Инновации как метод повышения конкурентоспособности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 12:17, реферат

Описание работы

Необходимо разграничить понятия «новшество» и «инновация». Понятие «новшество», происходящее от англ. invention, принято определять как новую идею, которая в процессе разработки может быть реализована в новый продукт, новую технологию, новый метод и т.п. Понятие «инновация», в англ. innovation, следует понимать как новый или усовершенствованный продукт или технологию, созданную в результате использования новшества и реализуемую на рынке или внедренную в производственную, управленческую или иную деятельность.

Содержание работы

1. Понятие инновации в экономической науке 3
2. Ключевые моменты организации инновационной деятельности на предприятии 7
3. Творческая активность персонала и внедрение инноваций на предприятии 12
4. Комплекс организационных форм инновационной деятельности 19
5. Роли специалистов в инновационной деятельности 25
Список литературы 30

Файлы: 1 файл

реферат им.doc

— 153.00 Кб (Скачать файл)

КОЛОМЕНСКИЙ ИНСТИТУТ (филиал)

Федерального  государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального  образования 

«Московский государственный  открытый университет имени В.С. Черномырдина»

 

Экономический факультет

Кафедра «Экономика»

Специальность: 080507 «Менеджмент  организации»

 

 

 

 

 

Реферат

 

по учебной дисциплине «Инновационный менеджмент»

 

 

 

Тема «Инновации как метод повышения конкурентоспособности предприятия»

 

 

 

 

 

 

 

 Выполнил:

                                                      Проверил:

 

 

 

 

 

 

Коломна – 2013г.

 

Содержание

1. Понятие инновации  в экономической науке

3

2. Ключевые моменты  организации инновационной деятельности  на предприятии

7

3. Творческая активность  персонала и внедрение инноваций  на предприятии

12

4. Комплекс организационных форм инновационной деятельности

19

5. Роли специалистов  в инновационной деятельности

25

Список литературы

30


 

 

1. Понятие инновации в экономической науке

 

В мировой экономической  литературе «инновация» интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях. Проблематика нововведений в нашей стране на протяжении многих лет разрабатывалась в рамках экономических исследований НТП.

В соответствии с международными стандартами инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам. Инновация может быть рассмотрена как в динамическом, так и в статическом аспекте. В последнем случае инновация представляется как конечный результат научно-производственного цикла (НПЦ).

Разработка, внедрение  в производство новой продукции  имеют для фирм важное значение как  средство повышения конкурентоспособности  и устранения зависимости фирмы  от несовпадения жизненных циклов производимой продукции. В современных условиях обновление продукции идет довольно быстрыми темпами.

Необходимо разграничить понятия «новшество» и «инновация». Понятие «новшество», происходящее от англ. invention, принято определять как  новую идею, которая в процессе разработки может быть реализована  в новый продукт, новую технологию, новый метод и т.п. Понятие «инновация», в англ. innovation, следует понимать как новый или усовершенствованный продукт или технологию, созданную в результате использования новшества и реализуемую на рынке или внедренную в производственную, управленческую или иную деятельность.

Другими словами, технологическое  новшество является источником технологической  инновации, которая приобретает  такое качество с момента принятия к распространению в виде нового продукта. Процесс такого преобразования называется инновационным процессом. В свою очередь, процесс введения новшества на рынок принято называть процессом коммерциализации. С момента появления новшества на рынке оно становится инновацией.

Инновации принято разделять  на:

  • продуктовые, которые связаны с изменениями в продукции;
  • технологические, распространяющиеся на методы производства;
  • нетехнологические, затрагивающие факторы социального характера, организационные, экономические формы хозяйственной деятельности.

Инновационная деятельность представляет собой процесс, направленный на воплощение результатов научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности. Смысл состоит в том, что инновационная деятельность может осуществляться специализированными научно-исследовательскими организациями в качестве основного вида деятельности и представлять собой разработку новых продуктов для продажи (аренды) на рынке инновационных технологий. В то же время самый широкий круг предприятий занимается разработкой новых технологий в качестве вспомогательного направления для использования их в производстве продукции.

Процесс распространения инноваций называют диффузией технологий. Скорость диффузии зависит, в основном, от эффективности технологической инновации. Причем, чем больше число предприятий использовало данную инновацию, тем выше потери тех предприятий, которые ее не использовали. Более того, чем раньше предприятие начнет вести инновационную деятельность, тем быстрее (и дешевле) оно сможет догнать лидеров. В этой связи закономерно возникает необходимость выделения причин, связанных с инновационной активностью предприятий.

Актуальность осуществления технологических разработок обусловлена двумя группами изменений в среде функционирования предприятия, имеющих отечественную и международную природу. Иными словами, на предприятия оказывает давление внешний и внутренний рынок. Это давление выражается в изменении поведения потребителей; развитии рынков товаров и услуг и, как следствие, усилении конкуренции; общемировом развитии новых разнохарактерных технологий; глобализации спроса и предложения. Во всем мире инновации сегодня - это не прихоть, а необходимость выживания, сохранения конкурентоспособности и дальнейшего процветания. Яркий пример тому, события на рынке мотоциклов в начале 1980-х годов. Когда компания Yamaha предприняла попытку атаковать компанию Honda, та в ответ вместо традиционного снижения цен выбрала инновационную стратегию и за восемнадцать месяцев выпустила на рынок 113 новых моделей мотоциклов, не оставив сопернику никаких шансов на успех.

Мировые тенденции в  области развития технологий, на первый взгляд, кажутся далекими от российской действительности и не оказывающими существенного влияния на деятельность отечественных товаропроизводителей. Однако стремление России стать полноценным членом международной торговой системы вызывает необходимость приводить производимые товары и услуги в соответствие с мировыми требованиями. Так, введение в действие жестких экологических стандартов для производителей автомобилей в Европе, известные как «Евро-1, 2, 3», заставляет отечественных автомобилестроителей, хотя и с отставанием, учитывать эти требования при производстве своей продукции.

Международные товаропроизводители, в свою очередь, изменили требования отечественных потребителей к качеству товаров и услуг и оказали  существенное влияние на формирование новых запросов и вкусов у них. Современные покупатели более образованы, более информированы и более требовательны. Они скептически относятся к рекламным объявлениям. Сегодня автолюбителей, например, привлекает машина только в том случае, если в ней есть климат - и круиз-контроль, подогрев сиденья и зеркал; любая домохозяйка не хочет обходиться без кухонного комбайна и стиральной машины-автомата; каждому школьнику и студенту нужен компьютер. Изменились не только жизненные нормы, но и стили. Современный мир отличается тем, что снижается производство стандартных товаров широко потребления. В наши дни становится все труднее найти два одинаковых галстука, два идентичных выходных платья или две похожие машины. Сегодня все чаще встречаются такие, к примеру, слоганы, как «индивидуальная мебель» или одежда «Не для всех» (Not for Everybody). Растущее, усиливающее многообразие рынков товаров и услуг означает, что стратегия многих продуктово-рыночных комбинаций становится все более дифференцированной. Это сокращает жизненный цикл товара, заставляет производить товары небольшими партиями, увеличивая при этом производство дифференцированной продукции, разработанной и произведенной для особых групп потребителей. Все эти процессы в совокупности приводят к необходимости постоянного обновления или совершенствования имеющихся товаров и предопределяют разработку новых технических решений. При этом конкуренция с каждым днем становится динамичнее. Одним из показателей ее динамики может служить время, в течение которого соперники имитируют новый товар, выпущенный одним из участников рынка. Опыт успешно развивающихся компаний показывает, что сегодня выживает тот, кто умеет быстро реагировать на изменения и постоянно занимается инновациями.

Таким образом, изменение  требований покупателей к качеству товаров и услуг, возрастающее многообразие новой продукции с одновременным сокращением времени ее выведения на рынок, усиление конкуренции, вызывают необходимость адекватного реагирования со стороны товаропроизводителей на изменения внешней среды.

