Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 20:34, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение основных положений функции, а так же ряда управленческих действий, наполняющих смыслом функцию планирования.
На основе цели, возникает ряд задач:
1. раскрыть сущность планирования в менеджменте;
2. рассмотреть принципы планирования;
3. дать характеристику основным видам планирования;
4. проанализировать этапы планирования;
5. рассмотреть основные операции планирования
Введение 3
Глава 1.Функция планирования в менеджменте. 5
1.1. Понятие и сущность планирования. 5
1.2. Принципы планирования. 8
1.3. Виды планирования. 11
Глава 2. Сущность процесса планирования. 14
2.1. Этапы планирования. 14
2.2. Операции планирования 18
2.3. Значение планирования в процессе управления. 23
Заключение. 26
Список используемой литературы 28
Постановка целей начинается с
высшего менеджмента
Именно цели и миссия организации раскрывает операции планирования в управлении организации.
Ценности и цели высшего руководства накладывают отпечаток на деятельность и поведение фирмы. Ценности формируются нашим опытом, образованием и социально-экономическим фоном. Ценности направляют и ориентируют руководителей при принятии критических решений.
Общие наблюдения и социологические исследования подтверждают, что поведение не является свободным от воздействия ценностных ориентаций; как индивиды, так и организации проявляют предпочтение к определённым типам поведения. Они выражают такое предпочтение, следуя определённой линии поведения, даже если это означает потери с точки зрения результатов.
Прежде всего, при планировании необходимо определить цели организации.
Основная общая цель организации - чётко выраженная причина её существования и обозначается как её миссия. Все цели вырабатываются для осуществления этой миссии.
Иными словами, миссия - это основная цель, ради достижения которой компания создаётся.
Из этого следует, что на вершине иерархии и корпоративных целей находится миссия, или обоснование деятельности организации, то есть описание её ценностей, устремлений и причин для чего она существует. Четко сформулированная миссия является фундаментом вытекающих из неё целей и планов.
Миссия фирмы должна рассматриваться с точки зрения определения основных потребностей потребителей и их эффективного удовлетворения, руководство фактически создаёт клиентов для поддержки организации в будущем.
Существует только одно обоснованное определение цели предпринимательства - создание клиента. Если предпринимательство берёт на себя миссию создания клиентов, оно также получит прибыль, необходимую для своего выживания, если исключить плохое управление при осуществлении этой миссии.
Заявление о миссии называется общее
определение основных направлений
бизнеса и операций организации,
отличающих её от других компаний. В
изложении миссии обычно описываются
потенциальные рынки и
Значение миссии для организации и её сотрудников очень велико. Выработанные на её основе цели служат критериями для принятия управленческих решений. Ведь если отсутствует основная цель организации, то у её руководителей нет логически обоснованного выбора альтернативы.
При отсутствии миссии организации, её руководители могут иметь в качестве основы для принятия решений только свои индивидуальные ценности. В результате может произойти разброс усилий сотрудников, а не единство цели, имеющее существенное значение для успеха организации.
Миссия детализирует статус организации
и обеспечивает направление и
ориентиры для определения
Постановка целей предполагает указание периодов времени, за который они должны быть достигнуты, иными словами, определение крайних сроков, дат, к которым необходимо получить поставленные результаты.
Литвак Б.Г. определяет эффективный процесс управления в следующей последовательности:6
Рис. 2. Последовательность эффективного планирования управления
Эффективное выполнение функции планирования предполагает:
Это укрупненное представление процесса выработки, принятия и реализации стратегических решений. Не вызывает сомнения необходимость тщательной подготовки стратегических решений, поэтому при их выработке, принятии и реализации должны быть представлены все основные этапы разработки управленческих решений, необходимые при профессиональном формировании стратегии организации.
Таким образом, планирование предполагает принятие конкретных решений о функционировании развитии производственной системы. В принятии таких решений состоит процесс планирования в широком смысле. В узком - планированием является сопоставление специальных документов - планов, определяющих конкретные шаги организации в деле осуществления принятых решений(достижения целей). План является маршрутом движения организации к поставленным целям. Основная цель, ради достижения которой компания создается, называется миссией, которая в дальнейшем и предопределяет развитие и функционирование организации. Именно цели и миссия организации раскрывает нам операции планирования в управлении организацией.
Для российских предприятий можно очертить две сферы, нуждающиеся в применении планирования.
1. Вновь возникшие частные фирмы.
