Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 18:05, курсовая работа
Люди очень редко работают в изоляции от других. Это может происходить только в тех исключительных случаях, когда работник выполняет строго индивидуальное задание, контролируемое только высшим руководством организации, когда он автономно контактирует с внешней средой и принимает решения в основном самостоятельно.
1. Понятие и значение групп в управлении.
2. Формальные и неформальные группы.
3. Формирование и развитие социальных групп в организации
4. Основные групповые феномены
сОДЕРЖАНИЕ
1. Люди очень редко работают
в изоляции от других. Это может
происходить только в тех
Однако большинство ситуаций, возникающих в ходе организационной деятельности, характеризуют именно групповые отношения. Группы в организациях являются основой эффекта синергии, и, как правило, члены организации просто не мыслят свою деятельность вне социальной группы.
Отличительная особенность организации состоит в том, что работа в ней осуществляется всегда внутри групп или команд. При этом не имеют никакого значения особенности работы, выполняемой данной организацией.
В самом общем виде социальную
группу можно охарактеризовать как
совокупность индивидов, взаимодействующих
определенным образом на основе разделяемых
ожиданий каждого члена группы в
отношении других. В этом определении
отражены два существенных условия,
при реализации которых совокупность
индивидов может считаться
Вместе с тем социальным группам в организациях присущ ряд специфических признаков, к которым относятся:
• четко определенное членство в группе, ощущение принадлежности и границ группы и ее места в организации;
• групповое сознание, которое касается прежде всего признания правильности и уместности социальных норм, характерных только для данной группы, а также связи этих норм с нормами культуры организации;
• ясно понимаемые цели — необходимый признак группы в организации, так как сама организация представляет собой целевую группу;
• взаимозависимость между членами группы, которая может возникать только в ходе совместной деятельности, направленной на достижение общих целей;
• способность индивидов действовать в составе группы, что предполагает конформность к существующим нормам, признание лидеров группы и взаимодействие без социальной напряженности и конфликтов;
• наличие четко определенных групповых ролей, обусловленных местом работника в организации, т.е. его статусом и позицией.
2. Группы формируются в
результате деятельности
Группы могут возникать и тогда, когда некоторые члены организации видят себя как группу, осознают границы своей группы по отношению к другим структурным единицам и социальным общностям внутри организации.
Группы могут формироваться
в результате заранее спланированных
действий руководства организации
как некоторая часть формальной
структуры. Но иногда возникают неформальные
структуры организации как
Формальные группы. Под
формальными будем понимать группы
в организации, сознательно созданные
для достижения коллективных целей
организации. Данные группы осуществляют
формальные функции, такие, как выполнение
конкретных работ, генерирование идей,
поддержание связей и т.д., что
содействует достижению целей организации.
Ясно, что достижение каждой цели требует
создания определенной структурной
единицы (в отдельных случаях
нескольких структурных единиц), действующей
достаточно автономно, причем, согласно
требованиям кооперации и осуществления
совместной трудовой деятельности, эта
структурная единица должна быть
формально связана с другими
структурными единицами организации.
При создании формальных групп члены
организации объединяются искусственно
в соответствии с порученными
им официальными ролевыми предписаниями
и заранее спланированной структурой
организации. Наиболее существенными
чертами формальной группы являются
наличие поставленной высшим руководством
организации перед группой
Формальные группы имеют
тенденцию к сохранению относительной
устойчивости, хотя их состав может
изменяться. Это объясняется безличностью
формальной структуры — в группах
существуют только статусы независимо
от индивидов, занимающих эти статусы.
Конечно, в организации могут
создаваться и временные
Неформальные группы. Как уже отмечалось, в формальной структуре любой организации существуют неформальные группы. Эти группы основаны преимущественно на межличностных отношениях, удовлетворении (или неудовлетворении) психологических и социальных потребностей, не связанных с формальными целями и задачами. В этом случае члены социальных групп в организации ориентированы не на социальные статусы и роли, а на первичные групповые отношения. В таких группах развивается взаимозависимость, ее члены постоянно оказывают влияние на поведение друг друга и способствуют удовлетворению личных потребностей, например в общении, в других социальных мотивациях, которые отсутствуют в чисто рабочих ситуациях, особенно в условиях промышленных предприятий.
