Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 19:39, реферат
Планирование – форма управления, осуществляемая на различных уровнях
национальных экономик.
В системе планирования выделяются несколько типов: директивное,
индирективное, регулятивное, индикативное планирование. В условиях
различных форм хозяйствования и отношений собственности директивное
планирование противопоставляется индикативному:
- для социалистической системы хозяйствования характерна форма директивного (командно-административного) планирования;
- для рыночной системы, сохраняющей государственный сектор, но базируемой на отношениях частной собственности, - форма индикативного планирования.
Введение…………………………………………………………….…….3
Французская система индикативного планирования………….……….8
Функционирование и принципы французского планирования………13
Выводы………………….………………………………………………..15
Список использованной литературы……………………………………18
Министерство сельского хозяйства РФ
Департамент научно-технологической политики и образования
Федеральное государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования.
Волгоградская государственная сельскохозяйственная академия.
Кафедра: «Менеджмента»
Дисциплина: «Планирование и прогнозирование»
Реферат
на тему: «Индикативное планирование во Франции»
Волгоград 2011
Содержание
Введение…………………………………………………………
Французская система
индикативного планирования…………
Функционирование и принципы французского планирования………13
Выводы………………….…………………………………………
Список использованной литературы……………………………………18
Введение
Планирование – форма управления, осуществляемая на различных уровнях
национальных экономик.
В системе планирования выделяются несколько типов: директивное,
индирективное, регулятивное, индикативное планирование. В условиях
различных форм хозяйствования
и отношений собственности
планирование
- для социалистической
системы хозяйствования
- для рыночной системы,
сохраняющей государственный
Рассмотрим общие черты индикативного планирования.
Индикативное планирование (от лат. «indicator» – указатель) –
недирективное, советующее, ориентирующее планирование на государственном уровне. Это способ регулирования экономических процессов с помощью определения рекомендуемых целей развития производства и создания государством финансовых и других стимулов для тех коммерческих фирм, которые соглашаются действовать в соответствии с государственными рекомендациями.
В общих чертах система индикативного управления выступает в качестве
совокупности процедур согласования следующих процессов:
а) макропланирования, представленного в прогнозах, бюджетных планах и
макропрограммах, разрабатываемых и осуществляемых государством;
б) территориального планирования, воплощаемого в прогнозах, бюджетных
планах и программах региональных и местных властей;
в) микропланирования, реализуемого в планах предприятий;
г) мезопланирования, то есть планирования отраслей, подотраслей,
территориально-
По мнению Б. Даллаго, индикативный тип планирования осуществляется на базе государственной собственности. Органы государственной власти и управления конкретизируют в плане свою стратегию и приоритеты. Индикативный план содержит основные показатели объемов, структуры, темпов роста производства и потребления, динамики цен, экспорта и импорта, инвестиций и др. Он также используется как основной инструмент
управления, однако меняется набор средств реализации планов. Этот тип планирования предполагает использование прямых и косвенных экономических регуляторов, (цены, доходы, налоги, процентные ставки, кредиты и др.) ориентирующих субъектов рынка на выполнение поставленных целей, реализацию плановых индикаторов. В условиях индикативного планирования плановые документы содержат лишь общие контуры прогноза относительно желаемого развития экономики в целом, а
также фиксируют решения о государственных расходах и инвестициях, о текущих расходах госпредприятий. Прямой задачей плана здесь выступает координация использования государственных ресурсов, не претендующих на прямое определение решений хозяйствующих субъектов частного сектора.
При выявлении сущности индикативного планирования важно иметь в виду,
что оно, во-первых, обязано включать в себя деятельность по «синтезированию» разрабатываемых конкурирующими фирмами микропланов (программ). Во-вторых, оно не может не охватывать проблем выработки адекватной общенациональному плану финансово-кредитной политики. В-третьих, индикативное планирование призвано обеспечить оптимальное сопряжение целей народнохозяйственного развития со средствами их достижения. Составной элемент индикативного планирования – процедура согласования выбранных приоритетов с финансово-промышленными группами, союзами предпринимателей, профсоюзами и т.п.
Эти консенсусные механизмы обеспечивали длительное время экономическую и социальную эффективность индикативного планирования, которое осуществлялось во Франции и Японии в полной мере до середины 70-х годов, а в Южной Корее и Тайвани – до середины 80-х годов XХ века.
Настоящая работа посвящена характеристике системы индикативного
планирования во Франции. В работе дается характеристика особенностей
системы французского планирования, рассматриваются основные этапы его
развития и методов на протяжении второй половины 20 века, функции и
принципы планирования, а также роль Генерального Комиссариата по
планированию в организации системы управления (далее ГКП).
