Характеристика менеджмента как искусства управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2014 в 23:29, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – охарактеризовать менеджмент как искусство управления.
В связи с поставленной целью в процессе написания работы решались следующие задачи:
- изучить теоретические основы менеджмента как искусства управления;
- охарактеризовать менеджмент как искусство управления на примере организации.
Объект исследования – ООО «Стекломонтаж». Предмет исследования – отношения, возникающие в процессе искусства управления.

Файлы: 1 файл

Характеристика менеджмента как искусства управления (1).doc

— 312.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

КАФЕДРА УПРАВЛЕНИЯ И ПЛАНИРОВАНИЯ

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

ИМЕНИ Ю.А.ЛАВРИКОВА

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

Характеристика менеджмента как искусства управления

 

 

Направление: 080200 «Менеджмент»

 

Дисциплина: ТЕОРИЯ МЕНЕДЖМЕНТА

(ИСТОРИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ  МЫСЛИ)

 

 

Выполнил студент Смирнов Александр Евгеньевич

 

М209 группы   2 курса

 

Руководитель Садикова К.О.

 

________________________________

(оценка, дата, подпись)

 

 

 

 

 

 

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

2013

 

 

 

Содержание

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

О менеджменте принято говорить как об искусстве управления организациями. Можно приобрести навыки управления фирмой, отраслью, регионами, труднее управлять непосредственно людьми и наиболее сложно научиться управлять собой, управлять своей собственной жизнью. Существует огромное число изданий, содержащих рекомендации по рациональному управлению компаниями разного рода, структурам организаций, механизмам принятия решений, способам предотвращения и разрешения конфликтов, технологией общения и пр.

Менеджмент – это эффективное управление хозяйством включая межличностные отношения, управление производством, предприятием с целью получения прибыли, путём рационального использования ресурсов.

Роль менеджмента в современной практике управления предприятием переоценить невозможно. Каждый управляющий работник должен обладать знаниями и навыками искусства управлять, т.е. менеджмента.

Понятий менеджмента существует огромное множество, т.к. на любой стадии развития организации мы имеем дело с различными уровнями менеджмента.

В общем, менеджмент можно представить как науку и искусство побеждать, умение добиваться поставленных целей, используя труд, мотивы поведения и интеллект людей.

Цель работы – охарактеризовать менеджмент как искусство управления.

В связи с поставленной целью в процессе написания работы решались следующие задачи:

- изучить теоретические  основы менеджмента как искусства  управления;

- охарактеризовать менеджмент  как искусство управления на  примере организации.

Объект исследования – ООО «Стекломонтаж». Предмет исследования – отношения, возникающие в процессе искусства управления.

При написании работы использовались труды российских и зарубежных авторов на данную тему.

 

 

Глава первая. Теоретические основы менеджмента как искусства управления

1.1. Понимание менеджмента как искусства управления

Понимание менеджмента как искусства управления базируется на том, что организации - это сложные социально-технические системы, на функционирование которых воздействуют многочисленные и многообразные факторы как внешней, так и внутренней среды. Люди, работающие в организациях и с организациями, — это самый главный фактор, учет которого требует не только использования научного подхода, но и искусства его применения в конкретных ситуациях — ведь каждый работник обладает своим особенным характером, имеет свою систему ценностей и мотивы к труду и т. д.

Поэтому нередко менеджмент рассматривается как искусство, которое, подобно медицине или инженерному делу, должно опираться на лежащие в его основе концепции, теории, принципы, формы и методы.

Современный менеджмент соединяет науку и искусство управления в единый процесс, в основе которого — личностный талант профессиональных управляющих по использованию научных и практических знаний и постоянный механизм их пополнения и обновления. Другими словами, это развитие качеств и способностей менеджеров, направленных на достижение целей организации, применение ими профессиональных знаний в практической работе на основе постоянного взаимодействия с работниками и создание среды для наиболее полного раскрытия их потенциала (под средой понимается чаще всего организационная культура).

1.2. Система управления организацией

Управление представляет собой централизованное воздействие на коллектив людей с целью организации и координации их деятельности в процессе производства.

Система  управления представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов, включающих цель, задачи, критерии управления, структуру управления, функции и методы управления, механизмы управления и  информационные системы. Система управления представлена в виде схемы на рисунке 1.

