Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2014 в 19:10, курсовая работа
Цель работы - дать чёткое понятие харизматичной личности в управленческой деятельности и выявить основные её качества.
Задачи исследования:
- Раскрыть понятие управленческой деятельности (управления);
- определить понятие личности в управленческой деятельности и её основные роли
Введение……………………………………………………………………...3 с.
Глава 1. Управленческая деятельность и роль личности в ней…………...5 с.
1.1 Понятие управленческой деятельности………………….……...5 с.
1.2. Личность в управленческой деятельность……………………...7 с.
Глава 2. Харизматичная личность…………………………………………10 с.
2.1 Психологические концепции харизматичной личности………10 с.
2.2 Понятие харизматичной личности в управленческой деятельности……………………………………………………………...…15 с.
Заключение……………………………………………………………….…18 с.
Понятийный аппарат…………………………………………………….....19 с.
Список использованной литературы……………………………………...20 с.
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Управленческая деятельность и роль личности в ней…………...5 с.
1.1 Понятие управленческой деятельности………………….……...5 с.
1.2. Личность в управленческой деятельность……………………...7 с.
Глава 2. Харизматичная личность…………………………………………10 с.
2.1 Психологические концепции харизматичной личности………10 с.
2.2 Понятие харизматичной личности
в управленческой деятельности………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Понятийный аппарат……………………………………………………...
Список использованной литературы……………………………………...20 с.
Введение
Понятие «харизма» сегодня широко используется в социальном, политическом и других контекстах, и часто рассматривается в качестве синонима славы, популярности, знаменитости. Обусловлено это тем, что в современных условиях практически невозможно добиться успеха в чём-либо не обладая определёнными харизматическими качествами.
Проблема исследования харизматической личности в управленческой деятельности заключается в том, что нет чёткого определения данного понятия в теории менеджмента и, при всём множестве психологических концепций харизматичной личности, не выявлены основные её качества.
Актуальность проблемы в том, что успех современной компании во многом зависит от качества работы личностей осуществляющих управленческую деятельность (менеджеров). Поэтому руководство организации при приёме на работу прежде заинтересовано в дипломированных специалистах обладающих харизматичными качествами.
Цель работы - дать чёткое понятие харизматичной личности в управленческой деятельности и выявить основные её качества.
Задачи исследования:
- Раскрыть понятие
- определить понятие личности в управленческой деятельности и её основные роли;
- проанализировать основные психологические концепции харизматической личности и объясненить понятие «харизма»;
- определить понятие
Источниковая база:
Учебник «Управление организации» под ред. А. Г. Поршнева включает в себя результаты научных исследований (2008 г.) в области управления.
В учебнике О. С. Виханского «Менеджмент» освещается широкий круг вопросов менеджмента в деловой организации. Особенность книги – рассмотрение менеджмента с позиции наиболее эффективного использования человеческого потенциала.
Статья Н. В. Буравцовой и Н. В. Дмитриевой посвящена анализу классических и современных психологических концепций, посвящённых исследованию харизматичной линости.
Л. Сальникова в своей статье «Харизматик и прагматик» пишет о необходимости наличия (развития) харизматичных качеств у личности руководителя. Так как данные качества играют первостепенную роль для осуществления эффективного управления деятельностью организации.
Осуществление цели и выполнение задач возможно благодаря следующим методам исследования:
1. Теоретические: анализ, синтез, обобщение, сравнение.
2. Практические: тестирование, анкетирование, педагогический эксперемент, математическая обработка данных.
Структура работы:
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, понятийного аппарата, списка использованной литературы.
Глава 1. Управленческая деятельность и роль личности в ней
В первой главе будет раскрыто понятие «управление» как функция и процесс менеджмента; определено понятие личности в управленческой деятельности и будут установлены её основные роли.
1.1 Понятие управленческой деятельности
Термин «управление», в теории менеджмента, обозначает «совокупность скоординированных мероприятий (действий), направленных на достижение поставленных целей» [10, с. 10].
Управление как функция менеджмента реализуется через выполнение ряда управленческих действий. Впервые их состав был сформулирован теоретиком и практиком менеджмента Анри Файолем (в начале XX века), который выделил пять исходных функций управления: планирование, организовывание, контроль, координирование, распоряжение. «В настоящие время теория современного менеджмента включает в себя четыре базовых составляющих: планирование, организовывание, руководство (лидерство) и контроль» [12, с. 8] .
Управление как функция связана с разработкой состава, содержания всех видов управленческой деятельности, а также их взаимосвязи в пространстве и времени.
Управление как процесс интегрирует все виды управленческой деятельности в единую цепочку, расчленённую в результате функционального подходом, при котором каждая из функций рассматривается вне связи с другими. Иначе говоря, управление как процесс представляется как динамически изменяющиеся в пространстве и времени, связанные между собою управленческие функции, целью которых является решение проблем и задач организации.
Таким образом, управление – это функция менеджмента, которая включает в себя систему управленческих мероприятий и процесс их изменения в пространстве и времени для достижения целей организации.
1.2. Личность в управленческой деятельности
Управленческая деятельность в организации осуществляется менеджерами: профессионально подготовленными специалистами в области управления.
Менеджеры являются ключевыми людьми в организации. Однако «не все менеджеры играют одинаковую роль в организации, не все менеджеры занимают одинаковую позицию в организации, задачи, решаемые различными менеджерами далеко не одинаковы и функции, выполняемые отдельными менеджерами, тоже не идентичны» [4, с. 23]. Это связано с тем, что в организации существует иерархия, с тем, что в организации выполняются различные функции, и наконец, с тем, что существуют различные виды управленческой деятельности.
