Государственная собственность как объект управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 13:11, реферат

Описание работы

Управление федеральной собственностью лежит в основе государственного регулирования экономики всех промышленно развитых стран. В той или иной степени именно право собственности государства используется для его прямого и косвенного воздействия на экономику страны в целом.

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 39.06 Кб (Скачать файл)

     Органы  исполнительной власти на любом уровне системы управления имеют полномочия управлять только тем имуществом, которое передано им в собственность. В качестве одного из вариантов построения многоуровневой системы управления можно рассмотреть следующий:

     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

     1. Макроуровень (федеральный) – уровень взаимодействия федеральных органов законодательной и исполнительной власти, включающий Президента РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, субъекты Российской Федерации, владельцев федерального имущества, фискальные и иные министерства, ведомства, иностранные организации и фонды.

     2. Мезоуровень – уровень взаимодействия элементов системы управления Мингосимущества России со структурными подразделениями других министерств и ведомств, территориальными органами, другими организациями и учреждениями Министерства.

     3. Микроуровень – уровень взаимодействия структурных подразделений аппарата Мингосимущества России между собой.

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рис. 1.14. Функциональная схема управления

государственной собственностью 

     Повышение эффективности управления государственной  собственностью требует обоснования  участия органов федерального управления в этом процессе. Особую роль в этой системе должно играть Министерство государственного имущества Российской Федерации, которое специализируется на решении задач управления государственной собственностью и поэтому должно быть наделено полномочиями, достаточными для выполнения делегированных ему государством основных функций.

3. Принципы совершенствования системы управления государственной собственностью

 

     Накопленный на сегодняшний день опыт управления сложными системами, к которым относится и государственная собственность, показывает, что концептуальной основой управления ею должен стать системный подход.

     Системный подход дает возможность исследовать  проблемы управления государственной  собственностью в единстве с проблемами развития экономики в целом, оценить  характер их взаимосвязи, учесть влияние  внешних условий на процессы управления государственной собственностью. Современный  уровень развития системной методологии  и результаты отечественного и зарубежного  опытов ее применения на практике позволяют  сформулировать методологические принципы, на основе которых должна разрабатываться  и совершенствоваться система управления государственной собственностью. Эти  принципы заключаются в следующем.

     Принцип системности

     Он  является ключевым, в решающей степени  определяющим содержание всех остальных  принципов, а также формирование методологии решения проблемы в целом. Его суть заключается в том, что система управления государственной собственности (СУ ГС) должна рассматриваться как единое целое. Значение этого принципа заключается в том, что он фактически предопределяет выбор целевых установок и соответственно методов управления.

     Каждый  объект системы может либо состоять из нескольких взаимосвязанных частей, т.е. сам являться системой, именуемой  в этом случае подсистемой, либо представлять собой «первичный» элемент, не подлежащий дальнейшему разбиению в рамках поставленной задачи. Различают системы открытого типа, когда они могут взаимодействовать с внешней средой и обмениваться с ней информацией, ресурсами, энергией, и закрытого типа, не имеющие никакой связи с внешней средой.

     Применительно к СУ ГС, можно констатировать, что она:

  1. во-первых, относится к классу управляемых систем, поэтому поиск и обоснование рациональных способов управления в интересах достижения экономической эффективности и является главной задачей планирования ее развития;
  2. во-вторых, является динамической системой, т.к. основные параметры, характеризующие ее состав, качество и структуру, меняются с течением времени;
  3. в-третьих, является системой открытого типа, т. к. необходимые для своего развития ресурсы получает из внешней среды (от системы вышестоящего уровня), а в процессе функционирования самым непосредственным образом взаимодействует с другими системами;
  4. в-четвертых, имеет иерархическую многоуровневую структуру.

     Суммируя  все сказанное можно заключить, что система управления государственной  собственностью является открытой адаптивной управляемой динамической системой, имеющей многоуровневую иерархическую  структуру, что требует соблюдения определенных подходов к планированию ее развития. Именно в этом смысле следует  понимать вывод о том, что принцип  системности определяет содержание всех других принципов управления.

     Принцип учета внешней  среды

     Траектория  развития системы управления государственной  собственностью, как открытой системы, зависит от воздействия факторов внешней среды, основными из которых  являются экономическая целесообразность и финансовые возможности государства  по содержанию государственной собственности.

     Принцип иерархии целей

     Обладая многоуровневой иерархической структурой, СУ ГС состоит из большого числа  компонентов различной степени  сложности. Многие объекты государственной  собственности обладают специфическими качествами, что делает необходимым  участие в управлении объектами  государственной собственности  различных организаций (например, органов  управления, аудиторских фирм и т.д.). Поэтому в целях обеспечения  сбалансированного развития всех объектов государственной собственности  чрезвычайно важным является согласование целей развития всех ее компонентов. Такое согласование и обеспечивает системный подход.

     Таким образом, системный подход устанавливает  четкий порядок определения целей  развития всех компонентов системы  управления государственной собственностью по принципу «сверху – вниз»: сначала, исходя из задач, роли и места СУ ГС в экономике России, определяются направления (стратегия) ее развития. Исходя из этого, определяются цели развития подсистем первого уровня. Затем, на основе целей развития каждой из этих подсистем, определяются цели развития компонентов подсистем второго  уровня и т. д. до последнего уровня, т. е. строится определенное иерархическое  дерево целей развития всех компонентов  системы управления госсобственностью. При этом на разных иерархических  уровнях могут применяться различные  способы задания целей.

