Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 11:28, контрольная работа
В разных странах эта задача решается, исходя из особенностей исторического, социально-политического, научно-технического развития этих стран, а также психологических, морально-этических норм и стилей поведения людей, а также их воспитания, традиций и устоев.
Цель контрольной работы – характеристика американского менеджмента.
Задачами контрольной работы является анализ и особенности американского менеджмента.
Введение………………………………………………………стр. 3
1.1. Развитие американской школы менеджмента ……….. стр. 4
1.2.. Характеристика американского менеджмента ………. стр. 6
2.1. Кадровая политика американского менеджмента……. стр. 15
2.2. Оплата и стимулирование труда ……………………… стр. 17
2.3. Подготовка и переподготовка кадров менеджеров
в США ……………………………………………………… стр. 21
2.4. Служба высших руководителей в США ……………… стр. 23
Заключение …………………………………………………...стр. 29
Список используемой литературы…………………………. стр. 32
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
НОВГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ ЯРОСЛАВА МУДРОГО
ИНСТИТУТ НЕПРЕРЫВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Кафедра профессионального педагогического образования и социального управления
Контрольная работа по дисциплине «Менеджмент»
Специальность 080507 –
менеджмент организации
«Характеристика американского менеджмента»
тема
Руководитель Шерайзина Р.М.
Студента Лебедевой А.Ю., гр.0554
Великий Новгород
2011
Введение………………………………………………………
1.1. Развитие американской школы менеджмента ……….. стр. 4
1.2.. Характеристика американского менеджмента ………. стр. 6
2.1. Кадровая политика американского менеджмента……. стр. 15
2.2. Оплата и стимулирование труда ……………………… стр. 17
2.3. Подготовка и переподготовка кадров менеджеров
в США ……………………………………………………… стр. 21
2.4. Служба высших руководителей в США ……………… стр. 23
Заключение …………………………………………………
Список используемой литературы…………………………. стр. 32
В процессе образования и развития Соединенных Штатов Америки формировался американский стиль управления. Особенности этого стиля обусловлены такими факторами создания американского общества, как отсутствие пережитков феодализма, а также освоение территории и богатств страны энергичными и изобретательными иммигрантами. Продолжительное время США оставались «Меккой организации», куда приезжали специалисты и творческие бригады, чтобы не только воочию убедиться в данном умении американских менеджеров, но и перенять их организационно-управленческий опыт.
Актуальность темы заключается в том, что в последние десятилетия в развитых капиталистических странах, а в последние годы и в России, интерес к социально-психологическим аспектам, «человеческому» фактору управления резко возрос.
Научно-технический прогресс приводит к глубоким изменениям методов труда, что, в свою очередь, требует новых форм организации и управления персоналом, направления на повышение эффективности использования людских ресурсов. Поиски соответствующих мотиваторов, которые бы стимулировали целенаправленное поведение индивидов, необходимые для успешного функционирования организации, превращаются в задачу первостепенной важности.
В разных странах эта задача решается, исходя из особенностей исторического, социально-политического, научно-технического развития этих стран, а также психологических, морально-этических норм и стилей поведения людей, а также их воспитания, традиций и устоев.
Цель контрольной работы – характеристика американского менеджмента.
Задачами контрольной работы является анализ и особенности американского менеджмента.
Американская модель
управления зарождалась на рубеже XIX–XX веков,
когда в США переживали экономический
бум. Огромные природные ресурсы привлекали
передовые умы того времени; уровень развития
техники и технологий вступал в резкое
противоречие со сложившейся на тот момент
системой производственных отношений.
Классический капитализм переходил в
свою высшую, монополистическую стадию.
Именно в этот период складывались объективные
предпосылки для зарождения «научного
менеджмента» в США и деятельности его
лидера — Фредерика Уинслоу Тейлора.
Вовсе не случайно, что центр развития
теории и практики менеджмента в начале
XX века переместился из Англии в Америку.
