Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 19:39, реферат
Планирование – форма управления, осуществляемая на различных уровнях
национальных экономик.
В системе планирования выделяются несколько типов: директивное,
индирективное, регулятивное, индикативное планирование. В условиях
различных форм хозяйствования и отношений собственности директивное
планирование противопоставляется индикативному:
- для социалистической системы хозяйствования характерна форма директивного (командно-административного) планирования;
- для рыночной системы, сохраняющей государственный сектор, но базируемой на отношениях частной собственности, - форма индикативного планирования.
Введение…………………………………………………………….…….3
Французская система индикативного планирования………….……….8
Функционирование и принципы французского планирования………13
Выводы………………….………………………………………………..15
Список использованной литературы……………………………………18
2. Планирование вырабатывает также целую систему правил и данных, направленных на обеспечение лучшего функционирования экономики и рынка. Это экономическое и социальное руководство, однако оно предоставляет в распоряжение партнеров лишь ориентиры, а не детальные указания показателей производительности, стоимости и т.п.
"Планирование на
французский манер"
3. Французское планирование, наконец, позволяет выработать целостное среднесрочное представление о социальном и экономическом развитии в сочетании с долгосрочным прогнозированием, делая это с помощью различных организаций, выполняющих экономические разработки. Они предназначены прежде всего для Правительства, но также и для всей страны. Любая экономическая и социальная политика должна высвечиваться знанием ее последствий в средней и дальней перспективе.
Итак, индикативный подход к организации французского планирования
выражается в его совместимости с рыночной экономикой, гибкой и эволюционной структурой. Планы выполняют 3 постоянные функции, направленные на поддержание стабильности экономической системы.
Система индикативного планирования, существующая во Франции уже более полувека, характеризуется определенным постоянством и отличается от организации планирования в других странах. Особенностью системы французского планирования является ее индикативность, которая выражается в неразрывной связи рыночных механизмов и государственного регулирования. В то же время французский план дополняет рынок, корректируя его недостатки и указывая на возможные направления развития. Иными словами, индикативные планы не являются обязательными к исполнению, а носят рекомендательный характер. Плановые документы содержат лишь ориентиры государственного прогноза о желаемом развитии экономики, а также включают решения о государственных расходах и капиталовложениях.
Французская система планирования имеет как общие для любой системы планирования функции, так и специфические:
В целом французская система планирования отличается гибкостью структуры и организации, согласованностью на всех этапах разработки плана. Существенную роль в этом играет Генеральный Комиссариат планирования, обеспечивающий реализацию плана, контроль за его выполнением, а также занимающийся решением долгосрочных структурных проблем и прогнозированием.
Следует отметить, что за все время своего существования система французского планирования не оставалась неизменной, а отражала экономико-политическую ситуацию в стране. Так, если первые планы были направлены исключительно на модернизацию французской экономики в послевоенный период, то последние планы стали носить приоритетный стратегический характер, а отраслевые программы стали центральным их элементом. Одновременно планирование превратилось из инструмента регулирования экономики в средство поддержки бизнеса.
Индикативное планирование во Франции на современном этапе приближается к стратегическому планированию крупных транснациональных корпораций и служит одним из средств, позволяющих направлять и регулировать современную сложную и конкурентную экономику, где субъекты хозяйствования должны постоянно адаптироваться к эволюциям технологий, идей и международного окружения.
В этих условиях государство по-прежнему играет важную роль в регулирование рыночной системы. Западные эксперты до сих пор называют французскую экономическую политику «дирижизмом»: сохраняется крупная государственная собственность, а деятельность бизнеса строго регламентируется. Однако, именно благодаря этому во 2-ой половине ХХ века Франции удается занять одно из ведущих мест на мировой арене.В настоящее время Франция занимает пятое место по душевому ВВП и четвертое место - по доли в мировом экспорте среди стран Западной Европы.
Функционирование и принципы французского планирования
Французский опыт индикативного планирования уже в течение 40 лет
характеризуется определенным постоянством, однако каждый План является
также отражением состояния экономики и, в более широком смысле, -
французского общества на определенный момент времени и тех проблем, с
которыми ему пришлось столкнуться.
Французские планы составлялись, как правило, на пятилетие и в них
фиксировались общие черты желаемого экономического и социального развития. При этом определенную роль играет не столько собственно индикативный план, сколько сам процесс его составления. В ходе его не только происходит обмен информацией, но и достигается национальный консенсус между различными участниками хозяйственной деятельности и разными уровнями хозяйствования и управления. Индикативный план включает формулировки среднесрочных целей развития экономики Франции, прогнозные показатели и тенденции, концептуальные алгоритмы преобразования структурных пропорций. Ключевые разделы плана касаются экономического роста, инвестиций, финансовых потоков, сбалансированности экономики, инфляции и конкуренции. В большинстве случаев стратегические задачи выражаются в конкретных (количественно определенных) плановых заданиях, но последние носят второстепенный характер. Главное содержание плана составляет определение «актов государственного вмешательства», охватывающих:
а) основные задачи государства в области экономики на плановый период;
б) их детализацию применительно к инвестированию и перераспределению
государственных доходов с указанием на источники финансирования
капиталовложений и
на соответствующие
(предоставление бюджетных
субвенций, госкредитование,
финансирование и т.д.).
