Государственная поддержка инновационной деятельности в высшей школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 16:32, контрольная работа

Описание работы

Однако российское правительство не уделяет достаточного внимания проблемам вывода страны из кризиса. Вследствие этого Россия входит в ХХI век государством – инвалидом. По сравнению с 1989 г. спад производства в промышленности в 1996 г. составил 60%, 20% оборудования имеет возраст свыше 20 лет, промышленный потенциал страны к 2000 г. составил 30% потенциала 1992 г.
Для создания программы по выходу государства из кризиса, развитию научно-технического и инновационного потенциала страны необходима поддержка государства.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ………………………………………………………………4
ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ……………………………………....12
ГЛАВА 3. ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОРМЫ ПОДДЕРЖКИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ……………………14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..18
СПИСРК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………..19

Файлы: 1 файл

инновационный менеджмент.doc

— 83.50 Кб (Скачать файл)


 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3

 

ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВЕННАЯ  ПОДДЕРЖКА ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ………………………………………………………………4

 

ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ  РЕГУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ……………………………………....12

 

ГЛАВА 3. ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОРМЫ ПОДДЕРЖКИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ……………………14

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..18

 

СПИСРК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………..19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Государственное регулирование  и поддержка экономики и инновационных  процессов является одним из главных  условий перевода функционирования экономики на рыночные отношения. Главная функция государства в условиях рыночных отношений – защита свободы личности, собственности и предпринимательства.

 

Однако российское правительство  не уделяет достаточного внимания проблемам вывода страны из кризиса. Вследствие этого Россия входит в ХХI век государством – инвалидом. По сравнению с 1989 г. спад производства в промышленности в 1996 г. составил 60%, 20% оборудования имеет возраст свыше 20 лет, промышленный потенциал страны к 2000 г. составил 30% потенциала 1992 г.

 

Для создания программы  по выходу государства из кризиса, развитию научно-технического и инновационного потенциала страны необходима поддержка  государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ                

 

Все отрасли народнохозяйственного  комплекса страны в зависимости  от уровня конкурентоспособности своей  продукции можно разделить на три группы:

 

1. отрасли, имеющие  мировую конкурентоспособность;

 

2. отрасли, потенциально  конкурентоспособные на мировом рынке;

 

3. отрасли, неконкурентоспособные  на мировом рынке.

 

Первая группа отраслей включает в  себя отрасли, которые обладают большим  конкурентоспособным потенциалом  и давно работают на мировом рынке. Они производят конкурентоспособную продукцию. Это отрасли топливно-энергетического комплекса, химическая и алюминиевая промышленность. Они должны постоянно повышать свой производственно-экономический потенциал, чтобы удержаться на мировом рынке в период кризисов.

 

Отрасли второй группы производят продукцию, которая по многим параметрам близка к конкурентоспособной на мировом рынке. У них есть все возможности, чтобы выйти на мировой рынок и закрепиться на нем. Для этого им нужна определенная поддержка и помощь государства. К этим отраслям относятся оборонная промышленность, машиностроение и др.

 

Отрасли третьей группы включают в  себя агропромышленный комплекс, легкую и пищевую промышленность, промышленность строительных материалов и др. Их продукция  на мировом рынке не котируется. Поэтому они ориентированы главным образом на внутренний российский рынок. Как правило, эти отрасли имеют низкий производственно-экономический потенциал, незначительный объем производства, малорентабельны. Поэтому для выхода на мировой рынок им требуются большие затраты капитала, новая кадровая политика и т. п. Инновационная политика государства для каждой из этих групп отраслей должна осуществляться дифференцировано.

 

К мерам по государственной поддержке  отраслей первой и второй группы можно  отнести:

 

1. внутренний спрос на продукцию этого уровня (вооружение, авиация, ракетно-космическая техника, биотехнология, атомная энергетика, микроэлектроника и т.д.) должен генерироваться государством, а продажа на внешний рынок государством должна контролироваться.

 

2. Государственная поддержка сбыта продукции на внешний рынок.

