Индикативное планирование во Франции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 19:39, реферат

Описание работы

Планирование – форма управления, осуществляемая на различных уровнях
национальных экономик.
В системе планирования выделяются несколько типов: директивное,
индирективное, регулятивное, индикативное планирование. В условиях
различных форм хозяйствования и отношений собственности директивное
планирование противопоставляется индикативному:
- для социалистической системы хозяйствования характерна форма директивного (командно-административного) планирования;
- для рыночной системы, сохраняющей государственный сектор, но базируемой на отношениях частной собственности, - форма индикативного планирования.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………….…….3
Французская система индикативного планирования………….……….8
Функционирование и принципы французского планирования………13
Выводы………………….………………………………………………..15
Список использованной литературы……………………………………18

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ 2.doc

— 93.00 Кб (Скачать файл)

2. Планирование вырабатывает также целую систему правил и данных, направленных на обеспечение лучшего функционирования экономики и рынка. Это экономическое и социальное руководство, однако оно предоставляет в распоряжение партнеров лишь ориентиры, а не детальные указания показателей производительности, стоимости и т.п.

"Планирование на  французский манер" существенным  образом отличается от централизованного  планирования, осуществлявшегося ранее в странах Восточной Европы. Французский план, таким образом, дополняет рынок, исправляя его близорукость, указывая экономическим и социальным партнерам на те общие информационные данные, которые позволят им самим сделать выбор.

3. Французское планирование, наконец, позволяет выработать целостное среднесрочное представление о социальном и экономическом развитии в сочетании с долгосрочным прогнозированием, делая это с помощью различных организаций, выполняющих экономические разработки. Они предназначены прежде всего для Правительства, но также и для всей страны. Любая экономическая и социальная политика должна высвечиваться знанием ее последствий в средней и дальней перспективе.

          Итак, индикативный подход к организации французского планирования

выражается в его  совместимости с рыночной экономикой, гибкой и эволюционной структурой. Планы выполняют 3 постоянные функции, направленные на поддержание стабильности экономической системы.

   Система индикативного планирования, существующая во Франции уже более полувека, характеризуется определенным постоянством и отличается от организации планирования в других странах. Особенностью системы французского планирования является ее индикативность, которая выражается в неразрывной связи рыночных механизмов и государственного регулирования. В то же время французский план дополняет рынок, корректируя его недостатки и указывая на возможные направления развития. Иными словами, индикативные планы не являются обязательными к исполнению, а носят рекомендательный характер. Плановые документы содержат лишь ориентиры государственного прогноза о желаемом развитии экономики, а также включают решения о государственных расходах и капиталовложениях.

Французская система  планирования имеет как общие для любой системы планирования функции, так и специфические:

  1. Планирование благоприятствует развитию рынка;
  2. Планирование является результатом диалога и объединения усилий различных экономических и социальных агентов для решения проблем в различных сферах (информационная функция);
  3. Планирование сочетается с долгосрочным прогнозированием, обеспечивая целостное представление о дальнейших вариантах развития в средней и долгосрочной перспективе;
  4. Наконец, планирование во Франции - руководство к действию, а не директивное указание.

 

В целом французская  система планирования отличается гибкостью  структуры и организации, согласованностью на всех этапах разработки плана. Существенную роль в этом играет Генеральный Комиссариат  планирования, обеспечивающий реализацию плана, контроль за его выполнением, а также занимающийся решением долгосрочных структурных проблем и прогнозированием.

Следует отметить, что  за все время своего существования  система французского планирования не оставалась неизменной, а отражала экономико-политическую ситуацию в стране. Так, если первые планы были направлены исключительно на модернизацию французской экономики в послевоенный период, то последние планы стали носить приоритетный стратегический характер, а отраслевые программы стали центральным их элементом. Одновременно планирование превратилось из инструмента регулирования экономики в средство поддержки бизнеса.

Индикативное планирование во Франции на современном этапе  приближается к стратегическому  планированию крупных транснациональных  корпораций и служит одним из средств, позволяющих направлять и регулировать современную сложную и конкурентную экономику, где субъекты хозяйствования должны постоянно адаптироваться к эволюциям технологий, идей и международного окружения.

