Характеристика основных направлений научных исследований в менеджменте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 19:36, реферат

Описание работы

К современным направлениям праксеологических исследований относятся: общая теория рациональной деятельности, структура организации трудовых коллективов, принципы функционирования и правила управления трудовыми коллективами, производительность работы, типология ошибок и нарушений в процессе работы, критерии оценки результатов деятельности, способы рационального использования ресурсов и разработка практических рекомендаций относительно организации эффективной работы и создания оптимальных моделей определенных областей умственной и физической работы. В практической деятельности праксиология используется в работах по хозяйственной этике

Содержание работы

1. Праксеология..………………………………………………………...……......3
2. Тектология……………………………………..………….…...……………..…4
3. Эргономика……………………………………………………..………………6
4. Кибернетика………………………………………………………...…………..8
5. Научная организация управленческого труда…...………………..………….9
6. Акмеология……………………………………………………………………11
7. Энвироника……………………………………………………………………13
Список литературы……………………………………………….……………...15

Файлы: 1 файл

Характеристика основных направлений научных исследовний в менеджменте.doc

— 104.50 Кб (Скачать файл)

             Рациональная организация работы руководителя, специалиста требует учета всех выполняемых работ, систематического наблюдения за их рабочим временем, изучения структуры затрат времени, выявления «поглотителей» рабочего времени. Это дает возможность анализировать использование рабочего времени, составлять обоснованные планы личной работы и мероприятия по научной организации труда управленческих работников [5].

            Основоположником научной организации труда считается Фредерик Тейлор (1856—1915), отсюда её другое название — Тейлоризм. Его опыты научного подхода к организации рутинного, тяжелого физического труда вызвали огромный интерес и положили начало поискам способов научной рационализации трудовых процессов путем тщательного изучения и проектирования приемов и методов труда с использованием хронометражных наблюдений, улучшения организации рабочих мест, установления обоснованных режимов труда и отдыха и других мер. Крупным теоретиком в области организации труда в первые годы советской власти был профессор Осип Аркадьевич Ерманский (1866—1941). В 1918 г. вышла его книга «Система Тейлора». Затем — книга «Научная организация труда и производства и система Тейлора», которая выдержала с 1922 по 1925 гг. пять изданий, переведена в Германии, Австрии, Швейцарии и других странах.Осуществив подробный анализ системы организации труда, созданной Тейлором, О. А. Ерманский выделил основные ее требования и среди них — самое существенное: «Ничто не должно делаться по рутине. Все, даже самая мелочь, должна быть предварительно исследована научно. Все должно быть заранее предвидено, целесообразно построено и точно установлено. Работа рабочих и служащих должна быть точным выполнением этого заранее выработанного, подробно и научно обдуманного плана» [5].

 

  1. Акмеология

 

          Акмеология  — наука о вершинных достижениях человека, являющаяся частью психологии развития. Её создателем явился Н.А. Рыбников. В 1928 году он предложил использовать этот термин, как науку "о развитии зрелых людей". Затем в середине 20-го века Ананьев определил её в систему наук о человеке. И в 1995 году был образован Санкт-Петербурский институт психологии и акмеологии. Основатель Акмеологии – Борис Герасимович Ананьев. Он сформировал основную идею данной науки – изучение «вершин» жизни высших достижений личности. Развивая проблему человекознания, он поставил комплексную задачу изучения закономерностей, механизмов и феноменов, характеризующих процесс развития взрослого человека. Его учениками – А.А. Бодалевым, А.А. Деркачом, Н.В. Кузьминой и др. – была основана акмеология как новая комплексная область знания о человеке и его совершенствовании [4].

          Все, что изучается акмеологией и смежными с ней науками, нацелено на благо личности, гармонизацию ее развития и отношений. Данный аспект делает акмеологическое знание практически направленным и востребованным.Применение синергетического подхода в акмеологии позволяет ответить на вопросы: каким образом происходит самоорганизация, самовоспитание, самоактуализация человека, и как он может добиться вершин признания. Это, в свою очередь, позволяет построить правильную модель самосовершенствования и жизненного пути человека, реализация которой приведет его к успеху [4].