 

3. Государственная поддержка формирования  совместных предприятий.

 

4. Создание и организация функционирования  совместных предприятий.

 

5. Формирование и оплата госзаказа  на высокотехнологичную продукцию.

 

6. Оказание государственного содействия  при создании вертикально интегрированных  холдинговых структур, включающих  в себя научно-исследовательские,  опытно-конструкторские, опытные  и серийные предприятия путем  предоставления головной компании  пакета акций.

 

К мерам по государственной  поддержке отраслей третьей группы относятся:

 

1. Стимулирование внутреннего  и внешнего спроса на потребительские  товары, выпускаемые российскими  предприятиями, путем роста заработной  платы.

2. Ипотечное кредитование  в целях стимулирования спроса на жилье и товары длительного пользования.

3. Предоставление населению  кредитов.

4. Направление бюджетных  средств только на приобретение  отличной продукции.

5. Развитие лицензионных  и сборочных производств предметов  потребления совместно с ведущими зарубежными фирмами.

6. Содействие в формировании  собственной сбытовой сети.

7. Создание в России  информационных систем по всем  видам выпускаемой продукции.

В целях государственной  поддержки важнейших инновационных  проектов по приоритетным направлениям научно-технического прогресса, освоения конкурентоспособных технологий и производств, а также мероприятий по освоению новых видов продукции в 1995г. был создан Федеральный фонд производственных инноваций в соответствии с постановлением Правительства РФ от 26.08.1995г. №827 «О Федеральном фонде производственных инноваций»1.

Федеральный фонд производственных инноваций – государственная  некоммерческая организация.

 

 

 


1 - "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ).

 

 

Основными задачами фонда  являются:

  • содействие государственной структурной, научно-технической и промышленной политике на основе поддержки инновационных проектов по приоритетным направлениям научно-технического прогресса;
  • участие в разработке, в проведении экспертизы и конкурсного отбора и в реализации инновационных проектов, направленных на структурную перестройку экономики и подлежащих реализации при поддержке данного фонда;
  • поддержка инновационной деятельности, подготовки и освоения производства принципиально новых видов продукции и технологий путем финансирования строительства, реконструкции и технического перевооружения объектов, создания уникальных научно-исследовательских и испытательных установок;
  • содействие строительству и реконструкции наукоемких производств.

При Правительстве РФ действует Правительственная комиссия по научно-инновационной политике В 1999 г. были созданы федеральные центры науки и высоких технологий в соответствии с постановлением Правительства РФ от18.06.1999г. №651 «О формировании федеральных центров науки и высоких технологий».2 Статус федерального центра науки и высоких технологий присваивается научным хозяйствующим субъектам (организациям), осуществляющим научно-техническое обеспечение решения важнейших проблем развития высокотехнологических отраслей реального сектора экономики.

 


 

2 -"Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ).

 

 

Статус присваивается  Правительством РФ по представлениям Правительственной комиссии по инновационной  политике. Присвоение данного статуса означает предоставление научным организациям государственного обеспечения их научно-технологической и образовательной деятельности при условии выполнения центром обязательств по выполнению конкретных задач.

На 1998-2000 гг. были установлены  следующие направления инновационной политики государства.

1. Разработка и усовершенствование  нормативно-правового обеспечения  инновационной деятельности, механизма  ее стимулирования, системы институционных  преобразований, защиты интеллектуальной  собственности в инновационной сфере и введение ее в хозяйственный оборот.

2. Создание системы  комплексной поддержки инновационной  деятельности, развития производства, повышения конкурентоспособности  и экспорта наукоемкой продукции.  В процессе активизации инновационной  деятельности необходимо участие не только органов государственного управления, коммерческих структур, финансовых учреждений, но и общественных организаций как на федеральном, так и на региональном уровнях.

