Государственное и муниципальное управление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 06:31, контрольная работа

Описание работы

Данная тема является актуальной, так как теория муниципального управления разрабатывает и обосновывает принципы, функции, методы, технику и технологию муниципального управления, а также системы, структуры и формы организации муниципального управления, т.е. научные основы обеспечения этой деятельности, принятия и реализации управленческих решений. Она отражает специфику муниципального управления в рамках демократической общественной системы, ее место и роль в реализации государственной социальной политики.

Содержание работы

1.Введение 3
2.Понятие «Муниципальное управление» .Предмет, цель, 5
методы муниципального управления. Организационные
основы муниципального управления.
3.Раскройте сущность региональной экономической политики. 11
Охарактеризуйте методы региональной экономической политики.
4.Заключение 15
5.Список используемой литературы. 16

Файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ Гос.Мун.Упр.docx

— 39.75 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11

Раскройте сущность региональной экономической политики.

Охарактеризуйте методы региональной экономической  политики.

Региональная экономическая  политика (РЭП) - это часть государственной политики, которая включает в себя ее региональные аспекты. Она направлена на использование благоприятных факторов и по мере возможности - нейтрализацию неблагоприятных (инфляция, безработица и т.д.). Так же направлена на достижение целей социально-экономического развития. РЭП также является ядром системы гос. регулирования регионального экономического развития.

РЭП имеет 2 уровня: федеральный и субфедеральный. На федеральном уровне РЭП занимается проблемами национальной экономики, отношениями между центром и субъектами федерации. При этом центр может вмешиваться в решение каких-либо проблем и задач регионов, только если они имеют федеральную значимость (например: какие-либо чрезвычайные ситуации, освоение месторождения стратегического сырья и т. д.). На субфедеральном уровне РЭП занимается внутренними делами регионов: обеспечением населения продовольствием, энергией, регулированием отношений субъекта федерации с муниципальным образованием. [3;стр19]

Муниципальные власти являются субъектами региональной политики, и  в их компетенции находятся широкий  круг вопросов, касающихся жизнедеятельности  и хозяйства муниципальных образований. Различия между региональными политиками разных уровней заключаются не только в масштабах полномочий и решаемых задач, но и в средствах их реализации: нормативно-правовой базе, источниках финансирования и т. д. [4;стр 12]

Также существуют межрегиональные  ассоциации экономического взаимодействия. Они занимаются координацией социально-экономического развития групп сопредельных регионов, а также их взаимодействием с

 

12

федеральным центром. Таким  образом РЭП является результатом взаимодействия всех уровней власти, представляющих интересы населения.

Цели региональной экономической  политики государственных властных структур тесно связаны с целями регионального развития. Поэтому прежде чем определить цели политики, дадим определение целей развития экономики региона, имеющих объективный характер и обусловленных нынешним состоянием и перспективами развития региона.

Целью региональной политики в экономической сфере является рациональное использование разных видов ограниченных производственных ресурсов в целях повышения уровня и качества жизни на пути использования эффекта территориальной агломерации и кооперации, объективных преимуществ межрайонного разделения труда.

Цели региональной политики в социальной сфере состоят в обеспечении достойного уровня жизни в каждом регионе, создании примерно равных жизненных шансов для всех граждан, реализации права свободного выбора места проживания и трудовой деятельности, ослаблении внутренней социальной напряженности.[1;стр120]

Методы региональной экономической  политики

Различают прямые и косвенные  методы проведения региональной политики.

При прямых методах проведения региональной политики государство  активно участвует в капиталовложениях, направленных на совершенствование  территориальной структуры хозяйства (создание центров роста, промышленных парков, инфраструктуры в районах  предпочтения и пр.).

При косвенных методах  проведения региональной политики государство  через финансовую (налоговую, таможенную) систему стремится создать 

13

соответствующий экономический  «климат» в тех или иных районах  для стимулирования их ускоренного  развития и управления миграционными  потоками.

Методы прямого участия  государства в регулировании регионального развития тесно связаны с административными- это осуществление государственных региональных программ, финансируемых за счет госбюджета, отдельных структурообразующих инвестиционных проектов; размещение заказов на поставку продукции для общегосударственных нужд (в том числе для поддержки проблемных регионов) посредством контрактной системы.

