Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 02:01, контрольная работа
Цель моей работы – выявить проблемы развития предпринимательства и показать, как государство регулирует и поддерживает его в Российской Федерации.
Введение…………………………………………………………………………. 3
1. История развития. Содержание и сущность предпринимательства…. 4
1.1 История развития предпринимательства………………………………... 4
1.2 Содержание и сущность предпринимательства………………………… 5
2. Государственное регулирование и поддержка предпринимательства.
Проблемы его развития в РФ………………………………………………. 8
2.1 Государственное регулирование предпринимательства в РФ…………. 8
2.2 Государственная поддержка предпринимательства в РФ……………… 10
2.3 Проблемы развития предпринимательства в РФ……………………… 13
Заключение……………………………………………………………………… 20
Список используемой литературы…………………………………………... 21
Проведение государственной политики в агропромышленном комплексе исходит из реально сложившейся многоукладности, которая исторически присуща российскому селу и является результатом проводимой аграрной реформы. Неправомерно противопоставлять крупные сельскохозяйственные организации крестьянским (фермерским) хозяйствам и домашним подворьям, гигантов пищевой и перерабатывающей промышленности – предприятиям малым и средним. Все они составляют единую ткань агропромышленного комплекса России и должны в одинаковой мере пользоваться вниманием властей, получать государственную поддержку.
В рамках многоукладности важное место в АПК принадлежит малым формам хозяйствования: крестьянским (фермерским) хозяйствам, малым сельскохозяйственным предприятиям, индивидуальным предпринимателям, а также хозяйствам населения. В совокупности этот сектор дает более 62% в общем объеме производства валовой продукции сельского хозяйства, то есть этот сектор играет важную роль в обеспечении населения продовольствием и очень важен для агропродовольственной безопасности страны.
Поддержка развития малого
предпринимательства
Абстрагируясь от частных
проблем и конкретных проектов, хочу
подчеркнуть: крайне необходима корректировка
общегосударственной политики в
отношении поддержки
2.3 Проблемы
развития предпринимательства
Становление российского предпринимательства приходится на конец 80-х годов. Огромные льготы всех видов, в том числе за счет средств госбюджета, в целом более благоприятное положение дел в экономике обусловили отношение ветеранов к данному периоду как к «золотому веку» малого предпринимательства. Действительно, происходило очень быстрое и легкое накопление капиталов, развивались производство дефицитных товаров широкого потребления и сфера всевозможных и столь же дефицитных тогда бытовых услуг, розничной торговли, общественного питания и пр.
Изнанкой «золотого века» было, однако, то, что малые предприятия выполняли роль канала перекачки ресурсов командно управляемых госпредприятий в теневую экономику, в пользу полукриминального и просто криминального псевдорыночного предпринимательства. Самое печальное последствие такой перекачки заключалось и заключается в том, что средства, накапливаемые в малом предпринимательстве методом «доразграбления» госсектора, за небольшим исключением практически навсегда уходили из сферы накопления и не использовались для развития национального производства и его инфраструктуры.
Конечно, в развитии малого
предпринимательства имели
Однако нельзя не заметить,
что «золотой век» малого бизнеса
и вменяемые ему функции
Необходим был кардинально иной экономический курс, который воплотился уже в новой России в реформах типа шоковой терапии. 1992 год - год шоковой терапии - характеризовался самыми высокими с середины 80-х годов темпами роста числа малых предприятий (в 2,1 раза) и численности занятых в них. Этот факт носит феноменальный характер, поскольку осуществленная тогда либерализация цен и введение налогового прессинга сильно подорвали финансовую базу малого предпринимательства. Бурная инфляция привела, с одной стороны, к обесценению сбережений населения, а с другой - к резкому увеличению процентных ставок банковского кредита. Это вызвало настоящий паралич инвестиционной деятельности. Статистические данные показывают, что абсолютным лидером по увеличению числа малых предприятий стала тогда сфера науки и научного обслуживания. В ней число малых предприятий возросло в 3,4 раза. Количество малых предприятий в сфере сельского хозяйства увеличилось в 3,1 раза. Затем следуют материально-техническое снабжение и общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка (2,9 раза). К ним тесно примыкает сфера народного образования (2,8 раза).
В то же время в 1992 г. в общей структуре российского малого предпринимательства произошло резкое уменьшение доли малого предпринимательства в сфере материального производства.
По широко распространенному мнению, модель шоковой терапии была малоконструктивная для быстрого и эффективного развития экономики страны и, в частности, сферы малого предпринимательства. Но следует признать, что в условиях активизации рыночных реформ малое предпринимательство продемонстрировало и свои позитивные возможности. Важнейшими функциями малого предпринимательства в условиях шоковой терапии стали обеспечение выживания значительных слоев населения в условиях острого кризиса через самозанятость, предоставление возможности получения дополнительных (помимо основной, часто формальной занятости) средств к существованию.
