Государственная поддержка инновационной деятельности в высшей школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 16:32, контрольная работа

Описание работы

Однако российское правительство не уделяет достаточного внимания проблемам вывода страны из кризиса. Вследствие этого Россия входит в ХХI век государством – инвалидом. По сравнению с 1989 г. спад производства в промышленности в 1996 г. составил 60%, 20% оборудования имеет возраст свыше 20 лет, промышленный потенциал страны к 2000 г. составил 30% потенциала 1992 г.
Для создания программы по выходу государства из кризиса, развитию научно-технического и инновационного потенциала страны необходима поддержка государства.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ………………………………………………………………4
ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ……………………………………....12
ГЛАВА 3. ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОРМЫ ПОДДЕРЖКИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ……………………14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..18
СПИСРК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………..19

Файлы: 1 файл

инновационный менеджмент.doc

— 83.50 Кб (Скачать файл)

 

К государственной поддержке  инновационной деятельности можно  также отнести финансирование НИОКР  и инновационных проектов из бюджетных  средств. Государственные ассигнования и субсидии могут предоставляться государственному и негосударственному секторам на собственно инновационные цели или на обеспечение инновационной составляющей инвестиций многоцелевого характера. В целях диверсификации инновационных вложений государства возможно создание специализированных государственных холдинговых и инновационных компаний. Важное значение для генерирования нововведений и создания первоначального спроса на инновации имеют государственные контракты на выполнение НИОКР и государственные заказы на инновационную продукцию. Эффективность инновационных процессов повышается при использовании механизмов конкурсности в распределении бюджетных средств.

В условиях ограниченных возможностей бюджетного финансирования инноваций возросла необходимость привлечения средств из дополнительных источников (собственных средств организаций, частных инвестиций и т.д.) то есть внебюджетных средств.

 

 

2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ  РЕГУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ

 

Государственная инновационная политика – это определение органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ целей инновационной стратегии и механизмов поддержки приоритетных инновационных программ и проектов.

 

В связи с возрастающим значением инновационной деятельности для экономики и общества в целом возрастает и необходимость регулирования государством инновационной сферы.

 

Под влиянием инноваций  меняется также и сама структура  экономики. Ведь за счет роста эффективности  использования ресурсов некоторая их часть высвобождается и перераспределяется в другие сферы деятельности.

 

Изменяется также и  экономическая организация общества в целом. Появляются новые общественные институты и хозяйственные организации, изменяется содержание взаимосвязей между  ними.

 

Активизация инновационных процессов в научно-технической сфере становится важнейшим условием создания высокоэффективной экономики на современной технологической базе.

 

На сегодняшний день российская статистика свидетельствует  об упадке российской науки, уменьшении числа активных инновационных компаний. Наша страна отстает в сфере высоких технологий от развитых и развивающихся стран, соответственно падает конкурентоспособность отечественной продукции.

 

Устранить возникшее  противоречие можно лишь вмешательством государства в сферу рыночной инновационной деятельности.

 

В рыночной экономике  инновации – это основное средство увеличения прибыли хозяйствующих  субъектов за счет большего удовлетворения рыночного спроса, снижения производственных издержек по сравнению с конкурентами. Однако оставлять рынок инноваций неконтролируемым совершенно недопустимо, так как опыт зарубежных стран с рыночной экономикой показывает, что в вопросах научно-технического развития нельзя полностью полагаться на автоматизм рынка. Использование инноваций не может быть частной проблемой той или иной компании или региона в целом, она все больше приобретает общественный характер, поскольку социально-экономические перспективы развития той или иной страны все сильнее зависят от того, насколько слаженно протекают там инновационные процессы не только в целом по стране, но и в отдельно взятых регионах. Приоритет централизованных методов регулирования процессами инновации доказан мировой практикой.

 

Важнейшие задачи государственной  научно-технической политики:

 

1) содействие повышению  инновационной деятельности, обеспечивающей  рост конкурентоспособности отечественной  продукции, благодаря применению  научно-технических достижений производства  и обновлению производства;

 

2) создание оптимальных  условий для эффективного функционирования рыночного инновационного механизма.3

 

 

3. ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОРМЫ ПОДДЕРЖКИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ

 

К основным внебюджетным формам поддержки инновационной  деятельности относятся следующие:

1. государственная правовая защита и поддержка инноваторов, особенно малого предпринимательства;

2. создание государственных  налоговых, кредитных, таможенных, амортизационных, арендных (в т.ч.  лизинговых) льгот инноваторам;

3. включение без финансирования  внебюджетных инновационных проектов в комплексные федеральные инновационно-инвестиционные программы;

4. государственное научно-методическое  обеспечение инновационного менеджмента  государственными стандартами, методичками,  инструкциями, положениями и другими  документами по различным аспектам анализа, прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования инновационного решения;

5. государственное обеспечение  инновационной деятельности информацией;