Методы косвенного регулирования  регионального развитиявключают:

- создание специальных фондов регионального развития (федеральных, областных и др.), которые должны аккумулировать финансовые ресурсы для решения различных региональных проблем: проведения политики субвенции для предприятий, находящихся в сложных социально-экономических и экологических условиях;

- привлечения частных инвесторов для решения задач региональной политики;

- компенсации дополнительных затрат, которые несут хозяйствующие субъекты при размещении своих предприятий в районах со сложными условиями;

- предоставления налоговой скидки «на истощение недр», т.е. в связи с истощением запасов природных ресурсов, что особенно актуально для районов с экстремальными условиями;

- установления льготных ставок арендной платы при изъятии площадей под строительство предприятий, имеющих важное значение для

14

совершенствования отраслевой и территориальной структуры  экономики; введения регионально-дифференцированной амортизации, позволяющей предприятиям, расположенным в районах со сложными условиями, финансировать ускоренную амортизацию собственного производства;

- применения повышенных цен на экологически чистую продукцию; введения санкций для предприятий, загрязняющих окружающую среду, особенно в наиболее неблагополучных регионах.[7;стр 108]

Региональная экономическая  политика преследует достижение определенных целей, поставленных на национальном или  региональном уровнях, поэтому естественной является постановка вопроса о результативности проводимой региональной политики. Объективная  оценка результатов экономической  политики является чрезвычайно сложной, поэтому очень часто решения, касающиеся региональной политики, принимаются  без оценки их возможных и реальных результатов.

В принципе такая оценка должна включать в себя все прямые т косвенные эффекты, возникающие  в экономике. Кроме того, в такую  оценку включается множество субъективных факторов, поскольку фактически такая  оценка означает оценку политиками результатов  своей деятельности.[4;стр166]

 

 

 

 

 

 

 

15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Региональная политика - важная составная часть экономической политики государства. Региональная политика охватывает комплекс различных законодательных, административных и экономических мероприятий, проводимых как центральными, так и местными органами власти и направленных на регулирование размещения производительных сил.

Региональная политика государства  - это сфера деятельности по управлению экономическим, социальным и политическим развитием страны в пространственном, региональном аспекте, т.е. связанная с взаимоотношениями между государством и районами, а также районов между собой.

Основные направления  региональной политики:

- определение соотношения  движущих сил регионального развития  и обеспечение их взаимодействия (государственный и частный секторы  экономики, внутренние и внешние  факторы развития региона и  средства);

- определение соотношения  общегосударственного и регионального  аспектов развития, центрального  и регионального уровней управления  экономикой;

- подъем экономики отсталых  районов и освоение новых районов  и ресурсов; - решение национально-экономических  вопросов;

-решение проблем урбанизации.

Региональная политика играет значительную роль в наиболее развитых странах, хотя в менее развитых странах  региональные проблемы часто оказываются  более острыми. Это обусловлено  тем, что проведение региональной политики требует значительных средств.

Главная цель региональной политики - создание условий для вхождения в рынок всех заинтересованных регионов, предприятий и граждан, для раскрытия и развития их целевых способностей и предприимчивости с учетом территориальной специфики.

16

СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ

1.Госдарсвенное регулирование  региональной экономики. Учебное  пособие.

Э.В Алёхин. Пенза, 2011.

 

2.А.А Васильев.,Муниципальное управление. Издание 5-е исправленное и дополненное, Нижний Новгород,  2005.

 

3.Морозова Г.Г., «Региональная  экономика»,Москва,2003

 

4.Райзберг Б.А. Основы  бизнеса. М 1998г.

 

5. Спиркин А.Г. Основы философии: Учебное пособие для вузов.- М.:2008.

 

6.Атаманчук. Г.В. Теория  государственного управления. М. 2002.г.

 

7.Терентьев М.В., Савруков Н.Т. Экономика фирмы. Конспект лекций. СпБ 2000.

 

8.Чиркин В.Е. Государственное  и муниципальное управление. М.: Юрист, 2003.-320с.


Информация о работе Государственное и муниципальное управление