Характеристика основных этапов инновационного менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2014 в 07:30, курсовая работа

Описание работы

Инновационный менеджмент - представляет собой одно из направлений инновационного менеджмента, осуществляемого на высшем уровне руководства компании. Целью инновационного менеджмента является установление основных векторов научно-технической и производственной деятельности компании в следующих областях ее деятельности:
· разработка, совершенствование и внедрение новой продукции (собственно инновационная деятельность);

Содержание работы

Введение
Инновация: понятие, виды, цели внедрения
Инновационный процесс. Характеристика
Этапы инновационного процесса
Эффективность инновационного процесса
Анализ инновационной деятельности салона – парикмахерской «Лик»
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

dayneko_kursovaya.docx

— 48.82 Кб (Скачать файл)

Инновационный процесс состоит из нескольких этапов.

1. Фундаментальные исследования. Фундаментальные  исследования, сбор и систематизация  информации по соответствующей  проблеме о потребностях и  тенденциях развития. Целью этого  этапа является осознание потребности  и возможности изменений, познание  явлений окружающего мира и  открытие новых закономерностей  его развития, генерирование перспективных  идей, их отбор и разработка, определение  возможности реализации. Он делится  на теоретический и поисковый; в результате первого формируются  новые научные подходы к проблеме  и теории; в результате второго  – новые принципы создания  изделий и технологий.

2. Прикладные исследования. Прикладные  исследования, направленные на определение  способов применения результатов  предыдущего этапа и их уточнение. Они могут быть теоретическими  и экспериментальными, связанными  с созданием моделей. Здесь происходит  разработка лабораторных технологий  и методов испытаний, изготовление  и испытание макетов и образцов  новых изделий, нестандартного оборудования. Затем производятся специальные  расчеты для оценки и последующей  корректировки исследований, второй  отсев неперспективных идей. Конечным  результатом этого этапа является  техническое задание, рекомендация, образец.

3. Опытно - конструкторские разработки. Опытно - конструкторские разработки  направлены на создание новых  образцов, прошедших испытание и  пригодных для производственного  и коммерческого использования. Их стадиями являются:

•   разработка заказчиком технического задания, определяющего основные требования к изделию, - принципы работы, конструктивные особенности, габариты, вес, КПД, цену;

•   формулировка предложений, содержащих техническое и технико-экономическое обоснование целесообразности создания изделия;

•   изготовление эскизного проекта, содержащего чертежи общего вида, принципиальные схемы, расчет основных эксплуатационных показателей, который позволяет решать вопросы о целесообразности дальнейшей работы над изделием;

•   подготовка на основе эскизного проекта общего вида конструкции в целом и всех узлов, наиболее сложных деталей, пояснительной записки с технико-экономическим обоснованием, расчет эксплуатационных издержек;

•   создание рабочего проекта, содержащего полное описание конструкции объекта и включающего всю документацию, необходимую для его изготовления, монтажа и эксплуатации;

•   изготовление, испытание, доводка опытного образца.

4. Освоение производства нового  изделия. Освоение производства  нового изделия. Этот этап предполагает  оценку рыночных перспектив, финансовых  возможностей, соответствия стандартам, обеспеченности патентной защиты, еще один отсев неперспективных  вариантов, разработку и проектирование  технологических и организационных  процессов, подготовку производственных  мощностей, сбытовой сети, и наконец, освоение выпуска новой техники, ее массовый выпуск и сбыт, содействие в монтаже, вводе в  эксплуатацию, распространение нововведения, тиражирование и многократное  повторение на других объектах. Одновременно с производством  инновационный процесс включает  потребление.

Таким образом, инновационный процесс охватывает цикл от разработки идеи до ее реализации на коммерческой основе.

Понятие, виды и результат инновационной деятельности. Основу инновационного процесса составляет инновационная деятельность, связанная с трансформацией идей, результатов научных исследований и разработок в новый или усовершенствованный продукт, внедряемый на рынок или в производство. Она предполагает осуществления целого комплекса научных, технологических, организационных, финансовых, коммерческих мероприятий, направленных на создания и внедрение новшества.