«Организация не может существовать без менеджеров, и для этого существует ряд причин:» [4, с. 23].
Являясь субъектом осуществления управленческой деятельности, менеджеры играют в организации ряд разнообразных ролей. Среди них можно выделить три ключевые роли:
Во-первых, это роль принятию решения, выражающаяся в том, что менеджер определяет направление движения организации, решает вопросы распределения ресурсов, осуществляет текущие корректировки и т.п. Право принятия управленческих решений имеет только менеджер. Будучи наделенным правом принятия решения, менеджер несет ответственность за последствия принятого решения. Поэтому менеджер должен не только уметь выбрать наилучший вариант решения, но и должен решиться на то, чтобы рискнуть повести руководимый им коллектив в определенном направлении.
Во-вторых, это информационная роль, состоящая в том, что менеджер собирает информацию о внутренней и внешней среде, распространяет информацию в виде фактов и нормативных установок и, наконец, разъясняет политику и основные цели организации. От того, насколько менеджер владеет информацией, насколько он может ясно и четко доводить информацию до членов организации, очень сильно зависит результат его работы.
В-третьих, менеджер выступает в качестве руководителя, формирующего отношения внутри и вне организации, мотивирующего членов организации на достижение целей, координирующего их усилия и, наконец, выступающего в качестве представителя организации. Менеджер должен быть личностью, за которым люди готовы идти, идеям которого они готовы верить. Поддержка членами коллектива своего руководителя в современных условиях является той базой, без которой ни один менеджер, каким бы хорошим и грамотным специалистом он ни был, не сможет успешно управлять своим коллективом.
В зависимости от позиции менеджеров в организации, решаемых ими задач, характера реализуемых функций данные роли могут быть присущи им в большей или меньшей мере. Однако каждый менеджер обязательно принимает решения, работает с информацией и выступает руководителем по отношению к определенной организации.
Таким образом, личность в управленческой деятельности – это менеджер, который является центральная личность данной деятельности и который, в зависимости от своей компетенции, выполняет те или иные роли.
Глава 2. Харизматичная личность
В данной главе будут проанализированы психологические концепции харизматичной личности. Релультаты анализа помогут ответить на вопросы: что такое харизма и какими качествами харизматичноти должна обладать личность, занимающаяся управленческой деятельностью.
2.1. Психологические концепции харизматичной личности
«Харизматическая личность – это личность, обладающая харизматическими качествами (харизмой)» [9]. В настоящие время понятие «харизма» активно используется в политическом, социальном, психологическом контекстах. Тем не менее, в психологии до сих пор не существует чёткого разработанного подхода к пониманию феномена «харизма».
Чтобы разобраться в понимании феномена «харизма» и выявить основные качества необходимые харизматичной личности в той или иной деятельности, на взгляд автора работы нужно проанализировать онтологию психологических подходов к изучению харизматичной личности.
Первоначально понятие «харизма» происходит от греческого χάρισμα – «милость», «божественный дар», «благодать». В древнегреческой мифологии употреблялось для обозначения способности располагать и притягивать к себе внимание. В христианстве харизма – уникальный «дар Бога, благодать», способность, даруемая в награду Святым Духом.
В сфере психоаналитического подхода система психологических знаний относительно харизматичности наиболее полно представлена в работах З. Фрейда, К. Г. Юнга, А. Адлера, Э. Фромма, где осуществляется анализ особенностей выдающихся личностей и представлены попытки объяснения предпочтения массами определенного типа вождя (лидера).
Исследуя социальные процессы и влияние на них психологических особенностей личности, З. Фрейд делает вывод, что «харизматический лидер выступает аутоцентрическим звеном в цепи повелевание –подчинение. Последователи настолько воодушевлены его внешним обликом и манерами, что высказываемые им мысли, воспринимаются массами как собственные». [3, с. 137]. З. Фрейд считает, что главным звеном объединяющим последователей харизматичного лидера выступает «коллективное либидо». Тем не менее в своих исследованиях он не конкретизирует: какими качествами должен обладать харизматичный лидер.
Вслед за З. Фрейдом, проблемой лидерства интересовались его последователи. В концепции индивидуальной психологии А. Адлера «индивид патологически стремится к властвованию над другими, как к средству компенсации определенных собственных психических и физических недостатков» [3, c.138]. То есть стремление к власти и подавлению других – более слабых личностей, рассматривается как компенсация комплекса неполноценности, который может, как затруднить позитивный рост и развитие личности, так и побудить ее к конструктивным усилиям и достижениям (что как раз и характерно для харизматической личности). Следовательно, харизматичные качества в личности можно развивать.
К. Г. Юнг вводит в психологию понятие «манна-личность»
(мana-personality), представляющее собой персонифицированный
архетипический образ сверхъестественной силы. «Мана-личность выступает в качестве доминанты коллективного бессознательного, хорошо известного архетипа могущественного человека, являющегося в виде героя, лидера, руководителя, колдуна, мага, целителя, святого, управителя людей и духов, друга Бога» [3, с. 138]. Анализируя данное понятие, К.Г. Юнг приходит к заключению, что каждый индивид стремится к отождествлению себя с манна-личностью. Как отмечает Дж. Кэмпбелл, она притягивает к себе, потому что является субъектом, «заряженным чарами внушительной социальной маски», т.е. «анна-личность» выступает в качестве аналога харизматической личности.