Групповая динамика, формальное и неформальное общение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 18:05, курсовая работа

Описание работы

Люди очень редко работают в изоляции от других. Это может происходить только в тех исключительных случаях, когда работник выполняет строго индивидуальное задание, контролируемое только высшим руководством организации, когда он автономно контактирует с внешней средой и принимает решения в основном самостоятельно.

Содержание работы

1. Понятие и значение групп в управлении.
2. Формальные и неформальные группы.
3. Формирование и развитие социальных групп в организации
4. Основные групповые феномены

Файлы: 1 файл

сОДЕРЖАНИЕ.docx

— 32.26 Кб (Скачать файл)

сОДЕРЖАНИЕ

 

  1. Понятие и значение групп в управлении.
  2. Формальные и неформальные группы.
  3. Формирование и развитие социальных групп в организации
  4. Основные групповые феномены

1. Люди очень редко работают  в изоляции от других. Это может  происходить только в тех исключительных  случаях, когда работник выполняет  строго индивидуальное задание,  контролируемое только высшим  руководством организации, когда  он автономно контактирует с  внешней средой и принимает  решения в основном самостоятельно.

Однако большинство ситуаций, возникающих в ходе организационной  деятельности, характеризуют именно групповые отношения. Группы в организациях являются основой эффекта синергии, и, как правило, члены организации  просто не мыслят свою деятельность вне  социальной группы.

Отличительная особенность  организации состоит в том, что  работа в ней осуществляется всегда внутри групп или команд. При этом не имеют никакого значения особенности  работы, выполняемой данной организацией.

В самом общем виде социальную группу можно охарактеризовать как  совокупность индивидов, взаимодействующих  определенным образом на основе разделяемых  ожиданий каждого члена группы в  отношении других. В этом определении  отражены два существенных условия, при реализации которых совокупность индивидов может считаться социальной группой в организации: 1) наличие  устойчивых взаимодействий между членами  группы; 2) наличие разделяемых ожиданий каждого члена группы относительно других членов группы, что позволяет  осуществлять социальный контроль за их поведением.

Вместе с тем социальным группам в организациях присущ ряд  специфических признаков, к которым  относятся:

• четко определенное членство в группе, ощущение принадлежности и границ группы и ее места в  организации;

• групповое сознание, которое  касается прежде всего признания  правильности и уместности социальных норм, характерных только для данной группы, а также связи этих норм с нормами культуры организации;

• ясно понимаемые цели —  необходимый признак группы в  организации, так как сама организация  представляет собой целевую группу;

• взаимозависимость между  членами группы, которая может  возникать только в ходе совместной деятельности, направленной на достижение общих целей;

• способность индивидов  действовать в составе группы, что предполагает конформность к  существующим нормам, признание лидеров  группы и взаимодействие без социальной напряженности и конфликтов;

• наличие четко определенных групповых ролей, обусловленных  местом работника в организации, т.е. его статусом и позицией.

2. Группы формируются в  результате деятельности определенных  организационных структур и разделения  труда в организации. Так, процесс  интеграции членов организации  в группы может происходить  в подразделениях в ходе совместной  деятельности в соответствии  с технологическими цепочками,  т.е. появление групп может  быть реакцией на внедренный  технологический процесс, предполагающий  постоянные пространственные контакты  определенных членов организации,  их взаимозависимость и совместное  достижение общих целей.

Группы могут возникать  и тогда, когда некоторые члены  организации видят себя как группу, осознают границы своей группы по отношению к другим структурным  единицам и социальным общностям  внутри организации.

Группы могут формироваться  в результате заранее спланированных действий руководства организации  как некоторая часть формальной структуры. Но иногда возникают неформальные структуры организации как следствие  непланируемых социальных процессов. В связи с этим важно определить природу и особенности функционирования формальных и неформальных групп  в организации.

Формальные группы. Под  формальными будем понимать группы в организации, сознательно созданные  для достижения коллективных целей  организации. Данные группы осуществляют формальные функции, такие, как выполнение конкретных работ, генерирование идей, поддержание связей и т.д., что  содействует достижению целей организации. Ясно, что достижение каждой цели требует  создания определенной структурной  единицы (в отдельных случаях  нескольких структурных единиц), действующей  достаточно автономно, причем, согласно требованиям кооперации и осуществления  совместной трудовой деятельности, эта  структурная единица должна быть формально связана с другими  структурными единицами организации. При создании формальных групп члены  организации объединяются искусственно в соответствии с порученными  им официальными ролевыми предписаниями  и заранее спланированной структурой организации. Наиболее существенными  чертами формальной группы являются наличие поставленной высшим руководством организации перед группой задачи, а также формально закрепленной, максимально стандартизованной  системы поведенческих норм, санкций, ролевых требований, т.е. формальной роли. По мнению Д. Джексона, каждая формальная роль содержит описание процедур и процессов работы и набор предписаний, выражающих требования руководства организации или ее подразделений. При этом в качестве признаков формальных статусов и ролей выступают: формально описанные полномочия в рамках иерархической структуры организации; формальное название должности и ее место среди других должностей организации; поощрения, награды и наказания, которые могут быть применены к данному субъекту в соответствии с его статусом; поощрения, награды и наказания, которые данный работник может применять по отношению к другим работникам организации в соответствии со своим местом в ее иерархической структуре; физическая локализация данного работника внутри организации и степень его доступа к информации.