     Принцип итерационности процесса обоснования

     Сложная многоуровневая структура системы  управления государственной собственностью приводит к тому, что решения, принимаемые  на каждом уровне, оказываются зависимыми от решений, принятых на других уровнях. Это обстоятельство чрезвычайно  усложняет процесс принятия решения.

     Разрешению  этих противоречий способствует изучение предыстории вопроса, опыт и интуиция исследователей, а также применение рассматриваемого ниже принципа скользящего планирования. Но в наибольшей степени выбору наилучшего сочетания “цели-возможности” способствует применение итерационной процедуры обоснования.

     Суть  этой процедуры заключается в  следующем. Сначала на основе опыта  и предыстории последовательно, по направлению «сверху-вниз», формируется дерево целей развития всех компонентов СУ ГС, определяются рациональные варианты их достижения и рассчитываются объемы необходимых ресурсов. Затем в обратном порядке, «снизу-вверх», последовательно по уровням проводится оценка соответствия предлагаемых вариантов целям развития этих компонентов. На самом верхнем уровне системы управления государственной собственностью проводится окончательная оценка соответствия предлагаемого варианта целям развития государственной системы и возможностям государства по ее содержанию. В случае выявленного несоответствия цели развития государственной собственности корректируются, и вся процедура повторяется вновь до достижения требуемого соответствия.

     Принцип эффективности использования  ресурсов

     Рациональное  управление государственной собственностью может быть обеспечено только в том  случае, если развитие всех компонентов  СУ ГС согласовано и взаимосвязано. При этом для каждого компонента этой структуры существуют, как правило, различные варианты достижения соответствующих  целей развития

     В общем случае, под рациональным вариантом  развития понимается вариант, обеспечивающий наиболее эффективное использование  ресурсов. Другими словами, принимаемая  стратегия развития СУ ГС, должна быть таким вариантом, при котором  достигается наилучшее по сравнению  со всеми другими возможными вариантами использование выделяемых для этого  ресурсов.

     Методология экономического обоснования выбора наилучшего варианта требует оценки каждого варианта по трем группам  показателей, характеризующим соответственно достигаемую эффективность, затрачиваемые ресурсы и время . В силу наличия большого числа различного рода ограничений рациональный вариант развития, как правило, является результатом достижения определенного компромисса (баланса) между представлениями о требуемом уровне эффективности, потребными для этого ресурсами и сроками реализации.

     Таким образом, использование основополагающих принципов системного подхода применительно  к проблеме управления государственной  собственностью заключаются в следующем.

     1. Система управления государственной  собственности должна рассматриваться  как единое целое.

     2. Система управления государственной  собственностью должна функционировать  в соответствии с местом, занимаемым  ею в экономике государства  и с учетом возможностей государства  по ее содержанию, управлению  и развитию.

     3. Цели управления государственной  собственностью должны соответствовать  целям развития системы более  высокого уровня – экономики  государства в целом.

     4. Управление государственной собственностью  должно быть построено как  многоэтапный итерационный процесс.

     5. Целесообразность выделения государственных  ресурсов на содержание и развитие  различных составных частей СУ  ГС должна определяться исходя  из их вклада в достижение  целей системы вышестоящего уровня.

     6. Управление государственной собственностью  должно осуществляться, прежде всего,  исходя из долгосрочных целей развития.

     7. Управление государственной собственностью  должно быть.

     Также надо отметить, что эффективное управление государственной собственностью связано не только с использованием современных методов управления, но и с подбором и расстановкой управленческих кадров.

Заключение 

     Государственная форма собственности характеризуется  тем, что субъектами – распорядителями  ее являются органы государственной  власти, а объектами собственности  могут быть земля, природные ресурсы, основные средства, здания и сооружения, материальные ресурсы, финансы, информация, культурные и духовные ценности.

     Реализация  права государства на объекты  собственности достигается через  функционирование системы управления государственной собственностью, представляющей собой совокупность государственных  органов законодательной и исполнительной власти, территориальных органов  управления, их функций, связей и отношений, а также объектов государственной  собственности. В систему обязательно  включаются средства связи и вычислительные средства, обеспечивающие эффективное  решение информационных и аналитических  задач в интересах принятия рациональных управленческих решений.

     Для решения задач, стоящих перед  системой управления государственной  собственностью необходимо, чтобы ее функционирование осуществлялось на основе принципов системности, учета внешней  среды, иерархии целей, итерационности процесса обоснования, эффективности использования ресурсов, приоритета долгосрочных целей, скользящего планирования. 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы 

     1. Бандурин В.В., Касаткин В.В., Торопов С.В. Проблемы реформирования системы управления государственной собственностью. – М.: Полиграфресурсы, 2000. – 336 с.

     2. Бандурин В.В., Кузнецов В.Ю. Управление государственной собственностью – М.: "Наука и экономика". 2005. – 151 с.

     3. Талапина Э.В. Управление государственной собственностью – СПб.: Юрид. центр Пресс, 2002. – 455 с.

Информация о работе Государственная собственность как объект управления