Государственная собственность как объект управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 13:11, реферат

Описание работы

Управление федеральной собственностью лежит в основе государственного регулирования экономики всех промышленно развитых стран. В той или иной степени именно право собственности государства используется для его прямого и косвенного воздействия на экономику страны в целом.

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 39.06 Кб (Скачать файл)

Введение 

     Управление  федеральной собственностью лежит в основе государственного регулирования экономики всех промышленно развитых стран. В той или иной степени именно право собственности государства используется для его прямого и косвенного воздействия на экономику страны в целом. 

     Долгое  время опыт ведущих мировых стран в этом направлении служил объектом изучения отечественных экономистов и деятелей практического управления лишь в той мере, в какой это было необходимо для критики, содержавшей значительную составляющую идеологии. Приемы и методы централизованного, бюрократического управления федеральной собственностью при этом воспринимались как нечто само собой разумеющееся и самодостаточное. 

     Ситуация  коренным образом изменилась в период экономического  
реформирования отечественной экономики. Современное состояние этого вопроса характеризуется как полным отсутствием в отечественной экономической науке сколько-нибудь разработанной теории этого вопроса, так и явным недостатком опыта реального использования органами государственной власти возможностей воздействия на экономические процессы через осознанное распоряжение той частью национального богатства, которая находится в федеральной собственности. 

     Наиболее  актуальными задачами в области  практического управления  
федеральной собственностью сегодня можно считать уточнение структуры и  
состава федеральной собственности, формализацию целей, задач и принципов ее функционирования, определение критериев эффективности управления, которые, в свою очередь, требуют поиска и обоснования методических подходов к решению конкретных экономических задач – оценки отдельных объектов федеральной собственности и определения эффективных направлений их структурного развития. 
 

1. Структура и классификация  государственной  собственности 

     Понятие собственности, прежде всего, как экономической  категории характеризует определенный перечень прав по отношению к отдельным  элементам национального богатства. Другими словами, собственность  – это отношение между человеком, группой или сообществом людей (субъектом), с одной стороны, и  любой субстанцией материального  мира (объектом), с другой стороны, заключающееся  в постоянном или временном, частичном  или полном отчуждении, отсоединении, присвоении объекта субъектом.

     Реализация  права собственности предполагает выделение объекта и субъекта этого процесса.

     Субъект собственности – активная сторона отношений собственности, имеющая возможность и право обладания объектом собственности.

     Объект  собственности – пассивная сторона отношений собственности в виде предметов природы, имущества, вещества, информации, духовных и интеллектуальных ценностей, целиком или в какой-то степени принадлежащий субъекту.

     Структура федеральной собственности

     По  действующей Конституции в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом государственная, муниципальная, частная и иные формы собственности. При этом проводимые в отношении  собственности преобразования не снимают  с федеральных органов задач  по управлению ею.

     Во-первых, часть объектов собственности осталась закрепленной за государством, формирует  понятие федеральной собственности  и нуждается в управляющих  воздействиях, направленных на достижение общегосударственных целей.

     Во-вторых, государство обладает достаточными властными полномочиями для решения  вопросов об изменении форм собственности  на конкретные объекты.

     В-третьих, по отношению к объектам любой  формы собственности на государство  возлагается целый ряд обязанностей: регистрация прав собственности, защита прав собственности, юридическое обеспечение  взаимоотношений между разными  собственниками и т.п.

     В-четвертых, эффект отдачи собственности существенным образом зависит от состояния  экономической среды, в которой  она функционирует.

     Таким образом, государство имеет возможность  косвенно участвовать в управлении всеми формами собственности  через создание рыночных механизмов, через финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, через проведение соответствующей фискальной политики, через контроль над монополиями  и др.

     Постановка  и решение проблемы совершенствования  системы управления государственной  собственностью требует ее структуризации с целью выделения однотипных групп объектов, для которых целесообразно  использовать одинаковые управляющие  воздействия. При формировании перечня  объектов, которые должны быть включены в состав государственной собственности, прежде всего, их следует разделить на три группы по степени значимости и функциональному назначению.

     Первая  группа. Объекты, предназначенные для выполнения общегосударственных задач. К их числу относятся объекты, связанные с:

  1. обеспечением обороны и безопасности;
  2. защитой государственных границ, территориального моря и воздушного пространства;
  3. проведением внешней политики и поддержанием международных отношений;
  4. управлением государственными экономическими службами, включая Центральный банк Российской Федерации;
  5. функционированием органов государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной);
  6. проведением фундаментальных научных исследований;
  7. контролем за природопользованием и охраной окружающей среды;
  8. охраной памятников истории и культуры;
  9. хранением государственных запасов и резервов;
  10. эксплуатацией и обслуживанием крупных транспортных магистралей.

     В эту группу должна быть включена большая  часть природных ресурсов – недра, земля, лесной фонд, водные ресурсы, воздушное  пространство.