Деятельность основоположников «научного
менеджмента» отражала характерные тенденции
эпохи классического капитализма — свободную
рыночную экономику, индивидуальное предпринимательство,
господство средних и небольших предприятий.
Организация труда и управления в такой
«локальной экономике» не требовала систематического
применения науки, да и сама наука ещё
не была доминирующим общественным институтом,
главной производительной силой промышленности.
Так обстояло положение дел в Англии эпохи
Аркрайта, Смита, Болтона и Оуэна.
Таким образом, мы можем сделать вывод,
что именно английская, а точнее англо-саксонская
модель легла в основу американской школы
менеджмента.
Иная ситуация складывалась в конце XIX-
начале XX века в США, которые по техническому
уровню производства вошли в число мировых
лидеров. Несколько фактов помогаю понять,
почему именно Америка оказалась родиной
современного управления. Даже в начале
XX века США были практически единственной
страной, где человек мог преодолеть трудности,
связанные с его происхождением, национальностью,
проявив личную компетентность. Главным
фактором развития науки управления здесь
явился не средний и мелкий, а большой
бизнес — крупные и сверхкрупные корпорации,
например, такие как Midvale Steel и Bethlehem Steel,
в каждой из которых работало по несколько
тысяч человек. В Америке, писал Питер
Друкер, «крупные корпорации составляют
меньшинство, но такое меньшинство, которое
задаёт типическую структуру общества,
поведение людей, их образ жизни. Большой
бизнес выступает основой любого индустриально
развитого общества. Он финансирует и
вызывает к жизни также большую науку.
Даже профсоюзы и органы правительственной
администрации есть не что иное, как социальный
ответ на феномен большого бизнеса. Именно
невмешательство государства позволяло
предпринимателям, которые добивались
успеха в самом начале развития своего
бизнеса, становиться монополистами.
Отмечая различия в развитии индустрии
континентальной Европы и Северной Америки,
некоторые специалисты указываю, что американцы
начали с механизации всего комплекса
операции, в то время как европейцы склонны
были механизировать отдельные операции,
например, ткачество или прядение. В результате
в Англии были более совершенные станки,
а в США — сборочные линии и конвейеры.
В Англии техническая мысль развивалась
в Рамках академической науки. Так сказать,
на государственной основе, а затем уже,
через какое-то время, достигла практики.
Американцы заимствовали в готовом виде
лучшие технические идеи европейцев и
тут же претворяли их в конкретные технические
модели. Подход североамериканцев был
более гибким и скорым, внедрение техники
в меньшей степени опутано бюрократическими
сетями. Центрами технического прогресса
в Европе чаще всего служили государственные
учреждения и университеты, а в США — предприятия.
Передовые фирмы имели хорошо оснащенные
лаборатории, занимающиеся практическим
внедрением технических достижений. Таковы
исторические предпосылки возникновения
американской школы менеджмента.
В американской школе
менеджмента принято считать, что
успех фирмы зависит, прежде всего,
от внутренних факторов. Особое внимание уделяется рациональной организации
производства, постоянному росту производительности
труда, эффективному использованию ресурсов.
В то время как внешние факторы отходят
на второй план.
Рационализация производства выражается
в высокой степени специализации отдельных
работников и структурных единиц компании
и жёстком разграничении их обязанностей.
Преимущества специализации заключаются
в том, что она позволяет сократить объём
подготовки работников, повысить уровень
профессионального умения на каждом специализированном
рабочем месте, отделить от производственных
заданий те, которые не требуют квалифицированного
труда и могут быть выполнены неквалифицированными
работниками, получающими меньшую заработную
плату, а также увеличивает возможности
специализированного оборудования.
Решения чаще всего принимаются
индивидуально, уровень ответственности
же находится в управленческой пирамиде
на одну-две ступени выше, чем
уровень менеджеров, обладающих формальной
властью. Это означает, что руководство
отвечает за деятельность своих подчинённых.