Французские индикативные планы, иными словами, четко ориентированы на инвестиционную деятельность. Причем если в первых планах присутствовали конкретные отраслевые прогнозы и отраслевые плановые задания, то впоследствии их заменили отмеченные акты, программы государственного вмешательства, разрабатываемые применительно к основным отраслям промышленности.
Выводы
Итак, система индикативного планирования, существующая во Франции уже
более полувека, характеризуется определенным постоянством и отличается от организации планирования в других странах. Особенностью системы
французского планирования является ее индикативность, которая выражается в неразрывной связи рыночных механизмов и государственного регулирования. В то же время французский план дополняет рынок, корректируя его недостатки и указывая на возможные направления развития. Иными словами, индикативные планы не являются обязательными к исполнению, а носят рекомендательный характер. Плановые документы содержат лишь ориентиры государственного прогноза о желаемом развитии экономики, а также включают решения о государственных расходах и капиталовложениях.
Французская
система планирования имеет
- Планирование
благоприятствует развитию
- Планирование
является результатом диалога
и объединения усилий
-
Планирование сочетается
с долгосрочным прогнозированием,
обеспечивая целостное
- Наконец, планирование во Франции - руководство к действию, а не директивное указание.
В
целом французская система
планирования отличается
гибкостью структуры и
Следует
отметить, что за все
время своего существования
система французского планирова
Индикативное планирование во Франции на современном этапе приближается к стратегическому планированию крупных транснациональных корпораций и служит одним из средств, позволяющих направлять и регулировать современную сложную и конкурентную экономику, где субъекты хозяйствования должны постоянно адаптироваться к эволюциям технологий, идей и международного окружения.
В этих условиях государство по-прежнему играет важную роль в регулирование рыночной системы. Западные эксперты до сих пор называют французскую экономическую политику «дирижизмом»: сохраняется крупная государственная собственность, а деятельность бизнеса строго регламентируется. Однако, именно благодаря этому во 2-ой половине ХХ века Франции удается занять одно из ведущих мест на мировой арене. В настоящее время Франция занимает пятое место по душевому ВВП и четвертое место - по доли в мировом экспорте среди стран Западной Европы.
В заключении хочется отметить, что опыт французской системы индикативного планирования может быть полезен для нашей страны. Современные социально-экономические и политические условия требуют формирования качественно нового подхода, поскольку прежние командно-административные методы и принципы планирования теряют свою актуальность, а новая система носит переходный характер.
Список использованной литературы
1.Петров А.Н., Демидова
Л.Г., Климов С.М., Щербаковский Г.З.,
Ананов Н.Г. Индикативное
2. Басовский Л.Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. - М.: Инфра-М, 2007.
3.Социально-экономический потенциал устойчивого развития / под ред. Л.Г. Мельника и Л. Хенса. Сумы, 2008.
4. Батин В. Индикативное управление от Франции до Татарстана. / «Время и деньги». 2007.
5.Е.Островская. Франция / МЭ и МО, № 8, 2008, с. 89-97
6. Стратегическое планирование / Под ред. Петрова А.Н. Учебное пособие. - СПб.: Знание, ГУЭФ, 2006.
7.Самофалова Е.В. Государственное регулирование
национальной экономики: учебное пособие
/Е.В.Самофалова, Э.Н.Кузьбожев, Ю.В.Вертакова;
под ред.д-ра экон.наук,проф.Э.Н.Кузъбожева.
8. Виссема Х. Стратегический менеджмент и предпринимательство. - М.: Дело и сервис, 2009.
9.Ветров Г.Ю., Визгалов Д.В., Шанин А.А., Шевырова Н.И.. Индикаторы социально-экономического развития муниципальных образований (Второе издание, дополненное). – М.: Фонд «Институт экономики города», 2008 год.
10. Новикова В.Ф. Стратегическое планирование. Основные понятия стратегического планирования. Стратегическое планирование на макроуровне. Юнита 1. - М.: СГИ, 2008.
11. Прогнозирование и стратегическое планирование социально-экономического развития.Учебник. Кузык Б.Н., Кушлин В.И., Яковец Ю.В. Гриф УМО 2006 г.
12. Управление организацией. / Под ред. Поршнева А.Г., - М.: Инфра-М, 2007.
13. Шамхалов Ф. Государство и экономика, основы взаимодействия: Учебник. - М.: Инфра-М, 2009.
14.Прогнозирование и стратегическое планирование социально-экономического развития.Учебник. Кузык Б.Н., Кушлин В.И., Яковец Ю.В. Гриф УМО 2006 г.