Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 13:11, реферат
Управление федеральной собственностью лежит в основе государственного регулирования экономики всех промышленно развитых стран. В той или иной степени именно право собственности государства используется для его прямого и косвенного воздействия на экономику страны в целом.
Введение
Управление федеральной собственностью лежит в основе государственного регулирования экономики всех промышленно развитых стран. В той или иной степени именно право собственности государства используется для его прямого и косвенного воздействия на экономику страны в целом.
Долгое время опыт ведущих мировых стран в этом направлении служил объектом изучения отечественных экономистов и деятелей практического управления лишь в той мере, в какой это было необходимо для критики, содержавшей значительную составляющую идеологии. Приемы и методы централизованного, бюрократического управления федеральной собственностью при этом воспринимались как нечто само собой разумеющееся и самодостаточное.
Ситуация
коренным образом изменилась в период
экономического
реформирования отечественной экономики.
Современное состояние этого вопроса
характеризуется как полным отсутствием
в отечественной экономической науке
сколько-нибудь разработанной теории этого
вопроса, так и явным недостатком опыта
реального использования органами государственной
власти возможностей воздействия на экономические процессы
через осознанное распоряжение той частью
национального богатства, которая находится
в федеральной собственности.
Наиболее
актуальными задачами в области
практического управления
федеральной собственностью сегодня можно
считать уточнение структуры и
состава федеральной собственности, формализацию
целей, задач и принципов ее функционирования,
определение критериев эффективности
управления, которые, в свою очередь, требуют
поиска и обоснования методических подходов
к решению конкретных экономических задач
– оценки отдельных объектов федеральной собственности
и определения эффективных направлений
их структурного развития.
1.
Структура и классификация
государственной
собственности
Понятие
собственности, прежде всего, как экономической
категории характеризует
Реализация
права собственности
Субъект собственности – активная сторона отношений собственности, имеющая возможность и право обладания объектом собственности.
Объект собственности – пассивная сторона отношений собственности в виде предметов природы, имущества, вещества, информации, духовных и интеллектуальных ценностей, целиком или в какой-то степени принадлежащий субъекту.
Структура федеральной собственности
По
действующей Конституции в
Во-первых,
часть объектов собственности осталась
закрепленной за государством, формирует
понятие федеральной
Во-вторых, государство обладает достаточными властными полномочиями для решения вопросов об изменении форм собственности на конкретные объекты.
В-третьих,
по отношению к объектам любой
формы собственности на государство
возлагается целый ряд
В-четвертых, эффект отдачи собственности существенным образом зависит от состояния экономической среды, в которой она функционирует.
Таким образом, государство имеет возможность косвенно участвовать в управлении всеми формами собственности через создание рыночных механизмов, через финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, через проведение соответствующей фискальной политики, через контроль над монополиями и др.
Постановка и решение проблемы совершенствования системы управления государственной собственностью требует ее структуризации с целью выделения однотипных групп объектов, для которых целесообразно использовать одинаковые управляющие воздействия. При формировании перечня объектов, которые должны быть включены в состав государственной собственности, прежде всего, их следует разделить на три группы по степени значимости и функциональному назначению.
Первая группа. Объекты, предназначенные для выполнения общегосударственных задач. К их числу относятся объекты, связанные с:
В эту группу должна быть включена большая часть природных ресурсов – недра, земля, лесной фонд, водные ресурсы, воздушное пространство.
На данную группу должно распространяться исключительное право государственной собственности, позволяющее прямо и оперативно применять все возможные методы управления, формулируемые исходя из меняющейся политической ситуации и оптимизируемые по критериям эффективности.
Вторая группа. Объекты, обеспечивающие поддержание и развитие экономического потенциала страны. В их состав могут быть включены предприятия:
Перечень объектов этой группы с течением времени может меняться. По мере развития рыночного хозяйства и улучшения общей экономической ситуации в стране число таких объектов в составе государственной собственности может сокращаться за счет их перехода в негосударственные формы, причем передача должна осуществляться только на основании критериев государственной эффективности.
Третья группа. Объекты, через которые государство берет на себя функции проведения централизованной социально-экономической политики и социальной защиты населения. В их числе могут быть:
На
большинство объектов этой группы,
как правило, должно распространяться
полное право государственной
Классификация федеральной собственности
Федеральная собственность (ФС) может быть классифицирована по следующим классификационным признакам:
1. По видам:
2. По отраслевому признаку:
3. По степени ликвидности (например, для пакетов акций, находящихся в федеральной собственности):
4. По величине госдоли (госпакета акций):
5. По степени закрепления госдоли (госпакета акций):
6. По степени индустриализации:
7. По степени участия на рынке производимой продукции:
2.
Система управления
государственной
собственностью
Реализация
права государства на объекты
собственности достигается
Информация о работе Государственная собственность как объект управления