Таким образом, анализ промышленных предприятий, успешно ведущих инновационную деятельность, показывает, что основным побудительным мотивом для разработки инноваций является желание и стремление руководства вести стратегическую деятельность вообще и осуществлять инновационную в частности. Другими словами, на предприятии должен быть лидер-новатор, который готов выделить ресурсы на разработку новой продукции и постоянно заинтересовывать в инновациях весь персонал. Из мирового опыта нам известно, что стремление к инновациям таких известных менеджеров, как Билл Гейтс из компании Microsoft, Акио Морито из Sony, Джека Уэлча из General Electric, привело их компании к мировому лидерству.

2. Ключевые моменты организации инновационной деятельности на предприятии

 

Конкуренция и инновационная  деятельность взаимосвязаны. Производители и потребители в процессе использования устаревшей техники и технологии получают дифференциальный убыток, в результате чего вынуждены сокращать издержки производства на основе инноваций. Предприятия, первые освоившие инновации, имеют возможность снижать издержки производства и, соответственно, стоимость реализуемых товаров, следствием чего является укрепление своих позиций в конкурентной борьбе с субъектами рынка, предлагающими аналогичные товары.

Таким образом, выживаемости субъектов рынка в конкурентной борьбе способствует инновационная деятельность. Конкуренция и инновации диалектически взаимосвязаны и дополняют друг друга, так как,

во-первых, конкуренция - главный фактор восприимчивости  субъекта рынка к техническим новинкам.

во-вторых, конкуренция  вынуждает предпринимателя постоянно  искать и находить новые виды продуктов  и услуг, которые нужны потребителям и могут удовлетворить их потребности.

в-третьих, конкуренция  способствует тому, что предприниматели  стараются освоить продукцию высокого качества по ценам рынка с целью удержания потребителей.

в-четвёртых, конкуренция  стимулирует использование наиболее эффективных способов производства.

в-пятых, конкуренция  вынуждает предпринимателей оперативно реагировать на желания потребителей.

в-шестых, конкуренция  обеспечивает высокий доход тому, кто упорно и производительно  трудится.

Конкурентоспособность предприятия включает в себя комплекс экономических характеристик, которые  определяют его положение в отрасли, например, характеристики товара, факторы, формирующие экономические условия производства и сбыта продукции.

Конкурентоспособность продукции и конкурентоспособность  предприятия соотносятся между  собой как часть и целое. Конкурентоспособность  предприятия зависит от конкурентоспособности продукции и от совокупности экономических методов деятельности предприятия, отражающихся на результатах этой деятельности.

На уровень конкурентоспособности  предприятия важное воздействие  оказывают инновации. Для обеспечения  конкурентных преимуществ необходимо выявить факторы, воздействующие на отношение потребителей к предприятию и его продукции. Эти факторы можно систематизировать следующим образом:

  • коммерческие условия;
  • организация сбытовой сети;
  • организация технического обслуживания продукции;
  • представление о предприятии со стороны потребителей;
  • воздействие тенденций развития конъюнктуры на положение предприятия на рынке.

Организационными мерами, направленными на повышение конкурентоспособности  предприятия, могут быть следующие:

  • обеспечение технико-экономических и качественных показателей, создающих приоритетность продукции предприятия на рынке.
  • изменение качества изделия и его технико-экономических параметров с целью учета требований потребителя.
  • выявление и обеспечение преимуществ продукта по сравнению с заменителями.
  • выявление преимуществ и недостатков товаров-аналогов, выпускаемых конкурентами и использование этих результатов.
  • определение возможных модификаций продукта путем повышения качественных характеристик.
  • выявление и использование ценовых факторов повышения конкурентоспособности продукции.
  • нахождение и использование возможных приоритетных сфер применения продукции, особенно инновационной.
  • дифференциация продукции.

Следовательно, оценка конкурентоспособности  предприятия на конкретном рынке или его сегменте основывается на анализе технологических, производственных, финансовых и сбытовых возможностей предприятия.

Информация о работе Инновации как метод повышения конкурентоспособности предприятия