Гипотеза исследования. Методы исследования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 19:54, реферат

Описание работы

Нельзя разрешить проблему, не наметив пути ее разрешения. Мы можем найти пути решения проблемы, только, если допустим факт возможности или невозможности. То есть, для разрешения проблемы необходимо что-то предположить или допустить. Согласно, энциклопедическим данным, любым предположением или догадкой может выступать гипотеза. Следовательно, для того чтобы найти пути решения проблемной задачи, необходимо выдвинуть гипотезу.

Файлы: 1 файл

Metod_issled.doc

— 137.00 Кб (Скачать файл)

 

Анализ и  синтез (теоретические методы исследования)

К теоретическим методам исследования относятся анализ и синтез.

 

Если в качестве примера взять  традиционные действия учителя на уроке, то при проведении анализа исследователь может расчленить их на отдельные компоненты и проанализировать их порознь.  Но для исследователя описания отдельных действий учителя на уроке мало, он должен объединить эти действия и отметить, какие изменения происходят в действиях учащихся при изменении действий учителя. То есть провести синтез.

! Анализ и синтез тесно связаны между собой.

При анализе документальных материалов опять же различают два способа:

  • традиционный, классический, под которым понимается интерпретация исследователем информации, содержащейся в документальных материалах и выявление их сути;
  • качественный анализ предполагает выявление авторства документа и времени его создания, целей, обстановки, вызвавшей появление документа.

При проведении исследования важна  ещё одна теоретическая процедура  – СРАВНЕНИЕ. При сравнении исследователь должен прежде всего определить основу сравнения — критерий – признак, по которому данное сравнение проводится.    

В исследованиях школьников нам придётся чаще всего иметь дело преимущественно с тремя видами сравнения:   

  • сравнение явлений или объектов  по одному признаку (например, сравнение скорости падения предметов разной площади, но одной массы);      
  • сравнение однородных явлений или объектов по  нескольким признакам (например, сравнение знаний  и умений  учащихся из контрольных и экспериментальных групп по скорости усвоения    знаний, прочности усвоения знаний, умению творчески использовать знания);
  • сравнение различных этапов в развитии одного явления (например, сравнение жизненного цикла у растений одного вида в городе и в лесу весной, летом и осенью).     

! Надеемся, что Вы уже обратили внимание, что теоретические методы исследования необходимы и для проведения практического (эмпирического исследования).

 

Наблюдение (эмпирические методы исследования)

Наблюдение - непосредственное целенаправленное восприятие и регистрация  явлений и процессов.

  • Любое эмпирическое исследование должно начинаться с наблюдения и анализа документов, имеющихся по изучаемой проблеме.
  • Хронологически наблюдение является первым методом, применяемым многими науками, в том числе педагогикой, психологией, социологией, физиологией.

Сущность метода наблюдения состоит  в том, чтобы…

  • наблюдать,
  • замечать все мелочи,
  • следить за осуществлением определенной деятельности,
  • следить за развитием ситуации,
  • систематизировать и группировать факты.

Плановость проявляется в:

    • предварительном изучении материалов и анализе явлений,
    • в подготовке к проведению наблюдения,
    • а также в том, что заранее намечаются все этапы процесса наблюдения,
    • определяются формы записей и т. п.

! Эти моменты нельзя недооценивать. Если их игнорировать, то может непроизвольно измениться целенаправленность наблюдения, приняв случайный и поверхностный характер.

Систематичность предполагает последовательную работу, исключающую фрагментарность наблюдений,  при которой может:

  • возникнуть искаженное представление об объекте,
  • переоценка несущественных показателей,
  • произойти недооценка важных показателей

Такая опасность появляется преимущественно  при наблюдении за явлениями, подверженными  постоянным изменениям. Только систематическое наблюдение позволяет получить объективную оценку об объекте или явлении.

Основные требования к методу наблюдений.

  1. Наблюдение должно  иметь определенную цель.
  2. Наблюдение  должно  проходить по заранее выработанному  плану.
  3. Количество исследуемых признаков должно  быть минимальным, и они должны  быть точно определены.
  4. Явления  или объекты следует наблюдать в  реальных  естественных условиях (если наблюдение не является фазой эксперимента).
  5. Сведения,  получаемые  путем  различных наблюдений, должны  быть сравниваемыми.
  6. Повторение наблюдения следует проводить через равные промежутки  времени.
  7. Желательно, чтобы наблюдатель знал (предвидел), какие ошибки могут иметь место при наблюдении, и предупреждал их.

 Анализ материалов  наблюдения.

Надежность информации при наблюдении во многом зависит от способа регистрации наблюдаемого, от того, как ведутся записи. Любое эмпирическое исследование должно начинаться с наблюдения и анализа документов, имеющихся по изучаемой проблеме

 

 

Опрос (эмпирические методы исследования)

 

Одним из самых распространенных в исследованиях является метод опроса. Опрос предполагает получение ответов на задаваемые исследователем вопросы.

Особенность этого метода состоит  в том, что источником информации выступает словесное сообщение, суждение опрашиваемого.

Опрос позволяет получить информацию о ценностных ориентациях, аттитюдах, мнениях и оценках, мотивах поведения, организационном климате и т. д.

Различают три разновидности опроса:

  • анкетирование — письменный заочный опрос;
  • интервью — устная беседа, очный опрос;
  • социометрический опрос.

Достоинством анкетного опроса, благодаря которому он имеет широкое  распространение, является возможность  получения значительного объема эмпирической информации в короткие сроки. Анкета заполняется самими респондентами.

 

Анкетирование (эмпирические методы исследования)

 

Анкета (опросный лист)  представляет собой совокупность упорядоченных  по содержанию и форме вопросов или  пунктов (items).