2. Государственные и бывшие
К основным факторам возрастающей роли планирования в современных рыночных условиях можно отнести следующие13.
1. Увеличение размеров фирмы
и усложнение форм ее
Так, по подсчетам специалистов, около
половины потребностей западного мира
удовлетворяют чуть более двухсот
крупных компаний. В российской экономике
исторически сложилось
видов выпускаемых товаров;
источников финансирования;
технологических ресурсов, таких, например, как комплекс специализированного оборудования и т.д.
Предвидение будущего без преувеличения требует научного подхода.
2. Подвижность внешней среды.
Современная внешняя среда бизнеса
характеризуется высокой
Постоянно меняющиеся требования со стороны спроса диктуют сдвиги других факторов внешней среды: технологий, средств связи – коммуникаций, социальных отношений и т.д. Следовательно, такие же быстрые и глубокие изменения вынужден совершать бизнес.
В российской экономике подвижность среды обусловлена прежде всего переходным характером отечественного хозяйства и, как следствие, нестабильностью социально-политической сферы.
3. Новый стиль руководства
Фирма индустриального периода относилась к работнику как к простому исполнителю, элементу общего механизма управления. Такой стиль руководства предполагал, что работники получают развернутые, детализированные инструкции действий, рассчитанные на короткий отрезок времени (не более чем на неделю).
Новый стиль управления предоставляет работнику гораздо большую свободу действий, высвобождает его инициативу и творческие возможности. Теперь инструкции имеют более общий характер, чем раньше, а задание рассчитано на более длительный период (до одного месяца). Такой подход к определению рабочих задач требует от управляющего полного и точного представления о будущем, ясного осознания целей хозяйственной деятельности, что повышает значимость планирования.
4. Усиление центробежных сил в организации.
Чтобы лучше приспособиться к сложной
и неопределенной внешней среде,
лучше реагировать на запросы
различных секторов рынка, которые
обслуживает фирма, осваивать новые
прибыльные виды деятельности, коммерческая
организация предоставляет
Такая организация деятельности увеличивает гибкость и предпринимательскую активность подразделений.
Таким образом, планирование решает следующие основные задачи:
• формулирует цели ее деятельности и конкретные задачи, с помощью которых они достигаются;
• создает необходимую основу для перестройки структуры фирмы и системы управления ею;
• создает основу для координации деятельности работников в процессе достижения этих целей;
• обеспечивает выбор наилучшего варианта решения;
• формирует систему стандартов и показателей, с помощью которых происходит оценка результатов деятельности фирмы и поощрение наиболее отличившихся работников.
Планирование – это
вид управленческой деятельности, связанной
с составлением планов организации
в целом, ее подразделений, функциональных
подсистем, отделов и служб. Планы
содержат перечень того, что должно
быть сделано, определяют последовательность,
ресурсы и время выполнения работ,
необходимых для достижения поставленных
целей. Игнорирование функции
Планирование осуществляется
в соответствии с рядом принципов,
из которых основными являются принципы
единства, непрерывности, гибкости, точности
и участия. Несоблюдение принципов
приводит к неэффективности
Существует большое количество видов планирования и все они различаются по определенным признакам. Например, по содержанию в аспекте предпринимательской деятельности выделяют тактическое, оперативное и стратегическое планирование. Каждому из них присущи свои характерные черты. Они отличаются составом решаемых задач, используемой информацией, планируемыми параметрами и степенью их детализации, методами выполнения плановых расчетов.
Планирование предполагает принятие конкретных решений о функционировании развитии производственной системы. В принятии таких решений состоит процесс планирования в широком смысле. В узком - планированием является сопоставление специальных документов - планов, определяющих конкретные шаги организации в деле осуществления принятых решений (достижения целей). План является маршрутом движения организации к поставленным целям. Основная цель, ради достижения которой компания создается, называется миссией, которая в дальнейшем и предопределяет развитие и функционирование организации. Именно цели и миссия организации раскрывает нам операции планирования в управлении организацией.
Планирование – один из важнейших процессов принятия управленческих решений на предприятии. Оно состоит из отдельных этапов и процедур их реализации, которые находятся в определенной логической взаимосвязи и осуществляются в постоянно повторяющейся последовательности, образуя на предприятии специфический плановый цикл.
Значение функции планирования в процессе управления велико. Планирование решает ряд важнейших задач, таких как:
Информация о работе Функция планирования в менеджменте: сущность, принципы, процедуры, операции