В этих условиях государство по-прежнему играет важную роль в регулирование рыночной системы. Западные эксперты до сих пор называют французскую экономическую политику «дирижизмом»: сохраняется крупная государственная собственность, а деятельность бизнеса строго регламентируется. Однако, именно благодаря этому во 2-ой половине ХХ века Франции удается занять одно из ведущих мест на мировой арене.В настоящее время Франция занимает пятое место по душевому ВВП и четвертое место - по доли в мировом экспорте среди стран Западной Европы.

 

 

 

 

 

 

  Функционирование и принципы французского планирования

 

 

       Французский опыт индикативного планирования уже в течение 40 лет

характеризуется определенным постоянством, однако каждый План является

также отражением состояния  экономики и, в более широком смысле, -

французского общества на определенный момент времени и  тех проблем, с

которыми ему пришлось столкнуться.

      Французские планы составлялись, как правило, на пятилетие и в них

фиксировались общие  черты желаемого экономического и социального развития. При этом определенную роль играет не столько собственно индикативный план, сколько сам процесс его составления. В ходе его не только происходит обмен информацией, но и достигается национальный консенсус между различными участниками хозяйственной деятельности и разными уровнями хозяйствования и управления. Индикативный план включает формулировки среднесрочных целей развития экономики Франции, прогнозные показатели и тенденции, концептуальные алгоритмы преобразования структурных пропорций. Ключевые разделы плана касаются экономического роста, инвестиций, финансовых потоков, сбалансированности экономики, инфляции и конкуренции. В большинстве случаев стратегические задачи выражаются в конкретных (количественно определенных) плановых заданиях, но последние носят второстепенный характер. Главное содержание плана составляет определение «актов государственного вмешательства», охватывающих:

а) основные задачи государства  в области экономики на плановый период;

б) их детализацию применительно  к инвестированию и перераспределению

государственных доходов  с указанием на источники финансирования

капиталовложений и  на соответствующие государственные  мероприятия

(предоставление бюджетных  субвенций, госкредитование, льготное

финансирование и т.д.).

       Французские индикативные планы, иными словами, четко ориентированы на инвестиционную деятельность. Причем если в первых планах присутствовали конкретные отраслевые прогнозы и отраслевые плановые задания, то впоследствии их заменили отмеченные акты, программы государственного вмешательства, разрабатываемые применительно к основным отраслям промышленности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы

Итак, система индикативного  планирования, существующая во Франции  уже

более полувека, характеризуется  определенным постоянством  и  отличается  от организации   планирования   в   других   странах.   Особенностью    системы

французского планирования является ее индикативность,  которая  выражается  в неразрывной связи  рыночных механизмов и государственного  регулирования.  В то же время  французский план дополняет рынок, корректируя его  недостатки  и указывая на возможные  направления  развития.  Иными  словами,  индикативные планы не являются  обязательными  к  исполнению,  а  носят  рекомендательный характер.  Плановые  документы  содержат  лишь  ориентиры   государственного прогноза  о  желаемом  развитии  экономики,  а  также  включают  решения   о государственных расходах и капиталовложениях.

      Французская  система планирования имеет как   общие  для  любой  системы  планирования функции, так и специфические:

      - Планирование  благоприятствует развитию рынка;

      - Планирование  является  результатом  диалога   и  объединения  усилий различных  экономических и социальных агентов  для решения проблем  в различных  сферах (информационная функция);

      -   Планирование   сочетается   с   долгосрочным    прогнозированием, обеспечивая целостное представление  о дальнейших вариантах развития  в средней и долгосрочной перспективе;

      - Наконец,  планирование во Франции - руководство   к  действию,  а  не директивное указание.

      В   целом  французская  система   планирования   отличается   гибкостью структуры и организации,  согласованностью на всех этапах  разработки  плана. Существенную  роль  в  этом  играет  Генеральный   Комиссариат  планирования, обеспечивающий реализацию плана,   контроль  за  его  выполнением,  а  также занимающийся решением долгосрочных структурных проблем и прогнозированием.