3. Развитие инфраструктуры  инновационного процесса, включая систему информационного обеспечения, систему экспертизы, финансово-экономическую систему, производственно-технологическую поддержку, систему сертификации и продвижения разработок, систему подготовки и переподготовки кадров. Практика показывает, что причиной отставания является не низкий потенциал отечественных исследований и разработок, а слабая инфраструктура инновационной деятельности, отсутствие мотиваций товаропроизводителей к реализации новшества как способа конкурентной борьбы. Это приводит к невостребованности потенциала отечественной прикладной науки и техники.

 

4. Развитие малого  инновационного предпринимательства  путем формирования благоприятных  условий для образования и  успешного функционирования малых  высокотехнологических организаций  и оказания им государственной поддержки на начальном этапе деятельности.

 

5. Совершенствование  конкурсной системы отбора инновационных  проектов и программ. Реализация  в отраслях экономики относительно  небольших и быстро окупаемых  инновационных проектов с участием  частных инвесторов при поддержке государства позволит поддержать наиболее перспективные производства и организации, усилить приток в них частных инвестиций.

 

6. Реализация критических  технологий, приоритетных направлений,  способных преобразовать соответствующие отрасли экономики страны и ее регионов. Ключевой задачей формирования и реализации инновационной политики является выбор относительно небольшого числа важнейших базовых технологий, оказывающих решающее влияние на повышение производства и конкурентоспособности продукции в отраслях экономики и обеспечивающих переход к новому технологическому укладу.

 

7. Использование технологий  двойного назначения. Такие технологии  могут применяться как для  производства вооружений и военной  техники, так и для продукции  гражданского назначения.

 

Государственная инновационная  политика в базовых отраслях и  производствах будет направлена на ускоренное промышленное освоение отечественных и зарубежных научно-технических  и технологических достижений мирового уровня, воспроизводство природных ресурсов (минерального сырья, ресурсов питьевых и промышленных вод, ресурсов флоры и фауны и др.)

 

К формам государственной  поддержки научной и инновационной  деятельности можно отнести следующее:

  1. прямое финансирование;
  2. предоставление индивидуальным изобретателям и малым внедренческим предприятиям беспроцентных банковских ссуд;
  3. создание венчурных инновационных фондов, пользующихся значительными налоговыми льготами;
  4. отсрочка уплаты патентных пошлин по ресурсосберегающим изобретениям;
  5. реализация права на ускоренную амортизацию оборудования;
  6. создание сети технополисов, технопарков и т. п.

 

Основными направлениями государственной  поддержки инновационной политики являются следующие:

а) содействие повышению инновационной  активности, обеспечивающей рост конкурентоспособности отечественной продукции на основе освоения научно-технических достижений и обновления производства;

б) ориентация на всемерную поддержку  базисных и улучшающих инноваций, составляющих основу современного технологического уклада;

в) сочетание государственного регулирования инновационной деятельности с эффективным функционированием конкурентного рыночного инновационного механизма, защитой интеллектуальной собственности;

г) содействие развитию инновационной  деятельности в регионах России, межрегиональному и международному трансферту технологий, международному инвестиционному сотрудничеству, защита интересов национального  инновационного предпринимательства.

 

В России уже введен ряд льгот по инновационной деятельности малых предприятий. В частности, исключается из налогообложения прибыль, направленная на строительство, реконструкцию и обновление основных производственных фондов, освоение новой техники и технологий. Освобождены от НДС лизинговые платежи малых предприятий, действует упрощенный порядок налогообложения. Малым предприятиям разрешено списывать в первый год эксплуатации до 50% первоначальной стоимости основных фондов со сроком службы более трех лет в качестве амортизационных отчислений.

 

Созданы специализированные государственные органы – Госкомитет РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства, а также Федеральный  фонд поддержки малого предпринимательства, главной функцией которого является финансовое обеспечение соответствующих мероприятий, предоставление государственных гарантий под кредиты коммерческих банков и других финансовых структур малых предприятий. Правительством РФ утверждена Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства, включающая разработку подпрограммы развития и реконструкции малых предприятий, осваивающих новые технологии.

Информация о работе Государственная поддержка инновационной деятельности в высшей школе