Инновации как метод повышения конкурентоспособности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 12:17, реферат

Описание работы

Необходимо разграничить понятия «новшество» и «инновация». Понятие «новшество», происходящее от англ. invention, принято определять как новую идею, которая в процессе разработки может быть реализована в новый продукт, новую технологию, новый метод и т.п. Понятие «инновация», в англ. innovation, следует понимать как новый или усовершенствованный продукт или технологию, созданную в результате использования новшества и реализуемую на рынке или внедренную в производственную, управленческую или иную деятельность.

Содержание работы

1. Понятие инновации в экономической науке 3
2. Ключевые моменты организации инновационной деятельности на предприятии 7
3. Творческая активность персонала и внедрение инноваций на предприятии 12
4. Комплекс организационных форм инновационной деятельности 19
5. Роли специалистов в инновационной деятельности 25
Список литературы 30

Файлы: 1 файл

реферат им.doc

— 153.00 Кб (Скачать файл)

«Администратор». В условиях, когда для успешного функционирования фирмы и инновационного проекта на стадии реализации требуются жесткий контроль и экстраполяционное планирование (т.е. планирование на перспективу в предположении сохранения в будущем сегодняшних тенденций развития), акцент в требованиях к руководителю делается на его способность оценивать эффективность работы организации, а не на личностные качества.

«Плановик» стремится к оптимизации будущей деятельности фирмы, концентрируя основные ресурсы в традиционных областях деятельности фирмы и направляя организацию на достижение поставленных целей.

«Предприниматель», хотя и ориентирован на будущее, отличается от «плановика» тем, что стремится изменить динамику развития организации, а не экстраполировать ее прошлую деятельность. В то время как «плановик» оптимизирует будущее организации в области ее сегодняшней деятельности, «предприниматель» ищет новые направления деятельности и возможности расширения номенклатуры продукции фирмы.

«Вольный сотрудник» - статус сотрудника, институциирующий новаторство. Классический пример дает принятая фирмой «IBM» (США) программа «Вольный сотрудник». Насчитывается их примерно 45, этих «мечтателей, еретиков, возмутителей спокойствия, чудаков и гениев». Вольный сотрудник получает, в сущности, полную свободу действий на пять лет. У него совсем простая роль: сотрясать систему организации фирмы.

«Золотые воротнички» - это высококвалифицированные ученые и специалисты, обладающие предпринимательским подходом к использованию своих профессиональных знаний. Абсолютное их большинство работает по найму - в корпорациях, университетах, консультационных фирмах. Часть специалистов совмещает работу по найму с предпринимательской деятельностью. Это проявляется в организации или внутрифирменных рисковых предприятий, работе по контракту сразу в нескольких фирмах.

«Научно-технические  привратники» или «информационные звезды» относятся к категории ключевых специалистов лабораторий НИОКР и отличаются от своих коллег ориентацией на внешние информационные источники. Они читают гораздо больше других, в частности, более «трудную» литературу. Они поддерживают широкие долговременные контакты со специалистами в других организациях. Такой сотрудник служит посредником между коллегами в своей организации и внешним миром, он эффективно соединяет свою организацию с научной и технической деятельностью в мире в целом.

«Альтернативный персонал» представляет собой внештатных временных сотрудников. Руководители организаций давно прибегают к услугам временных работников, используя их в периоды повышенной нагрузки или при нехватке персонала. Еще в середине 1970-х гг. они пришли к выводу, что умело вовлекая в работу внештатников, можно добиться превосходства над конкурентами. Например, в отделении полупроводниковых изделий фирмы «Моторола» привлечение внештатных сотрудников, число которых в отдельные периоды превосходило количество постоянных работников, позволило избежать значительных сокращений штатов, характерных для периода спада. В настоящее время из-за конкуренции, отрицательно сказывающейся на уровне прибыли, приходится сводить к минимуму состав постоянных сотрудников, что делает задачу подбора высококвалифицированных временных работников весьма актуальной. Такие «нестандартные» коллективы называются не только альтернативным, но и дополнительным или периферийным персоналом. Некоторые исследователи вводят понятие «ядра и оболочки».

