Характеристика основных стилей руководства организацией

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2015 в 13:32, контрольная работа

Описание работы

Характерология - отрасль психологической науки, изучающая подструктуру личности, образуемую индивидуально-своеобразным комплексом устойчивых личностных особенностей, определяющих присущие личности типичные формы и способы достижения целей. Характер теснейшим образом связан с мировоззрением и культурой общества. Характерное для человека поведение в обществе, в котором он формируется и проявляется в конкретных жизненных ситуациях, определяет общий облик человека, его характер, его структуру и направленность.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………..3
Глава I. История менеджмента…………………………………………………...4
Глава II. Стиль руководства……………………………………………………...6
2.1. Общие факты…..…………………………………………..…………..6
2.2. Демократический стиль………………………..….………….……….9
2.3. Попустительский (нейтральный) стиль ………………..….……….11
2.4. Иные классификации стилей……………………………………..….13
Заключение …………………………………………………………..….………17
Список литературы………………………………………………...…………….18

Файлы: 1 файл

Основы_Менеджента_Пахомова.docx

— 222.36 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Российской Федерации

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна»

ИНСТИТУТ БИЗНЕС-КОММУНИКАЦИЙ


 

Специальность : Реклама и связи с общественностью в отрасли (дизайне и моде) (сокращенная образовательная программа)

КАФЕДРА РЕКЛАМЫ И СВЯЗЕЙ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ

 

Контрольная работа по дисциплине «ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА»

 

ТЕМА: «Характеристика основных стилей руководства организацией»

 

 

 

Исполнитель  студент(ка):    Пахомова Елизавета Романовна

учебной  группы:   1-СЗ-52с

Шифр зачетной книжки:    № 1235345

                 

                                           Руководитель : 

Оценка ______________________________

 

 

Санкт-Петербург

2014


 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение …………………………………………………………………………..3

Глава I. История менеджмента…………………………………………………...4

Глава II. Стиль руководства……………………………………………………...6 
 2.1. Общие факты…..…………………………………………..…………..6

2.2. Демократический стиль………………………..….………….……….9

2.3. Попустительский (нейтральный) стиль ………………..….……….11

2.4. Иные классификации стилей……………………………………..….13

Заключение  …………………………………………………………..….………17

Список литературы………………………………………………...…………….18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Данная контрольная работа посвящена рассмотрению характеристик основных стилей руководства организацией.

Характерология - отрасль психологической науки, изучающая подструктуру личности, образуемую индивидуально-своеобразным комплексом устойчивых личностных особенностей, определяющих присущие личности типичные формы и способы достижения целей. Характер теснейшим образом связан с мировоззрением и культурой общества. Характерное для человека поведение в обществе, в котором он формируется и проявляется в конкретных жизненных ситуациях, определяет общий облик человека, его характер, его структуру и направленность.

Управление коллективом, средней или значительной величины, требует от индивида, занимающего руководящую должность, способности находить подход к каждому подчиненному, стимулируя его на выполнение поставленных задач, умения подчинять индивидуальные запросы каждого члена коллектива общим целям. «Поскольку ключевым элементом рассматриваемых систем управления являются люди, для менеджмента (как процесса) характерна высокая степень неопределенности. В менеджменте нет и не может быть жестко определенных правил и алгоритмов - каждое решение, каждый шаг управленца определяются особенностями его личности и контекстом каждой конкретной ситуации» .

Вопрос стилей руководства, на мой взгляд, будет актуален всегда, пока есть, кем руководить. Власть может меняться, но тема стиля и манеры «ведения людей» никогда не останется без внимания. Основная проблема, присущая этой теме, как мне кажется, это умение разобраться в основных стилях, предлагаемых наукой, и определиться - какой стиль подходит тому или иному руководителю, а так же понять - как грамотно сочетать одну манеру руководства с другой.  
Глава I. История менеджмента

Как заметил, в одной из своих работ, легендарный американский менеджер, предприниматель, некогда президент компании Ford - Ли Якокка:

«Вовсе не обязательно принимать каждое рационализаторское предложение, но если не воскликнуть: "Отлично придумано!" - и не похлопать придумавшего по спине, он уже никогда ничего вам больше не предложит. Такого рода реакция показывает человеку - он что-то значит»*. На мой взгляд, даже прочитав одно это высказывание, становится ясно, что легендарный мастер, придерживался мнения, что некая свобода слова и всеучастие, а так же использование руководством неутилитарных - духовных  ресурсов власти – это залог успешного управления, а, соответственно, и бизнеса в целом.

   Так же, для  сравнения, в пример можно привести  другую точку зрения - высказывание  величайшего политического деятеля,  и легендарного диктатора Иосифа  Виссарионовича Сталина: «Автономия  — не предполагает независимости»**. И отсюда становится понятно, что этот руководитель, даже не мыслил о «братском похлопывании по плечу», и придерживался позиции своего исключительного лидерства, и полагал, что каждый нижестоящий, говорить должен, но лишь тогда, когда его спросят.

   В общем, даже  на двух этих примерах ясно, что существуют разные взгляды  на стили управления, и абсолютно  очевидно, что каждый прав по  – своему, и что эти позиции  имеют место быть и в современном  мире.

 

   Для того, чтобы  разобраться в вопросе основных  стилей руководства, выделяемых  в менеджменте, необходимо обозначить, что такое стиль руководства, каким он может быть, а так  же, необходимо пояснить, что такое  менеджмент в принципе.

   Менеджмент – (от англ. Management - это управление, руководство, администрация, дирекция, умение владеть) — разработка, создание  (организация), максимально эффективное использование (управление) и контроль социально-экономических систем. Но возникает большое желание обратиться еще и к другому определению, более творческому, такому, например, как приведено в книге «История менеджмента», российского социолога Альберта Ивановича Кравченко:

«Менеджмент - это тонкое искусство руководства людьми, умение мотивировать и заинтересовывать их»***. Это определение, более поло и широко объясняет суть менеджмента, и здесь, хочется сказать еще и о том, что когда мы говорим про искусство, в голове невольно звучит еще и слово - талант. И, на мой взгляд, это тоже очень важный момент. Менеджменту, как и любому искусству, можно обучиться, но, если у тебя нет таланта, то неизвестно, стоит ли вообще пытаться стать хорошим и грамотным руководителем, ведь скрипачей, даже в 18 веке было много, но Антонио Вивальди, среди них, всего один – непревзойденный и легендарный. И это не значит, что другие скрипачи были плохо обучены, или менее образованны теоретически, это значит, что у Вивальди был неоспоримый талант. В любом искусстве без этого – никуда, и менеджмент – не исключение.

  

 

 

 

 

 

 

 

_____________________________________________________________

* http://aphorism-list.com/tema.php?page=rukovod2&tktema=rukovod2

** http://citaty.info/man/iosif-vissarionovich-stalin?page=1

*** Электронный вариант  книги А.И. Кравченко «История  менеджмента»

Глава II. Стиль руководства

2.1. Общие факты

Стиль руководства – это манера поведения руководителя по отношению к подчиненным в процессе достижения поставленных целей; формы и методы управления, используемые отдельной личностью. То есть, как ведет себя руководитель, как он зарекомендовал себя в коллективе, является ли он духовным и фактическим лидером в организации, как его позиционируют сами работники, и даже его внешний вид – всё это сможет рассказать о том, какой стиль руководства избрал для себя руководитель той или иной организации.

   Какие же бывают  стили и модели руководства?

   Американский  социальный психолог Дуглас Мак-Грегор, разработал две модели руководителей  — X и Y. В соответствии с первой (Х) - руководитель должен непременно  обладать чертами диктатора, поскольку  полагает:

    • люди обычно не любят работать и стараются уклониться от своих обязанностей;
    • работников нужно заставлять трудиться, манипулировать ими, угрожать и наказывать, чтобы добиться выполнения стоящих перед организацией целей;
    • люди хотят быть направляемыми, стремясь к защите и избегая ответственности.

   Руководитель, соответствующий  модели Y, исходит из прямо противоположных  представлений:

    • людям нравится работать, и для многих в труде скрыт источник удовлетворения;
    • большинство работников руководствуются самодисциплиной и не нуждаются в угрозах;
    • они также заинтересованы в достижении общих целей;
    • многие не только избегают ответственности, но, напротив, стремятся к ней;
    • способности к творчеству в решении организационных проблем присущи не только избранным руководителям;
    • поощрение является наилучшим способом для того, чтобы вдохновить людей на выполнение задач, стоящих перед организацией.

   Что касается  стилей руководства - существует  несколько классификаций, но самая  популярная, по сей день, «теория  о стилях руководства», была разработана  еще в 30-е годы 20-го столетия, немецким  психологом Куртом Левиным. Его  классическая типология сохранила  свою популярность так долго, скорее всего, благодаря своей  предельной простоте и наглядности. В ней выделены три ведущих  стиля руководства:

    • авторитарный;
    • демократический;
    • нейтральный (или анархический).

   Позднее, политизированные  американцы заменили термин «нейтральный»  на «либеральный». Кроме того, нередко  те же самые стили стали  обозначаться как «директивный», «коллегиальный» и «попустительский».

   Отличают эти  стили друг от друга многие  параметры: характер принятия решений, степень делегирования полномочий, способ контроля, набор используемых  санкций и т.д. Но главное различие  между ними — предпочитаемые  методы управления. Группа так  называемых командных методов  соответствует авторитарному стилю  руководства, договорные и социально-психологические  методы больше отвечают демократическому  стилю, нейтральный же (или попустительский) характеризуется вообще бессистемностью  в выборе методов управления.

   Авторитарному  стилю присущи единоличный способ  принятия управленческих решений, жесткий и строгий контроль  руководителя за выполнением заданий, ожидание беспрекословного повиновения со стороны подчиненных, предпочтение репрессивным методам воздействия на исполнителей, минимальное информирование сотрудников об общем состоянии дел в организации.

 Исповедующий этот  стиль руководитель, как правило, убежден в безусловном превосходстве  своих компетенции, опыта и способностей  достигать желаемых целей по  сравнению с подчиненными. Отсюда  — стремление решать все проблемы  по своему усмотрению, внешне  проявляющееся в приказном тоне, жесткости, а порою и грубости  в общении, нетерпимости к критике  и т.д. Выбор авторитарного стиля  ясно показывает, что руководитель  ориентирован исключительно на  производственные задачи. Личностные  же проблемы работников (удовлетворенность  условиями труда и его оплатой, карьерный рост и пр.) его интересуют  мало.

   По мнению Курта  Левина, авторитарный стиль руководства  — это обезличенность и отчужденность, но не откровенная враждебность.

   В авторитарном  стиле можно выделить три подтипа:

   Жесткий. Такой  руководитель строг, но справедлив, поддерживает уже сложившиеся  взаимоотношения в коллективе  даже при изменении ситуации; приверженец субординации, хорошо  относится к подчиненным, которые  «знают свое место». Многие принимают  данный способ руководства, так  как он уменьшает их личную  ответственность за неудачу коллектива. При этом подчиненные считают, что выполняют лишь индивидуальные  обязательства.

   Хозяйский. Подобный  руководитель навязывает свою  позицию отеческой заботы о  подчиненных, уделяет внимание повышению  их материального благополучия, вмешивается в их дела, даже  личные. Особенно часто этот подстиль  руководства встречается у тренеров  спортивных команд. Преувеличенная  защита и опека подчиненных  может вызвать у тех ответную  агрессивную реакцию. Они будут  оказывать серьезное сопротивление  руководителю, который, по их словам, не позволяет им «даже дышать». Другие привыкают к такой системе руководства и будут порой стремиться к ее сохранению, поскольку любое их действие и желание в этом случае уже «запрограммированы». В итоге данный подстиль руководства снижает деловую и общественную активность подчиненных и в ряде случаев лишает их умения вести самостоятельную жизнь.

   Непоследовательный. Это неумелый, несобранный, как правило, деспотичный руководитель. Он проявляет  видимость могущества, но не уверен  в себе, предпочитает выдвигать  в актив более слабого, но покорного, чем более знающего, но самостоятельного. Мелочно придирчив, готов идти  на компромисс, который поможет  ему уйти от ответственности  в случае неудачи.

 

2.2. Демократический стиль

 

   Демократический  стиль руководства, напротив, характеризуется  признанием необходимости коллегиальных  способов принятия решений. В  этом случае в порядке вещей  — регулярные обсуждения рабочих  проблем, учет мнений и инициатив  сотрудников, распределение работы  в условиях полной открытости  и информированности работников. Демократический стиль руководства  подразумевает также широкое  делегирование полномочий, умеренный  контроль за выполнением заданий (ставка на самоконтроль исполнителей), предпочтение поощрительным средствам  воздействия.

Руководителя такого стиля отличают, как правило, ровный тон в общении, доброжелательность, открытость, терпимость к критике. Считается, что данный стиль руководства ориентирован в первую очередь на человека, работника, раскрытие творческих возможностей которого и приводит, в конечном счете, к высоким производственным показателям.

   Позицию руководителя, придерживающегося демократического  стиля, можно охарактеризовать как  «первого среди равных». Его власть  необходима для рационального выполнения стоящих перед коллективом задач, но не основывается на приказах и репрессиях. Такой руководитель более доступен для подчиненных, которые чувствуют себя с ним свободно и общаются охотно. Предоставление подчиненным в ряде случаев самостоятельности и инициативы способствует формированию у них зрелого в социальном плане поведения.

Информация о работе Характеристика основных стилей руководства организацией