Надежность и достоверность  информации, получаемой в результате опроса, в значительной степени обусловлены особенностями конструирования включенных в анкету вопросов. Это предъявляет определенные требования к их формулировке.

 

При подготовке вопросника нужно исходить из следующих правил формулирования вопросов:

1. Вопрос должен соответствовать целям и задачам исследования

2. Каждый вопрос должен быть  логически отдельным.

3. Формулировка вопроса должна  быть понятна для всех опрашиваемых, поэтому следует избегать узкоспециальных  терминов. Вопросы должны соответствовать уровню развития респондентов, в том числе уровню наименее подготовленных.

4. Не следует задавать слишком  длинных вопросов.

5. Следует стремиться к тому, чтобы вопросы стимулировали  респондентов к активному участию  в опросе, повышали их интерес  к исследуемой проблеме.

6. Вопрос не должен внушать  ответ, навязывать респонденту  тот или иной его вариант.  Он должен формулироваться нейтрально.

7. Должен быть соблюден баланс  возможных положительных и отрицательных  ответов. В противном случае  вопрос может внушить респонденту направленность ответа.

 

Вопросы (эмпирические методы исследования)

По содержанию  все задаваемые вопросы подразделяются на две большие группы: вопросы о фактах и событиях и вопросы об оценках респондентами этих событий.

В первую группу входят вопросы о поведении и деятельности респондента, а также вопросы, касающиеся его жизненного пути. Ко второй группе относятся оценочно-отношенческие вопросы типа: «Как бы Вы оценили...? Как вы относитесь...?»

Каждый из этих двух блоков вопросов обладает своей спецификой.

Качество опроса в значительной степени зависит от того, насколько  опрашиваемые могут и хотят искренне отвечать на поставленные вопросы. Нередки  случаи, когда респонденты отказываются давать или намеренно искажают свою оценку тех или иных событий, затрудняются отвечать на вопросы о мотивах своего поведения.

По функциям  различают четыре типа вопросов: основные, фильтрующие, контрольные, контактные. Если основные вопросы предназначены для получения информации об организационных фактах, то назначение фильтрующих вопросов — отсеять некомпетентных респондентов. Функция контрольных вопросов — уточнить правдивость ответов на основные вопросы.

Это своеобразная модификация основного  вопроса, его иная словесная формулировка. Контактные вопросы позволяют установить доброжелательные отношения между исследователем и респондентом и преодолеть возможное отчуждение.

В зависимости от структуры вопросы  бывают открытые и закрытые. В открытых вопросах респондент сам формулирует  ответ. В закрытых содержится перечень вариантов ответов, и опрашиваемый выбирает из этого «веера» тот ответ, который для него приемлем.

Выделяют три разновидности  закрытых вопросов:

1) «да—нет»;

2) альтернативные, предполагающие  выбор одного ответа из перечня  возможных;

3) вопросы-меню, позволяющие респонденту выбрать одновременно несколько ответов.

Такой вопрос может выглядеть следующим  образом:

Укажите, в каких ситуациях у  вас возникали конфликты с  другими работниками в течение  двух последних месяцев:

1) при выполнении моей непосредственной работы;

2) при необходимости делиться  своим опытом;

3) при необходимости получения  помощи от других сотрудников;

4) при необходимости заменять  отсутствующих сотрудников;

5) в других случаях (укажите,  каких).

Выбор ответа из набора предложенных вариантов предполагает возможность возникновения организационных конфликтов в целом ряде названных ситуаций.

Для более компактного расположения вопросов в анкете 

их можно представить в табличной  форме, хотя нередко заполнение анкеты с вопросами-таблицами вызывает у некоторых людей затруднения.

Анкета не является простой суммой вопросов, она имеет определенную структуру. Чтобы установить размер анкеты, количество вопросов в ней, следует руководствоваться целью  исследования, предвидеть результаты анкетирования и их практическое использование. Анкета, как правило, состоит из трех частей: вводной, основной и биографической. Вводная часть — это обращение к опрашиваемому, где указываются цель опроса, условия анонимности опроса, направления использования его результатов, правила заполнения анкеты.

В основной части  анкеты  содержатся вопросы о фактах, поведении, продуктах деятельности, мотивах, оценках и мнениях респондентов.

Последняя часть анкеты включает вопросы  о социально-демографических и  биографических данных опрашиваемого.

 

Интервьюирование (эмпирические методы исследования)

Интервьюирование наиболее часто  применяется в случаях:

  • при составлении программы организационно-психологического исследования (если в поле исследования включена организация);
  • если в исследовании принимает участие очень небольшое число респондентов;
  • если мнение респондента особо важно (его мнение является мнением эксперта в данном вопросе).

 

Направление интервью задается изучаемой  проблемой, а также целями исследования.

В зависимости от степени жесткости схемы, по которой ведется интервью, различают два вида:

  • стандартизированное
  • нестандартизированное

Достоинством стандартизированного интервью является возможность привлекать к его проведению лиц без специальной  исследовательской подготовки. При  его проведении не следует спрашивать о том, о чем можно узнать из форм статистической отчетности и других документов.

Нестандартизированное интервью предполагает возможность варьирования последовательностью, формулировками, числом задаваемых вопросов и отличается от стандартизированного большей гибкостью. В то же время последнее обеспечивает большую сравнимость информации и оперативность при обобщении результатов

Важно выбрать удобное время  и место проведения анкетирования  и интервьюирования.

Это поможет выявить истинные мнения респондентов, иногда сдерживаемые неприемлемыми для них условиями проведения опроса.

Информация о работе Гипотеза исследования. Методы исследования