Таким образом, в период подъема фирма может взять на работу внештатников. Если впоследствии деловая активность падает, что неизбежно случается в течение жизненных циклов продукции, фирма может провести сокращение штатов за счет временных сотрудников, оставив основной коллектив неизменным. В настоящее время российские организации широко освоили эту практику.

Особенностью современного этапа развития инновационной деятельности является образование в крупнейших фирмах единых научно-технический комплексов, объединяющих в единый процесс исследование и производство. Это предполагает наличие тесной связи всех этапов цикла «наука - производство». Создание целостных научно-производственно-сбытовых систем объективно закономерно, обусловлено научно-техническим прогрессом и потребностями рыночной ориентации фирмы.

В 80-е годы в инновационной  политике крупных фирм отчетливо  проявилась тенденция к переориентации направленности научно-технической  и производственно-сбытовой деятельности. Она выражалась прежде всего в  стремлении к повышению в ассортименте выпускаемой продукции удельного веса новых наукоемких изделий, сбыт которых ведет к расширению сопутствующих технических услуг: инжиниринговых, лизинговых, консультационных и др. С другой стороны, отмечается стремление к снижению издержек производства традиционной продукции.

Особенно заметно эти  тенденции проявляются в инновационном  менеджменте у американских машиностроительных ТНК, которые концентрируют свои усилия на разработке и производстве продукции высокой технической  сложности (радиоэлектронная техника, особенно ЭВМ и микропроцессоры, авиакосмическая техника, энергетическое оборудование, средства автоматизации и др.). Они стремятся за счет монополизации выпуска таких изделий обеспечить быструю амортизацию капитала и сохранить лидерство в определенных секторах рынка машин и оборудования. Одновременно они стремятся к значительному снижению издержек производства в традиционных отраслях машиностроения в целях повышения их конкурентоспособности.

 

Список литературы

 

1. Азгальдов Г.Г., Костин А.В. Интеллектуальная собственность, инновации и квалиметрия // Экономические стратегии, 2008. - №2 (60). - с. 162-164.

2. Артеменко В.Г., Беллендир М.В. Финансовый анализ: Учебное пособие. - М.: ДИС, 2006.

3. Валевич Р.П., Давыдова Г.А. Экономика торгового предприятия. - М.: Высшая школа, 2006

4. Гольдштейн Г.Я. Стратегический инновационный менеджмент: Учебное пособие. - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2006. - 267 с.

5. Донцова Л.В. Инновационная деятельность: состояние, необходимость государственной поддержки, налоговое стимулирование // Менеджмент в России и за рубежом, 2008. - №3. - с. 22-34

6. Ильенкова С.Д. Инновационный менеджмент. - М.: Банки и биржи, 2007. - 468 с.

7. Кирьяков А.Г. Воспроизводство инноваций в рыночной экономике. - Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 2006. - 212 с.

8. Кутейницына Т. Особенности механизмов управления инновационным процессом на стадии реализации // Экономика XXI века, 2008. - №10.

9. Круглов М.И. Стратегическое управление компанией. Учебник для вузов. - М.: Русская Деловая Литература, 2007. - 768 с

10. Медынский В.Г. Скалюй Л.В. Инновационное предпринимательство: Учебное пособие - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 589 с.

11. Орлов А. Основные источники прибыли коммерческой организации // Менеджмент сегодня. - №5. - 2008

12. Орлов А.И., Орлова Л.А. Современные подходы к управлению инновациями и инвестициями // Экономика XXI века, 2008. - №12. - с. 3-26

13. Стоянова Е.С. Финансовый менеджмент: теория и практика. - М.: Инфра - М, 2006

14. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент. - М.: Бизнес-школа, 2006. - 466 с.

15. Финансы, денежное обращение и кредит. Учебник / Под ред. проф. Н.Ф. Самсонова. - М.: ИНФРА-М, 2006

16. Федорова Г.В. Финансовый анализ предприятий при угрозе банкротства. - М.: Омега, 2006

17. Шеремет А.Д. Сайфулин Р.С. Финансы предприятия. - М.: ИНФРА-М, 2006.

18. Харгадон Э. Управление инновациями. Опыт ведущих компаний. - М.: Вильямс, 2007. - 304 с.

 




Информация о работе Инновации как метод повышения конкурентоспособности предприятия