Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 09:49, реферат
Эта работа посвящена исследованию государственной инновационной политики, её составляющих и перспектив развития, современного состояния инновационной системы России как основной платформы её осуществления. Прежде всего, необходимо сформулировать, что такое государственная политика, какие цели она призвана достичь. Определить ответственные за её воплощения ведомства и организационные структуры. Важно осветить те приоритетные направления по которым государство, в рамках проводимой им инновационной политики, оказывает поддержку инновационным процессам в стране, инноваторам и инновационному бизнесу в целом. Осветить приоритетные задачи в области правового регулирования инновационной деятельности. Для более ясного понимания текущего положения инновационной среды в России, надо провести сравнительный анализ текущего состояния с Европейскими странами, Японией и США.
Государственная
поддержка инновационной
деятельности
Государство осуществляет поддержку и стимулирование инновационной деятельности путем:
Законодательное регулирование прав на результаты интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации в рамках проекта части IV Гражданского кодекса РФ:
Рабочей
группой, образованной распоряжением
Администрации Президента Российской
Федерации от 2 июня 2005г. № 694, разработана
часть четвертая Гражданского кодекса,
принят Государственной Думой
Концептуальные
положения кодекса в
-
введение в законодательство
об интеллектуальной
- расширение и усиление защиты авторов и других обладателей исключительных прав (на содержание баз данных информационных систем, на доменные имена и некоторые другие);
-
усиление гражданско-правовой
-
отражения в российском
По
инициативе Минобрнауки России, в кодекс
включена глава 77 “Право использования
результатов интеллектуальной деятельности
в составе единой технологии”, направленная
на нормативное регулирование передачи
технологий, созданных с привлечением
бюджетных средств. Основным принципом
разработанной модели является соблюдение
баланса интересов государства, т.е. источника
финансирования, непосредственных создателей
объекта исключительных прав, т.е. научно-исследовательских
организаций и ученых, а также хозяйствующих
субъектов.
Текущее
состояние инновационного
процесса и перспективы
развития
В
передовых странах разработка и
внедрение технологических
Производственный потенциал многих развивающихся стран сосредоточен на начальных стадиях цикла: в ресурсодобывающей и перерабатывающей промышленности. Если развитые страны имеют избыточные мощности в обрабатывающей промышленности и производстве конечной продукции, значительная доля которых экспортируется, то развивающиеся страны экспортируют первичные ресурсы, энергоносители и продукты их переработки, импортируя конечную продукцию перерабатывающей и обрабатывающей промышленности. Такой тип технологической структуры в мировой практике принято называть колониальным.
Вместе с тем некоторые промышленно развитые страны имеют достаточно развитую добывающую промышленность, а ряд развивающихся стран обладает вполне современными технологиями в обрабатывающей промышленности и производстве конечной продукции.
В настоящее время скорость, объём и глубина инновационного процесса во многом определяют экономический и политический вес страны на мировой арене. Так в недавнем выступлении Николя Саркози, нового президента Франции, он особо отметил, что видит главную роль в наращивании национальной мощи Франции в глубоких социальных и экономических изменениях. Он в частности сказал – «21 век – век изменений. Те, кто не смогут успеть за постоянно растущими темпами глобальных изменений в мире останутся на обочине истории». Не больше, не меньше!
И
в нашей стране, благодаря удачной
конъюнктуре сырьевых мировых рынков,
оказалось возможным включиться
в мировой инновационный
Состояние инновационной базы РФ
Не смотря на то что, в настоящей исторической перспективе, наблюдаются положительные макроэкономические тенденции, общий уровень экономики страны похож, всё ещё, на колониальную экономику развивающихся стран, имеющих ресурсную ориентацию. Правда в отличие от этих стран Россия располагает весьма значительными мощностями в обрабатывающей промышленности и в сфере обороны.
После
изменения государственного строя
в 1991 году и ускоренного перехода
России к рынку состояние и
изменения технологической
В
результате замедлилось обновление
производственных мощностей, нарушились
кооперационные связи. Если принять
во внимание, что переход к рынку
сопровождался практически
Собранию, с учетом их научно-технического
потенциала. Показатели в основном неутешительные:
численность специалистов, занятых научно-техническими
исследованиями и разработками составляет
895 тысяч человек. Из них исследователей
- 428 300 человек. В сравнении с советскими
временами число исследователей сократилось
более чем на 400 000 человек, то есть в 1,9
раза. Важно Численность КБ уменьшилась
в 2,9 раза, а проектных и проектно-конструкторских
организаций - в 6,2 раза.
Основные виды технологической инновационной деятельности организаций составляют:
Статистические
данные позволяют выявить
Налицо значительное отставание производства по комплексу высоких технологий и снижение средней квалификации научно-технического и производственного персонала.
В результате проведенных, рядом специалистов, исследований были выявлены основные факторы, препятствующие инновациям в России данным и доли их влияния на данный процесс:
Сравнение Российских технологий с мировым уровнем.
Преимущество в технологической сфере
является важнейшим фактором обеспечения
национальной безопасности страны. Можно
отметить как целые отрасли, по которым
российские разработчики завоевали мировое
лидерство, так и отдельные передовые
технологии. Имеются три уровня технологического
превосходства:
1)
Целая отрасль, в которой
2) Технологическое
направление, в котором Россия имеет разработки
мирового уровня, например новые металлические
и неметаллические материалы, сварка,
неразрушающий контроль, упрочняющие
технологии, химические технологии, композиционная
керамика и другие.
3) Отдельные технологии,
имеющие мировой уровень, но относящиеся
к отрасли, по которой Россия отстает от
мирового уровня (например, биотехнологии
или технология производства подложек
из карбида кремния для микроэлектронной
техники).
Сравнение уровня развития критических базовых технологий России с США, проведенное ГосНИИ авиационных систем, свидетельствует о наличии отставания от мирового уровня практически по всем технологиям. Вместе с тем в половине технологических направлений имеются значительные технические или приоритетные достижения в отдельных областях.
Российские
специалисты считают, что в области
технологий новых материалов, оптикоэлектроники
и лазерной техники Россия почти не уступает
США, но заметно отстает в сфере микроэлектроники,
радиоэлектроники, компьютерной и информационной
технологий, биотехнологий, энергетике
и энергосбережении, экологической безопасности.
Оценка уровня отдельных российских технологий
по отношению к мировому уровню получена
в результате поисков конкретных российских
технологий по запросам иностранных компаний
и отражает мнение иностранных заказчиков.
Всего проанализировано около 200 запросов
компаний из США, Японии, Южной Кореи, Западной
Европы. Анализ результатов позволяет
сделать вывод о том, что даже в такой отрасли,
как электроника существует множество
технологий, которые, по мнению иностранного
заказчика, имеют уровень, не уступающий
мировому. В то же время, доля высоких технологий
в целом по промышленности, имеющих мировой
уровень, превышает аналогичный показатель
в области электроники.
В соответствии с рядом правительственных документов были разработаны приоритетные направления развития науки и техники, а также перечень критических технологий федерального уровня. В качестве приоритетных были утверждены восемь ведущих научных направлений развития науки и техники, заслуживающих особую поддержку и имеющих первостепенную важность для России: