Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 19:36, реферат
К современным направлениям праксеологических исследований относятся: общая теория рациональной деятельности, структура организации трудовых коллективов, принципы функционирования и правила управления трудовыми коллективами, производительность работы, типология ошибок и нарушений в процессе работы, критерии оценки результатов деятельности, способы рационального использования ресурсов и разработка практических рекомендаций относительно организации эффективной работы и создания оптимальных моделей определенных областей умственной и физической работы. В практической деятельности праксиология используется в работах по хозяйственной этике
1. Праксеология..………………………………………………………...……......3
2. Тектология……………………………………..………….…...……………..…4
3. Эргономика……………………………………………………..………………6
4. Кибернетика………………………………………………………...…………..8
5. Научная организация управленческого труда…...………………..………….9
6. Акмеология……………………………………………………………………11
7. Энвироника……………………………………………………………………13
Список литературы……………………………………………….……………...15
Национальный университет физического воспитания и спорта Украины
факультет спорта и менеджмента
кафедра менеджмента и экономики
Самостоятельная работа
по дисциплине «Менеджмент
организаций физкультурно-
ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В МЕНЕДЖМЕНТЕ
Киев-2013
Содержание
1. Праксеология..…………………………………………
2. Тектология……………………………………..…………
3. Эргономика……………………………………………………
4. Кибернетика…………………………………………………
5. Научная организация
6. Акмеология……………………………………………………
7. Энвироника……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Праксеология — учение о человеческой деятельности, о реализации человеческих ценностей в реальной жизни. Область социологических и экономических исследований, которая рассматривает различные действия или совокупности действий с точки зрения установления их эффективности.
Наиболее разработанным разделом праксиологии является экономическая теория в её «австрийском» варианте [3].
Термин праксеологии впервые был использован Л. Бурдье (1882), однако введен в практику науки в начале ХХ в. А. Эспинасом и Е. Слуцким. Известным польским историком философии и логики Т. Котарбиньским впоследствии была предпринята попытка придать праксиолог дисциплинарный статус в работах «Принципы рациональной ори ганизации деятельности» (1946); «Праксеология» (1947) и конечно же труде «Трактат о хорошей работе» (1955). Благодаря Котарбиньскому термин и основные идеи праксиологии были упорядочены в качестве системы теоретических и прикладных исследований. Он рассматривал три уровня анализа: 1) типологии действий и построения системы категорий, 2) разработки эффективных нормативных систем действия в конкретно-историческом социокультурном контексте, 3) критику истории и настоящих методов развития человеческих действий с точки зрения их технических достоинств. Центральное понятие праксиологии — понятие метода, что способствовало превращению самой праксиологии в общую методологию. Основное влияние на современное социально-философское знание праксиология оказала своими теоретико-методологическими идеями восприятия как особой области междисциплинарного анализа. Основными философскими источниками П. являются прагматизм (также и инструментализм), позитивизм (концепция тектологии Богданова), марксизм, теории организации А. Гастева, Ф.У.Тейлора, Г. Форда, С. Томпсона, А. Файоля, Т. Парсонса и др. К современным направлениям праксеологических исследований относятся: общая теория рациональной деятельности, структура организации трудовых коллективов, принципы функционирования и правила управления трудовыми коллективами, производительность работы, типология ошибок и нарушений в процессе работы, критерии оценки результатов деятельности, способы рационального использования ресурсов и разработка практических рекомендаций относительно организации эффективной работы и создания оптимальных моделей определенных областей умственной и физической работы. В практической деятельности праксиология используется в работах по хозяйственной этике [3].
Всеобщая организационная наука, или тектология, Александра Александровича Богданова — выдающийся памятник русской теоретической мысли начала XX в. Создатель тектологии — яркий, талантливый человек, один из интереснейших представителей русской революционной интеллигенции на рубеже XIX–XX вв., сочетавший в себе страстную революционность, энциклопедические познания, безудержное стремление к поискам нового. Исходным пунктом тектологии является признание необходимости подхода к изучению любого явления с точки зрения его организации. Принять организационную точку зрения — значит изучать любую систему с точки зрения как отношений всех ее частей, так и отношений ее как целого со средой, т. е. со всеми внешними системами. Законы организации систем едины для любых объектов, самые разнородные явления объединяются общими структурными связями и закономерностями.
В соответствии с организационной точкой зрения мир рассматривается А. А. Богдановым как находящийся в непрерывном изменении, в нем нет ничего постоянного, все суть изменения, действия и противодействия. В результате взаимодействия изменяющихся элементов наблюдатель может выделить некоторые типы комплексов, различающихся по степени их организованности [8].
