Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2014 в 19:10, курсовая работа
Цель работы - дать чёткое понятие харизматичной личности в управленческой деятельности и выявить основные её качества.
Задачи исследования:
- Раскрыть понятие управленческой деятельности (управления);
- определить понятие личности в управленческой деятельности и её основные роли
Введение……………………………………………………………………...3 с.
Глава 1. Управленческая деятельность и роль личности в ней…………...5 с.
1.1 Понятие управленческой деятельности………………….……...5 с.
1.2. Личность в управленческой деятельность……………………...7 с.
Глава 2. Харизматичная личность…………………………………………10 с.
2.1 Психологические концепции харизматичной личности………10 с.
2.2 Понятие харизматичной личности в управленческой деятельности……………………………………………………………...…15 с.
Заключение……………………………………………………………….…18 с.
Понятийный аппарат…………………………………………………….....19 с.
Список использованной литературы……………………………………...20 с.
На идеях К.Г. Юнга построен целый ряд других теорий и типологий харизматических личностей. Так, «используя идею архетипов, Й. Штайрер предложил следующие типы харизмы: «Отец», «Герой», «Спаситель» и «Царь». [3, с. 138]
ассоциируется с «деспотичным отцом-господином» или с «отцом-благодетелем». Отец – это прообраз создателя, родителя и неограниченного владыки. В соответствии с типом деспотичного господина он рассудителен, всезнающий, всемогущий, непоколебимый
и надежный. Как «благодетель» он обращаться со своим окружением благосклонно, покровительственно, с пониманием, прощая ошибки и прегрешения, а может относиться строго и требовательно, показывая свою власть и карая непокорных. Качество отношений между отцом и его окружением, аналогично отношению отца и детей повинующихся ему.
Поэтому для этих отношений характерны как чувства благодарности, любви и доверия, так и ненависть, страх и негодование.
Образ «царя» олицетворяет собой величественную харизму и проявляется в интроверсии, аутентичности, готовности к кооперации и тонкости чувств, а также исключительности и независимости.
Таким образом, Й. Штайтер первый исследователь, который предложил типологию харизматичной личности и, что самое главное, выделил основные её качества.
Современные концепции харизматичной личности опираются на «бихевиоральный подход и разрабатываются в рамках теории трансформационного лидерства. Данные концепции отвечают на вопрос, какие же «выдающиеся качества» позволяют человеку стать вдохновителем других». [3, с. 139]
Н. Б. Энкельманном выделены следующие характеристики
харизматичной личности: [3, с. 139]
и прочные межличностные отношения;
Е. В. Сидоренко считает, что к базовым составляющим харизмы относятся: [3, с. 139]
Содержательная сторона харизматической личности, считает С.Н. Зинев, определяется «уникальным сочетанием внутриличностных качеств (успешности, целенаправленности, креативности в деятельностной активности, интеллектуальности и внешнего вида) и внеличностных показателей (наличие адептов, команды, последователей)» [3, с. 139].
А. Сосланд, исследующий особенности искусственно сформированной харизмы считает, что в ее основе – «умение производить впечатление обладания харизматическими свойствами, и определяет ряд поведенческих особенностей ее носителей»: [3, с. 139]
Суммируя все свойства харизмы, А. Сосланд выводит ее «стержневую характеристику – трансгрессивность, благодаря которой создается особое энергетическое поле, куда притягивается все, кто имел хотя бы малейший контакт с харизматической личностью» [3, с. 139].
Таким образом, проанализировав известные психологические концепции харизматической личности, можно сказать, что харизма – это наличие у личности определённых качеств, которые притягивают к ней других людей.
2.2. Понятие харизматичной личности в управленческой деятельности
Опираясь на понятия харизмы и харизматичной личности, а также материал предыдущих параграфов можно определить: что представляет собой харизматичная личность в управленческой деятельности. В узком смысле, харизматичная личность в управленческой деятельности – менеджер, обладающий харизматическими качествами. Менеджер как руководитель формирует отношения внутри и вне организации, мотивирует членов организации на достижение целей, координирует их усилия и п.р., иными словами он строит отношения с окружающими его людьми. Харизма помогает менеджеру завоёвывать симпатию и доверие окружающих его людей, воодушевлять их и побуждать к проявлению активности, вызывать у них готовность к указанию помощи в достижении значимых целей.
«Харизматичная личность — сильная нематериальная мотивация для сотрудников. Там, где обычному руководителю придется прибегать к рычагам власти, к административным мерам, чтобы заставить людей работать, харизматичная личность добивается результатов, причем более высоких, благодаря своему авторитету» [7].
Таким образом, харизма, даёт менеджеру способность убеждать и вести за собой людей. Поддержка членами коллектива своего руководителя в современных условиях является той базой, без которой ни один менеджер, каким бы хорошим и грамотным специалистом он ни был, не сможет успешно управлять своим коллективом.
