Государственная инновационная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 09:49, реферат

Описание работы

Эта работа посвящена исследованию государственной инновационной политики, её составляющих и перспектив развития, современного состояния инновационной системы России как основной платформы её осуществления. Прежде всего, необходимо сформулировать, что такое государственная политика, какие цели она призвана достичь. Определить ответственные за её воплощения ведомства и организационные структуры. Важно осветить те приоритетные направления по которым государство, в рамках проводимой им инновационной политики, оказывает поддержку инновационным процессам в стране, инноваторам и инновационному бизнесу в целом. Осветить приоритетные задачи в области правового регулирования инновационной деятельности. Для более ясного понимания текущего положения инновационной среды в России, надо провести сравнительный анализ текущего состояния с Европейскими странами, Японией и США.

Файлы: 1 файл

Курсовая Менеджмент (Женя)готова.docx

— 85.65 Кб (Скачать файл)

     В настоящее время разрабатывается соответствующая систематика и инструментарий методов, позволяющие повысить эффективность инновационной деятельности. В принципе малые и средние предприятия для успешного осуществления инновационных проектов могут воспользоваться двумя альтернативами.

1. Предприятия  сами разрабатывают инновационно–технические предпосылки и реализуют на рынке полученные результаты. Такой подход связан с большими и постоянно растущими затратами, обусловленными научно-техническим прогрессом, и тем самым высоким и рисками. Это касается прежде всего продукции высокого технического уровня и большой сложности. Все это по силам в основном только крупным предприятиям.

2. В  рамках кооперационной стратегии  малые и средние предприятия  сотрудничают с другими компаниями. При этом кооперация может  осуществляться на всех этапах  инновационного процесса. Кооперация  малых и средних предприятий  в целях повышения конкурентоспособности  и снижения рисков находит  все более широкое применение  при крупномасштабных инновациях. Сотрудничество может проходить  в самых разных формах, например, в форме стратегического альянса,  кооперационных исследованиях, кооперационного производства и кооперационного маркетинга [22, с.64].

Подводя итог, можно сделать вывод, что  инновации безусловно способствуют повышению конкурентоспособности отечественных предприятий и следовательно экономическому росту. Поэтому для успешной работы осуществление инновационной деятельности необходимо каждому предприятию. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Создание эффективно функционирующей национальной   
инновационной системы.

     Национальная инновационная  система (НИС) - совокупность законодательных, структурных и функциональных компонентов, обеспечивающих развитие инновационной деятельности в стране.  
 Структурными компонентами НИС являются организации частного и государственного сектора, которые во взаимодействии друг с другом в рамках юридических и неформальных норм поведения обеспечивают и ведут инновационную деятельность в масштабе государства. Эти организации действуют во всех сферах, связанных с инновационным процессом в исследованиях и разработках, образовании, производстве, сбыте и обслуживании нововведений, финансировании этого процесса и его юридически-правовом обеспечении.

     НИС включает следующие компоненты:

  • Нормативно-правовая база ИД
  • Субъекты ИД (Субъекты инновационной деятельности - организации и физические лица, осуществляющие создание и продвижение инновационного продукта)
  • Инфраструктура НИС (Инновационная инфраструктура - совокупность юридических лиц, ресурсов и средств, обеспечивающих материально-техническое, финансовое, организационно-методическое, информационное, консультационное и иное обслуживание инновационной деятельности)

     Рисунок  представляет собой схематичное  отображение структуры НИС 

     

           В США считают, что  главным достижением 20-го века является создание национальной инновационной  системы, т.е. действенной системы  институтов, которая с помощью  своих сигналов позволяет создавать  в необходимый момент то или иное блестящее технологическое достижение.

        Основной проблемой национальной инновационной системы России является отсутствие крупных высокотехнологичных фирм, способных брать на себя внедрение высоких технологий. Национальная инновационная система включает в себя не только инфраструктурные элементы, но и нормативно-правовую базу, способствующую коммерциализации научно-технических разработок. В настоящее время целый ряд правовых документов, регулирующих хозяйственную деятельность организаций научно-технической сферы, не соответствует решаемым ими инновационным задачам. Важный элемент национальной инновационной системы – институциональная среда, т.е. совокупность законодательных актов, норм, правил и ведомственных инструкций, определяющих формы и методы взаимодействия занятых инновационной деятельностью.

 

     

     Заключение.

     Необходимо  отметить, что для стабильного  функционирования инновационной системы прежде всего необходимо сформировать законодательную базу. Потому что любой рядовой исследователь или инноватор, вкладывающий свои деньги и ресурсы в инновационные разработки, должен быть уверен в защищённости своих прав на изобретение и на получение соответствующего дохода от его использования 3ми лицами. В этом направлении предприняты серьёзные шаги, что отражено в принятии 4 части ГК.

     Многое  делается и в направлении переориентации национальной экономики с сырьевой на производственную. Правительство, ясно понимает, что «сырьевое благополучие» играет большую роль в финансовом благополучии, однако его роль нельзя переоценивать, так как в скорее конъюнктура рынка нефти измениться и будет необходимо изыскивать новые источники финансирования возросших потребностей. Поэтому уже сейчас из средств внебюджетных фондов начинается создание инфраструктуры будущей инновационной системы, которая послужит базой для переориентации экономики.

     Пока  у нас ещё остаётся определённый запас в ряде отраслей, особенно ВПК и по некоторым отдельным  разработкам в области электроники  и космоса. Однако в современном  мире скорость с которой этот запас тает, внушает серьёзные опасения за отечественные перспективы. В мире скорость научных исследований растёт с каждым годом, при чём получило широкое распространение получила специализация и привлечение крупного бизнеса к фундаментальным разработкам. В нашей стране это посыл был принят, и в разработке планов на техническое развитие и перевооружение фигурируют чёткие направления развития науки. Хотя на организационном уровне ощущается нехватка кадров и понимания роли инноваций на местах. Особенно это касается муниципалитетов. Несколько хуже у нас обстоят дела с привлечением крупного бизнеса в сферу инноваций.

     Российская  венчурная компания – это шаг  правительства в направлении  привлечения крупного бизнеса в  инновации. Государство предлагает в управление свои деньги, то есть деньги налогоплательщиков конечно, при этом сохраняя права на плоды венчурных  проектов. Дело ещё и в том, что  ранее было проблематично консолидировать  инвестиционные усилия на заданном направлении, теперь же государство как бы говорит, - «Вот вам пожалуйста деньги, только разработайте то, что мне надо». Как минусы можно отметь не прозрачность распределения прибыли и рисков по проектам. А так же не проработанные методы контроля за направлениями расходования средств фондов.

     Другое  дело Банк Развития. Эта организация  создаётся на базе уже существующих банков, что делает значительно проще  организацию и структурирование финансовых потоков. Важную роль в относительно быстром создании Банка сыграл президент  Путин, своим указам лично давший импульс его рождению. Однако у  Банка развития много задач и  поддержка инновация не является непосредственно главной среди  них. Однако условия предоставления финансовых ресурсов подразумевают  под собой наличие определенной инновационной составляющей, что  дополнительно усиливает его  роль в строительстве инновационной  системы РФ.

     Технопарки, Наукограды и Академгородки пока не имеют серьезного влияния на  инновационные процессы в РФ в силу различных причин. Технопраки ещё не успели себя показать. Пока строятся и, надо сказать, весьма активно. Их роль в становлении инновационной системы в официальных документах правительства очень велика. Можно сделать вывод о том, что правительство возлагает серьёзные надежды на технопарки.

     А вот с наукоградами всё гораздо хуже. И в первую очередь в связи с проблемами политического характера. Их будущее хотя и туманно, но всё-таки закреплено  в соответствующих документах. Исходя из текущей ситуации, можно сделать вывод, что государство не ставит программу развития наукоградов в статус приоритетной.

     Мы рассмотрели тему «Инновации и инновационная деятельность». Определили, что инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам. В своей работе мы представили классификацию инноваций различных авторов, выяснили  какие существуют стимулы к инновационной деятельности.

     Объектами инновационной деятельности являются разработки техники и технологий, научными предприятиями, находящимися независимо от организационно-правовой формы и формы собственности на территории страны. Субъекты инновационной деятельности – юридические лица независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, физические лица, иностранные организации и граждане, участвующие в инновационной деятельности.

