Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 18:05, курсовая работа
Люди очень редко работают в изоляции от других. Это может происходить только в тех исключительных случаях, когда работник выполняет строго индивидуальное задание, контролируемое только высшим руководством организации, когда он автономно контактирует с внешней средой и принимает решения в основном самостоятельно.
1. Понятие и значение групп в управлении.
2. Формальные и неформальные группы.
3. Формирование и развитие социальных групп в организации
4. Основные групповые феномены
3. Стадия нормообразования и принятия норм. На этой стадии основное внимание уделяется организации самого процесса производства продукта, освоению технологий. В ходе выполнения работы членов группы возникают более тесные взаимоотношения и чувство товарищества. Главными являются вопросы функциональной включенности в процесс производства продукта: кто, что, где и каким образом будет делать в целях достижения общих целей. На основе норм поведения и распределения ролевых обязанностей вырабатываются и принимаются правила совместной деятельности. Таким образом, в группе создается функциональная структура, в которой каждый член группы может установить личный контакт с другими членами. В результате этого возникает система согласительных ролевых ожиданий членов группы в отношении друг друга, а также фиксируется неспособность отдельных членов группы отвечать предъявляемым ожиданиям. Межличностные отношения внутри группы ориентированы на повышение сплоченности. Члены группы чувствуют, что конфликтные отношения преодолены, и испытывают чувство принадлежности к группе. На этой стадии налаживаются контакты с другими социальными группами в организации, увеличивается объем поступающей к членам группы информации, члены группы становятся более открытыми.
4. Исполнительная стадия.
К началу этой стадии группа
уже создала эффективную
5. Стадия прерывания
Рассмотренная модель развития группы проверена в ходе многочисленных исследований и позволяет объяснить многие проблемы, связанные с работой групп в организации. В частности, если группа работает, используя свой потенциал только наполовину, то это, возможно, потому что не до конца проработаны некоторые проблемы на более ранних стадиях группового развития, такие, как проблема лидерства, недостаточно четко обозначенная цель, несогласованные задачи (при этом члены группы могут использовать групповую деятельность для достижения личных целей).
Диагностика стадий развития
группы в организации. В соответствии
с моделью Такмана и Дженсена
руководство и заинтересованные
лица в организации могут
Первое направление
Второе направление состоит в оценке социальных и эмоциональных взаимоотношений между членами группы. Измеряемыми параметрами являются количество неформальных контактов в группе, уровни взаимозависимости, конфликтности, сплоченности, взаимосвязанности и т.д.
4. Социо-эмоциональные отношения,
Проблема социальной адаптации
работника в организации в
целом и структурном
А.В. Петровский (1973) выделяет три группы конформного поведения: внутреннюю конформность – бесконфликтное принятие индивидом мнения группы; внешнюю конформность – осознанное внешнее согласие при внутреннем расхождении; коллективизм – относительное единообразие поведения в результате сознательной солидарности личности с оценками и задачами коллектива.
Г.М. Андреева (1988) к конформному
поведению относит еще и
Взаимное расположение работников друг к другу, их социо-эмоциональная общность, проявляющаяся в совместной деятельности и достижении групповой цели, характеризуется феноменом групповой сплоченности. Групповая сплоченность раскрывается в социальной психологии с точки зрения трёх основных позиций.
Во-первых, как межличностная аттракция (притяжение). Систематизировано такое понимание раскрыли A. J. Lott и B. E. Lott (1965), определившие сплоченность как «такое групповое свойство, которое является производным от количества и силы взаимных позитивных установок членов группы». В данном случае индекс групповой сплоченности рассчитывается как отношение общего числа положительных взаимных выборов к числу возможных взаимных выборов.