Формальные группы имеют  тенденцию к сохранению относительной  устойчивости, хотя их состав может  изменяться. Это объясняется безличностью формальной структуры — в группах  существуют только статусы независимо от индивидов, занимающих эти статусы. Конечно, в организации могут  создаваться и временные формальные группы для реализации конкретной задачи. Формальные группы могут быть классифицированы по многим основаниям, например по различию в членстве, по выполняемым задачам, по позициям внутри организационной  структуры.

Неформальные группы. Как  уже отмечалось, в формальной структуре  любой организации существуют неформальные группы. Эти группы основаны преимущественно  на межличностных отношениях, удовлетворении (или неудовлетворении) психологических  и социальных потребностей, не связанных  с формальными целями и задачами. В этом случае члены социальных групп  в организации ориентированы  не на социальные статусы и роли, а на первичные групповые отношения. В таких группах развивается  взаимозависимость, ее члены постоянно  оказывают влияние на поведение  друг друга и способствуют удовлетворению личных потребностей, например в общении, в других социальных мотивациях, которые  отсутствуют в чисто рабочих  ситуациях, особенно в условиях промышленных предприятий.

Членство в неформальной группе может быть прекращено через  формальную структуру, в частности  путем перевода работника в другую, пространственно удаленную часть  организации или перехода по вертикали  на другой управленческий уровень. В  некоторых случаях неформальная группа может одновременно быть формальной или частью формальной группы (актив  отдела, управления, сектора или  даже организации в целом).

Члены неформальной группы обычно выдвигают собственного лидера, который  имеет неформальную власть только в  пределах данной группы. Как правило, неформальный лидер отражает установки  и ценности членов группы, помогает разрешать конфликты, ведет группу к достижению целей, устанавливает  связи вне группы и использует их, что способствует адаптации группы в условиях организации. Неформальный лидер часто меняется в зависимости  от ситуации. В некоторых случаях неформальный лидер одновременно выполняет функции формального лидера. Однако такая ситуация не характерна для организации, поскольку неформальный лидер, получивший формальный статус, обычно теряет неформальный авторитет, будучи вынужден применять к членам группы формальные санкции. Например, неформальный лидер в отделе назначен начальником отдела. До этого назначения он часто общался со своими сотрудниками на уровне первичных связей, помогал им, вместе с ними проводил свободное время. После назначения на должность начальника отдела он получил новые ролевые полномочия и должен выполнять новые ролевые требования, в частности официальный контроль за поведением сотрудников отдела, Что с неизбежностью отдаляет лидера от исполнителей и наносит ущерб его неформальному авторитету. Неформальные группы весьма значимы для успешной деятельности организации, поэтому даже предпринимаются попытки искусственного создания таких групп. Естественные группы, состоящие из трех — шести работников, которые в ходе взаимодействий развили высокий уровень близости и привязанности друг к другу, должны поддерживаться руководством организации. В противном случае естественная неформальная структура либо не будет развиваться, либо будет развиваться в формах, нежелательных организации, мешающих достижению целей-заданий. Естественная группа может быть искусственно («выращена» и превратиться в «семейную» группу из 8—30 членов. Далее процесс развития и укрепления чувства привязанности в течение б—12 месяцев должен привести к формированию одной организованной группы, состоящей из объединенных разветвленной сетью коммуникаций в масштабе организации семейных групп, каждая из которых исключает несколько естественных групп. Такую организованную группу можно рассматривать как общественную организацию, все члены которой связаны общими намерениями.

Итак, группы в организации  могут быть как формальными, так  и неформальными; неформальные группы не являются частью формальной организационной  структуры; их могут возглавлять  работники, которые имеют лишь небольшую  власть (или вообще не имеют формальной власти) в организационной структуре. Однако такие группы могут быть очень  сильными и полезными при выполнении заданий.

Все группы оказывают давление на своих членов, чтобы заставить  их соответствовать нормам группы, к которым относятся: нормы поведения, одежда, речь, производительность труда, отношение к технике безопасности, производству, сверхурочной работе, целям  организации, руководству и т.п. Это  способствует «социализации» членов групп  в организации.

