Характеристика менеджмента как искусства управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2014 в 23:29, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – охарактеризовать менеджмент как искусство управления.
В связи с поставленной целью в процессе написания работы решались следующие задачи:
- изучить теоретические основы менеджмента как искусства управления;
- охарактеризовать менеджмент как искусство управления на примере организации.
Объект исследования – ООО «Стекломонтаж». Предмет исследования – отношения, возникающие в процессе искусства управления.

Файлы: 1 файл

Характеристика менеджмента как искусства управления (1).doc

— 312.50 Кб (Скачать файл)

Маркетолог в организации выполняет следующие функции: проведение исследований в области коммерческой и сбытовой деятельности организации ориентированных на удовлетворение потребностей реальных и потенциальных потребителей рынка; анализ показателей производственно-сбытовой деятельности для определения эффективности по каждому из направлений производства и сбыта, выявлении целесообразности изменения или сохранения стратегии по этим направлениям; исследование спроса, в целях обеспечения рыночного успеха ; разработка и проведение маркетинговых мероприятий продвижения товаров и услуг на рынке.

Бухгалтерия во главе с главным бухгалтером выполняет следующие задачи: ведет бухгалтерский, налоговый, финансовый и управленческий учета финансово-хозяйственной деятельности организации; формирует и сдает бухгалтерскую, налоговую, финансовую  и управленческую отчетность; осуществляет взаимодействие с государственными налоговыми и иными органами, с контрагентами и финансовыми организациями, осуществляет  платежи в наличной и безналичной форме в порядке, определяемом внутренними документами организации; осуществляет налоговое планирование и мониторинг актуальных законодательных и нормативных документов.

На предприятии работают квалифицированные специалисты, имеющие профессиональное образование соответствующее должности. Руководители отделов и участка производства, маркетолог и кадровик имеют высшее профессиональное образование, рядовые служащие и мастера среднее профессиональное образование. Персонал в среднем имеет опыт по занимаемым должностям 5 лет. Специалисты аттестованы по промбезопасности по охране труда и технике безопасности, по электробезопасности (согласно должностных обязательств).

В штате ООО «Стекломонтаж» отсутствует должность юриста, в соответствии с экономической и производственной эффективностью было принято решение осуществлять функции соответствующие данной должности посредством компании ООО «Юрлайн» на основе аутсорсинга. Аутсо́рсинг - использование внешнего источника/ресурса — передача организацией на основании договора определённых бизнес-процессов или производственных функций на обслуживание другой компании, специализирующейся в соответствующей области.

Также сторонними организациями осуществляется обслуживание,  ремонт оборудования и техники на тех же условиях, обеспечивая бесперебойную работоспособность этих систем. Главным источником экономии затрат с помощью аутсорсинга является повышение эффективности предприятия в целом и появление возможности освободить соответствующие организационные, финансовые и человеческие ресурсы, чтобы развивать новые направления, или сконцентрировать усилия на существующих, требующих повышенного внимания.

В основе управления предприятием лежат принципы, под которыми принято понимать руководящие направления и правила, положенные в основу решения задач, связанных с управлением. В принципах проявляются наиболее устойчивые черты объективных закономерностей управления. 

Принципы управления в ООО «Стекломонтаж»:

  1. Демократический принцип распределения функций управления подразумевает  подготовку управленческого решения и ответственность за его реализацию той службой, которая лучше всего осведомлена о состоянии дел на соответствующем объекте и больше всего заинтересована в реализации и высокой эффективности принятого решения.
  2. Принцип гибкости предполагает возможность корректировки установленных показателей и координации планово-экономической деятельности предприятия.
  3. Принцип системности и комплексности подразумевает умение видеть наиболее значимый комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных подсистем, входящих в организацию.
  4. Принцип стандартизации (все работы выполняются строго по составленным сметам и утвержденным нормам).
  5. Принцип нравственности (закон развития человечества и общества в целом).

