используемой литературы 28

Файлы: 1 файл

основные положения курсовой.docx

— 76.15 Кб (Скачать файл)

Постановка целей начинается с  высшего менеджмента организации. Первый этап процесса планирования предполагает изложение миссии и формулировку стратегических целей компании. Цели выражают конкретные отдельные направления  деятельности организации. Важность определения  целей связана с тем, что они  являются фундаментом для менеджмента, планирования, организации, мотивации, контроля; определяют способы повышения  эффективности деятельности организации; лежат в основе принятия любого делового решения; служат руководством для формирования конкретных плановых показателей.

Именно  цели и миссия организации раскрывает операции планирования в управлении организации.

Ценности и цели высшего руководства  накладывают отпечаток на деятельность и поведение фирмы. Ценности формируются  нашим опытом, образованием и социально-экономическим  фоном. Ценности направляют и ориентируют  руководителей при принятии критических  решений.

Общие наблюдения и социологические  исследования подтверждают, что поведение  не является свободным от воздействия  ценностных ориентаций; как индивиды, так и организации проявляют  предпочтение к определённым типам  поведения. Они выражают такое предпочтение, следуя определённой линии поведения, даже если это означает потери с  точки зрения результатов.

Прежде всего, при планировании необходимо определить цели организации.

Основная общая цель организации - чётко выраженная причина её существования  и обозначается как её миссия. Все  цели вырабатываются для осуществления  этой миссии.

Иными словами, миссия -  это основная цель, ради достижения которой компания создаётся.

Из этого следует, что на вершине  иерархии и корпоративных целей  находится миссия, или обоснование  деятельности организации, то есть описание её ценностей, устремлений и причин для чего она существует. Четко  сформулированная миссия является фундаментом  вытекающих из неё целей и планов.

Миссия фирмы должна рассматриваться  с точки зрения определения основных потребностей потребителей и их эффективного удовлетворения, руководство фактически создаёт клиентов для поддержки  организации в будущем.

Существует только одно обоснованное определение цели предпринимательства - создание клиента. Если предпринимательство  берёт на себя миссию создания клиентов, оно также получит прибыль, необходимую  для своего выживания, если исключить  плохое управление при осуществлении  этой миссии.

Заявление о миссии называется общее  определение основных направлений  бизнеса и операций организации, отличающих её от других компаний. В  изложении миссии обычно описываются  потенциальные рынки и потребители  компании, указываются основные точки  приложения её усилий. Из заявления  о миссии общественность может почерпнуть информацию о корпоративных ценностях, отношении организации к сотрудникам, политике повышения качества продукции  и уровня обслуживания, расположении подразделений компании. Как правило, в заявлении о миссии раскрываются и приоритетные цели, и философия  компании.

Значение миссии для организации и её сотрудников очень велико. Выработанные на её основе цели служат критериями для принятия управленческих решений. Ведь если отсутствует основная цель организации, то у её руководителей нет логически обоснованного выбора альтернативы.

При отсутствии миссии организации, её руководители могут иметь в качестве основы для принятия решений только свои индивидуальные ценности. В результате может произойти разброс усилий сотрудников, а не единство цели, имеющее  существенное значение для успеха организации.

Миссия детализирует статус организации  и обеспечивает направление и  ориентиры для определения целей  и стратегии на различных организационных  уровнях. То есть, миссия - это цель, для которой организация существует и которая должна быть выполнена  в плановом периоде. Особое значение миссии для деятельности предприятия  заключается в том, что она  является основой для всех плановых решений фирмы, для дальнейшего  определения её целей и задач. Миссия создаёт уверенность, что  организация преследует не противоречивые, ясные, сравнимые цели; помогает сосредоточить  усилия работников на выбранном направлении, объединяет их действия; обеспечивает понимание и поддержку среди  внешних участников организации.

Постановка целей предполагает указание периодов времени, за который они должны быть достигнуты, иными словами, определение крайних сроков, дат, к которым необходимо получить поставленные результаты.

