Инфраструктура менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 22:31, контрольная работа

Описание работы

Моя заинтересованность к данной теме обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме "Инфраструктура менеджмента" в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Рассмотрев вопросы, связанные с данной тематикой я поняла, что она носит как теоретическую, так и практическую значимость.

Файлы: 1 файл

готовое.doc

— 103.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

Введение

 

Моя заинтересованность к данной теме обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме "Инфраструктура менеджмента" в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Рассмотрев  вопросы, связанные с данной тематикой я поняла, что она носит как теоретическую, так и практическую значимость.

Теоретическое значение изучения проблемы "Инфраструктура менеджмента" заключается в том, что избранная для рассмотрения проблематика находится на стыке сразу нескольких научных дисциплин.

Цель работы - отразить сущность инфраструктуры менеджмента.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

-Рассмотреть особенности современного менеджмента;

-Раскрыть сущность инфраструктуры менеджмента;

-Выявить факторы, влияющие на инфраструктуру менеджмента;

-Изучить создание инфраструктуры менеджмента в условиях региона.

Работа имеет традиционную структуру  и включает в себя введение, основную часть, состоящую из 2 глав, заключение и библиографический список.

Во введении мной обоснована актуальность выбора темы, поставлены цель и задачи исследования, охарактеризованы методы исследования и источники информации.

Глава первая раскрывает общие вопросы, раскрываются теоретические аспекты "Инфраструктура менеджмента". В главе второй более подробно рассмотрена инфраструктура менеджмента в регионах.

Теоретической и методологической основой проведения исследования явились  законодательные акты, нормативные  документы по теме работы.

 

1. Понятие и сущность инфраструктуры менеджмента

 

1.1 Особенности современного менеджмента

 

Современный менеджмент, в зависимости  от того, где он развивается и формируется, имеет ряд общих и специфических особенностей.

Общие черты отражают этап цивилизации, общественно-экономическую формацию, модель экономики, социально-экономические потребности управления, уровень развития научно-технического прогресса и ряд подобных факторов1.

К специфическим чертам относятся: национальные особенности общества, исторические особенности его развития, географические условия, культура и другие подобные факторы.

Реальный менеджмент, который сформировался  в каждом конкретном обществе имеет  в своем составе всегда общие  и особенные черты в различных  сочетаниях.

Очевидно, что правомерно по аналогии говорить и о российском менеджменте. Понимание такого подхода имеет большое значение и поэтому нельзя механически переносить особенные черты менеджмента из одной культуры в другую. Это означает, что знать, понимать и учитывать специфику России при использовании опыта и концепций зарубежного управления, это значит создать условия для более полной реализации идеи менеджмента. Состояние развития российского общества, сложившиеся производственные отношения, менталитет и другие факторы позволяют выделить 4 основных особенности российского менеджмента:

1. приоритеты в проблематике, акценты  внимания и усилий.

Наиболее актуальными проблемами управления в России становятся конверсионные  процессы. Антикризисное управление, управление занятостью людей, информационные технологии, поддержка предпринимательства и малого бизнеса, мотивирование экономической активности в сфере производства, банковский менеджмент. Однако главная проблема состоит в том, чтобы выявить их, а в том, чтобы выстроить ранжированные приоритеты. Именно здесь зародились наибольшие трудности в понимании менеджмента и его роли в России.

2. инфраструктура менеджмента,  социально-экономические и политические  условия его существования.

Здесь важно понять и сформулировать понятие собственно инфраструктуры. Она представляет собой совокупность множества факторов, составляющих ту общественно-экономическую среду, в которой формируется российский менеджмент.

Здесь можно выделить 3 основных группы факторов:

а) факторы менталитета (ценности, национальные традиции и культура),

б) факторы общественного сознания, т.е. осознание практики зарубежного и отечественного направления (система подготовки менеджеров),

в) факторы уровня научного мышления, методологической культуры, развитие социально-экономических знаний.

3. комплекс факторов затрудняющих  или благоприятствующих укреплению менеджмента в России: факторы уровня научного мышления, методологической структуры, развитие социально-экономических знаний;

4. культурная среда, особенности  общественного сознания, которые  невозможно изменить в одночасье  и которые, как показывает исторический опыт развития, и не нужно изменять2.

