Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 06:31, контрольная работа
Данная тема является актуальной, так как теория муниципального управления разрабатывает и обосновывает принципы, функции, методы, технику и технологию муниципального управления, а также системы, структуры и формы организации муниципального управления, т.е. научные основы обеспечения этой деятельности, принятия и реализации управленческих решений. Она отражает специфику муниципального управления в рамках демократической общественной системы, ее место и роль в реализации государственной социальной политики.
1.Введение 3
2.Понятие «Муниципальное управление» .Предмет, цель, 5
методы муниципального управления. Организационные
основы муниципального управления.
3.Раскройте сущность региональной экономической политики. 11
Охарактеризуйте методы региональной экономической политики.
4.Заключение 15
5.Список используемой литературы. 16
11
Раскройте сущность региональной экономической политики.
Охарактеризуйте методы региональной экономической политики.
Региональная экономическая политика (РЭП) - это часть государственной политики, которая включает в себя ее региональные аспекты. Она направлена на использование благоприятных факторов и по мере возможности - нейтрализацию неблагоприятных (инфляция, безработица и т.д.). Так же направлена на достижение целей социально-экономического развития. РЭП также является ядром системы гос. регулирования регионального экономического развития.
РЭП имеет 2 уровня: федеральный и субфедеральный. На федеральном уровне РЭП занимается проблемами национальной экономики, отношениями между центром и субъектами федерации. При этом центр может вмешиваться в решение каких-либо проблем и задач регионов, только если они имеют федеральную значимость (например: какие-либо чрезвычайные ситуации, освоение месторождения стратегического сырья и т. д.). На субфедеральном уровне РЭП занимается внутренними делами регионов: обеспечением населения продовольствием, энергией, регулированием отношений субъекта федерации с муниципальным образованием. [3;стр19]
Муниципальные власти являются
субъектами региональной политики, и
в их компетенции находятся широкий
круг вопросов, касающихся жизнедеятельности
и хозяйства муниципальных
Также существуют межрегиональные ассоциации экономического взаимодействия. Они занимаются координацией социально-экономического развития групп сопредельных регионов, а также их взаимодействием с
12
федеральным центром. Таким образом РЭП является результатом взаимодействия всех уровней власти, представляющих интересы населения.
Цели региональной экономической политики государственных властных структур тесно связаны с целями регионального развития. Поэтому прежде чем определить цели политики, дадим определение целей развития экономики региона, имеющих объективный характер и обусловленных нынешним состоянием и перспективами развития региона.
Целью региональной политики в экономической сфере является рациональное использование разных видов ограниченных производственных ресурсов в целях повышения уровня и качества жизни на пути использования эффекта территориальной агломерации и кооперации, объективных преимуществ межрайонного разделения труда.
Цели региональной политики в социальной сфере состоят в обеспечении достойного уровня жизни в каждом регионе, создании примерно равных жизненных шансов для всех граждан, реализации права свободного выбора места проживания и трудовой деятельности, ослаблении внутренней социальной напряженности.[1;стр120]
Методы региональной экономической политики
Различают прямые и косвенные методы проведения региональной политики.
При прямых методах проведения
региональной политики государство
активно участвует в
При косвенных методах проведения региональной политики государство через финансовую (налоговую, таможенную) систему стремится создать
13
соответствующий экономический «климат» в тех или иных районах для стимулирования их ускоренного развития и управления миграционными потоками.
Методы прямого участия государства в регулировании регионального развития тесно связаны с административными- это осуществление государственных региональных программ, финансируемых за счет госбюджета, отдельных структурообразующих инвестиционных проектов; размещение заказов на поставку продукции для общегосударственных нужд (в том числе для поддержки проблемных регионов) посредством контрактной системы.
Методы косвенного регулирования
регионального
- создание специальных фондов регионального развития (федеральных, областных и др.), которые должны аккумулировать финансовые ресурсы для решения различных региональных проблем: проведения политики субвенции для предприятий, находящихся в сложных социально-экономических и экологических условиях;
- привлечения частных инвесторов для решения задач региональной политики;
- компенсации дополнительных затрат, которые несут хозяйствующие субъекты при размещении своих предприятий в районах со сложными условиями;
- предоставления налоговой скидки «на истощение недр», т.е. в связи с истощением запасов природных ресурсов, что особенно актуально для районов с экстремальными условиями;
- установления льготных ставок арендной платы при изъятии площадей под строительство предприятий, имеющих важное значение для
14
совершенствования отраслевой и территориальной структуры экономики; введения регионально-дифференцированной амортизации, позволяющей предприятиям, расположенным в районах со сложными условиями, финансировать ускоренную амортизацию собственного производства;
- применения повышенных цен на экологически чистую продукцию; введения санкций для предприятий, загрязняющих окружающую среду, особенно в наиболее неблагополучных регионах.[7;стр 108]
Региональная экономическая политика преследует достижение определенных целей, поставленных на национальном или региональном уровнях, поэтому естественной является постановка вопроса о результативности проводимой региональной политики. Объективная оценка результатов экономической политики является чрезвычайно сложной, поэтому очень часто решения, касающиеся региональной политики, принимаются без оценки их возможных и реальных результатов.
В принципе такая оценка должна включать в себя все прямые т косвенные эффекты, возникающие в экономике. Кроме того, в такую оценку включается множество субъективных факторов, поскольку фактически такая оценка означает оценку политиками результатов своей деятельности.[4;стр166]
15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Региональная политика - важная составная часть экономической политики государства. Региональная политика охватывает комплекс различных законодательных, административных и экономических мероприятий, проводимых как центральными, так и местными органами власти и направленных на регулирование размещения производительных сил.
Региональная политика государства - это сфера деятельности по управлению экономическим, социальным и политическим развитием страны в пространственном, региональном аспекте, т.е. связанная с взаимоотношениями между государством и районами, а также районов между собой.
Основные направления региональной политики:
- определение соотношения
движущих сил регионального
- определение соотношения
общегосударственного и
- подъем экономики отсталых
районов и освоение новых
-решение проблем урбанизации.
Региональная политика играет значительную роль в наиболее развитых странах, хотя в менее развитых странах региональные проблемы часто оказываются более острыми. Это обусловлено тем, что проведение региональной политики требует значительных средств.
Главная цель региональной политики - создание условий для вхождения в рынок всех заинтересованных регионов, предприятий и граждан, для раскрытия и развития их целевых способностей и предприимчивости с учетом территориальной специфики.
16
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Госдарсвенное регулирование
региональной экономики.
Э.В Алёхин. Пенза, 2011.
2.А.А Васильев.,Муниципальное управление. Издание 5-е исправленное и дополненное, Нижний Новгород, 2005.
3.Морозова Г.Г., «Региональная экономика»,Москва,2003
4.Райзберг Б.А. Основы бизнеса. М 1998г.
5. Спиркин А.Г. Основы философии: Учебное пособие для вузов.- М.:2008.
6.Атаманчук. Г.В. Теория государственного управления. М. 2002.г.
7.Терентьев М.В., Савруков Н.Т. Экономика фирмы. Конспект лекций. СпБ 2000.
8.Чиркин В.Е. Государственное и муниципальное управление. М.: Юрист, 2003.-320с.
Информация о работе Государственное и муниципальное управление