Государственная инновационная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 09:49, реферат

Описание работы

Эта работа посвящена исследованию государственной инновационной политики, её составляющих и перспектив развития, современного состояния инновационной системы России как основной платформы её осуществления. Прежде всего, необходимо сформулировать, что такое государственная политика, какие цели она призвана достичь. Определить ответственные за её воплощения ведомства и организационные структуры. Важно осветить те приоритетные направления по которым государство, в рамках проводимой им инновационной политики, оказывает поддержку инновационным процессам в стране, инноваторам и инновационному бизнесу в целом. Осветить приоритетные задачи в области правового регулирования инновационной деятельности. Для более ясного понимания текущего положения инновационной среды в России, надо провести сравнительный анализ текущего состояния с Европейскими странами, Японией и США.

Файлы: 1 файл

Курсовая Менеджмент (Женя)готова.docx

— 85.65 Кб (Скачать файл)

     Государственная поддержка инновационной  деятельности 

         Государство осуществляет поддержку и стимулирование инновационной деятельности путем:

  • совершенствования законодательной и нормативной базы регулирования инновационной деятельности;
  • участия в финансировании за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и государственных внебюджетных фондов инновационных программ и проектов, а также создания объектов инновационной инфраструктуры, в том числе для развития малого и среднего инновационного предпринимательства;
  • организации закупок для государственных нужд наукоемкой продукции и передовой техники с целью обеспечения гарантированного их распространения;
  • создание в установленном законодательством Российской Федерации и законодательствами субъектов Российской Федерации порядке льготных условий осуществления инновационной деятельности и стимулирования российских и зарубежных инвесторов, вкладывающих средства в реализацию инновационных программ и проектов.

           Законодательное регулирование  прав на результаты интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации в рамках проекта части IV Гражданского кодекса РФ:

     Рабочей группой, образованной распоряжением  Администрации Президента Российской Федерации от 2 июня 2005г. № 694, разработана  часть четвертая Гражданского кодекса, принят Государственной Думой Российской Федерации и вступает в действие с 1 января 2008 г. Кодекс состоит из 9 глав:

  • Глава 69. Общие положения.
  • Глава 70. Авторское право.
  • Глава 71. Права, смежные с авторскими.
  • Глава 72. Патентное право.
  • Глава 73. Право на селекционные достижения.
  • Глава 74. Право на топологии интегральных микросистем.
  • Глава 75. Право на секреты производства (ноу-хау).
  • Глава 76. Права на средства индивидуализации юридического лица, товаров, работ, услуг, предприятий и информационных ресурсов.
  • Глава 77. Право использования результатов интеллектуальной деятельности в составе единой технологии.

     Концептуальные  положения кодекса в необходимой  степени обеспечивают решение следующих  задач:

     - введение в законодательство  об интеллектуальной собственности  норм, регулирующих обращение (отчуждение, предоставление в пользование,  залог) объектов интеллектуальной  собственности; 

     - расширение и усиление защиты  авторов и других обладателей исключительных прав (на содержание баз данных информационных систем, на доменные имена и некоторые другие);

     - усиление гражданско-правовой ответственности  за нарушения прав, в том числе  путем введения новых видов  такой ответственности; 

     - отражения в российском законодательстве  положений, вытекающих из международных  обязательств Российской Федерации  в сфере интеллектуальной собственности. 

     По  инициативе Минобрнауки России, в кодекс включена глава 77 “Право использования результатов интеллектуальной деятельности в составе единой технологии”, направленная на нормативное регулирование передачи технологий, созданных с привлечением бюджетных средств. Основным принципом разработанной модели является соблюдение баланса интересов государства, т.е. источника финансирования, непосредственных создателей объекта исключительных прав, т.е. научно-исследовательских организаций и ученых, а также хозяйствующих субъектов.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Текущее состояние инновационного процесса и перспективы  развития 

     В передовых странах разработка и  внедрение технологических инноваций  является решающим фактором социального  и экономического развития, залогом  экономической и национальной безопасности.

     Производственный  потенциал многих развивающихся  стран сосредоточен на начальных  стадиях цикла: в ресурсодобывающей и перерабатывающей промышленности. Если развитые страны имеют избыточные мощности в обрабатывающей промышленности и производстве конечной продукции, значительная доля которых экспортируется, то развивающиеся страны экспортируют первичные ресурсы, энергоносители и продукты их переработки, импортируя конечную продукцию перерабатывающей и обрабатывающей промышленности. Такой тип технологической структуры в мировой практике принято называть колониальным.

     Вместе  с тем некоторые промышленно  развитые страны имеют достаточно развитую добывающую промышленность, а ряд  развивающихся стран обладает вполне современными технологиями в обрабатывающей промышленности и производстве конечной продукции.

     В настоящее время скорость, объём и глубина инновационного процесса во многом определяют экономический и политический вес страны на мировой арене. Так в недавнем выступлении Николя Саркози, нового президента Франции, он особо отметил, что видит главную роль в наращивании национальной мощи Франции в глубоких социальных и экономических изменениях. Он в частности сказал – «21 век – век изменений. Те, кто не смогут успеть за постоянно растущими темпами глобальных изменений в мире останутся на обочине истории». Не больше, не меньше!

     И в нашей стране, благодаря удачной  конъюнктуре сырьевых мировых рынков, оказалось возможным включиться в мировой инновационный процесс. В России наблюдаются рост темпа  внедрения инноваций в общественной, духовной, экономической и политической сферах.  И самое главное с  приходом нового поколения людей  на руководящие должности, существенно  снизился уровень «страха пред нововведениями».