Функции управления в ООО «Стекломонтаж»  направлены на эффективное функционирования деятельности организации, это: организация деятельности и руководство ею, планирование и контроль, мотивация персонала.

Реализация базовых функций управления всей организацией  сосредоточена на единоличном органе управления (директоре).  Должностными обязанностями предусмотрено выполнение управленческих функций также руководителями функциональных подразделений в рамках своего подразделения в нормальном режиме работы организации.  Предусмотрены случаи выполнения всех административных функции в рамках временного назначения  лица, выполняющего управление реализацией целей одного объекта вне нахождения организации.

Аппарат управления ООО имеет в своем арсенале следующие  методы руководства: экономические, организационно-распорядительные (административные) и социально-психологические. 

Так, вопросы планирования, экономического анализа, организации труда, финансирования, кредитования и экономического стимулирования составляют систему экономических методов управления. 

Комплекс распорядительных актов по руководству хозяйственной деятельностью организации представляет собой организационно-распорядительный метод управления. Положения, инструкции, должностные обязанности и другие служебные документы, определяющие функции, права и персональную ответственность должностных лиц и производственных коллективов, являют собой нормы административного воздействия. 

Социально-психологические методы управления заключаются в  процессах убеждения, морального и нравственного воздействия на персонал.

Выбор руководителем организации метода принятия решения производится в зависимости от поставленной задачи. Производственные проблемы и задачи в основном предполагают использование группового метода решения, когда в силу немногочисленности персонала организации , на процесс принятия решения может повлиять даже рядовой исполнитель. Для осуществления данного метода в организации практикуются плановые оперативные совещания на начало рабочей недели и внеплановые, зависящие от срочности исполнения заказа и сложности производимой продукции и работ.

Такой метод принятия решений обуславливает внутреннюю мотивацию персонала и имеет высокую эффективность в силу разностороннего подхода к проблеме.

Управленческие решения касающиеся выполнения кадровых, экономических, маркетинговых целей принимаются директором методом консультационного решения. Функциональные подразделения осуществляют сбор информации,  ее обработку и разработку вариантов решения.

Такой метод принятия решения является эффективным и предполагает использование не только внутренних кадровых ресурсов, но и отношений с организациями из вне на условиях аутсорсинга. 

Таким образом, механизм управления в организации представляет собой сложный комплекс, динамизм и слаженность которого выполняется посредством кооперации всех действий работников от мастера до директора и планирования финансово-хозяйственной деятельности.

Планирование деятельности осуществляется на условиях координации и   устанавливает, что деятельность ни одной части организации не может быть  эффективной, если ее выполнять независимо от остальных систем в организации.

Координация может быть достигнута путем системного подхода к реализации как тактических, так и ежечасных целей.

 Отсюда  вытекает, что деятельность подразделений  одного уровня следует планировать  не только одновременно, но и  во взаимозависимости с другими. Не важно, где возникают проблемы, решать их следует совместно с остальными.  В организации используются следующие методы координации: согласование планов работы,  взаимная информация о работе, согласование порядка и сроков совместных работ,  обмен необходимыми материалами и документами, участие представителей подразделений в работе оперативных совещаний, создание совместных рабочих групп для реализации крупных объектов.

В целях координации действий работников внутри структурных подразделений и между ними существуют информационные потоки. Они  имеют форму  распорядительных документов -  приказов, распоряжений,  технических заданий, отчетов, актов выполненных работ и услуг,  финансовых документов, статистических данных, отзывов потребителей.

Формирование информационных потоков осуществляется посредством информационной системы, имеющейся в организации. Организация использует в практике специализированные программы для подготовки технической документации (AutoCAD, ArchiCAD, Corel Draw и т.д.) использует комплексную конфигурацию 1С, которая  позволяет формировать базы данных, осуществлять их обработку и формировать необходимые документы.

Посредством использования комплексной конфигурации 1С организация осуществляет бухгалтерский и управленческий учет. Программное обеспечение позволяет  контролировать затраты и остатки запасов. 