Организованный комплекс определяется в тектологии на основе принципа «целое больше суммы своих частей», при этом чем больше целое отличается от суммы самих частей, тем более оно организовано. В неорганизованных комплексах целое меньше суммы своих частей. И наконец, в нейтральных комплексах целое равно сумме своих частей [8].
Среди множества организационных форм А. А. Богданов выделяет два универсальных типа систем — централистический (эгрессия) и скелетный (дегрессия). Для систем первого типа (эгрессия — от латинского «выхождение из ряда») характерно наличие центрального, более высокоорганизованного комплекса, по отношению к которому все остальные комплексы играют роль периферии. Системы второго типа, напротив, образуются за счет организационно низших группировок, выделяемых сложноорганизованными пластичными комплексами. Здесь мы видим единство и различие пластичности и прочности. Дегрессия (от латинского «схождение вниз») имеет важнейшее положительное значение с организационной точки зрения: лишь она делает возможным развитие пластичных форм, охраняя нежные комбинации от грубой их среды [8].
Специальному анализу подвергаются основные организационные механизмы — механизмы формирования и регулирования систем. К формирующим механизмам относятся конъюгация (соединение комплексов), ингрессия (вхождение элемента одного комплекса в другой) и дезингрессия (распад комплекса). Универсальный регулирующий механизм обозначается термином «подбор»: это понятие А. А. Богданов заимствует из биологии и распространяет его на процессы сохранения и разрушения всех видов систем. Основное внимание в «Тектологии» уделяется прогрессивному отбору («подбору»), поскольку, с точки зрения автора, действительное сохранение форм в природе возможно лишь путем их прогрессивного развития. Отбор может быть положительным или отрицательным — он действует при развитии комплексов и в процессе их относительного упадка. В совокупности положительный и отрицательный отборы охватывают всю динамику мирового развития. Положительный отбор, усложняя формы, увеличивает разнородность бытия, доставляет для нее материал, все более возрастающий; отрицательный отбор, упрощая этот материал, устраняя из него все непрочное, нестройное, противоречивое, внося в его связи однородность и согласованность, упорядочивает последний. Взаимодополняя друг друга, оба процесса стихийно организуют мир [8].
Эргономика (от греч. érgon — работа и nómos — закон), научная дисциплина, комплексно изучающая человека (группу людей) в конкретных условиях его (их) деятельности в современном производстве. Э. возникла в связи со значительным усложнением технических средств и условий их функционирования в современном производстве, существенным изменением трудовой деятельности человека, синтезированием в ней многих трудовых функций. Э. сформировалась на стыке наук — психологии, физиологии и гигиены труда, социальной психологии, анатомии и ряда технических наук. В условиях научно-технической революции резко возросли стоимость технических средств и "цена" ошибки человека при управлении сложными системами. Поэтому при проектировании новой и модернизации существующей техники особенно важно заранее и с максимально доступной полнотой учитывать возможности и особенности людей, которые будут ею пользоваться. При решении такого рода задач необходимо согласовать между собой отд. рекомендации психологии, физиологии, гигиены труда, социальной психологии и т. п., соотнести их и увязать в единую систему требований к тому или иному виду трудовой деятельности человека [7].
Человек, машина и окружающая их среда рассматриваются в эргономических исследованиях как сложная система. Основной объект исследования эргономики — система "человек и машина"; эргономика изучает характеристики человека, машины и среды, проявляющиеся в конкретных условиях их взаимодействия, разрабатывает методы учета этих факторов при модернизации действующей и создании новой техники и технологии, изучает проблемы целесообразного распределения функций между человеком и машиной, функционирования человеко-машинных систем, определения критериев оптимизации таких систем с учетом возможностей и особенностей работающего человека (группы людей) и т. д. Ряд эргономических проблем связан с задачами производства технически сложных товаров широкого потребления, а также с проектированием рабочих мест и условий трудовой деятельности для лиц с пониженной трудоспособностью. Эргономика не только изучает, но и проектирует целесообразные варианты конкретных видов человеческой деятельности, связанных с использованием новой техники [8].
Методологическую базу эргономики составляет системный подход. Он позволяет использовать в эргономическом исследовании в том или ином сочетании методы различных наук, на стыке которых возникают и решаются качественно новые проблемы изучения систем "человек и машина". Э. опирается на комплекс наук, предметом исследования которых является человек, и развивается в тесном взаимодействии с инженерной психологией, кибернетикой, системотехникой, исследованием операций, технической эстетикой, а также с научной организацией труда и охраной труда. Э. органически связана с художественным конструированием. Проблемы Э. разрабатываются коллективами специалистов, в состав которых в зависимости от характера решаемых задач могут входить психологи, физиологи, гигиенисты, антропологи, социологи, экономисты, математики, дизайнеры, архитекторы, инженеры [8].