     Мы определили, что немаловажную роль в инновационной сфере играет государство. Оно содействует повышению инновационной активности предприятий, что обеспечивает рост конкурентоспособности отечественной продукции на основе освоения научно-технических достижений и обновления производства. Центральное место в системе прямого государственного регулирования инновационной деятельности занимает финансирование инновационных проектов из бюджетных средств. В настоящее время наблюдается тенденция повышения доли бюджетных средств в структуре затрат на инновационную деятельность.

     Мы попытались выяснить, какова роль инноваций в развитии предприятий. И можно утверждать, что применение инноваций приводит к получению конкурентных преимуществ предприятия. Они способствуют увеличению объема производства, завоеванию новых рынков, росту прибыли, что ведет к эффективности работы и экономическому росту. Поэтому недооценив роль инноваций в жестких условиях конкуренции, компания рискует оказаться вне рынка.

     Что касается российских предприятий, то их инновационная активность в настоящее время увеличивается. Но существуют и некоторые проблемы в инновационной сфере. Во-первых, это отсутствие единого федерального закона  «Об инновационной деятельности», принятие которого необходимо. Во-вторых, это проблема кадров, под которой понимается переход специалистов в другие сферы деятельности, не связанные с их профессией, с целью обеспечить себе средства к существованию. В-третьих, проблема нехватки собственных средств предприятия на реализацию инновационных проектов. Необходимо отметить и тот факт, что нынешний этап развития инновационной деятельности в российской промышленности имеет антитехнологический харктер; все усилия современного промышленного менеджмента направлены преимущественно на учет потребностей рынка.

     Подводя итог, можно сделать вывод, что российские предприятия имеют большой инновационный потенциал. Для его развития необходимо увеличить поддержку отечественного бизнеса со стороны государства и в большей степени тех, которые осуществляют инновационную деятельность. Дальнейшее развитие инновационной сферы в России будет способствовать повышению конкурентоспособности предприятий.

      

     Список используемых источников 

1.Афонин  И.В. Инновационный менеджмент: Учебн.пособие. – М.: Гардарики, 2008.

2.Валигурский  Д.И. Организация предпринимательской  деятельности: Учебник. – М.: Дашков  и К, 2008.

3.Герчикова  И.Н. Менеджмент: Учебник. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.

4.Ильенкова  С.Ф. Инновационный менеджмент: Учебник  для ВУЗов. – М.: Банки и Биржи, 2003.

5.Инновационный  менеджмент: Учебн.пособие/ Под ред. Л.Н. Оголевой. – М.: ИНФРА-М, 2005.

6.Переходов  В.Н. Основы управления инновационной  деятельностью. – М.: ИНФРА-М, 2008.

7.Пригожин  А.И. Нововведения: стимулы и препятствия.  – М.: Проспект, 1999.

8.Фатхутдинов  Р.А. Инновационный менеджмент: Учебник.  – М.: ЗАО «Бизнес – шк.», 2006.

9.Басов  А.И. Инновации – главное направление  инвестиционного процесса // Финансы  и кредит. – 2006. - №5.

10.Бекетов  Н. Перспективы развития национальной  инновационной системы России // Вопросы экономики. – 2007. - №7.

11.Гаврилов  С. Инновации: польза и риски  // Директор информационной службы. – 2008. - №11.

12.Голиченко  О. Российская инновационная система:  принципы развития // Вопросы экономики.  – 2007. - №12.

13.Давыдова  Л.В. Инновации как фактор экономического  роста // Финансы и кредит. –  2008. - №17.

14.Данилов  И. Инновации как универсальный  инструмент повышения конкурентоспособности  предприятия // Стандарт и качество. – 2007. - №1.

15.Кобрин  Ю. Инновации – условие конкурентоспособности  //Экономист. – 2007. - №12.

16.Комков  Н.И. Роль инноваций и технологий  в развитии экономики и общества // Проблемы прогнозирования. –  2006. - №3.

17.Косоногова  И.А. Инновации, стимулы и цели // Дайджест – финансы. – 2007. - №3.

Информация о работе Государственная инновационная политика