Система управления организацией работает эффективно только тогда, когда используется системный подход к управлению.

 

2.3. Оценка менеджмента в ООО «Стекломонтаж»

Анализ системы управления организацией выявил следующие внутренние и внешние факторы. Выявленные  факторы в ООО «Стекломонтаж» отразим в виде карты SWOT анализа – таблица 2.

Таблица 2. - Карта SWOT анализа системы управления организацией

Внутренние факторы

Strong/Сильные стороны

Степень важности

Weak/Слабые стороны

Степень важности

  1. Четкая система взаимных связей функций и подразделений
  2. Четкая система
  3. Ясно выраженная ответственность
  4. Быстрая реакция исполнительных подразделений на прямые указания вышестоящих
  5. Специализация управленческого процесса по функциональным подсистемам организации

 

5

 

5

5

 

 

 

5

  1. Отсутствие звеньев, занимающихся вопросами стратегического планирования
  2. Малая гибкость и приспособляемость к изменению ситуации
  3. Разные критерии эффективности и качества работы подразделений и организации в целом
  4. Перегрузка руководителя верхнего уровня
  5. Повышенная зависимость результатов работы организации от квалификации, личных и деловых качеств директора

5

 

 

5

 

 

4

 

 

4

 

3

 

Внешние факторы

Opportunities/Возможности

 

Threts/Опастности

 
  1. Возможность изучения и внедрения новых методов управления организацией
  2. Разнообразие на рынке програмного обеспечения

4

 

 

4

 

  1. Ограниченный рынок специалистов и рабочих необходимой   квалификации

5


 

В оценке организационных результатов по критериям: гибкость, качество управленческой системы, согласованность со стратегией и целями организации отмечается, что выстроенная организационная структура организации  не обладает необходимой гибкостью к изменениям факторов внешней среды, но соответствует структурно для реализации поставленных стратегических и тактических целей организации. Методы  и принципы координации деятельности, а также определенные успехи в организации производственных процессов позволяют  на данном этапе развития дать положительную оценку.

Рассматривая эффективность организационной деятельности можно судить об удовлетворительной упорядоченности организационной деятельности. Рассматривая методы принятия решений и периодичность координации деятельности подразделений можно говорить о присутствии  оперативности в принятии решений и целесообразности предпринимаемых действий.

Отмечается, что для организации характерно наличие неэффективного использования организационных ресурсов, о чем  показывает большая доля постоянных затрат в общих расходах организации. Решение проблем организации представляются в реструктуризации системы управления.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В процессе работы над темой работы были сделаны следующие выводы и обобщения.
Искусство управления возникло на самом раннем этапе развития общества. Благодаря искусству люди обрели действенное средство познания мира истории и своего места в ней.
Приведенные выше признаки и характерные особенности искусства прямо показывают, что менеджмент -- это не только сфера практической деятельности, но и исключительно важная самостоятельная область знаний, диалектика развития науки управления напрямую связана с жизнью общества, производственными достижениями и прогрессом материального производства, данные аспекты роднят науку управления с искусством.
Процесс изменений в мире продолжается, не стоит на месте и искусство управления, она ищет наиболее эффективные формы ведения бизнеса, которые учитывают интересы не только производителя, но и интересы общества в целом, работников производства, потребителей. Реагирование на ситуации, которые преподносит менеджеру практическая деятельность всегда творчество, продуцирование идеи, которая затем реально воплощается в элементах материального производства.

При оценке искусства управления в ООО «Стекломонтаж» по критериям: гибкость, качество управленческой системы, согласованность со стратегией и целями организации отмечается, что выстроенное искусство управления организации не обладает необходимой гибкостью к изменениям факторов внешней среды, но соответствует структурно для реализации поставленных стратегических и тактических целей организации. Методы и принципы координации деятельности менеджмента, а также определенные успехи в организации производственных процессов позволяют  на данном этапе развития ООО «Стекломонтаж» дать положительную оценку.

Информация о работе Характеристика менеджмента как искусства управления