Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 23:25, контрольная работа
"Информационное обеспечение управления" - многогранное понятие.
Под термином "информационное обеспечение" понимается, во-первых, органически взаимосвязанная совокупность элементов, взаимодействие которых организовано определенным образом в единую технологию, реализующую правила и методологические принципы эффективного преобразования информации в соответствии с потребностями управления.
ответ на вопрос 5:
1.Информационное обеспечение
"Информационное обеспечение управления" - многогранное понятие.
Под термином "информационное
обеспечение" понимается, во-первых,
органически взаимосвязанная
Во-вторых, это сведения, знания,
предоставляемые потребителю в
ходе работ по удовлетворению его
информационных потребностей, и соответствующим
образом обработанная информация. В-третьих,
это одна из составляющих современных
автоматизированных систем, рассматриваемая
наряду с техническим, программным
и иными видами обеспечения. Кроме
того, это сложный динамичный комплексный
процесс, обеспечивающий удовлетворение
информационных потребностей управленцев
и выполняющий функции
Таким образом, смысл информационного
обеспечения заключается в
Существует два подхода
к совершенствованию
совершенствование выполнения отдельных видов работ путем применения универсальных информационных технологий. Такой подход проще в реализации. Он может быть реализован как на конкретном компьютере, так и в рамках локальной сети. Он ориентируется на существующую структуру предприятия, связан с минимальной степенью риска, дает возможность сразу оценить эффект от внедрения новых информационных технологий. Он оправдан в малых и средних по размеру организациях, фирмах, при отсутствии возможности и необходимости комплексного подхода к решению проблемы, а также в фирмах, где специфика основной деятельности и ее делопроизводство не дают возможности эффективно использовать типовые решения. Нестабильность ситуации в обществе заставляет малые и средние организации "жить сегодняшним днем" и выбирать именно эту стратегию использования современных информационных технологий в своей системе управления;
комплексное внедрение информационных технологий во все сферы документационного обеспечения управления. Этот подход позволяет создать единое информационное пространство в организации. Для его реализации используют специализированные комплексные информационные технологии. Он является наиболее эффективным способом решения проблемы в целом, однако требует наличия больших ресурсов (финансовых, людских и прочих), модернизации организационной структуры организации, продолжительного временного периода реализации. Такая стратегия характерна для крупных организаций. Каждая организация, учреждение, фирма проходит свой собственный путь с целью совершенствования документационного обеспечения управления на базе внедрения новых информационных технологий. Для мелких и средних предприятий целесообразен первый подход. Он является в настоящее время наиболее распространенным. В крупных организациях с устойчивыми бизнес-процессами эффективнее комплексное внедрение информационных технологий.
В самом широком смысле информационная система есть совокупность технического, программного и организационного обеспечения, а также персонала, предназначенная для того, чтобы своевременно обеспечивать надлежащих людей надлежащей информацией.
Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" даёт следующее определение: "информационная система — совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств".
По мнению одних авторов, ИС в широком смысле включает в себя персонал, её эксплуатирующий, по мнению других — нет.
В узком смысле информационной системой называют только подмножество компонент ИС в широком смысле, включающее базы данных, СУБД и специализированные прикладные программы.
В любом случае основной задачей ИС является удовлетворение конкретных информационных потребностей в рамках конкретной предметной области. Современные ИС де-факто немыслимы без использования баз данных и СУБД, поэтому термин "информационная система" на практике сливается по смыслу с термином "система баз данных".
Классификация информационных систем по архитектуре.
По степени распределённости отличают:
настольные (desktop), или локальные ИС, в которых все компоненты (БД, СУБД, клиентские приложения) работают на одном компьютере;
распределённые (distributed) ИС, в которых компоненты распределены по нескольким компьютерам.
Распределённые ИС, в свою очередь, разделяют на
файл-серверные ИС (ИС с архитектурой "файл-сервер");
клиент-серверные ИС (ИС с архитектурой "клиент-сервер").
В файл-серверных ИС БД находится на сервере (файл-сервере), а СУБД и клиентские приложения находятся на рабочих станциях.
В клиент-серверных ИС БД и СУБД находятся на сервере, а на рабочих станциях находятся клиентские приложения.
В свою очередь, клиент-серверные ИС разделяют на двухзвенные и многозвенные.
В двухзвенных (two-tier) ИС всего два типа "звеньев": сервер баз данных, на котором находятся БД и СУБД, и рабочие станции, на которых находятся клиентские приложения. Клиентские приложения обращаются к СУБД напрямую.
В многозвенных (multi-tier) ИС добавляются промежуточные "звенья": серверы приложений (application servers). Пользовательские клиентские приложения не обращаются к СУБД напрямую, они взаимодействуют с промежуточными звеньями.
Классификация информационных систем по сфере применения.
Поскольку ИС создаются для удовлетворения информационных потребностей в рамках конкретной предметной области, то каждой предметной области (сфере применения) соответствует свой тип ИС. Перечислять все эти типы не имеет смысла, так как количество предметных областей велико, но можно указать в качестве примера следующие типы ИС:
Экономическая информационная система — информационная система, предназначенная для выполнения функций управления на предприятиии.
Медицинская информационная система — информационная система, предназначенная для использования в лечебном или лечебно-профилактическом учреждении.
Географическая информационная система
— информационная система, обеспечивающая
сбор, хранение, обработку, доступ, отображение
и распространение пространственно-
Классификация информационных систем по охвату задач (масштабности).
Персональная информационная
система предназначена для
Групповая информационная система ориентирована на коллективное использование информации членами рабочей группы или подразделения.
Корпоративная информационная система в идеале охватывает все информационные процессы целого предприятия, достигая полной согласованности, безызбыточности и прозрачности информационных процессов. Такие системы иногда называют системами комплексной автоматизации предприятия.
1.2. Информация для
Во многих разветвленных организациях для обеспечения процесса принятия решений и других видов управленческой деятельности разработаны сложные информационные системы. К настоящему времени термин "управленческие информационные системы" (УИС) настолько распространился в литературе, что к ним относят самые разные системы обработки данных, включая и те, которые имеют лишь косвенное отношение к управленческому процессу. Как правило, эти системы, даже если они обеспечивают процесс принятия управленческих решений, ориентированы почти исключительно на выполнение функции контроля оперативной деятельности, и лишь некоторые — непосредственно на функцию планирования и принятия стратегических решений, столь важных для будущего организации.
Повышенное внимание к
контролю оперативной деятельности,
а не к планированию привело к
созданию сложных систем сбора, обработки
и распространения
В настоящей и двух последующих
главах мы попытаемся сформулировать
понятие информации для стратегического
планирования, показать важность и
возможные направления
1.3. Сущность стратегической информации
Конечным результатом
процесса стратегического планирования
являются стратегические решения. Они
должны предусматривать реакцию
фирмы на уже происшедшие или
ожидаемые изменения внутри организации,
во внешнем окружении, в условиях
конкурентной борьбы. Эффективные стратегические
решения должны базироваться на оценке
факторов и сил, действующих как
внутри организации, так и вне
ее. Иными словами, организация должна
располагать своевременной
Организация должна располагать также методами идентификации, сбора и анализа различных видов данных, полезных для определения будущей политики. Кроме того, нужна система передачи информации руководителям, использующим ее в своей деятельности. Вся система должна быть организована таким образом, чтобы своевременно выдавать точную и надежную информацию, являющуюся основой для принятия стратегических решений.
В качестве примера наиболее важных классов стратегической информации, уже упоминавшихся, можно отметить следующие:
О внешнем окружении (политическая, научно-техническая, юридическая, социальная, экономическая информация)
О рынке
Об условиях конкуренции
О сильных и слабых позициях фирмы
О возможных обстоятельствах
О прошлой деятельности
О текущих проблемах и возможностях
О риске и неопределенности проводимых стратегий.
1.4. Стратегические данные и стратегическая информация
Большое значение для понимания
систем информации для стратегического
планирования имеет разница между
стратегическими данными и
В отношении стратегических данных и стратегической информации конкретные задачи, для которых осуществляется переработка данных в информацию, задаются процессом принятия стратегических решений в организации.
Таким образом, стратегическая
информация представляет собой данные,
прошедшие аналитическую
Место стратегической информации в процессе стратегического планирования. Процесс преобразования данных в стратегическую информацию представляет собой последовательное просеивание многообразных экономических, культурных, политических и внутриорганизационных показателей, которые могут считаться относящимися к проблеме стратегического выбора, с целью их превращения в массив стратегической информации, прошедший оценку для конкретного и прямого использования в процессе стратегического планирования. Первым шагом в процедуре ограничения круга показателей является определение связей между группами данных и задачами, решаемыми в процессе стратегического планирования.
Схема взаимосвязей между
стадиями процесса стратегического
планирования и вопросами, ответы на
которые являются стратегической информацией.
Левая часть таблицы содержит
упрощенное и наиболее общее описание
процесса стратегического планирования,
включая оценку текущего состояния
фирмы, формулирование целей, выявление
ограничений и выбор стратегий.
В правой части таблицы содержатся
основные вопросы, связанные с каждым
этапом процесса стратегического планирования.
Ответы на эти вопросы в наиболее
общей форме отражают потребности
организации в стратегической информации.
Эффективное осуществление
1.5. Подсистема информационного обеспечения
Многие неудачи в планировании
обусловлены отсутствием
Для осуществления стратегического планирования крайне важна релевантная (относящаяся к делу и достоверная) информация. Чтобы составить представление о перспективах организации, нужно собирать и анализировать информацию, отражающую важнейшие политические, экономические, научно-технические, социальные и юридические факторы.