Литвак Б.Г. определяет эффективный процесс управления в следующей последовательности:6

Рис. 2. Последовательность эффективного планирования управления

 

Эффективное выполнение функции планирования предполагает:

  • получение сведений об основных общеэкономических и рыночных условиях, влияющих на рынок самой фирмы и ее конкурентов, в частности, сведений о прошлых продажах и прибылях;
  • определение оптимальной товарной структуры производства с учетом научно-технического прогресса и факторов спроса;
  • оперативный учет наличных ресурсов и гибкое маневрирование ими;
  • установление контроля за выполнением планов, и, своевременную корректировку плановых заданий в случае необходимости.

Это укрупненное представление процесса выработки, принятия и реализации стратегических решений. Не вызывает сомнения необходимость тщательной подготовки стратегических решений, поэтому при их выработке, принятии и реализации должны быть представлены все основные этапы разработки управленческих решений, необходимые при профессиональном формировании стратегии организации.

Таким образом, планирование предполагает принятие конкретных решений о функционировании развитии производственной системы. В принятии таких решений состоит процесс планирования в широком смысле. В узком - планированием является сопоставление специальных документов - планов, определяющих конкретные шаги организации в деле осуществления принятых решений(достижения целей). План является маршрутом движения организации к поставленным целям. Основная цель, ради достижения которой компания создается, называется миссией, которая в дальнейшем и предопределяет развитие и функционирование организации. Именно цели и миссия организации раскрывает нам операции планирования в управлении организацией.

 

 

2.3. Значение планирования в процессе управления.

Для российских предприятий можно  очертить две сферы, нуждающиеся  в применении планирования.

1. Вновь возникшие частные фирмы.  Главная проблема, связанная с  применением планирования в этой  сфере, – недоверие к формальному  планированию, основанное на мнении, что бизнес – это умение  «крутиться», правильно ориентироваться  в текущей обстановке.

2. Государственные и бывшие государственные,  ныне приватизированные, предприятия.  Имеющийся у них опыт планирован  и относился в основном к  периоду централизованно управлявшейся  экономики, а следовательно, не предполагал серьезного умении анализировать и предвидеть, определять собственные цели развития.

К основным факторам возрастающей роли планирования в современных рыночных условиях можно отнести следующие13.

1. Увеличение размеров фирмы  и усложнение форм ее деятельности. Несмотря на возрождение и успешное развитие малого и среднего бизнеса, лидирующее положение на современном рынке занимают крупные фирмы.

Так, по подсчетам специалистов, около  половины потребностей западного мира удовлетворяют чуть более двухсот  крупных компаний. В российской экономике  исторически сложилось преобладание очень крупных предприятий почти  во всех сферах хозяйства. Конечно, такой  гигантизм имеет немало отрицательных  последствий, однако он является реальностью  отечественной экономики наряду с закономерным укрупнением большого числа вновь возникших частных  фирм. С другой стороны, усложняется  структура деятельности коммерческих организаций. Причинами этого являются стремление к росту и необходимость  перераспределения риска, а значит, инвестирование в новые сферы  бизнеса. Масштабы, сложность и разнообразие направлений деятельности фирмы  требуют от нее особого внимания к предварительному определению:

видов выпускаемых товаров;

источников финансирования;

технологических ресурсов, таких, например, как комплекс специализированного  оборудования и т.д.

Предвидение будущего без преувеличения  требует научного подхода.

2. Подвижность внешней среды.

Современная внешняя среда бизнеса  характеризуется высокой скоростью  изменений. В западной экономике  подвижность среды объясняется  в первую очередь высокой насыщенностью  потребительского спроса, его индивидуализированным  и быстроизменяющимся, разнообразным  характером.

Постоянно меняющиеся требования со стороны спроса диктуют сдвиги других факторов внешней среды: технологий, средств связи – коммуникаций, социальных отношений и т.д. Следовательно, такие же быстрые и глубокие изменения вынужден совершать бизнес.