 


Рисунок 1 – Схема взаимодействия элементов управления организацией

Главной задачей управления является обеспечение роста эффективности производства на основе постоянного совершенствования технического уровня, форм и методов управления, повышение производительности труда как важнейших условий получения и наращивания доходов предприятия. 

 

Глава вторая. Характеристика менеджмента на примере ООО «Стекломонтаж»

2.1.  Система управления в ООО «Стекломонтаж»

Прежде чем приступить к анализу структуры управления  необходимо изложить миссию и видение организации.

Констатация миссии организации облачает в конкретную форму корпоративное видение и взгляд персонала организации на направление, намерение, ценности и стержневые компетенции организации. Для многих руководителей  подразделений  она является жизненным элементом при любой попытке мотивировать сотрудников и дать им ощутить приоритеты фирмы.

Миссию ООО «Стекломонтаж» можно сформулировать как –  «Улучшение качества жизни населения на территории Российской Федерации путем внедрения предметов потребления из экологически-чистого, более эстетичного сырья».

Лозунгом организации  признана фраза: «Стекломонтаж - делаем мир прозрачнее»

Руководители организации видят ее через 10 лет  лидером в регионе по стекольным работам и продажам изделий из стекла и зеркал.

В соответствии с этим сформулируем глобальную цель организации как завоевание ранка стекольных работ на 80% от всего объема производимых товаров и услуг. 

Данная цель может быть достигнута путем выполнения следующих задач:

- повышение конкурентоспособности  предприятия;

- увеличение прибыли;

- предоставление рабочих  мест и обеспечение охраны  труда и достойной оплаты труда;

- повышение качества предоставляемых услуг и выполняемых работ.

В соответствии с поставленными целями и задачами  выделяются подцели и критерии управления организацией. Представим их в виде схемы – рисунок 2.

Маркетинговые, производственные, управленческие подцели объединяют выполнение одной большой составляющей общую функцию работы организации в целом: своевременное предложение продукции и услуг обладающих высоким качеством и доступной ценой.

Рисунок 2 -  Цели и критерии управления ООО «Стекломонтаж»

 

В свою очередь каждая задача любого функционального подразделения  призвана для решения стратегической цели организации – увеличение стоимости компании.

Связь решения общих задач подразделений организационной структуры очевидна:  решение тактических целей компании, например -  расширение рынка сбыта, невозможно без выполнения управленческих, маркетинговых, производственных, экономических и кадровых целей, закрепленных за соответствующими структурными подразделениями. Очевидно, что решение данной задачи возможно при создании комплексных мероприятий затрагивающих  каждое структурное подразделение и  зачастую имеющих одинаковые либо взаимодополняющие  качественные и количественные  показатели.

Правильно составленные цели и подцели организации предполагают напряжение всех сил работников организации, требуют максимально полной мобилизации внутреннего потенциала.

Анализируя жизненный цикл деятельности ООО «Стекломонтаж», делаю вывод, что организация находится на этапе роста. Организация благополучно прошла этап создания и можно сказать застряла на стадии роста. Ситуация усугубилась экономическим кризисом, больно ударившим по всем отраслям экономики. Хотя руководству компании удалось заполучить несколько крупных контрактов, позволяющих пережить кризис и выйти на новый этап развития, но в тоже время экономические показатели характеризуют организацию как находящуюся в критической ситуации.      

Кризисы подстерегают организацию на всех этапах  без исключения и имеют свою специфику. На первом этапе (создание организации) это, как правило, кризис самих инициаторов созданного предприятия, кризис руководства: не хватило знаний, опыта, воли, связей и т.п. Если миновали первый этап благополучно и поделили сферы деятельности и ответственности, то их подстерегает кризис автономии, кризис контроля, кризис бюрократического аппарата, системный кризис или кризис синергии.

Жизнь организации не должна состоять из ожидания скольжения вниз или из попыток повернуть события вспять. Современная ситуация на рынке такова, что организации должны уметь работать одновременно на двух кривых: на настоящее и будущее.     