 

 


 

3 - И. Ю. Евграфова, Е. О. Красникова «Инновационный менеджмент»

 

 

6. проведение государственной протекционисткой политики во внешнеэкономической деятельности инноваторов;

7. оказание государственной  помощи инноваторам в проведении  сертификации, маркетинговых исследований, рекламы и сбыта новой продукции  (услуг);

8. государственная поддержка инноваторам в осуществлении ремонта сложной техники;

9. осуществление государственной  поддержки в углублении внутренней  и международной кооперации;

10. создание системы  федеральных внебюджетных фондов, союзов, ассоциаций по поддержке  различных аспектов инновационной деятельности;

11. осуществление государственного  учета и контроля использования  средств внебюджетных фондов.

 

Важнейшей формой внебюджетной поддержки инновационной деятельности является создание и функционирование внебюджетных фондов. Внебюджетные фонды образуются в соответствии с Постановлением Правительства РФ, утвердившим “Порядок образования и использования отраслевых и межотраслевых внебюджетных фондов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ” от 12.04.1994 г.1 Субъектами образования внебюджетных фондов являются.

 

Министерство науки  и технологий РФ образует Российский фонд технологического развития;

 

  1. федеральные министерства – внебюджетные фонды соответствующих министерств;

 

  1. иные федеральные органы исполнительной власти – внебюджетные фонды ведомств;
  2. корпорации, концерны и ассоциации могут образовывать внебюджетные фонды объединений.

 

В соответствии с постановлением Правительства РФ внебюджетные фонды  формируются за счет добровольных отчислений предприятий и организаций независимо от форм собственности в размере до 1.5% от себестоимости реализуемой продукции. Значительную роль в развитии инновационного предпринимательства играет Указ Президента РФ “О частных инвестициях в Российской Федерации” от 17.09.1994 г. Данный указ принят в целях привлечения частных инвестиций.

 

В этом указе предусматривается  ежегодное выделение средств  федерального бюджета в размере 0.5% ВВП на финансирование высокоэффективных  инвестиционных проектов, подготовленных с участием коммерческих структур, при условии размещения этих средств на конкурсных началах. Там же установлено, что право на участие в конкурсе имеют коммерческие высокоэффективные инвестиционные проекты, связанные в первую очередь с развитием точек роста экономики, по которым инвестор вкладывает не менее 20% собственных средств и срок окупаемости которых не превышает 2 лет.4

 

 

 


4 -  Инновационный менеджмент: Справ. пособие / под ред. П.Н. Завлина, А.К. Казанцева, Л.Э. Миндели. – СПб.: Наука, 1997.

 

 

 

 

 

Создание внебюджетных федеральных фондов способствует завершению рентабельных научных проектов включая патентование за рубежом и сертификацию мирового уровня, что необходимо для выхода отечественных инновационных фирм на зарубежный рынок, ускорения продвижения на рынок наиболее перспективных разработок.

 

Число внебюджетных фондов возросло с 57 в 1994 г. до 71 в 1996 г., объем  аккумулируемых ими средств увеличился с 12 млрд. руб. в 1994 г. до 500 млрд. руб. в 1995 г.

 

Для осуществления государственной  поддержки высокоэффективных инновационных проектов Постановлением Правительства РФ от 26.08 1995 г. был создан Федеральный фонд производственных инноваций, который на возвратной основе должен поддерживать инновационные проекты, способные инициировать прогрессивные сдвиги в промышленности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Одним из важнейших направлений  формирования инновационной инфраструктуры в России является формирование инновационных  центров, внебюджетных и бюджетных  фондов которые поддерживают деятельность наукоемких инновационных предприятий  и способствуют передаче на рынок готовой научно-технической продукции.

 

Созданы Союз инновационных  предприятий, Союз независимых инжиниринговых организаций, Ассоциация управления проектами  и ряд других, объединившихся в  Российский инновационный союз, Ассоциацию поддержки малых инновационных предприятий.

 

Основной целью своей  деятельности данные организации ставят освоение и реализацию на внутреннем и внешнем рынках конкурентоспособной  продукции и технологий на базе инноваций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ).

 

2. Гражданский кодекс Российской Федерации. – М.: ИНФРА-М, 1996.

 

3. Инновационный менеджмент И. Ю. Евграфова, Е. О. Красникова, 2000.

 

4. Инновационный менеджмент: Справ. пособие / под ред. П.Н. Завлина, А.К. Казанцева, Л.Э. Миндели. – СПб.: Наука, 1997.

 

5. Инновационный менеджмент. Учебник для вузов / С.Д. Ильенкова, Л.М. Гохберг, С.Ю. Ягудин и др.; Под ред. С.Д. Ильенковой. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997.

 

6. Инновационный менеджмент, Мухамедьяров А. М., , Инфра-М, 2008


Информация о работе Государственная поддержка инновационной деятельности в высшей школе