Выделяют следующие виды инновационной деятельности: подготовка и реализация производства, его освоение, маркетинг и реклама новых продуктов, приобретение вещественных и невещественных технологий, патентов, лицензий, торговых марок, ноу-хау; производственной проектирование.

Результатом инновационной деятельности на этапах фундаментальных, поисковых, прикладных исследований и разработок является интеллектуальный продукт, становящийся объектом интеллектуальной собственности и товаром.

На этапе фундаментальных исследований это – научные знания, теории и открытия; на этапе прикладных исследований – результаты НИР; на этапах проектных, конструкторских, технологических работ – научно-технические проекты в области создания наукоемких, инжиниринговых систем с кадровым сопровождением; опытные образцы и установочные партии новой техники и новых материалов, изготовленные по результатам выполненных НИОКР.

Результатом инновационной деятельности можно считать также:[7]

•   мелкосерийную и малотоннажную продукцию, изготовленную на экспериментальной базе ВУЗов и НИИ;

•   программную продукцию;

•   научно-производственные услуги с использованием уникальной аппаратуры;

•   услуги в области информатики, информационного, метрологического, патентно-лицензионного обеспечения НИОКР и производства;

•   консалтинговые услуги;

•   хорошее знание и эффективное использование рыночных возможностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Эффективность инновационного процесса

Эффективность инновационного процесса как совокупности операций, реализованных в течение определенного периода времени, зависит от ряда взаимозависимых факторов.

1. Инновационный потенциал организации – показатель, характеризующий способность компании к осуществлению процессов нововведений.

2. направление инновационной деятельности. Направление инновационного процесса зависит от целей, которые должны быть достигнуты при осуществлении нововведений: 1) сохранение позиций на рынке; 2) завоевание новых сегментов рынка; 3) структурное преобразование предприятия. При выборе направления разработки учитывается величина достигаемого экономического эффекта, которая сопоставляется с уровнем потенциальных рисков.

3. Скорость осуществления инновационного процесса. Скорость осуществления инновационного процесса характеризует показатель, именуемый инновационным лагом. Инновационный лаг – временной интервал от момента возникновения инновационной идеи до момента возврата инвестиций (получение положительной прибыли). От величины данного показателя зависит результативность всего процесса нововведений. При создании и внедрении новинки фирма стремится монополизировать рынок и получить максимально возможную прибыль от коммерциализации нововведения. Время, в течение которого предприятие-инноватор удерживает монополию, определяется скоростью реагирования конкурентов. Таким образом, чем быстрее компания разработает новшество и выведет его на рынок, тем быстрее окупит капиталовложения и опередит конкурентов.

4. Маркетинговая стратегия фирмы. Маркетинговые исследования фирмы позволяют уменьшить риск отторжения нововведения на рынке. Они осуществляются на различных стадиях инновационной деятельности. На этапе зарождения инновационной идеи задачи маркетинговых исследований заключаются в анализе рыночной ситуации, прогнозировании тенденций развития отрасли и нахождении сегмента рынка, не занятого фирмой-конкурентом. На основе полученных данных определяется направление инновационного процесса. Конъюнктурные исследования на последующих этапах инновационной деятельности позволяют своевременно скорректировать ход процесса нововведений и адаптировать его к изменившимся условиям. На заключительных стадиях инновационной деятельности маркетинговые исследования проводятся для выявления оптимальных форм коммерциализации, определения благоприятного момента вывода новинки на рынок, разработки эффективной сбытовой политики и форм ценового продвижения.

 

 

  1. Анализ инновационной деятельности салона –парикмахерской «Лик»

Адрес парикмахерского салона г. Уфа 450001 пр. Октября, 13

Салон предоставляет весь спектр услуг:

- Парикмахерские услуги по технологии L’oreal Professionel, Уход и лечение волос  и кожи головы, наращивание волос.

- Все виды маникюра и педикюра, spa-уходы за руками и ногами, моделирование ногтей.

- Весь комплекс косметологических  услуг от Selvert Termal, СRISTINA, в том  числе автозагар и процедуры  по уходу за телом (Dermosonic).