Вместо своего рода кормушки с сильным криминальным оттенком, что было присуще периоду перестройки, в сфере малого предпринимательства стала образовываться нормальная конкурентная рыночная среда, характеризующаяся борьбой малых предприятий за выживание на основе повышения качества и разнообразия товаров и услуг. Сказанное, правда, не означает, что криминальные структуры оставили малый бизнес в покое.
Феноменальный рост числа малого предпринимательства в 1992 г. имеет свое объяснение. Бурное развитие торгово-посреднического малого предпринимательства стало ответной реакцией на подрыв первоначальной финансовой базы. Либерализация внешней торговли еще в условиях бывшего СССР и снятие запретов на частную торговлю внутри страны создали благоприятные условия для любой торговой деятельности.
Падение потребительского
платежеспособного спроса торговое
малое предпринимательство
Однако малый бизнес смог сыграть роль катализатора первых шагов движения к новой системе внутри кооперационных связей в российской экономике. Кроме того, он выполнял роль демпфера, спасающего многие предприятия от немедленного краха из-за разрыва прежних, хотя и неэффективных, но все же работавших хозяйственных связей.
Рывок малого предпринимательства в сторону торговой и посреднической деятельности стал также закономерной реакцией на введенный правительством налоговый прессинг. В бывшем СССР не было и в принципе не могло быть налоговой системы, адекватной рыночным условиям. Поэтому введение в практику хозяйственной жизни даже элементов нормальной налоговой ответственности должно было вызвать у не привыкших к этому предпринимателей естественную реакцию отторжения. Но дело в том, что на эту реакцию наложился явный экстремизм правительственной налоговой политики, направленной на изъятие до 70-90% доходов малых предприятий. При этом правительство и не рассчитывало на то, что кто-либо 6удет сразу же платить налоги в полной мере. Предпринимателей тем самым подталкивали к тому, чтобы искать и находить способы сокрытия доходов от налогообложения. Торговля и посредничество, ориентированные на работу с трудно контролируемыми наличными средствами, открывали большие возможности для ухода от налогов.
Биржи, банки, страховые
фирмы, крупные частные и
Именно этим объясняется
феномен бурного появления
Малые предприятия взяли на себя роль создателя почвы для новой системы хозяйствования. Доминирующий сегодня частный сектор зарождался именно в сфере малого бизнеса.
В 90-е годы стабильно росла доля малого предпринимательства в общем объеме ВВП. Это - весомый факт, особенно на фоне продолжающегося спада практически во всех сферах российской экономики. По официальным статистическим данным Госкомстата РФ, на 1.01.1996 г. в России насчитывалось 877 тысяч малых предприятий, на которых было занято 8,9 млн. человек (по среднесписочному составу), а с учетом вторичной занятости - 13,8 млн. человек. В 2003 году в Российской Федерации действовало 890,9 тысяч малых предприятий, что составило 23% всех предприятий России, объем выпуска продукции малых предприятий был равен 1682,4 миллиарда рублей или менее 7% от всего объема выпуска товаров и услуг, среднесписочная численность работников малого предпринимательства на этот период составляла 7433,1 тысяч человек (около 14% работоспособного населения страны), инвестиции в основной капитал оценены в 59,7 миллиардов рублей или чуть больше 3% от общих инвестиций в основной капитал. Можно сделать вывод, что на сегодняшний день Российская Федерация по-прежнему остается страной крупного и среднего бизнеса.
Главными причинами роста числа малых предприятий являлись резкое сужение границ сфер, характеризовавшихся легко достигаемой высокой доходностью, исчерпание психологических ожиданий беспредельных финансовых возможностей самостоятельной предпринимательской деятельности. В нормальной рыночной экономике малое предпринимательство в большинстве случаев и о доходности, и по границам потенциальных возможностей уступает среднему и крупному бизнесу. Оно идет вслед за ними в роли хотя и вполне достойного, но все же аутсайдера. Если в России еще в 1992-94 гг. вся экономика, включая малый бизнес, жила по стохастическим законам первоначального накопления капиталов, то к 1995 г. все четче стали действовать закономерности цивилизованной рыночной системы. Реже встречались случаи, когда какое-либо малое предприятие легко скупало дорогостоящие здания и даже средние производственные предприятия. Нормой становился доход на одного занятого в малом предпринимательстве на уровне, колеблющемся вокруг средней заработной платы по стране.
В экономике России стала прослеживаться тенденция к началу новой, рыночной концентрации и централизации капиталов, а также самой хозяйственной деятельности. Получил развитие процесс поглощения предприятий.
На пути развития малого предпринимательства еще сохраняются определенные препятствия. Основные причины таковы: