Информационное обеспечение управленческих решений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2015 в 18:41, контрольная работа

Описание работы

Принятие решений - составная часть любой управленческой функции. Необходимость принятия решения пронизывает все, что делает управляющий, формируя цели и добиваясь их достижения. Поэтому понимание природы принятия решений чрезвычайно важно для всякого, кто хочет преуспеть в искусстве управления.

Содержание работы

Введение..................................................................................................................3
1. Сущность управленческих решений, их характеристика...............................5
2. Виды управленческих решений........................................................................8
3. Требования, предъявляемые к управленческому решению..........................11
4. Информационное обеспечение управленческих решений............................15
Заключение.............................................................................................................22
Список использованной литературы...................................................................24

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 94.79 Кб (Скачать файл)

   Принимаемое менеджером управленческое решение должно отвечать следующим требованиям:

  • быть научно обоснованным, компетентным;

  • приниматься на основе достоверной, полной и своевременной информации с анализом и оценкой возможных альтернатив;

  • быть непротиворечивым;

  • иметь ясную направленность и адресность;

  • отличаться своевременностью и быстродействием;

  • обладать точностью и ясностью;

  • быть контролируемым;

  • иметь комплексный характер;

  • обладать полномочностью;

  • быть экономичным и эффективным.

   Процесс подготовки и реализации управленческого решения предусматривает выполнение в определенной последовательности целого ряда работ, включающих фазу принятия и фазу реализации управленческого решения (рис. 2).

Рис. 2. Алгоритм подготовки и реализации управленческих решений

   При разработке управленческого решения очень важно правильно выбрать критерии – показатели, характеризующие варианты решений и используемые для оценки и выбора.

   Очень важно при этом определить вес (значимость) критерия – количественное выражение относительной важности каждого используемого для оценки и выбора критерия в сравнении с остальными критериями.

   Действенность принимаемого менеджером управленческого решения существенно зависит от правильного выбора степени участия подчиненных в принятии и осуществлении решения. При этом возможно как полное неучастие подчиненных (решение принимается менеджером единолично), так и совместная с менеджером выработка и принятие решения (коллективное решение).

   Основные факторы выбора степени участия – квалификация подчиненных, их добросовестность и ответственность.

   В системе принятия управленческих решений выделяют управленческую операцию и управленческую процедуру.

   Управленческая операция – технологически нерасчленимый процесс обработки управленческой информации, поступающей в данное структурное подразделение (рис. 3).

Рис. 3. Управленческая операция

   Управленческая процедура – комплекс взаимосвязанных в определенном порядке управленческих операций и документов, направленных на достижение фиксированной цели.(рис. 4).

   Сложность и взаимозависимость технических, организационных, социально-экономических и других аспектов управления привели к необходимости разработки специальных методов, облегчающих обоснование и выбор управленческих решений в условиях неопределенности.

   Для устранения неопределенности, причиной которой является наличие многих критериев, используют опыт, интуицию лица, принимающего решения.

   Под неопределенностью понимается неполнота или неточность информации об условиях реализации решения, в том числе связанных с ними затратах и результатах. Неопределенность, связанная с возможностью возникновения в ходе реализации решения неблагоприятных ситуаций и последствий, характеризуется понятием риска.

Рис. 4. Управленческая процедура

 

 

 

 

 

 

 

4. Информационное  обеспечение управленческих решений


   Ценность и своевременность управленческого решения в огромной степени зависят от способности менеджера в нужный момент произвести сбор, анализ и толкование информации.

   Информационное обеспечение – одна из важнейших обеспечивающих функций, качество которой является определяющим фактором обоснованности принимаемого решения и эффективности функционирования системы менеджмента. В динамике информационное обеспечение как процесс входит в понятие «коммуникация».

   Коммуникация – процесс обмена информацией между двумя и более людьми.

   Цели коммуникаций:

  • обеспечение эффективного обмена информацией между объектом и субъектом менеджмента;

  • совершенствование межличностных отношений в процессе обмена информацией;

  • создание информационных каналов для обмена информацией между отдельными сотрудниками и группами, для координации их задач и действий;

  • регулирование и рационализация информационных потоков.

   В зависимости от способа обмена информацией различают:

  • межличностные, или организационные, коммуникации на основе устного общения;

  • коммуникации на основе письменного обмена информацией. Особую роль играют неформальные коммуникации. Наличие неформальных коммуникаций связано со стремлением работников знать ту информацию, которую они не могут получить с помощью формальных организационных коммуникаций.

   Информация, передаваемая по каналам неформальных коммуникаций, прежде всего относится к новым мерам наказаний, изменениям в структуре организации, конфликтам в руководстве организации и т.д. Система неформальных коммуникаций способна создавать слухи, что может отрицательно сказаться на эффективности коммуникаций.

   При организации коммуникационных сетей на предприятии необходимо учитывать специфику различных типов и каналов коммуникаций на каждом из следующих этапов коммуникационного процесса:

  • зарождение идеи или отбор информации;

  • выбор канала передачи информации;

  • передача сообщения;

  • интерпретация сообщения.

   В процессе коммуникаций выделяют четыре базовых элемента:

  • отправитель;

  • сообщение;

  • канал или средство передачи информации;

  • получатель.

   Коммуникация считается успешной, если получатель информации понимает ее содержание адекватно тому смыслу, который в нее вкладывает отправитель (менеджер).

Рис. 5. Межличностные коммуникации

   Все, что потенциально позволяет снизить степень неопределенности, должно считаться информацией. Информация – это факты, оценки, прогнозы, обобщение связи, слухи и т.д.

   Основные требования к качеству информации:

  • комплексность информационной системы;

  • своевременность;

  • достоверность (с определенной вероятностью);

  • достаточность;

  • надежность;

  • адресность;

  • правовая корректность;

  • многократность использования;

  • высокая скорость отбора, обработки и передачи;

  • возможность кодирования;

  • актуальность.

   Сегодня информация рассматривается как глобальный процесс, связанный с кардинальными изменениями структуры и характера мирового экономического и социального развития, с переходом к новым поколениям наукоемких технологий, системам техники и материалов и новым видам информационного обмена, решающим образом меняющих характер труда и условия жизни человека.

   Информатизация – объединенный и закономерный этап, через который в той или иной форме должно пройти каждое общество, вступившее на путь интенсивного развития.

   Можно выделить два этапа информатизации в XXI в. Первый этап информатизации включает решение следующих главных проблем:

  • подготовка, ведение, корректировка правовых и хозяйственных норм, обеспечивающих функционирование информации в качестве товара, с учетом общепризнанных в мировой практике норм;

  • формулирование и введение базовых стандартов, регламентирующих форму представления, способы обработки и передачи информации (протоколы обмена, интерфейсы и т.д.) с учетом международных стандартов аналогичного назначения;

  • обеспечение компьютерной грамотности и информационной культуры населения; перестройка учебного процесса и развитие сети переподготовки кадров с широким привлечением международных учебных центров;

  • создание и развитие основных компонентов инфраструктуры информатизации: общегосударственной системы передачи данных, государственной системы баз данных, единой автоматизированной системы средств связи;

  • разработка и начало формирования рынка информационных продуктов и услуг, участвующего в мировом разделении труда;

  • использование экономических механизмов централизованного планирования, индикативного управления и свободного рынка с целью обеспечения приоритетного развития производства материалов нового поколения, микроэлектроники и радиоэлектроники.

   На втором этапе развития информатизации можно ставить следующие задачи:

  • удовлетворение потребности всех сфер социально-экономического развития в использовании распределенных баз данных;

  • осуществление полного взаимодействия общегосударственных информационных инфраструктур через международные сети связи с базами данных и знаний;

  • осуществление масштабного применения интегрированных систем обработки информации;

  • использование систем массового информационного обслуживания населения через электронную почту и Интернет;

  • создание конкурентоспособных интеллектуальных производств информационных продуктов и услуг;

  • развитие фундаментальных исследований в области искусственного интеллекта, предусматривающее решение многих проблем;

  • создание высокопроизводительных вычислительных средств с нетрадиционной архитектурой (многопроцессорные, нейтронные, оптические, молекулярные и т.п.);

  • развитие фундаментальных работ в кооперации с международными научными центрами, создание открытых «научных парков» в области создания систем искусственного интеллекта;

Информация о работе Информационное обеспечение управленческих решений