Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 11:12, контрольная работа
Проблематика природы, характера, понятия органов государственной власти многогранна и сложна.
Эта тема была предметом научных исследований многих ученых-юристов: Г. И. Петрова, И. И. Евтихиева, Ц. М. Ямпольской, Ю. М. Козлова, Б. А. Страшуна, П. Т. Василенкова, Б. М. Лазарева, Б. Н. Габричидзе, И. Л. Бачило, В. Е. Чиркина, О. Е. Кутафина, Б. П. Курашвили, К. С. Бельского и др.
Следует отметить, что значительный удельный вес в общей совокупности трудов по данной проблематике занимают работы ученых административистов, однако явно недостаточно внимание к ним со стороны теоретиков конституционного права.
а) порядок формирования и деятельности органа, его структура и компетенция (права и обязанности) закрепляются нормами права;
б) орган государства
наделен правом издания юридических актов,
содержащих обязательные общие и индивидуальные правовые предпи
В категории государственно-
Наличие у организации,
учреждения перечисленных выше взаимосвязанных
элементов, образующих понятие государственно-
2. Государственный орган
наделен определенной
3. Каждый государственный
орган сообразно своей
4. Для осуществления
функций государственные
5. Представление о
государственном органе было
бы неполным без указания на
то, что его физическим
Распространяя на орган государства обязательный признак всякой организации как объединения людей, следует заметить, что, когда речь идет о физическом воплощении органа государства, имеются в виду не люди вообще, а государственные служащие.
Согласно Федеральному
закону «Об основах государственной
службы Российской Федерации», государственным
служащим является гражданин Российской
Федерации, исполняющий в порядке,
установленном Федеральным
Рассмотренные признаки в своей совокупности и органической взаимосвязи раскрывают понятие органа государства, позволяют сформулировать его определение. Орган государства – это юридически оформленная, организационно и хозяйственно обособленная часть государственного механизма, состоящая из государственных служащих, наделенная государственно-властными полномочиями и необходимыми материальными средствами для осуществления в пределах своей компетенции определенных задач и функций государства.
По источнику формирования орга
Первичные - это, как правило, избираемые народом органы государственной власти. Первичные органы государства никакими другими органами не создаются. Они могут быть образованны двумя способами: либо в порядке наследования (наследственная монархия), либо путем избрания в установленном порядке, при этом получая властные полномочия от избирателей (представительные органы). К ним относятся представительные (законодательные) органы государственной власти Российской Федерации и субъектов в составе Российской Федерации, глава государства - Президент Российской Федерации, главы субъектов Российской Федерации.
Производные - это формируемые другими органами государственной власти (например, Правительство Российской Федерации формируется Президентом Российской Федерации при утверждении Председателя Правительства Государственной Думой; Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации формируются Советом Федерации Российской Федерации и т. д.).
По территориальному признаку органы государственной власти подразделяются на федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Федеральные органы государственной власти осуществляют свою деятельность на всей территории Российской Федерации. К ним относятся: Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Российской Федерации, Генеральная Прокуратура Российской Федерации, Счетная палата Российской Федерации, федеральные министерства и т.д.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют свою деятельность на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (глава субъекта Российской Федерации, представительный (законодательный) орган субъекта Российской Федерации, правительство субъекта Российской Федерации и т. д.).
По характеру компетенции выдел
Органы государственной власти общей компетенции имеют широкий круг полномочий (Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации и др.).
Органы государственной власти специальной компетенции имеют ограниченный круг полномочий в своей деятельности (например, Министерство иностранных дел, Министерство здравоохранения, Министерство образования и т. д.).
В зависимости от порядка формирования различаются органы, представляющие собой наследственную должность или состоящие из таких должностей (монарх), а также органы, избираемые гражданами (представительные органы) или формируемые другими государственными органами (Конституционный суд Российской Федерации).
В последнем случае порядок формирования может быть простым и сложным. Простой означает избрание или назначение должностных лиц одного органа другим государственным органом (Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации назначается Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации).
Сложным способом формируются коллегиальные органы, в состав которых «по должности» входят представители других государственных органов (верхняя палата парламента ФРГ - Бундесрат - состоит из членов правительств земель).
По структуре организации госуд
По порядку реализации полномочий органы государственной власти осуществляют свою деятельность коллегиально (Федеральное Собрание Российской Федерации, представительные (законодательные) органы субъектов Российской Федерации) и единолично (Президент Российской Федерации, глава субъекта Российской Федерации и др.).
По форме осуществления
государственной деятельности (
- органы представительной (законодательной) власти;
- органы исполнительной власти;
- органы судебной власти.
Особое место в системе органов государственной власти занимает глава государства13. Главой государства в республиках является - президент. Институт президентства учрежден во многих государствах, где имеются демократические формы правления. В президентских республиках президент - глава исполнительной власти, он формирует правительство и несет политическую ответственность за его работу. А в парламентских республиках статус президента имеет иной характер, его роль значительно скромнее. Президент лишь формально представляет высшую исполнительную власть, так как реально ее осуществляет глава правительства.
Правовой статус и полномочия Президента Российской Федерации закрепляются в Конституции страны. В соответствии с Конституцией Российской Федерации Президент является главой государства. Как глава государства Президент является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией Российской Федерации порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Президент определяет основные направления внутренней и внешней политики государства и как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и на международной арене.
Круг полномочий (функций)
Президента четко определяется Конституцией
Российской Федерации. Указы и распоряжения
Президента не должны противоречить
Конституции и законам
По формам осуществления государственно-властных полномочий органы государства делятся на правотворческие (издание норм права и результат данной деятельности, выражающийся в виде юридического документа, закона и пр.), правоисполнительные и правоохранительные (осуществление деятельности по охране правопорядка и законности, защите прав и свобод человека).
Государственный орган - это ядро, основной структурный элемент государственного аппарата, обладающий следующими признаками:
1. Государственно-
2. Государственные органы занимают строго определенное место в управленческой иерархии. Каждый из них, с одной стороны, подотчетен и подконтролен вышестоящему органу, а с другой - контролирует нижестоящие государственные органы.
3. Государственные органы
действуют от имени
4. Государственные органы
наделяются компетенцией. Компетенция
- совокупность государственно-
5. Каждый орган имеет
внутреннюю организационную
При этом органы государства имеют разделение по многим принципам. В данной работе были рассмотрены органы государства, рассмотренные по принципу разделения властей, главная цель которых - не допустить узурпации, монополизации власти в рамках одного органа или ведомства, неизбежно ведущей к деспотии, подавлению прав и свобод человека.
Законодательные, судебные, исполнительные органы самостоятельны, независимы друг от друга; чиновник не вправе одновременно занимать должности в разных ветвях власти, которые взаимно контролируют, сдерживают друг друга; вмешательство одной ветви власти в компетенцию другой не допускается. При этом создание системы сдерживания и взаимоконтроля трех ветвей власти не исключает их взаимодействия, сотрудничества при решении общих задач и проблем.
Итак, выяснение понятия механизма государства связано с раскрытием его характерных черт или признаков, позволяющих отграничить его как от негосударственных структур в политической системе общества, так и от отдельно взятых государственных органов. Обобщение всех рассмотренных признаков позволяет прийти к выводу, что механизм современного Российского государства - это пронизанная едиными, законодательно закрепленными принципами, основанная на разделении властей, располагающая необходимыми материальными придатками система государственных органов, посредством которой осуществляются задачи и функции государства.
Информация о работе Государственный орган: понятие, признаки и классификация