     Состояние инновационной базы РФ

     Не  смотря на то что, в настоящей исторической перспективе, наблюдаются положительные  макроэкономические тенденции, общий  уровень экономики страны похож, всё ещё, на колониальную экономику  развивающихся стран, имеющих ресурсную  ориентацию. Правда в отличие от этих стран Россия располагает весьма значительными мощностями в обрабатывающей промышленности и в сфере обороны.

     После изменения государственного строя  в 1991 году и ускоренного перехода России к рынку состояние и  изменения технологической структуры  экономики страны практически не интересовали государственную власть. Неудивительно, что промышленно  развитые государства, стали воспринимать нас как развивающуюся страну.

     В результате замедлилось обновление производственных мощностей, нарушились кооперационные связи. Если принять  во внимание, что переход к рынку  сопровождался практически насильственной приватизацией, то становится ясно, почему в России в два раза сократился ВВП, резко снизились объемы промышленного  производства. Целесообразно оценить  деятельность хозяйствующих субъектов, направленную на выполнение задач, сформулированных президентом России в Послании Федеральному                
 Собранию, с учетом их научно-технического потенциала. Показатели в основном неутешительные: численность специалистов, занятых научно-техническими исследованиями и разработками составляет 895 тысяч человек. Из них исследователей - 428 300 человек. В сравнении с советскими временами число исследователей сократилось более чем на 400 000 человек, то есть в 1,9 раза. Важно Численность КБ уменьшилась в 2,9 раза, а проектных и проектно-конструкторских организаций - в 6,2 раза.

     Основные  виды технологической инновационной  деятельности организаций составляют:

  • 25,8% - приобретение и освоение машин и оборудования, имеющих отношение к технологическим инновациям;
  • 15,3% - производственное проектирование, другие виды подготовки производства для выпуска новых продуктов, внедрения услуг или методов их производства (передачи);
  • 13,5% - исследование и разработка новых продуктов, услуг и методов их производства, новых производственных процессов;
  • 11,2% - приобретение программных средств;
  • 9,9% - обучение и подготовка персонала, связанная с технологическими инновациями;
  • 7,8% - маркетинговые исследования в области технологических инноваций;
  • 6,5% - приобретение технологических инноваций;
  • 10,0% - прочие технологические инновации.
 

     Статистические  данные позволяют выявить распределение  затрат на исследования и разработки в общем объеме отгруженной продукции , а именно:

  • 64,4% организаций расходуют на исследования и разработки до 1% от общего объема отгруженной продукции;
  • 14,7% организаций - 4% и более;
  • 11,7% организаций - 1-2%;
  • 9,3% организаций - 2-4%.
 

     Налицо  значительное отставание производства по комплексу высоких технологий и снижение средней квалификации научно-технического и производственного  персонала.

     В результате проведенных, рядом специалистов, исследований были выявлены основные факторы, препятствующие инновациям в России данным и доли их влияния на данный процесс:

  • Недостаточность денежных средств – 40%;
  • Низкий уровень научно-технического потенциала – 27%;
  • Недостаток финансовой поддержки государства – 17%;
  • Высокая стоимость технологических инноваций – 16%

 

     Сравнение Российских технологий с мировым уровнем.

      
  Преимущество в технологической сфере является важнейшим фактором обеспечения национальной безопасности страны. Можно отметить как целые отрасли, по которым российские разработчики  завоевали мировое лидерство, так и отдельные передовые технологии. Имеются  три уровня технологического превосходства:

     1) Целая отрасль, в которой Россия  имеет значительные достижения (космическая, ядерная  техника). 
         2) Технологическое направление, в котором Россия имеет разработки мирового уровня, например новые металлические  и неметаллические материалы,  сварка, неразрушающий контроль, упрочняющие технологии, химические технологии, композиционная керамика и другие.  
        3) Отдельные технологии, имеющие мировой уровень, но относящиеся к отрасли, по которой Россия отстает от мирового уровня (например, биотехнологии или технология производства подложек из карбида кремния для микроэлектронной техники).

     Сравнение уровня развития критических базовых  технологий России с США, проведенное  ГосНИИ авиационных систем, свидетельствует о наличии отставания от мирового уровня  практически по всем технологиям. Вместе с тем в половине технологических  направлений имеются значительные технические или приоритетные достижения в отдельных областях.

     Российские  специалисты считают, что в области  технологий новых материалов, оптикоэлектроники и лазерной техники Россия почти не уступает США, но заметно отстает в сфере микроэлектроники, радиоэлектроники, компьютерной и информационной технологий, биотехнологий, энергетике и энергосбережении, экологической безопасности. 
 Оценка уровня отдельных российских технологий по отношению к мировому уровню получена в результате поисков конкретных российских технологий по запросам иностранных компаний и отражает мнение иностранных заказчиков. Всего проанализировано около 200 запросов компаний из США, Японии, Южной Кореи, Западной Европы. Анализ результатов позволяет сделать вывод о том, что даже в такой отрасли, как электроника существует множество технологий, которые, по мнению иностранного заказчика, имеют уровень, не уступающий мировому. В то же время, доля высоких технологий в целом по промышленности, имеющих мировой уровень, превышает аналогичный показатель в области электроники.

        В соответствии с рядом правительственных документов были разработаны приоритетные направления развития науки и техники,  а также перечень критических технологий федерального уровня. В качестве приоритетных были утверждены восемь ведущих научных направлений развития науки и техники,  заслуживающих особую поддержку и имеющих первостепенную важность для России:

  • информационные технологии и электроника;
  • производственные технологии;
  • новые материалы и химические продукты;
  • технологии живых систем;
  • транспорт;
  • топливо и энергетика;
  • экология и рациональное природопользование;
  • фундаментальные исследования.

Информация о работе Государственная инновационная политика