3. Причины формирования  групп. Индивиды включаются как  в формальные, так и неформальные  группы по причинам, связанным,  во-первых, с необходимостью достижения  организационных целей и выполнением  заданий, и, во-вторых, с потребностью  в общении в ходе социальных  процессов, а также на основе  чувств удовлетворенности или неудовлетворенности, приязни или неприязни. Основными причинами формирования социальных групп являются следующие:

• работники приходят к  пониманию, что достижение определенных целей возможно только на основе соединения, комбинирования усилий некоторого числа  членов организации;

• в ходе трудовой деятельности индивидам требуются понимание  и поддержка коллег по работе, для  чего он выбирает отдельных членов организации, с которыми возможны не только деловые, но и доверительные отношения;

• в процессе идентификации  у некоторой части членов организации возникает ощущение ингруппы, что в свою очередь приводит к формированию системы более тесных связей, отделению этой ингруппы от остальных членов организации, проведению групповых границ;

• часть работников нуждается  в защите своих интересов и  потребностей, что возможно лишь при  совмещении усилий в условиях организации, включении индивида в социальные институты, которые осуществляют свои функции также через деятельность организаций;

• индивидам необходим  контроль за основными нормами поведения, так как у них существует потребность  в социальном порядке и сохранении устойчивых социальных отношений;

• у всех индивидов имеется  потребность в общении и проведении свободного времени в кругу сослуживцев, что может быть реализовано только в пределах социальной группы.

Индивиды испытывают различные  ожидания относительно выгоды, которую  приносит им членство в социальных группах. Можно сказать, что группа является постоянным источником мотивации  и удовлетворенности трудом, а  также главной детерминантой  эффективности деятельности в рамках организации. Руководители организации  должны осознавать важность деятельности групп, распознавать взаимосвязи между  группами и использовать их для достижения целей организации.

Стадии развития группы в  организации. Эффективность деятельности формальных и неформальных групп  во многом зависит от того, на какой  стадии развития они находятся. Например, один из отделов организации состоит  из двух внутренне разнородных неформальных групп: в первую входят сотрудники отдела, работавшие при прежнем руководстве  и придерживающиеся определенных традиций; во вторую входят новые члены группы, которые не успели воспринять традиции корпоративной культуры и не могут  наладить взаимодействие с первой частью группы. В этом случае возможен конфликт между двумя группами отдела и  необходимо время на установление общих  для всех членов отдела норм деятельности в рамках организации. Приведенный пример доказывает, что группы в организации могут находиться на разных стадиях своего развития.

Согласно концепции Б. Такманаи М. Дженсена, группы проходят пять четко определенных стадий развития: стадия возникновения группы, стадия конфликта, стадия принятия групповых  норм, стадия исполнения и стадия прерывания деятельности (рис. 3). Процесс развития группы и перехода от одной стадии к другой может быть медленным, не все группы переживают перечисленные  стадии, некоторые из них остаются на средних уровнях, из-за чего деятельность группы становится неэффективной.

Охарактеризуем названные  стадии.

1. Стадия возникновения  группы характеризуется установлением  первоначальных контактов между  членами группы и поиском ингрупп  и первичных групп для углубления  внутригруппового взаимодействия. В этот период каждый член  группы выясняет, какие ценности  приняты в данном окружении,  какие установки и настроения  доминируют. Кроме того, устанавливаются  первичные нормы общения. Члены  группы определяют свое место  в системе взаимоотношений и  стараются произвести должное  впечатление на окружающих (демонстрируя  свои качества и личностные  ресурсы). В области межличностных  взаимоотношений на этой стадии  многое зависит от лидера, так  как большинство членов группы  испытывает чувство неуверенности  и неопределенности, им необходимы  ориентиры в социальном и психологическом  пространстве группы, которые и  представляет лидер, определяя  первичные правила поведения.

2. Конфликтная стадия, или  стадия самоутверждения — самый  неприятный для деятельности  организации период развития  группы. Сформировав первичные группы, ее члены пытаются самоутвердиться  в своих ролях, расширить границы  собственной значимости, определить  отношения взаимозависимости и  внутригрупповой иерархии. Действия  по достижению этих целей могут  стать причиной блокады потребностей  других членов группы и проявлению  агрессии, что в свою очередь  приводит к межличностным конфликтам. Индивиды открывают свои личностные  устремления, вследствие чего  неизбежно возникает враждебность, проявляющаяся в последующем  конфликте при попытках контроля  со стороны других членов группы, попытках выделиться среди других  и т.д. В ходе конфликта могут  быть нарушены первичные отношения,  сформировавшиеся на предыдущей  стадии развития группы. На второй  стадии развития ключевыми аспектами  создания нормальных межличностных  отношений внутри группы можно  считать управление конфликтом  в направлении достижения компромисса  и ориентация усилий членов  группы на достижение общих  целей.

Информация о работе Групповая динамика, формальное и неформальное общение