      Следует  отметить,  что  за  все   время  своего  существования   система французского планирования не оставалась неизменной,  а  отражала  экономико-политическую ситуацию в стране.  Так,  если  первые  планы  были  направлены исключительно на модернизацию французской экономики в  послевоенный  период, то последние планы стали  носить  приоритетный  стратегический  характер,  а отраслевые  программы   стали   центральным   их   элементом.   Одновременно планирование превратилось из инструмента регулирования экономики в  средство поддержки бизнеса.

      Индикативное  планирование во Франции на  современном этапе приближается к  стратегическому  планированию  крупных  транснациональных  корпораций   и служит одним из средств, позволяющих направлять и  регулировать  современную сложную  и  конкурентную  экономику,  где  субъекты  хозяйствования   должны постоянно адаптироваться  к  эволюциям  технологий,  идей  и  международного окружения.

      В   этих  условиях  государство   по-прежнему  играет  важную   роль   в регулирование рыночной  системы.  Западные  эксперты  до  сих  пор  называют  французскую  экономическую политику   «дирижизмом»:   сохраняется   крупная государственная    собственность,    а    деятельность    бизнеса     строго регламентируется. Однако, именно благодаря этому во 2-ой  половине  ХХ  века Франции удается занять одно из ведущих мест  на  мировой  арене. В  настоящее время Франция занимает пятое место по душевому ВВП и четвертое место   -  по доли в мировом экспорте среди стран Западной Европы.

      В   заключении  хочется  отметить,   что   опыт   французской   системы индикативного планирования может быть полезен для нашей страны.  Современные социально-экономические  и   политические   условия   требуют   формирования качественно нового подхода,  поскольку прежние командно-административные методы и принципы планирования теряют свою  актуальность,  а  новая  система носит переходный характер.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1.Петров А.Н., Демидова  Л.Г., Климов С.М., Щербаковский Г.З., Ананов Н.Г. Индикативное планирование: теория и пути совершенствования/ Монография.- СПб: Знание, 2007.

2. Басовский Л.Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. - М.: Инфра-М, 2007.

          3.Социально-экономический потенциал устойчивого развития / под ред. Л.Г. Мельника и Л. Хенса. Сумы, 2008.

          4. Батин В. Индикативное управление от Франции до Татарстана. / «Время и деньги». 2007.

5.Е.Островская. Франция / МЭ и МО, № 8, 2008, с. 89-97

6. Стратегическое планирование / Под ред. Петрова А.Н. Учебное пособие. - СПб.: Знание, ГУЭФ, 2006.

            7.Самофалова Е.В. Государственное регулирование национальной экономики: учебное пособие /Е.В.Самофалова, Э.Н.Кузьбожев, Ю.В.Вертакова; под ред.д-ра экон.наук,проф.Э.Н.Кузъбожева.-М.:КНОРУС,2006.-с.272.стр117

            8. Виссема Х. Стратегический менеджмент и предпринимательство. - М.: Дело и сервис, 2009.

          9.Ветров Г.Ю.,  Визгалов Д.В., Шанин А.А., Шевырова Н.И.. Индикаторы социально-экономического развития муниципальных образований (Второе издание, дополненное). – М.: Фонд «Институт экономики города», 2008 год.

            10. Новикова В.Ф. Стратегическое планирование. Основные понятия стратегического планирования. Стратегическое планирование на макроуровне. Юнита 1. - М.: СГИ, 2008.

11. Прогнозирование и стратегическое планирование социально-экономического развития.Учебник. Кузык Б.Н., Кушлин В.И., Яковец Ю.В. Гриф УМО 2006 г.

12. Управление организацией. / Под ред. Поршнева А.Г., - М.: Инфра-М, 2007.

13. Шамхалов Ф. Государство и экономика, основы взаимодействия: Учебник. - М.: Инфра-М, 2009.

14.Прогнозирование и стратегическое планирование социально-экономического  развития.Учебник. Кузык Б.Н., Кушлин В.И., Яковец Ю.В. Гриф УМО 2006 г.

 

 

 

 

 




Информация о работе Индикативное планирование во Франции