Членство в неформальной
группе может быть прекращено через
формальную структуру, в частности
путем перевода работника в другую,
пространственно удаленную
Члены неформальной группы обычно выдвигают собственного лидера, который имеет неформальную власть только в пределах данной группы. Как правило, неформальный лидер отражает установки и ценности членов группы, помогает разрешать конфликты, ведет группу к достижению целей, устанавливает связи вне группы и использует их, что способствует адаптации группы в условиях организации. Неформальный лидер часто меняется в зависимости от ситуации. В некоторых случаях неформальный лидер одновременно выполняет функции формального лидера. Однако такая ситуация не характерна для организации, поскольку неформальный лидер, получивший формальный статус, обычно теряет неформальный авторитет, будучи вынужден применять к членам группы формальные санкции. Например, неформальный лидер в отделе назначен начальником отдела. До этого назначения он часто общался со своими сотрудниками на уровне первичных связей, помогал им, вместе с ними проводил свободное время. После назначения на должность начальника отдела он получил новые ролевые полномочия и должен выполнять новые ролевые требования, в частности официальный контроль за поведением сотрудников отдела, Что с неизбежностью отдаляет лидера от исполнителей и наносит ущерб его неформальному авторитету. Неформальные группы весьма значимы для успешной деятельности организации, поэтому даже предпринимаются попытки искусственного создания таких групп. Естественные группы, состоящие из трех — шести работников, которые в ходе взаимодействий развили высокий уровень близости и привязанности друг к другу, должны поддерживаться руководством организации. В противном случае естественная неформальная структура либо не будет развиваться, либо будет развиваться в формах, нежелательных организации, мешающих достижению целей-заданий. Естественная группа может быть искусственно («выращена» и превратиться в «семейную» группу из 8—30 членов. Далее процесс развития и укрепления чувства привязанности в течение б—12 месяцев должен привести к формированию одной организованной группы, состоящей из объединенных разветвленной сетью коммуникаций в масштабе организации семейных групп, каждая из которых исключает несколько естественных групп. Такую организованную группу можно рассматривать как общественную организацию, все члены которой связаны общими намерениями.
Итак, группы в организации могут быть как формальными, так и неформальными; неформальные группы не являются частью формальной организационной структуры; их могут возглавлять работники, которые имеют лишь небольшую власть (или вообще не имеют формальной власти) в организационной структуре. Однако такие группы могут быть очень сильными и полезными при выполнении заданий.
Все группы оказывают давление
на своих членов, чтобы заставить
их соответствовать нормам группы,
к которым относятся: нормы поведения,
одежда, речь, производительность труда,
отношение к технике
3. Причины формирования
групп. Индивиды включаются
• работники приходят к пониманию, что достижение определенных целей возможно только на основе соединения, комбинирования усилий некоторого числа членов организации;
• в ходе трудовой деятельности индивидам требуются понимание и поддержка коллег по работе, для чего он выбирает отдельных членов организации, с которыми возможны не только деловые, но и доверительные отношения;
• в процессе идентификации у некоторой части членов организации возникает ощущение ингруппы, что в свою очередь приводит к формированию системы более тесных связей, отделению этой ингруппы от остальных членов организации, проведению групповых границ;
• часть работников нуждается
в защите своих интересов и
потребностей, что возможно лишь при
совмещении усилий в условиях организации,
включении индивида в социальные
институты, которые осуществляют свои
функции также через
• индивидам необходим контроль за основными нормами поведения, так как у них существует потребность в социальном порядке и сохранении устойчивых социальных отношений;
• у всех индивидов имеется
потребность в общении и
Индивиды испытывают различные ожидания относительно выгоды, которую приносит им членство в социальных группах. Можно сказать, что группа является постоянным источником мотивации и удовлетворенности трудом, а также главной детерминантой эффективности деятельности в рамках организации. Руководители организации должны осознавать важность деятельности групп, распознавать взаимосвязи между группами и использовать их для достижения целей организации.
Стадии развития группы в
организации. Эффективность деятельности
формальных и неформальных групп
во многом зависит от того, на какой
стадии развития они находятся. Например,
один из отделов организации состоит
из двух внутренне разнородных
Согласно концепции Б. Такманаи М. Дженсена, группы проходят пять четко определенных стадий развития: стадия возникновения группы, стадия конфликта, стадия принятия групповых норм, стадия исполнения и стадия прерывания деятельности (рис. 3). Процесс развития группы и перехода от одной стадии к другой может быть медленным, не все группы переживают перечисленные стадии, некоторые из них остаются на средних уровнях, из-за чего деятельность группы становится неэффективной.
Охарактеризуем названные стадии.
1. Стадия возникновения
группы характеризуется
2. Конфликтная стадия, или
стадия самоутверждения —
Информация о работе Групповая динамика, формальное и неформальное общение