 

1.2 Сущность и факторы инфраструктуры  менеджмента

 

Инфраструктура (от лат. infra - ниже, под и structura - строение, расположение) - комплекс взаимосвязанных, обслуживающих структур, составляющих и/или обеспечивающих основу для решения проблемы (задачи).

Система менеджмента - это целостный комплекс взаимосвязанных и регулярно выполняемых действий, позволяющий результативно управлять компанией и осуществлять долгосрочный предпринимательский успех с максимальной прибылью для конкретного бизнеса за счёт обеспечения конкурентоспособности продукции и коммерческого предприятия в целом.

Инфраструктура менеджмента (структура системы менеджмента) - это совокупность научных подходов, принципов и методов, а также целевой, обеспечивающей, управляемой и управляющей подсистем3.

Инфраструктура менеджмента (структура системы менеджмента) представлена на рисунке 1:

1.1 - повышение качества выпускаемых товаров и выполняемых услуг;

1.2 - ресурсосбережение;

1.3 - расширение рынка сбыта и повышение качества сервиса товара на конкретном рынке;

1.4 - организационно-техническое развитие производства;

1.5 - социальное развитие коллектива и охрана окружающей среды;

2.1 - методическое обеспечение;

2.2 - ресурсное обеспечение;

2.3 - информационное обеспечение;

2.4 - правовое обеспечение;

3.1 - стратегический маркетинг;

3.2 - НИОКР;

3.3 - организационно-технологическая подготовка производства;

3.4 - производство;

3.5 - тактический маркетинг;

3.6 - сервис выпущенных товаров;

4.1 - управление персоналом;

4.2 - разработка управленческого решения;

4.3 - оперативное управление реализацией решения.

 

Вход


Рисунок 1 - Инфраструктура менеджмента

 

Инфраструктура менеджмента характеризует  условия, в которых возможно и необходимо возникновение и формирование этого типа управления.

Все факторы инфраструктуры менеджмента  можно разделить на три группы:

менталитет, господствующий в обществе;

уровень научного сознания (понимание проблем развития);

общественная среда, в которой осуществляется управление.

Менталитет характеризуют ценности, традиции, культура, социально-психологическая  атмосфера, правовое сознание, экономическая  психология. От того, каков менталитет общества во многом зависит какие  методы и способы применяет руководитель для воздействия на своих подчиненных, как быстро и добросовестно выполняют работники указания руководителя, как строят отношения с коллегами и руководством и т.д.

Научное сознание характеризуется  общим уровнем функционирующих  в обществе знаний в области экономики, менеджмента, социологии, психологии, информатики, а также отношением к социально-экономическим ситуациям и власти. Система знаний составляет потенциал, который использует менеджмент.

Общественная среда характеризуется  условиями рынка, характером предпринимательства, образованием, системой государственного управления, структурой собственности, ресурсами. Общественная среда является тем фундаментом, на котором строится менеджмент4.

 

2. Создание инфраструктуры менеджмента в условиях региона

 

Управление регионом и городом  предполагает точное знание самих объектов управления. Однако если понятие "город" достаточно ясно, то термин "регион" требует дополнительных уточнений.

Понятию "регион" в современной  экономической, географической и градостроительной литературе уделено немало внимания. Наиболее часто употребляемыми характеристиками для формирования понятия "регион" являются: географические (расположение, величина территории и количество населения), производственно-функциональные (специфика преобладающих видов деятельности), градостроительные (характер застройки объектов производственной деятельности, жилья и обслуживания) и, наконец, социологические (нормы общения, поведения). Такое разнообразие критериев затрудняет полное раскрытие сущности региона в одном понятии. Ведь регион должен рассматриваться одновременно в качестве территориальной организации народного хозяйства, сложившейся системы расселения, определенной социальной организации общества, а также как место всех сфер жизнеобеспечения и жизнедеятельности человека.

Регион - это целостная система  со своей структурой, функциями, связями  с внешней средой, историей, культурой, условиями жизни населения. Кроме  того, это сложное образование, которое  характеризуют высокая размерность, большое количество взаимосвязанных подсистем различных типов с локальными целями, многоконтурность управления, иерархичность структуры, значительное временное запаздывание координирующих воздействий при высокой динамичности элементов, неполная определенность состояний элементов и др.