Американская фирма функционирует в социальной
атмосфере, проповедующей равноправие.
Соответственно рабочие здесь являются
более мобильными, легко меняют место
работы в поисках индивидуальной выгоды.
Стоит отметить, что дух «жертвенности»
(альтруизма) редок у американцев: даже
в действиях, направленных на пользу общества,
на поверку легко обнаруживается личная
выгода. Часто на фирме поощряется конкуренция
между сотрудниками (один из способов
стимулирования), именно поэтому американцы
— ярко выраженные индивидуалисты и порой
им очень сложно работать в команде.
Для американской модели
менеджмента характерна иерархическая
модель управления.
Продолжительность трудовых контрактов
может составлять несколько лет в соответствии
с обычной продолжительностью коллективных
соглашений, используемых в США. Работа
по контракту контролируется профсоюзом.
Стоит также отметить, что в отличие от
японской школы, профсоюзы создаются в
отрасли, а не на предприятии. Размер вознаграждений
рабочего определяется категорией рабочего
места, при расчете зарплаты крайне редко
учитывается стаж работника.
В американской школе
менеджмента подготовка управленческих
кадров может проводиться путём
организации лекций, дискуссий в
составе небольших групп, разбора конкретных деловых ситуаций, чтения
литературы, деловых игр и ролевого тренинга.
Вариантами этих методов являются организуемые
ежегодно курсы и семинары по проблемам
управления. Другим методом, который применяется
последнее время всё чаще, является служебная
ротация. Перемещая руководителя низового
звена из отдела в отдел на срок от одного
месяца до одного года, организация знакомит
нового руководителя со многими сторонами
деятельности. В результате молодой менеджер
познаёт проблемы различных отделов, уясняет
необходимость координации, неформальную
организацию и взаимосвязь между целями
различных подразделений. Такие знания
жизненно необходимы для успешной работы
на более высоких должностях.
Важный принцип, обеспечивающий лидирующее
положение американских фирм в мировой
экономике, — комплексный контроль качества
(концепция «делать с первого раза»). В
соответствии с этой концепцией качество
обеспечивается путём включения ответственности
за качество в каждую должностную инструкцию
или описание работ производственного
рабочего.
Основные недостатки этой школы следующие:
Уменьшение гибкости при изменении производственных
заданий, снижение чувства удовлетворённости
рабочих, нарастание утомления от монотонности,
рост прогулов как следствие чрезмерной
специализации труда.
Потеря эффективности иерархической организации
в тех отраслях промышленности, где ассортимент
товаров велик и производственный процесс
включает в себя множество стадий.
Стремление американских менеджеров получить
сиюминутную выгоду, решить вопрос «быстро».
Большое количество уровней
управления (до 11-12 в американской автомобильной
промышленности, по сравнению с 5-6 в
японской), и как следствие- рост
бюрократического аппарата и трансакционных
издержек.
Однако несмотря на присущие ей недостатки
американская школа менеджмента на сегодняшний
момент получила наибольшее распространение
и признание. На её принципах построили
свою работу такие крупные компании как
General Motors, General Electric, Emerson, Caterpillar и многие
другие. Фактически это универсальная
модель управления. Как писал Питер Друкер
– известный представитель американской
школы менеджмента – «менеджмент – это
специфическая и определяющая структура
всех и каждой организации». Особенностью
американской школы также является значительное
теоретическое обоснование процессов
управления.
Наиболее известная всем нам компания,
использующая принципы американской модели
управления — это конечно же Макдональдс.
Поэтому я предлагаю рассмотреть на примере
этой компании обозначенные выше особенности
американской школы:
Жесткая иерархическая структура: каждый
работник имеет только одного начальника,
чётко прописанные должностные инструкции,
начиная от того, как нужно мыть пол и заканчивая
порядком приготовления гамбургеров.