          Специфика исторического развития идеи акмеологии в России была прослежена Н.В. Кузьминой, которая открыла малоизвестные страницы отечественной дореволюционной философско-религиозной мысли, гуманистические философские и антропологические идеи о самосовершенствовании, рефлексии и мудрости человека (В.С. Соловьев, Н.О. Лосский, А.Ф. Лосев, П.А. Флоренский). В современной России после длительного периода недооценки роли личности в обществе и истории признается ее статус не только как значимой составляющей общества, но и как важного фактора его прогрессивного развития. Сегодня перед личностью встают сложные проблемы, для которых не существует готовых решений. Личность должна проявлять себя не только как высококвалифицированный профессионал, но и как человек, способный мыслить и действовать, развиваясь в условиях большой неопределенности, противоречий и риска. Иными словами, должен формироваться тип, противоположный пассивному исполнителю. Данная общественная ситуация стала своеобразным социальным заказом для развития акмеологии как науки о ценности личности, о ее совершенствовании и способности высоко эффективно осуществлять свою профессиональную деятельность и социальную роль, жить полноценной жизнью [4].

 

  1. Энвироника

 

          Энвироника - комплекс знаний об окружающей среде и управлении ей. Наука, рассматривающая вопросы взаимодействия человека с окружающей средой (экономической, технической и природной) и обратный процесс влияния ее на человека.Наука энвироника возникла на основе практического многовекового исторического опыта развития и совершенствования человечества. Мир в целом, вопреки природным и социальным катаклизмам, войнам, экономическим кризисам, массовым болезням и пр. развивался и совершенствовался в течение миллионов лет. Поэтому энвироника является плодом практического опыта и вышла из него. Объективный материальный мир и человечество развивается и совершенствуется непрерывно, его новые научные и практические методы формируются последовательно, шаг за шагом. Было бы совершенно бесполезно говорить о всеобщей науке развития и совершенствования, какой является энвироника, если бы сама реальная действительность не давала ей живительную силу, если бы не чувствовалась повседневная практическая необходимость в возникновении такой науки [1,2].

          Энвироника должна научно систематизировать мировой опыт развития и совершенствования производственных, хозяйственных систем, общества и человечества в целом. Каждое живое существо, а тем более человек, обладает определенной долей опыта своего развития и совершенствования. Он приобретается с самого начала возникновения, рождения индивидуума. Это происходит прежде всего через практический опыт, то есть, восприятие и познание окружающего мира всеми доступными органами живых существ, которыми наделила их природа [1,2].

         Следует заметить, что целый ряд ученых, как прошлого, так и настоящего предлагали различные науки по развитию и совершенствованию общественных систем. То есть, еще раньше многие ученые понимали, что такая наука крайне необходима. Одной из первых пытались «приспособить» философию. Так, еще А. Локк, Д. Юм и И. Кант пытались философию превратить во всеобщую науку познания, в «гносеологию», стремились связать в одну научно–стройную систему человеческий опыт, разорванный эгоистическими, националистическими, территориальными, социально–экономическими и другими интересами. Гегель также работал над универсальной методологией объяснения объективного материального мира и пытался найти всеобщий мировой метод развития и совершенствования общественных систем. Необходимо отдать должное научным исследованиям Гегеля, который с помощью диалектики один из первых систематизировал практический опыт, пытался научно объяснить общественные процессы, и это имело огромное влияние на дальнейший прогресс в деле формирования всеобщей науки о развитии и совершенствовании общественных систем. Современным отечественным исследователем данной науки является Белопольский Н.Г., его труды «Энвироника — наука о развитии и совершенствовании общества и мира»,  «Влияние тектологии и энвироники на развитие логистики» и т.д [1,2].

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Белопольский Н.Г. Энвироника – наука о развитии и совершенствовании общества и мира // Экономическое возрождение России. – М.: АСТ, №1. – 2006.- с.23-28.
  2. Белопольский Н.Г. Энвироника – наука будущего развития человечества / Н.Г. Белопольский. – Донецк: ИЭП НАН Украины, 2007. – 435 с. 
  3. Григорьев Б.В., Чумакова В.И. Праксиология или как организовать успешную деятельность. – Москва, Изд. Школьная пресса, 2006. – 199 с.
  4. Кузьмина Н.В., Пожарский С.Д., Паутова Л.Е. Акмеология качества профессиональной деятельности специалиста. — СПб: Коломна, 2008.-456с.
  5. Ремнев, В. И.К определению эффективности мероприятий по научной организации управленческого труда /В. И.Ремнев.//Правоведение. -208. - № 3. - С. 20 – 26
  6. Теслер Г. С. Новая кибернетика. — Киев: Логос, 2005. — 401 с.
  7. Тунипов В. М., Зинченко В. П. Эргономика. — Киев: Логос, 2008. — 356с. 
  8. РойалЛиб [Электронный ресурс]. - Режим доступа к сай-ту URL http://royallib.ru/book/bogdanov_aleksandr/tektologiya_vseobshchaya_organizatsionnaya_nauka.html

Информация о работе Характеристика основных направлений научных исследований в менеджменте