В российской экономике подвижность  среды обусловлена прежде всего переходным характером отечественного хозяйства и, как следствие, нестабильностью социально-политической сферы.

3. Новый стиль руководства персоналом.

Фирма индустриального периода  относилась к работнику как к  простому исполнителю, элементу общего механизма управления. Такой стиль  руководства предполагал, что работники  получают развернутые, детализированные инструкции действий, рассчитанные на короткий отрезок времени (не более  чем на неделю).

Новый стиль управления предоставляет  работнику гораздо большую свободу действий, высвобождает его инициативу и творческие возможности. Теперь инструкции имеют более общий характер, чем раньше, а задание рассчитано на более длительный период (до одного месяца). Такой подход к определению рабочих задач требует от управляющего полного и точного представления о будущем, ясного осознания целей хозяйственной деятельности, что повышает значимость планирования.

4. Усиление центробежных сил  в организации.

Чтобы лучше приспособиться к сложной  и неопределенной внешней среде, лучше реагировать на запросы  различных секторов рынка, которые  обслуживает фирма, осваивать новые  прибыльные виды деятельности, коммерческая организация предоставляет высокую  степень автономии и самостоятельности  своим отдельный подразделениям и менеджерам фирмы.

Такая организация деятельности увеличивает  гибкость и предпринимательскую  активность подразделений.

Таким образом, планирование решает следующие основные задачи:

• формулирует цели ее деятельности и конкретные задачи, с помощью  которых они достигаются;

• создает необходимую основу для  перестройки структуры фирмы  и системы управления ею;

• создает основу для координации  деятельности работников в процессе достижения этих целей;

• обеспечивает выбор наилучшего варианта решения;

• формирует систему стандартов и показателей, с помощью которых  происходит оценка результатов деятельности фирмы и поощрение наиболее отличившихся работников.

 

Заключение.

 

Планирование – это  вид управленческой деятельности, связанной  с составлением планов организации  в целом, ее подразделений, функциональных подсистем, отделов и служб. Планы  содержат перечень того, что должно быть сделано, определяют последовательность, ресурсы и время выполнения работ, необходимых для достижения поставленных целей. Игнорирование функции планирования делает организацию уязвимой.  Планирование – это один из способов, с помощью  которого руководство обеспечивает единое направление усилий всех членов организации к достижению ее общих  целей.

Планирование осуществляется в соответствии с рядом принципов, из которых основными являются принципы единства, непрерывности, гибкости, точности и участия. Несоблюдение принципов  приводит к неэффективности планирования.

Существует большое количество видов планирования и все они  различаются по определенным признакам. Например, по содержанию в аспекте предпринимательской деятельности выделяют тактическое, оперативное и стратегическое планирование. Каждому из них присущи свои характерные черты. Они отличаются составом решаемых задач, используемой информацией, планируемыми параметрами и степенью их детализации, методами выполнения плановых расчетов.

Планирование предполагает принятие конкретных решений о функционировании развитии производственной системы. В  принятии таких решений состоит  процесс планирования в широком  смысле. В узком - планированием является сопоставление специальных документов - планов, определяющих конкретные шаги организации в деле осуществления принятых решений (достижения целей). План является маршрутом движения организации к поставленным целям. Основная цель, ради достижения которой компания создается, называется миссией, которая в дальнейшем и предопределяет развитие и функционирование организации. Именно цели и миссия организации раскрывает нам операции планирования в управлении организацией.

Планирование – один из важнейших процессов принятия управленческих решений на предприятии. Оно состоит из отдельных этапов и процедур их реализации, которые находятся в определенной логической взаимосвязи и осуществляются в постоянно повторяющейся последовательности, образуя на предприятии специфический плановый цикл.

Значение функции планирования в процессе управления велико. Планирование решает ряд важнейших задач, таких как:

Информация о работе Функция планирования в менеджменте: сущность, принципы, процедуры, операции