Изучение региона показывает, что  это сложнейшая система, в которой  зависимости между элементами не могут быть описаны линейными  функциями, так как жизнь общества обычно характеризуются нелинейными  процессами. Изучение общественной жизни в регионе возможно на основе структуризации, т. е. выделения подсистем, совместное функционирование которых определяет динамику развития региона.5

Как социально-экономическая система  регион может быть представлен в  виде совокупности пяти основных подсистем:

- системообразующей базы;

- системообслуживающего комплекса;

- экологии;

- населения;

- инфраструктуры рынка.6

Главным фактором, обеспечивающим взаимосвязь  и взаимодействие пяти основных подсистем  региона между собой, интегрирующим  их в единую социально-экономическую систему, является деятельность людей. Человек выступает органической частью каждой из подсистем. Он часть природы, основной компонент производительных сил народного хозяйства и, наконец, часть населения, так как через связи и отношения с другими людьми образует собственно социально-территориальную общность.

Понятие "регион" в научной  и практической литературе используется для обозначения различных территориальных  общностей. Регионом может быть и  субъект Федерации, и административный округ, и район, и средний или крупный город с окрестностями, и другие территориальные образования.

Термин "территория" трактуется менее широко, так как регион подразумевает  не только территориальную, но и социально-экономическую, этническую, историческую, культурную общность. Таким образом, регион - это территориальная общность людей, имеющая производственно-функциональные, административные, социально-культурные признаки. Данная расширительная трактовка позволяет рассматривать вопросы управления территориальным развитием вне зависимости от специфики того или иного объекта. Безусловно, величина и характер объекта управления определяют специфику методов воздействия и регулирования, в то же время многие принципы, подходы и технологии управления развитием города и региона разного масштаба сходны. И в городе, и в районе, и в субъекте Федерации необходимо осуществлять разработку стратегии развития, оценивать положительные и отрицательные стороны этого развития, выявлять факторы конкурентоспособности, формировать общую и функциональные стратегии, вести стратегический контроль, проводить мероприятия городского и регионального маркетинга.7

Местная власть должна не только оперативно решать неотложные проблемы (снабжение  населения продуктами питания, поддержка малообеспеченных семей, мобилизация новых источников сокращения дефицита местного бюджета), но и иметь конкретные программы действий на ближайшую и более отдаленную перспективу. Эти программы позволяют властным структурам координировать работу всех органов и лиц, заинтересованных в развитии региона, и обеспечивать целенаправленность такого развития.

Как известно, в современной России сохраняются источники кризиса  регионов, вызванные несовершенством  бюджетного федерализма. Пока еще у  каждого региона остается возможность получить дополнительные средства не столько за счет вовлечения внутренних резервов роста, сколько за счет перераспределения федеральных бюджетных средств. При этом вступают в силу механизмы как прямого лоббирования в верхних эшелонах власти, так и перераспределения ресурсов за счет несовершенства того или иного законодательства, прежде всего налогового. Существенными факторами, определяющими развитие российских регионов, должны стать четко сформулированные принципы бюджетного федерализма и зафиксированные правила перераспределения централизованных ресурсов, которые послужат стимулом для поиска внутрирегиональных резервов развития. В условиях, когда перераспределение ресурсов между регионами будет стабильным и упорядоченным, особенно актуальными станут вопросы управления социально-экономическим развитием регионов.

Поэтому вполне очевидна необходимость  выработки концепции управления развитием на основе новых научных  идей, подходов, механизмов, методов, учитывающих  изменение содержания и структуры общественного развития. Пока же большинству предлагаемых в настоящее время концепций и программ развития по вопросам стабилизации, выхода из кризиса, перехода к рыночной экономике недостает ориентации на человека.

Человек, с его способностями  и потребностями, условиями жизни и деятельности, нереализованным творческим потенциалом, по-прежнему, как в разрушенной тоталитарной системе, так и отжившей централизованной административно-командной экономике, не стал еще центром всех идей, концептуальных построений, методологий, программ практических действий.8

В сложившейся кризисной ситуации в регионах центральное значение имеет создание условий устойчивого  функционирования тех объектов инфраструктуры, которые обслуживают неотложные нужды человека и создают необходимые условия его жизнеобеспечения:

- экология;

- культура;

- образование, воспитание детей;

- личная и общественная безопасность;

- медицинское обслуживание;

Информация о работе Инфраструктура менеджмента