Контроль качества выполняемых операций
на месте: концепция «делать с первого
раза».
Строго почасовая выплата зарплаты, штрафы
за опоздание и выговор за приход на работу
раньше оговоренного срока (начальству
придётся платить вам больше денег) –
концепция «точно вовремя».
Стремление создать равные условия для
работников: прием пищи в одной общей комнате,
одинаковая зарплата для рабочих одного
уровня.
Перспектива карьерного роста в компании.
Поощрение конкуренции и доносительства
внутри одной группы (существует специальный
ящик, куда нужно опускать записки обо
всех нарушениях, какие вы только заметили).
Ответственность начальников за действия
подчинённых.
Важный принцип, обеспечивающий лидирующее
положение американских фирм в мировой
экономике, — комплексный контроль качества
(так называемая концепция «делать с первого
раза»). В соответствии с этой концепцией
качество обеспечивается путем включения
ответственности за качество в каждую
должностную инструкцию или описание
работ производственного рабочего.
Еще один тесно связанный с вышеназванным стратегический принцип
американского производства заключается
в комплексном профилактическом обслуживании.
В большинстве отраслей американской
промышленности текущее содержание и
профилактика оборудования выполняются
силами специальной ремонтно-профилактической
службы.
На типичном американском
предприятии изготовление изделий,
начинаясь в одном конце
В американской фирме
специализация трудовых знаний на уровне
цеха объединена с иерархической
координацией различных цехов со
стороны менеджеров.
В традиционной модели иерархической
организации, присущей преимущественно американским фирмам, прежде всего
имеет место разграничение процесса принятия
стратегических деловых решений и оперативных
решений. Первый касается деловых решений
фирмы, которые определяют основные направления
ее функционирования. После выработки
последних фирма принимает оперативные
решения для адаптирования своей деятельности
к различным непредвиденным обстоятельствам
(поломке оборудования, браку и т.п.) и к
изменению ситуации на рынке.
Основной принцип такой иерархической
координации характеризуется следующими
двумя особенностями:
1. Каждая функциональная единица имеет не более одного прямого начальника и не связана с другими единицами (следовательно, любая координация действий двух несравнимых единиц осуществляется общим прямым начальником).
2. Только одна единица (центральный отдел) является начальником любой другой единицы.
При этом предполагается,
что единственной жизнеспособной альтернативой
рыночному механизму с точки
зрения эффективности является фирма
как иерархическая организация. Однако, иерархическая
координация, основанная на жестком разграничении
контроля и функционирования, равно как
и специализация трудовых заданий, может
потерять значительную часть своей эффективности,
особенно в тех отраслях промышленности,
где ассортимент товаров велик и производственный
процесс включает в себя множество стадий.
Традиционный подход в американской автомобильной
промышленности заключался в установлении
объёмов производства в соответствии
с рыночным «прогнозом» и затем определении
цены — при помощи скидок, уступок и свободы
выбора — на том уровне, по которому реальный
рынок будет принимать произведённую
продукцию. Очевидно, что в такой системе
определяющее значение имеет не спрос,
а предложение.
В американской фирме организация работы
цеха и задача межцеховой координации
основываются на принципе «подходящий
человек на правильном месте» (экономия
от специализации). В тоже время американские
фирмы недавно начали обращать серьёзное
внимание на межфункциональные горизонтальные
связи, осуществляемые через многофункциональные
проектные группы, менее иерархически
управляемые небольшие предпринимательские
подразделения и т.п.
Степень «формальной» институционализации
межфункциональных отношений более высока
среди американских компаний, хотя по
остальным показателям они проявляют
более высокую степень иерархической
централизации. Это означает, что американские
компании могут посредством изменения
организационной структуры развиваться
в направлении некоторой смешанной формы
организации, включающей в себя горизонтальную
и централизованную координацию.
Информация о работе Характеристика американского менеджмента