Информационное обеспечение финансового менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2014 в 14:50, контрольная работа

Описание работы

Информационное обеспечение относится к числу ключевых элементов системы финансового управления. Это совокупность информационных ресурсов и способов их организации, необходимых и пригодных для реализации аналитических процедур, обеспечивающих финансовую сторону деятельности предприятия. Ее основу составляет информационная база, в состав которой входит пять укрупненных блоков:

сведения регулятивно-правового характера;
финансовые сведения нормативно-справочного характера;

Файлы: 1 файл

13.doc

— 59.50 Кб (Скачать файл)

13. Информационное обеспечение финансового менеджмента

Информационное обеспечение относится к числу ключевых элементов системы финансового управления. Это совокупность информационных ресурсов и способов их организации, необходимых и пригодных для реализации аналитических процедур, обеспечивающих финансовую сторону деятельности предприятия. Ее основу составляет информационная база, в состав которой входит пять укрупненных блоков:

 

сведения регулятивно-правового характера;

финансовые сведения нормативно-справочного характера;

бухгалтерская отчетность;

данные управленческого учета и отчетности;

несистемные данные.

К первому блоку относятся Гражданский и Налоговый кодексы РФ, Федеральные законы «О бухгалтерском учете», «О рынке ценных бумаг» и другие, а также постановления и распоряжения Правительства РФ (Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, Положение об учетной политике и др.). Информацию этого блока необходимо принимать во внимание потому, что представленные в нем документы носят обязательный для исполнения характер.

Во второй блок входят нормативные документы государственных органов (Министерства финансов РФ, Банка России, Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг и др.), международных организаций и различных финансовых институтов, содержащие требования, рекомендации участникам рынка и количественные нормативы в области финансов, например сообщения Минфина о различных процентных ставках, о составе отчетности и принципах ее предоставления. Регулятором в международном аспекте является система международных стандартов бухгалтерского учета, которые не обязательны для исполнения, однако фактически им вынуждены следовать все компании, ведущие операции на международном рынке капитала, товаров и услуг. Не все документы этого блока обязательны для исполнения.

Третий блок включает бухгалтерскую отчетность. Согласно закону «О бухгалтерском учете» бухгалтерская отчетность - это «единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам». В ее состав входят:

 

бухгалтерский баланс;

отчет о прибылях и убытках;

пояснения к бухгалтерскому балансу, отчету о прибылях и убытках;

специализированные формы, установленные в соответствии с законом;

отчетность об использовании бюджетных ассигнований;

итоговая часть аудиторского заключения.

Управленческая отчетность (блок 4) законодательно не регламентирована. Состав и формы управленческой отчетности определяются предприятием самостоятельно в соответствии с характером его деятельности и потребностями управления. Примерный перечень управленческих отчетов на производственном предприятии может быть следующим:

 

«О движении основных средств»;

«О движении денежных средств»;

«О производственной себестоимости»;

«О движении собственного капитала»;

«О продаже акций и выплате дивидендов»;

«О состоянии взятых кредитов»;

«Расчеты по налогам» и пр.;

Несистемный блок (блок 5) включает в себя сведения общеэкономической направленности, официальной статистики или публикуемые в СМИ.

15 Бухгалтерский баланс

Бухгалтерский баланс – это способ группировки и обобщенного отражения в денежном выражении состояния средств предприятия по их видам и источникам образования на определенную дату. Бухгалтерский баланс составляется, как правило, на первое число месяца (квартала, года) в виде таблицы определенной формы и состоит из двух взаимосвязанных частей: актива и пассива. В активе бухгалтерского баланса отражаются средства по их видам, составу и размещению, а в пассиве — источники образования этих средств и их целевое назначение Итоги актива и пассива баланса всегда равны между собой. Это равенство обусловлено тем, что в активе и пассиве отражается один и тот же объем средств, только в разных группировках. Актив и пассив баланса подразделяются на разделы, а разделы — на статьи. Статьями бухгалтерского баланса называются отдельные показатели актива или пассива, характеризующие виды средств или источники их образования. Бухгалтерский баланс является основным источником анализа финансового состояния фирмы.

16. Отчет о прибылях  и убытках

Отчет о прибылях и убытках характеризует результаты деятельности организации за отчетный период и показывает, каким образом она получила прибыли и убытки (путем сопоставления доходов и расходов).

Отчет о прибылях и убытках вместе с бухгалтерским балансом является важным источником информации для всестороннею анализа получения прибыли.

Информация, представленная в отчете, позволяет оценить изменение доходов и расходов организации в отчетном периоде по сравнению с предыдущим, проанализировать состав, структуру и динамику валовой прибыли, прибыли от продаж, чистой прибыли, а также выявить факторы формирования конечного финансового результата. Обобщив результаты анализа, можно выявить неиспользованные возможности увеличения прибыли организации, повышения уровня ее рентабельности.

Информация, представленная в отчете о прибылях и убытках, позволяет всем заинтересованным пользователям сделать вывод о том, насколько эффективна деятельность данной организации и насколько оправданы и выгодны вложения в ее активы.

В мировой практике используется несколько вариантов построения отчета о прибылях и убытках, классификация которых обобщена на рис. 1. При этом можно выделить следующие основания классификации по:

подходу к классификации затрат:

расположению показателей;

способу получения финансового результата;

способу раскрытия разности между доходами и расходами.

 

Рис. 1. Классификация форматов отчета о прибылях и убытках

В зависимости от подхода к классификации затрат выделяются форматы затрат и себестоимости. В международных стандартах финансовой отчетности используется иная терминология.

В МСФО 1 «Представление финансовой отчетности» приведены два альтернативных варианта классификации операционных и иных затрат: по характеру затрат (естественный формат) и по назначению (функциональный формат).