- Салон является официальным  дистрибьютором профессиональных  средств по уходу за волосами Sebastian.

- Бесплатная консультация дерматокосметолога.

 

 

 

Использование инновационных технологий и их технико-экономические характеристики

Для обоснования актуальности нововведений, необходимо произвести общий анализ состояния дел салона красоты. Для этого необходимо ответить на ряд вопросов.

1. В каком положении находится  предприятие с точки зрения:

- прибыльности;

- социального развития;

- психологического климата в  коллективе;

- возможности применения опережающей  стратегии.

2. Какие изменения в производственной  и управленческой системах предприятия  необходимы:

- укрупнение производственных  подразделений;

- диверсификация производства (в  каких направлениях);

- сокращение численности;

В настоящий момент предприятие достаточно прибыльно, но внедрение определенных новшеств, позволило бы повысить показатели прибыльности, в частности, это рекомендации по поводу создания собственного мастер-класса, что позволило бы при минимальных затратах на обучение, получить высококвалифицированных специалистов при небольшой заработной плате.

Внутри организации стабильная социально-психологическая обстановка, однако до некоторого времени применяемая нормированная, средняя оплата труда вызывала ряд достаточно жестких конфликтных ситуаций.

Необходимо расширение списка предоставляемых услуг, в частности, это услуги в области дизайна макияжа, татуажа и использования новых технологий в области косметологии.

За период 2010-2011гг. в салоне были внедрены дополнительные услуги по художественной окраске волос, коррекции фигуры и некоторые другие. Все изменения были произведены с привлечением мнения квалифицированного персонала, внедрение новых услуг в сервис позволили повысить степень доходности салона – красоты, привлечь дополнительных клиентов и расширить перечень потенциальных направлений для последующего развития салона.

Основная область внедрения инновационных проектов в организации:

- услуги, представляемые клиентам;

- организационная структура;

- система управления.

Очевидно, что внедрение новшеств в одной области, влечет за собой изменения и в другой. Рассмотрим некоторые моменты внедрения нововведения в предприятие и некоторые проблемы, возникающие при этом.

Обязательность привлечения сотрудников к процессу изменений ни в коей мере не отрицает проявления лидерства. Более того, изменения не могут привести к позитивным сдвигам, если они не направляются из единого центра. Нагрузка на управление при этом возрастает, поскольку организация вынуждена функционировать в экстремальном режиме.

Руководителю необходимо принимать компетентное решение в короткие сроки и оно должно поддерживаться подчиненными. Если работать над решением всем вместе, поддержка будет более полная, но на это может уйти слишком много времени. Если принимать решение самостоятельно, оно появится быстро, но не всегда будет опираться на поддержку. В некотором смысле длительные обсуждения, в которых задействованы многие сотрудники, могут считаться показателем некомпетентности самого руководителя.

В «Лик» нашли выход из данного противоречия в следующем: соотношения коллегиальности и лидерства различны в зависимости от этапов введения изменений.

Примером может служить ситуация, когда в слоне возникла комплексная проблемная ситуация, требующая изменения приоритетов развития. Проблема носила двойственный характер, так как, во-первых, сложился определенный комплекс услуг, предоставляемый клиентам в нескольких сегментах рынка, во-вторых, структура управления оставалась неизменной несколько лет, и руководство почувствовало необходимость реформ в нескольких подразделениях.

Психологическая и социальная проблемы заключались в том, что руководители понимали необходимость участия в реформах ведущих сотрудников, и в то же время руководству не хотелось терять контроль над ситуацией. То есть потребовалась такая ситуация, когда процедура принятия решения включала бы в себя и принятие решения с участием менеджеров, но окончательное решение бы принималось руководящим составом.

В результате опроса, который проводился среди ведущих сотрудников «Лик» и касающегося основных проблем его функционирования и дальнейшего развития было выявлено следующее:

1. Наиболее перспективными направлениями  деятельности «Лик», которые могли  бы сформировать более эффективное  продвижение организации на рынке  косметических услуг, являются:

Информация о работе Характеристика основных этапов инновационного менеджмента