Первые исследования, с которыми непосредственно связывают зарождение эргономики, относят к 20-м гг. 20 в., когда в Великобритании, США, Японии и некоторых других странах физиологами, психологами, врачами и инженерами предпринимались попытки комплексного изучения человека в процессе трудовой деятельности с целью максимального использования его физических и психологических возможностей и дальнейшей интенсификации труда. Термин эргономика предложенный еще в 1857 польским естествоиспытателем В. Ястшембовским, получил широкое распространение после 1949, когда группа английских ученых во главе с К. Мареллом организовала Эргономическое исследовательское общество, с которым обычно связывают формирование Э. как самостоятельной научной дисциплины. С середины 50-х гг. Э. интенсивно развивается во многих странах мира: создана Международная эргономическая ассоциация (1961), в которой представлено свыше 30 стран; раз в 3 года проводятся международные конгрессы по Э.; в Международной организации по стандартизации образован технический комитет "Эргономика". В Великобритании с 1957 издается журнал "Ergonomics", ставший официальным органом Международной эргономической ассоциации, а также журналы "Applied Ergonomics" (с 1969) и "Ergonomics Abstracts" (с 1969); журналы эргономического профиля издаются также в Болгарии, Венгрии, США, Франции. В Великобритании, Канаде, Польше, Румынии, США, Франции, ФРГ и Японии разрабатываются учебные программы и ведется подготовка специалистов в области Э. в университетах и других высших учебных заведениях [8].
Кибернетика - наука о процессах управления в сложных динамических системах, основанный на теоретическом фундаменте математики и логики (вообще на формальных языках), а также на применении вычислительной техники (компьютеров). Основной метод кибернетики - метод моделирования систем и процессов управления. Угловые камни кибернетики - теория информации, теория алгоритмов и теория автоматов изучает способы построения систем для переработки информации. Математический (логический) аппарат кибернетики весьма широк: здесь и теория вероятностей, и теория функций, и математическая логика и многие другие современные разделы математики. Кибернетика изучает общие свойства, присущие различным системам управления. Эти свойства могут проявляться и в живой природе, и в органическом мире, и в коллективах людей. Процесс управления связан с передачей, накоплением, хранением и переработкой информации, характеризующей управляемый объект, ход процесса, внешние условия, программу работы и т.п. Кибернетика как бы существует независимо от технических средств - компьютеров, занимающих по отношению к ней такое же положение, как физические приборы по отношению к физике. Кибернетика изучает, как в живом организме, в машине и в обществе осуществляется переработка информации, связана с процессом управления [6].
Кибернетика изучает мышление человека, чтобы создавать алгоритмы, более менее близко описывают деятельность мозга - живой управляющей системы. Кибернетика связана с науками о языке (языкознание, грамматика и т.п.). Язык кибернетики вбирает в себя черты математического языка, информационно-логической, природного и различных других в целях повышения эффективности и достижения целостности (системности) при использовании его: описании, визуализации и т.п. Кибернетика из неструктурированных проблем делает структурированные проблемы [6].
Под научной следует понимать такую организацию труда административно-управленческих работников, которая основывается на использовании достижений науки и передового опыта, прогрессивных форм хозяйствования, применении технических средств и позволяет наилучшим образом устанавливать и постоянно совершенствовать взаимодействие служащих между собой. А также с используемыми техническими средствами в процессе осуществления функций управления и инженерно-технического и экономического обеспечения производства (коммерции) [5].
Управленческий труд и его рациональная организация — важные факторы повышения общей эффективности реализации бизнес-процессов организации, поэтому особую актуальность приобретают вопросы совершенствования управленческого труда [5].
В нашей стране первоначально для обозначения деятельности по рационализации и совершенствованию управленческих процессов использовался термин «научная организация труда» (НОТ), причем без принципиальных различий в отношении производственных и управленческих процессов. Примерно в 60-е гг. XXІ в. обособился термин «научная организация управленческого труда» (НОУТ). В значительной степени этому способствовало внедрение на предприятиях мощных средств вычислительной техники, требующих предварительной организации управленческой деятельности [5].
Необходимость совершенствования управленческих процессов возникла в нашей стране и за рубежом относительно недавно — в конце 50-х — начале 60-х гг. XX века. Зарубежные авторы связывают «революцию в административном управлении» с ростом управленческого аппарата и затрат на него, ростом объемов административной (офисной) работы, появлением новых видов управленческих функций на предприятиях (рекламная деятельность, социальное страхование, связи с общественностью и т. д.), резким увеличением объемов информации и документооборота и, как следствие, необходимостью четкой организации управленческого труда, рационализации управленческих процессов, т. е. комплексных действий по совершенствованию управленческой деятельности [5].
Информация о работе Характеристика основных направлений научных исследований в менеджменте