При естественном формате (формате затрат) затраты классифицируются следующим образом:

материалы;

расходы на заработную плату;

амортизационные отчисления и др.

Важным отличием форматов затрат и себестоимости является отражение в естественном формате изменений в запасах готовых изделий и незавершенного производства.

Функциональная схема распределения затрат предполагает группировку затрат по классам в соответствии с их функцией, например: себестоимость продаж: коммерческие расходы; административные расходы и др.

Компании, применяющие функциональную схему классификации расходов, должны раскрывать дополнительную информацию о характере расходов, в том числе на амортизационные отчисления и оплату труда.

На практике отчеты о прибылях и убытках большинства компаний представляют собой сочетание естественной и функциональной схем.

1. По расположению показателей  можно выделить последовательную, параллельную и матричную формы отчета о прибылях и убытках.

В параллельной форме записываются слева расходы, справа доходы (или наоборот), а финансовый результат отражается на той стороне, где достигнуто превышение.

При последовательной форме запись статей производится сверху вниз: доходы, расходы (или наоборот), финансовый результат.

В матричной (шахматной) форме строки отражают расходы, столбцы — доходы (или наоборот).

2. По способу получения  финансового результата выделяют  форматы отчета о прибылях  и убытках, составленные одношаговым и многошаговым способами.

При многошаговом способе производится вычисление промежуточных финансовых результатов.

3. По способу раскрытия  разности между доходами и  расходами выделяются полный  и сальдированный форматы отчета  о прибылях и убытках. Выбор одного из форматов зависит от приоритетности наглядности или информативности.

В полном формате полностью показываются все суммы доходов и расходов. В сальдированном формате доходом считается разность между доходами и расходами.

Отчет о финансовых результатах может отражать или обороты (метод брутто), или сальдо (метод нетто) результатных счетов. Отчет брутто несет больше информации и полнее раскрывает структуру доходов и расходов. В этом случае более четко проводится различие между отчетом и балансом: отчет фиксирует обороты, баланс — сальдо. Отчет нетто несет меньше информации, но представляет ее в более удобной форме.

Отчет о прибылях и убытках, представленный в составе форм отчетности. утвержденных приказом Минфина РФ «О формах бухгалтерской отчетности организаций» от 2 июля 2010 г. № 66н, составлен по формату себестоимости, многошаговым способом, методом брутто с вертикальным расположением показателей.

В основу построения отчета о прибылях и убытках в Российской Федерации положена классификация доходов и расходов, установленная Положениями по бухгалтерскому учету 9/99 «Доходы организации» и 10/99 «Расходы организации».

Для целей бухгалтерского учета и раскрытия в отчетности доходы подразделяются на доходы от обычных видов деятельности и прочие доходы, а расходы, соответственно, на расходы по обычным видам деятельности и прочие расходы. Это разграничение организация производит самостоятельно исходя из характера своей деятельности, вида доходов и расходов и условий их получения.

К обычной деятельности, как правило, относят вид деятельности, указанный в уставе и учредительных документах. При регистрации юридического лица в органах территориальной статистики таким видам деятельности организации присваивают код видов экономической деятельности (ОКВЭД).

Кроме того, к обычной деятельности можно отнести поступления, которые существенны в общей сумме доходов и носят регулярный характер.

В отчете о прибылях и убытках доходы подразделяются на выручку и прочие доходы (п. 18 ПБУ 9/99 «Доходы организации»). Прочие доходы и относящиеся к ним прочие расходы могут отражаться в отчете свернуто, но при соблюдении двух условии'.

они не являются существенными характеристиками деятельности;

такое отражение разрешено правилами бухгалтерского учета (п. 18.2 ПБУ9/99«Доходы организации» и п. 21.2 ПБУ 10/99«Рас- ходы организации»).

Анализ отчета о прибылях и убытках.

В форме № 2 отражаются следующие показатели:

величина балансовой прибыли или убытков от реализации продукции;

операционные доходы и расходы;

доходы и расходы от прочей внереализационной деятельности;

затраты предприятия на производство продукции;

коммерческие и управленческие расходы;

сумма налога на прибыль;

чистая прибыль.

Отчет о прибылях и убытках является важнейшим источником для анализа показателей рентабельности предприятия, рентабельности производства продукции и определения величины чистой прибыли.

В отчете о прибылях и убытках должны содержаться, как минимум, следующие линейные статьи:

выручка;

затраты по финансированию;

доля прибылей и убытков ассоциированных компаний, по совместной деятельности, учитываемых по методу участия;

прибыль или убыток до налогообложения;

расходы по налогу;

чистая прибыль или убыток;

результаты чрезвычайных обстоятельств;

прибыль или убыток доли меньшинства;

прибыль или убыток собственников материнской компании.

 

Тема 5. Анализ эффективности хозяйственной деятельности

1.Понятие эффективности  хозяйственной деятельности.

2. Анализ эффективности текущей деятельности.

3. Анализ эффективности  инвестиционной деятельности.

 

1. Понятие эффективности  хозяйственной деятельности

Эффективность – обобщающий комплексный показатель хозяйственной деятельности, который определяется путем соотношения результатов и затрат. Эффективность является относительным  показателем.

Абсолютный показатель, определяемый как разность между результатами и затратами,  называется эффектом.

Обычно под результатом понимаются следующие показатели:

1) выручка от продаж;

2) добавленная стоимость (валовая и чистая)

- валовая добавленная  стоимость определяется как, выручка  за минусом материальных затрат (определяется как по видам  продукции, так и по предприятию  в целом)

- чистая добавленная стоимость  определяется как разность между валовой добавленной стоимостью и амортизацией.

Информация о работе Информационное обеспечение финансового менеджмента