     На  данную группу должно распространяться исключительное право государственной  собственности, позволяющее прямо  и оперативно применять все возможные  методы управления, формулируемые исходя из меняющейся политической ситуации и оптимизируемые по критериям эффективности.

     Вторая  группа. Объекты, обеспечивающие поддержание и развитие экономического потенциала страны. В их состав могут быть включены предприятия:

  1. электроэнергетики;
  2. по добыче и переработке нефти и газа;
  3. по добыче и переработке драгоценных металлов и камней, радиоактивных и редкоземельных элементов;
  4. авиакосмической техники;
  5. атомного машиностроения;
  6. по разработке и производству систем вооружения и боеприпасов;
  7. трубопроводного транспорта и другие.

     Перечень  объектов этой группы с течением времени  может меняться. По мере развития рыночного  хозяйства и улучшения общей  экономической ситуации в стране число таких объектов в составе  государственной собственности  может сокращаться за счет их перехода в негосударственные формы, причем передача должна осуществляться только на основании критериев государственной эффективности.

     Третья  группа. Объекты, через которые государство берет на себя функции проведения централизованной социально-экономической политики и социальной защиты населения. В их числе могут быть:

  1. учреждения и организации здравоохранения;
  2. высшие и средние специальные учебные заведения;
  3. общеобразовательные школы;
  4. учреждения культуры и искусства;
  5. федеральные органы социального страхования и социального обеспечения;
  6. учреждения социальной защиты, в том числе дома для престарелых, реабилитационные центры для инвалидов и др.

     На  большинство объектов этой группы, как правило, должно распространяться полное право государственной собственности. Вместе с тем, цели и методы управления имуществом таких объектов должны учитывать  некоммерческий характер их деятельности и ориентироваться на рационализацию расходования федеральных средств, направляемых на соответствующие цели.

     Классификация федеральной собственности

     Федеральная собственность (ФС) может быть классифицирована по следующим классификационным  признакам:

     1. По видам:

  1. недвижимая собственность (недвижимое имущество, недвижимость) – земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, а также подлежащие федеральной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты и другое имущество;
  2. движимая федеральная собственность – имущество, не относящееся к недвижимому, включая деньги и ценные бумаги;
  3. информация;
  4. результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность);
  5. другая собственность.

     2. По отраслевому  признаку:

  1. объекты федеральной собственности, включенные в состав конкретной отрасли экономики и имеющие специфические отраслевые особенности, например, ТЭК, транспорт, связь, АПК и др.;
  2. памятники культуры.

     3. По степени ликвидности  (например, для пакетов акций, находящихся в федеральной собственности):

  1. низколиквидные (неликвидные) объекты ФС, например, госпакеты акций, у которых рост индекса курсовой стоимости меньше (существенно меньше) либо равен индексу инфляции;
  2. стабильные, среднерисковые объекты ФС, например, госпакеты акций, у которых рост индекса курсовой стоимости меньше либо равен 1,5 индекса инфляции;
  3. высоколиквидные объекты ФС, например, госпакеты акций, у которых рост индекса курсовой стоимости больше 1,5 индекса инфляции;
  4. акции голубых фишек (blue chips) – акции компаний, ликвидность которых на рынке является наивысшей.

     4. По величине госдоли (госпакета акций):

  1. 100% у государства – АО или государственные унитарные предприятия;
  2. 75% + 1 акция – у государства квалифицированное большинство акций;
  3. 50% + 1 акция – у государства контрольный пакет акций;
  4. 25% + 1 акция – у государства блокирующий пакет;
  5. “Золотая акция” – специальное право государства на блокирование решений общего собрания акционеров.

     5. По степени закрепления  госдоли (госпакета акций):

  1. казенные предприятия;
  2. предприятия с закрепленным у государства пакетом акций (не подлежат продаже);
  3. предприятия с частично закрепленным госпакетом акций (продажа по постановлению Правительства Российской Федерации);
  4. предприятия с незакрепленным госпакетом акций (продажа в обычном порядке: на аукционе, специализированном аукционе, бирже и др.).

     6. По степени индустриализации:

  1. объекты промышленности;
  2. объекты ТЭК;
  3. объекты АПК;
  4. памятники культуры и др.

     7. По степени участия  на рынке производимой  продукции:

  1. монополии (в соответствии с действующим законодательством более 35% продукции);
  2. не монополии и др.
 

2. Система управления  государственной  собственностью 

     Реализация  права государства на объекты  собственности достигается через  функционирование системы управления государственной собственностью (рис. 1 и рис. 2), под которой понимается совокупность органов государственной и исполнительной власти, территориальных органов (агентств) Федерального органа по управлению государственной собственностью (Мингосимущества России), органов управления собственностью субъектов РФ и объектов государственной собственности.

Информация о работе Государственная собственность как объект управления