Во-вторых, как результат
мотивации группового членства. D. Carfwright
(1968) обосновал модель сплоченности
как некой результирующей сил
или мотивов, побуждающих индивидов
к сохранению членства в данной конкретной
группе. Совокупность этих сил представлена
следующим набором переменных: мотивационная
основа аттракции индивида к группе,
включающая в себя совокупность его
потребностей и ценностей; побудительные
свойства группы, отраженные в ее целях,
программах, характеристиках ее членов,
способе действия, престиже и других
признаках, важных для мотивационной
основы индивида; предположения индивида
об отрицательных или
В-третьих, как ценностно-ориентационное единство (ЦОЕ). Согласно А.В. Петровскому (1986) сплоченность, как ценностно-ориентационное единство – это характеристика системы внутригрупповых связей, показывающая степень совпадения оценок, установок и позиций группы по отношению к объектам (лицам, задачам, идеям, событиям), наиболее значимым для группы в целом. При этом речь идет о совпадении оценок, прежде всего, в нравственной и деловой сфере, в подходе к целям и задачам совместной деятельности.
Следует отметить, что рост
групповой сплоченности сам по себе
не обязательно увеличивает
У отдельных работников могут
в различной степени
Лидерство имеет двойственную
природу. С одной стороны, лидерство
является социально-психологическим
феноменом, возникая в системе неформальных
отношений. С другой – это средство
организации социо-
Следует отметить, что лидер (высоко статусный член группы) обнаруживает значительное соответствие своего поведения нормам группы (M.E. Shaw, 1971), обусловленное внутренней конформностью. При этом лица, обладающие большим интеллектом, обнаруживают тенденцию быть более активными и менее конформными в группах, чем их менее интеллектуальные партнеры (P. M. Stogdill, 1974). Данные обстоятельства следует иметь в виду при организации проведения выборов руководителя.
Более высокий уровень влияния обеспечивается, в том числе, и особенностями служебного поведения руководителя – стилем руководства (управления). В исследовании стилей управления наибольшую известность получили эксперименты R. White и R. Lippett, проведенные под руководством K. Lewin во время второй мировой войны. Выделенные ими стили управления различались по содержанию решений, предлагаемым лидером группе и технике (приемам, способам) осуществления этих решений. В соответствии с этим Г. М. Андреева (1998) описала каждый из стилей по двум характеристикам (табл.).
Таблица 1- Характеристика стилей управления
Стиль управления |
Формальная сторона |
Содержательная сторона |
Авторитарный стиль |
Деловые, краткие распоряжения. Запреты без снисхождения, с угрозой. Четкий язык, неприветливый тон. Похвала и порицание субъективны. Эмоции не принимаются в расчет. Позиция лидера – вне группы. |
Дела в группе планируются заранее. Определяются лишь непосредственные цели, дальше – неизвестны. Голос руководителя - решающий. |
Демократический стиль |
Инструкции в форме предложений. Не сухая речь, а товарищеский тон. Похвала и порицание – с советами. Распоряжения и запреты - с дискуссиями. Позиция лидера – внутри группы. |
Мероприятия планируются не заранее, а в группе. За реализацию предложений отвечают все. Все разделы работы не только предлагаются, но и обсуждаются. |
Либеральный стиль |
Тон – конвенциональный. Отсутствие похвал и порицаний. Никакого сотрудничества. Позиция лидера – незаметно в стороне от группы. |
Дела идут в группе сами собой. Лидер не дает указаний. Разделы работы складываются
из отдельных интересов или |
Организация в целом и
ее отдельные структурные
Единство в организации может быть обеспечено путем формирования и поощрения общих ценностей с применением мероприятий как непосредственно, так и опосредованно влияющих на организационную культуру.
1. Мероприятия, непосредственно
влияющие на организационную
культуру: формирования цели, миссии
как кредо; развитие
2. Мероприятия, опосредованно
влияющие на организационную
культуру: внутриорганизационное
Для каждой организации должны быть выбраны определенные мероприятия из этого перечня, способствующие усилению отождествленности работников с ней, гордости за нее и желание в ней работать.
Информация о работе Групповая динамика, формальное и неформальное общение