Определить точно харизму человека нельзя. Она является относительной. Способности, высоко оцениваемые в одном обществе, совершенно не имеют значение в другом. Например, личность, имеющая влияние в офисной среде банкиров, может быть лишена харизмы в строительной бригаде каменщиков. Тем не менее, проанализировав большое количество исследований посвящённых психологической концепции харизматической личности, автор работы попытался выделить следующие качества харизматической личности, которые, по его мнению, способствуют её успешной управленческой деятельности. К таким качествам относится:
1.Внешняя привлекательность, шарм, магнетизм;
2. большой энергетический
3. уверенная манера держаться, хорошие ораторские способности, коммуникабельность;
4. независимость, самостоятельность суждений;
5. лидерские качества, способность убеждать и вести за собой
6. умение создать «видение
7. достаточный запас оптимизма
и веры в сотрудников, способность
вдохновлять их на новые
8. профессиональная
Среди специалистов нет единого мнения по поводу того, являются ли перечисленные качества природным даром или их можно развивать. Прожить человек может и без харизмы. Но вот стать эффективным руководителем, лидером – вряд ли. «Для руководителей-практиков развитие в себе лидерских качеств – жизненная необходимость, ведь им нужно уметь вести за собой и добиваться от сотрудников эффективного решения поставленных целей» [9]. Харизма помогает управленцу с легкостью решать сложные задачи, порой непосильные для простого администратора. Вот только некоторые из них:
В большинстве случаев наличие харизматичного лидера расценивается как большая удача и надёжная гарантия организации. «Тем не менее, помимо сильных сторон харизматичность имеет свои слабые стороны» [9]. Например, управленец, привыкший быть в центре внимания, не умеет прислушиваться к мнению других, нередко поглощён только своим совершенствование – всё это затормаживает развитию команды внутри коллектива. Яркий лидер склонен к построению карьеры через создание амбициозных проектов. Сделав успешный проект в одной компании, он тут же теряет к нему интерес и стремится в более крупную организацию на управление ещё более сложными процессами.
Учитывать эти особенности харизматичного лидера и максимально использовать его неоспоримые таланты в интересах организации – очень важная и непростая задача. Как утверждают эксперты, в XXI веке нарастает потребность в качественно новом типе управленца. Это так называемый «трансформационный руководитель», который умеет гармонично сочетать в себе эмоциональную энергетику харизматика и технологичный подход прагматика. Смогут ли эти качества мирно уживаться в одном человеке, покажет ближайшее будущее.
Таким образом, харизматичная личность в управленческой деятельности – это менеджер, обладающий харизматические качествами, востребованными в сфере его управленческой деятельности (организации), которые помогают ему эффективно выполнять свои функции и подниматься вверх по карьерной лестнице.
Заключение
В результате исследования проблемы понимания харизматичной личности в управленческой деятельности, можно сделать следующие выводы:
1. Управленческая деятельность, в рамках той или иной
организации – это система управленческих мероприятий: планирование, организовывание, руководство и контроль, направленных на достижения поставленных целей;
2. Управленческая деятельность осуществляется менеджерами: профессионально подготовленными специалистами в области управления, которые принимают решения, работают с информацией и выступают руководителями по отношению к определённой организации.
3. Харизма – это определённые набор качеств личности, в силу которых она признаётся окружающими как необыкновенная, исключительная.
4. Харизматичная личность в управленческой деятельности – это руководитель обладающий харизмой, которая помогает ему успешно реализовывать управленческую деятельности и подниматься вверх по карьерной «лестнице».
В завершении, следует отметить, что харизма, помогает личности эффективно строить отношение с окружающими, в любой сфере деятельности. Руководитель, педагог, психолог, врач, продавец – это далеко не полный перечень видов деятельности, для которых наличие харизматичных качеств послужит залогом успешности и дальнейшего личностного развития. Поэтому, развитие харизматичности имеет большое значение в самоопределении личности.
Понятийный аппарат:
Аутоцентризм — синтетическая стратегия нравственной самореализации личности, интегрирующая позитивные стороны формального альтруизма и негативистского эгоизма.
Бихевиоризм (англ. behavior — поведение) — направление в психологии, центрированное на изучении поведенческих реакций и их детерминант.
Личность: 1) человек как субъект социальных отношений и сознательной деятельности; 2) определяемое включенностью в социальные связи системное качество индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении.
Менеджмент [англ. management - управление, организация] – экономическая система управления, заведования, администрирования на крупных предприятиях, производствах и в концернах; управленческий учет.
Трансгрессивность – это способность сознания преодолевать барьеры (символические границы, табу, стереотипы) между существующим и новым для себя пространством, переносить образцы будущего в свою жизнь.