В условиях рыночного хозяйства особое значение приобретает такая функция управления, как регулирование развития национальной экономики. Государственное регулирование экономики - это система мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых государством с целью приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям. Инструментами государственного регулирования экономики являются бюджетно-финансовая, кредитно-денежная, внешнеэкономическая и социальная политика, ускоренная амортизация, индикативное и стратегическое планирование. Планирование превращается в важнейший инструмент государственного регулирования экономики.
Индикативное планирование
как форма государственного планирования
носит целевой рекомендательно-
Индикативное планирование: сущность и функции.
После распада и демонтажа
экономик социалистического типа, роль
института планирования в экономической
жизни соответствующих
Индикативное планирование (ИП) выступает в качестве совокупности процедур согласования процессов:
а) макропланирования, представленного в прогнозах, бюджетных планах и макропрограммах, разрабатываемых и осуществляемых государством;
б) территориального планирования, воплощаемого в прогнозах, бюджетных планах и программах региональных и местных властей;
в) микропланирования, реализуемого в планах предприятий;
г) мезопланирования, т. е.
планирования отраслей, подотраслей, территориально-
Французская система индикативного планирования
В ряде стран индикативные планы доказали свою эффективность в качестве одного из средств государственного регулирования. Среди этих стран выделяется Франция, так как французская система оказала стимулирующее влияние на развитие макропланирования в Германии и Великобритании, а в последнее время ее принципы все более пристально изучаются и используются органами межгосударственного регулирования ЕС. Существенные моменты этой системы и ее эволюция заключаются в следующем.
На их формирование повлияло то обстоятельство, что восстановление и модернизация экономики осуществлялись в русле политики Шарля де Голля, которая ставила задачу упрочения международного значения Франции, в том числе на основе подъема экономики.
Важную роль в решении данной задачи сыграла система индикативного планирования, опиравшаяся на высокую долю госсобственности в народном хозяйстве, сохранившуюся и поныне. Французское планирование никогда не стремилось подменять собою рынок. Напротив, оно его дополняет, стараясь компенсировать различные сбои и отказы рыночного механизма, регулирует его и обеспечивает постоянную совместимость его функционирования с социальным единством страны.
Отказы и сбои рынка могут носить постоянный характер. Согласно экономической теории, перед лицом естественных монополий (случаи растущей предельной производительности), перед лицом внешних эффектов или при производстве общественных благ рынок оказывается неспособным эффективно распределять ресурсы. Одной из характеристик рынка является его «близорукость», поэтому он не всегда считается лучшим советчиком для принятия решений, имеющих долгосрочное воздействие. Однако эти отказы и сбои могут носить также и временный характер, быть связанными с тем или иным этапом экономического развития. Именно так обстояло дело с французской экономикой в конце Второй мировой войны - экономикой дефицита и всеобщей карточной системы. В сегодняшней Франции, если оставить в стороне цены на сельскохозяйственную продукцию, которые определяются единой сельскохозяйственной политикой ЕС, общественные тарифы, устанавливаемые естественными монополиями, и цены на обслуживание в системах здравоохранения и народного образования, формирование всех остальных цен осуществляется в условиях свободных рынков.
Французское планирование основано на 3 постоянных функциях:
1. Это коллективный процесс
2. Оно вырабатывает систему
3. Оно формирует целостную
систему среднесрочных задач
и приоритетов такой
Остановимся подробнее на этих трех функциях.
1. Одним из наиболее существенных вкладов французского планирования является коллективное изучение сил и слабостей экономики и неадаптированностей французского общества. Нейтральность и критическое изучение социальных партнеров обеспечивают большую объективность, которая всегда была силой аналитических проработок французского планирования. Что является базой для постановки проблем экономического и социального развития и поиска конкретных решений.
Так, в отличие от централизованной системы, спускающей директивы сверху, французское планирование основывается на подключении к анализу и процессу принятия решений всех экономических и социальных партнеров. Это процесс диалога и согласования, направленный на объединение различных партнеров (государственной администрации, предпринимателей, профсоюзов) с экспертами для совместного выявления проблем в различных областях и, по возможности, для предложения конкретных решений. Французское планирование выполняет, таким образом, значительные информационные функции и влияет на поведение экономических агентов. Как писал Жан Моне в своей работе, положившей начало планированию: "поскольку выполнение плана потребует сотрудничества со стороны всех партнеров, необходимо, чтобы все жизнеспособные силы страны участвовали в его разработке".