Организация не стабильна, коллектив новый, нет большого опыта работы. Отсутствуют ресурсные резервы для развития организации.  Хотя и наблюдается увеличение объема оказанных услуг, обновляется материально-техническая  база, но слишком медленно. Организация нуждается в антикризисном управлении, в противном случае организация может перейти в фазу упадка минуя этап зрелости.

Когда у предприятия возникают проблемы, тому есть множество причин. Причины эти могут быть как внешние — изменение законодательства, стихийные бедствия, падение цен на рынке, экономический кризис и так далее, так и внутренние — неэффективное расходование ресурсов, низкая производительность труда, слабый менеджмент и многое другое. В том числе очень важный, изначальный фактор работы любого бизнес-образования: эффективность организационной структуры.

Организационная структура предприятия — это его «скелет», и важность ее трудно переоценить.

Одной из важных задач по выводу предприятия из кризисной ситуации является выбор такой оптимальной управленческой структуры, которая лучше всего отвечала бы целям и задачам предприятия, а также воздействующим на него внешним и внутренним факторам в существующих и ожидаемых условиях функционирования предприятия.

Под организационной структурой управления организацией понимается упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов, находящихся между собой в устойчивых отношениях, обеспечивающих их развитие и функционирование как единого целого. В рамках структуры протекает управленческий процесс, между участниками которого распределены функции и задачи управления. С этой позиции организационная структура это форма разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой происходит процесс управления, направленный на достижение целей организации. Отсюда структура управления включает в себя все цели, распределённые между различными звеньями, связи между которыми обеспечивают координацию по их выполнению.

Организационная структура  ООО «Стекломонтаж» является линейной. Сущность структуры управления состоит в том, что управляющие воздействия на производственный процесс могут передаваться только одним лицом – руководителем, который получает официальную информацию только от своих, непосредственно ему подчиненных лиц, принимает решения по всем вопросам, относящимся к руководимой им части объекта, и несет ответственность за его работу перед вышестоящим руководителем. Представим управленческую  структуру организации в виде схемы – рисунок 3.

 

Вертикальные связи в организации соединяют 4 иерархических уровня. Они отражают распределение полномочий в организационной иерархии. Данные связи служат каналами передачи распорядительной и отчетной информации.

Линейные подразделения ООО «Стекломонтаж», как правило, осуществляют основную производственную и монтажную деятельность, функциональные подразделения создаются на ресурсной основе и тем самым обеспечивают деятельность основных подразделений.

ООО «Стекломонтаж» возглавляет директор, назначаемый на должность учредителями, который организует всю работу предприятия и несет полную ответственность за его состояние и деятельность перед учредителями (собственниками предприятия) и трудовым коллективом. Директор представляет предприятие во всех учреждениях и организациях, распоряжается имуществом предприятия, заключает договора, издает приказы по предприятию, в соответствии с трудовым законодательством принимает и увольняет работников, применяет меры поощрения и налагает взыскания на работников предприятия, открывает в банках счета предприятия.

Производственно-технический отдел отвечает за подготовку проектной документации объекта, смет, согласование проектной документации, сдачу объектов.

Начальник участка производства организовывает сам процесс производства изделий из стекла и зеркал, а также процессы доставки и установки изделий на объектах в соответствии с разработанными проектами. Начальник производства имеет в подчинении мастеров, осуществляющих руководство и контроль бригадами рабочих. Мастера несут основную производственную  нагрузку и отвечают за соответствие выполняемых работ на объектах сметам, чертежам, актам выполненных работ и расчетам потребности материалов, отвечают за своевременное проведение технических осмотров, ремонтов оборудования, соблюдение техники безопасности вверенным персоналом, проведение технической учёбы и т.д.

Кадровик занимается организацией кадрового делопроизводства, труда и заработной платы, совместно с другими отделами организует прохождение медосмотра персонала предприятия, разрабатывает штатное расписание, составляет годовые, квартальные и месячные планы по труду и заработной плате, осуществляет контроль за их выполнением, разрабатывает мероприятия по повышению производительности труда, внедрению прогрессивных систем заработной платы, разрабатывает положение об образовании и расходовании фонда материального поощрения, разрабатывает технически обоснованные нормы выработки и проводит анализ их выполнения, организует и участвует в разработке вопросов научной организации труда и обучения персонала.

Информация о работе Характеристика менеджмента как искусства управления