Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 19:54, реферат
Нельзя разрешить проблему, не наметив пути ее разрешения. Мы можем найти пути решения проблемы, только, если допустим факт возможности или невозможности. То есть, для разрешения проблемы необходимо что-то предположить или допустить. Согласно, энциклопедическим данным, любым предположением или догадкой может выступать гипотеза. Следовательно, для того чтобы найти пути решения проблемной задачи, необходимо выдвинуть гипотезу.
Анализ и синтез (теоретические методы исследования)
К теоретическим методам
Если в качестве примера взять традиционные действия учителя на уроке, то при проведении анализа исследователь может расчленить их на отдельные компоненты и проанализировать их порознь. Но для исследователя описания отдельных действий учителя на уроке мало, он должен объединить эти действия и отметить, какие изменения происходят в действиях учащихся при изменении действий учителя. То есть провести синтез.
! Анализ и синтез тесно связаны между собой.
При анализе документальных материалов опять же различают два способа:
При проведении исследования важна ещё одна теоретическая процедура – СРАВНЕНИЕ. При сравнении исследователь должен прежде всего определить основу сравнения — критерий – признак, по которому данное сравнение проводится.
В исследованиях школьников нам придётся чаще всего иметь дело преимущественно с тремя видами сравнения:
! Надеемся, что Вы уже обратили внимание, что теоретические методы исследования необходимы и для проведения практического (эмпирического исследования).
Наблюдение (эмпирические методы исследования)
Наблюдение - непосредственное целенаправленное восприятие и регистрация явлений и процессов.
Сущность метода наблюдения состоит в том, чтобы…
Плановость проявляется в:
! Эти моменты нельзя недооценивать. Если их игнорировать, то может непроизвольно измениться целенаправленность наблюдения, приняв случайный и поверхностный характер.
Систематичность предполагает последовательную работу, исключающую фрагментарность наблюдений, при которой может:
Такая опасность появляется преимущественно при наблюдении за явлениями, подверженными постоянным изменениям. Только систематическое наблюдение позволяет получить объективную оценку об объекте или явлении.
Основные требования к методу наблюдений.
Анализ материалов наблюдения.
Надежность информации при наблюдении во многом зависит от способа регистрации наблюдаемого, от того, как ведутся записи. Любое эмпирическое исследование должно начинаться с наблюдения и анализа документов, имеющихся по изучаемой проблеме
Опрос (эмпирические методы исследования)
Одним из самых распространенных в исследованиях является метод опроса. Опрос предполагает получение ответов на задаваемые исследователем вопросы.
Особенность этого метода состоит в том, что источником информации выступает словесное сообщение, суждение опрашиваемого.
Опрос позволяет получить информацию о ценностных ориентациях, аттитюдах, мнениях и оценках, мотивах поведения, организационном климате и т. д.
Различают три разновидности опроса:
Достоинством анкетного опроса, благодаря которому он имеет широкое распространение, является возможность получения значительного объема эмпирической информации в короткие сроки. Анкета заполняется самими респондентами.
Анкетирование (эмпирические методы исследования)
Анкета (опросный лист) представляет собой совокупность упорядоченных по содержанию и форме вопросов или пунктов (items).
Надежность и достоверность информации, получаемой в результате опроса, в значительной степени обусловлены особенностями конструирования включенных в анкету вопросов. Это предъявляет определенные требования к их формулировке.
При подготовке вопросника нужно исходить из следующих правил формулирования вопросов:
1. Вопрос должен соответствовать целям и задачам исследования
2. Каждый вопрос должен быть логически отдельным.
3. Формулировка вопроса должна
быть понятна для всех
4. Не следует задавать слишком длинных вопросов.
5. Следует стремиться к тому,
чтобы вопросы стимулировали
респондентов к активному
6. Вопрос не должен внушать
ответ, навязывать респонденту
тот или иной его вариант.
Он должен формулироваться
7. Должен быть соблюден баланс
возможных положительных и
Вопросы (эмпирические методы исследования)
По содержанию все задаваемые вопросы подразделяются на две большие группы: вопросы о фактах и событиях и вопросы об оценках респондентами этих событий.
В первую группу входят вопросы о поведении и деятельности респондента, а также вопросы, касающиеся его жизненного пути. Ко второй группе относятся оценочно-отношенческие вопросы типа: «Как бы Вы оценили...? Как вы относитесь...?»
Каждый из этих двух блоков вопросов обладает своей спецификой.
Качество опроса в значительной степени зависит от того, насколько опрашиваемые могут и хотят искренне отвечать на поставленные вопросы. Нередки случаи, когда респонденты отказываются давать или намеренно искажают свою оценку тех или иных событий, затрудняются отвечать на вопросы о мотивах своего поведения.
По функциям различают четыре типа вопросов: основные, фильтрующие, контрольные, контактные. Если основные вопросы предназначены для получения информации об организационных фактах, то назначение фильтрующих вопросов — отсеять некомпетентных респондентов. Функция контрольных вопросов — уточнить правдивость ответов на основные вопросы.
Это своеобразная модификация основного вопроса, его иная словесная формулировка. Контактные вопросы позволяют установить доброжелательные отношения между исследователем и респондентом и преодолеть возможное отчуждение.
В зависимости от структуры вопросы бывают открытые и закрытые. В открытых вопросах респондент сам формулирует ответ. В закрытых содержится перечень вариантов ответов, и опрашиваемый выбирает из этого «веера» тот ответ, который для него приемлем.
Выделяют три разновидности закрытых вопросов:
1) «да—нет»;
2) альтернативные, предполагающие
выбор одного ответа из
3) вопросы-меню, позволяющие респонденту выбрать одновременно несколько ответов.
Такой вопрос может выглядеть следующим образом:
Укажите, в каких ситуациях у вас возникали конфликты с другими работниками в течение двух последних месяцев:
1) при выполнении моей
2) при необходимости делиться своим опытом;
3) при необходимости получения помощи от других сотрудников;
4) при необходимости заменять отсутствующих сотрудников;
5) в других случаях (укажите, каких).
Выбор ответа из набора предложенных вариантов предполагает возможность возникновения организационных конфликтов в целом ряде названных ситуаций.
Для более компактного расположения вопросов в анкете
их можно представить в
Анкета не является простой суммой
вопросов, она имеет определенную
структуру. Чтобы установить размер
анкеты, количество вопросов в ней,
следует руководствоваться
В основной части анкеты содержатся вопросы о фактах, поведении, продуктах деятельности, мотивах, оценках и мнениях респондентов.
Последняя часть анкеты включает вопросы о социально-демографических и биографических данных опрашиваемого.
Интервьюирование (эмпирические методы исследования)
Интервьюирование наиболее часто применяется в случаях:
Направление интервью задается изучаемой проблемой, а также целями исследования.
В зависимости от степени жесткости схемы, по которой ведется интервью, различают два вида:
Достоинством
Нестандартизированное интервью предполагает возможность варьирования последовательностью, формулировками, числом задаваемых вопросов и отличается от стандартизированного большей гибкостью. В то же время последнее обеспечивает большую сравнимость информации и оперативность при обобщении результатов
Важно выбрать удобное время и место проведения анкетирования и интервьюирования.
Это поможет выявить истинные мнения респондентов, иногда сдерживаемые неприемлемыми для них условиями проведения опроса.
Информация о работе Гипотеза исследования. Методы исследования